Проблема происхождения славян: славянская колонизация восточно-европейской равнины

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 15:26, реферат

Краткое описание

Задача данной работы, при всем многообразии мнений, выделить бесспорные моменты истории нашего народа, согласиться с теми историками, доводы, которых кажутся более убедительными. Построение работы будет руководствоваться хронологией темы. Основными вопросами ее являются выделение славян, из индоевропейской языковой семьи, расселение восточных славян, необходимо кратко коснуться занятий и общественного строя славян и в заключении рассмотреть, что представляли славянские племенные союзы, накануне образования государства.

Оглавление

Введение.
I. Славяне – исконные жители Европы
II. Расселение восточных славян и их соседи.
III. Занятия, общественный строй, верования славян.
IV. Начало распада первобытно-общинного строя у восточных славян, предпосылки возникновения государства.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Проблема происхождения славвян - Славянская колонизация восточно-европейской равнины.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

    ****************

11 Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII в.в.  М, 1993. С. 31-33.    История СССР с древнейших времен до наших дней. М., 1966. Т. 1. С. 304

12 Ляпушкин И.И. Славяне восточной Европы накануне образования Древнерусского государства. Л., 1968.

13 История СССР с древнейших времен до наших дней. М., 1966. Т. 1. С. 338-339.

14 Ляпушкин И.И. Славяне восточной Европы накануне образования Древнерусского государства. Л., 1968. С. 7.

15 Кухаренко Ю.В. К. Зарубинецкая культура. М., 1964. С. 5.

16. Хрестоматия  по истории средних веков/Грацианский  Н.П. Сказкин С.Д. М., 1949. Т. 1. С. 18.

17  Карамзин  Н.М. История государства Российского.  Т. 1.// Москва. 1988. № 1. С. 102-103. 

6

проникновении венедов к югу и востоку  от Повисленья. Молчание других источников о продвижении венедов к Дунаю, он объясняет тем, что гуннское нашествие, затмило собой современные ему события.18 Также и Иордан сообщает, правда уже в VI в. н.э , о том, что среди племен, которыми владел Германарих были и венеды.19

    Пребывание  славян на Дунае фиксирует и русский летописец. Но говорит он не о Дунайской прародине славян, как считает А.П. Смирнов,20 а о произошедшем когда-то переселении славян на Дунай. «Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская»21

    II - IV в.в.  известны, как время существования «черняховской культуры». О ней одна группа исследователей говорит, как звене связывающем зарубинецкую культуру с восточно-славянскими племенами. Это мнение В.В. Хвойки приводит Ю.В. Кухаренко.22

    Другие  исследователи считают, что они  имеют различное происхождение. «На зарубинецких и черняховских поселениях, исследованных за последние годы, ни разу не был отмечен убедительным образом факт перерастания одной культуры в другую или тесной связи между ними. Поселения черняховской культуры располагаются обычно совсем в иных местах и условиях, чем зарубинецкие, - не на возвышенных местах, а на ровных участках невысоких речных берегов.23

    То  есть нельзя еще говорить, ни о принадлежности черняховской культуры к славянам, ни отрицать эту связь. Только большое  накопление материалов может решить этот вопрос.

    Время нашей истории до VI в. продолжает оставаться очень спорным периодом. Я представляю ее следующим образом. Первоначально в период II тыс. н.э. – I в. н.э. славяне занимали территорию Центральной Европы с границами указанными мною выше. Названия венетов в это время принадлежит двум языковым группам: населению говорящему на венетском языке и славянам ассимилировавшим их. Окрестные народы, не разобравшиеся в произошедших переменах, именуют славян венетами. Памятниками их, дошедшими до нас, является лужицкая культура, несомненно, славянская. В I в. н.э. их местонахождение указывали Плиний и Тацит, во II в. н.э. Птолемей. Но их привлекает Римская империя, и в IVв. в Певтингеровых таблицах отмечается проникновение славян на Дунай. Но это только первые их племена. Об этом говорит и то, что византийцы о них еще не упоминают. В конце концов, они обосновываются на Дунае, что засвидетельствовал и наш летописец. Но не все славяне перебрались на Дунай, большая часть их осталась на прежнем месте обитания, продвинувшись при этом и далее на восток.  

    ********************

18 Ляпушкин И.И. Славяне восточной Европы накануне образования Древнерусского государства. Л., 1968. С. 9.

19 Хрестоматия по истории средних веков/ Грацианский Н.П. Сказкин С.Д. М., 1949. Т. 1. С. 19.

20 История СССР с древнейших времен до наших дней. М., 1966. Т. 1.С. 300.

21 Повесть временных лет. // Изборник: Повести Древней Руси/ Сост. Л. Дмитриева, Н.Понырко. М., 1987. С. 24.

22 Кухаренко Ю.В. Зарубинецкая культура. М., 1964. С. 5.

23 Ляпушкин И.И. Славяне восточной Европы накануне образования Древнерусского государства. Л., 1968. С. 8. 

    7 
 
 

    II

    РАССЕЛЕНИЕ  ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН И ИХ СОСЕДИ.

    В VI в. славяне впервые упоминаются под собственным именем и отождествляются с венедами.24

    И.И. Ляпушкин считает причиной этого  – уход гуннов с северного берега Дуная, открывший возможность для  славян вплотную подойти к границам Восточной Римской империи.25

    «У  левого их склона (Альп), спускающегося к Северу, начиная от места рождения реки Виступы, на безмерных пространствах расположилось многочисленное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами … Склавены живут от города Новиетуна и озера именуемого Мурсианским, до Данастра, а на север до Висклы; вместо городов у них болота и леса. Анты же сильнейшие из обоих – распространяются от Данастра до Данапра там где Понтийское море образует излучину …26

    И.И. Ляпушкин полагает, опираясь на Иордана и на письменные свидетельства предшествующей поры, существование еще и третьей группы славянских племен – венедов. Он их помещает к северу от склавинов и антов в бассейне р. Вислы, а неупоминание их византийсками историками объясняет тем, что они упоминали тех, с кем им приходилось сталкиваться.27

    Судя  по сообщению Иордана особых различий между склавенами и антами не было. Различались они лишь своим местоположением. О венетах, как я отмечал ранее, в то время почти не сообщают. О склавинах же и антах, имевших постоянные стычки с Византией, данных очень много. Их часто путают между собой. Это и современники, например Прокопий из Кессарии: «… у обоих этих вышеназванных варварских племен вся жизнь и узаконения одинаковы … у тех и других один и тот же язык … и по внешнему виду они не отличаются друг от друга … и некогда даже имя … было одно и то же. В древности оба зти племени назывались спорами.28 С.М. Соловьев считает, что споры это сербы.29

    Так и сегодня многие историки игнорируют разграничение известий относящихся к антам и склавинам.30

    Что говорят о склавинах? Н.М. Карамзин пишет о славянах, представлявших грозу для империи и действовавших  против нее с братьями своими антами. «Ни сарматы, ни готоры, ни самые  гунны не были для империи ужаснее  славян.31 Б.А. Рыбаков говоря о постоянной опасности для Византии, так же называет славян.32

    ********************

24 Хрестоматия по истории средних веков/ Грацианский Н.П. Сказкин С.Д. М., 1949. Т. 1. С. 18.

25 Ляпушкин И.И. Славяне восточной Европы накануне образования Древнерусского государства. Л., 1968. С. 10.

26 Хрестоматия по истории средних веков/ Грацианский Н.П. Сказкин С.Д. М., 1949. Т. 1. С. 18-19.

27 Ляпушкин И.И. Славяне восточной Европы накануне образования Древнерусского государства. Л., 1968. С. 10.

28 Хрестоматия по истории средних веков/ Грацианский Н.П. Сказкин С.Д. М., 1949. Т. 1. С. 24-25.

29 Соловьев С.М. Сочинения. М., 1988. Кн. 1. С.86.

30 Ляпушкин И.И. Славяне восточной Европы накануне образования Древнерусского государства. Л., 1968. С. 10.

31 Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 1.// Москва. 1988. № 1. С. 104. 

32 История СССР с древнейших времен до наших дней. М., 1966. Т. 1., С. 346-347. 

8

    Но, как я уже говорил выше, Иордан все же назвал сильнейшими из них  антов. Тем более они интересны и по той причине, что некоторые из исследователей отождествляют этот союз племен с восточными славянами, а С.М. Соловьев более того отождествляет антов с уличами и тиверцами.33

    Просуществовал  этот союз племен недолго, всего VI-VII в.в. Правда говорят об антах и в IVв. Это упоминание о вторжении готского короля Винитария в пределы антов.34 Но в данном случае у Иордана видимо идет аналогия современных ему славян – антов, со славянами IVв. Тем более те были союзны с родственными аварам – гуннам.35А об отношении антов с аварами я еще скажу.

    Причину недолговечности племенного союза  антов пытается определить И.И. Ляпушкин. Вот возможные на его взгляд причины.

  1. Падение византийской историографии.
  2. Обострение борьбы византийцев с аварами и захват Балканского полуострова славянами (следовательно анты уже не имеют контактов с Византией)
  3. Запустение края антов в результате отлива населения в другие районы в связи с набегами кочевников.
  4. Антами назывались находящиеся в союзе с аварами – славяне, и разрыв этого союза в начале VII в. повлек за собой исчезновение имени этого из обихода и источников.

    Дунай к этому времени перестал быть границей Византии, в силу того, что  Византия оказалась отрезанной от областей к северу Дуная, где обитали славяне-анты и соответственно перестала интересоваться тем, что делалось в этих районах. Сам И.И. Ляпушкин придерживается последнего мнения.36

    Но  откуда взялось само название –  анты? А.И. Попов нашел перевод  слова ant в тюркских языках, где оно может переводиться как «клятва», «братство», «брат». То есть анты это союз племен, связанный договором, клятвой. Вероятно, что так он назывался у соседних племен – аваров, а затем был воспринят и Византией. Но чей это был союз. А.И. Попов считает, что первоначально это был исключительно славянский союз, затем это был союз с аварами, его и описывает Иордан. А Феофилакт Симокатт говорит уже об антах, как союзниках ромеев, состоявших на службе у Византии. А.И. Попов считает, что это было уже в конце существования антского объединения.37

    Видимо  это наиболее вероятный вариант  объяснения недолговечного существования  данного союза. Следовательно, называть антов – прямыми потомками  восточных славян нельзя.

    Далее в византийских источниках опять  следует перерыв. Но этот период начинает освещаться в нашей летописи. Ее недостаток лишь в том, что писалась она в XI в. и в ней отсутствует хронология событий.

    О расселении славян говорится, что восточная  отрасль славян, то есть хорваты  белые, сербы и хорутане, будучи потеснены  врагом, двинулись на северо-восток, « … и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели на Двине и назвались полочанами,

    ******************

33 Соловьев С.М. Сочинения. М., 1988. Кн. 1. С.90.

34 Хрестоматия по истории средних веков/ Грацианский Н.П. Сказкин С.Д. М., 1949. Т. 1. С. 19.

35 Ляпушкин И.И. Славяне восточной Европы накануне образования Древнерусского государства. Л., 1968. С. 17.

36 Ляпушкин И.И. Славяне восточной Европы накануне образования Древнерусского государства. Л., 1968. С. 12-13.

37 Попов А.И. Названия народов СССР. Л., 1973. С.34-36  

9

по речке, впадающей в Двину, по имени Полота … . Те  же славяне, которые сели  около озера Ильменя, прозвались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами.38.

    С.М. Соловьев так представляет расселение всех известных нам племен восточных  славян. Он полностью согласен с летописцем и утверждает, что расселение народов происходило от хорватов на восток до Днепра, то есть древляне и поляне. Затем оно пошло по правобережью Днепра на Север до словен новгородских, и потом по его левобережью продолжалось на юг до северян. Племена вятичей и радимичей пришли позже с запада, на земли еще свободные от других племен.39

    Почти нет разногласий по поводу того, откуда появились древляне, поляне и северяне. Все согласны, что пришли они с Подунавья. Подтверждает это наша летопись и такими сведениями, как легенда о князе Кие, упоминанием городка Киевец на Дунае.40 Нет больших разногласий и по поводу прихода радимичей и вятичей. Спорят на счет выражения «от ляхов». Но его нельзя понимать буквально, а видимо летописец хотел сказать, что пришли они с запада, со стороны ляхов. Тем более в то время ляшские славяне, как государство, еще не сформировались. Языковеды и археологические данные подтверждают мнение летописца. А И.И. Ляпушкин, кроме того, приводит заключение лингвистов, производящих «вятичи» от венедов.41

    Дулебы, бужане,  уличи и тиверцы, а  также хорваты по-видимому, остались на своих местах, где ранее их присутствие отмечалось, под именем склавинов и антов, византийскими  историками.

    Сложнее вопрос с полочанами, дреговичами, кривичами, словенами новгородскими. По сообщению летописца они, также пришли с Дуная. Согласен с ними и С.М. Соловьев.42

    Но  я снова обращусь к этнонимике. Вот, как А.И. Попов объясняет название «кривичи». В латышском языке  krievs означает русский, что говорит о давнем соприкосновении латышей с кривичами.43

И.И. Ляпушкин приводит примеры, что бытовые и  хозяйственные комплексы славян лесной зоны, найденные на поселениях, по своему облику ближе к одновременным памятникам западных славян, чем к памятникам южной полосы, того же времени. Памятники эти датируются IX – X в.в., а период, о котором говорится в летописи, VII в, полностью отсутствует в археологических памятниках, и наводит на мысль, что эти племена пришли раздельно, от племен пришедших с Дуная.44 Указывает он и на языковый материал первой Новгородской летописи, показывающей близость новгородских словен с западными.

      Теперь об общей картине расселения восточно-славянских племен. В конце VI – начале VII в.в часть славян под давлением аваров и гунно-болгаров начали

Информация о работе Проблема происхождения славян: славянская колонизация восточно-европейской равнины