Проблема происхождения права

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Моя задача заключается в том, чтобы выяснить реальные и объективные причины развития и становления права, его особенности и закономерности. Выяснить, какая из теорий о происхождении права представляет собой особую ценность на данном этапе человеческого развития для того, что бы правильно и целенаправленно организовывать свою деятельность в дальнейшем.

Файлы: 1 файл

Проблема происхождения права.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

Содержание расовой теории составляли развиваемые тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас. Положения о решающем влиянии расовых различий на истории, культуру, государственный и общественный строй. О делении людей на высшую и низшую расы. Из которых первые являются создателями цивилизации и призванная господствовать в обществе и государстве. Вторые не способные ни только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. Их удел - слепое и беспрекословное повиновение. С помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими.

Один из основателей расовой теории француз Ж. Гобино (1816-1882 гг.) объявлял арийцев «высшей расой», призванной господствовать над другими расами. В фашисткой Германии была предпринята попытка переписать всемирную историю заново как историю борьбы арийской расы с другими расами. Носительницей духа высшей арийской расы объявлялась Германия. К низшим расам относились семиты, славяне и другие.

На расовой основе создавалась особая система ценности «души расы», «чистоты крови», «вождя нации» и т. п. Высшей цели арийца объявлялось сохранение чистоты крови. «Люди гибнут не из-за проигранных войн, - писал Гитлер в «МАЙН КАМПФ», - а из-за потери сопротивляемости... Все, что не является полноценной расой на земле - плевелы».

Важным средством решения всех важнейших государственно-правовых и божественных проблем объявлялась война. Для их оправдания использовались положения, высказанные известным немецким философом Ф. Ницше (1844 - 1890гг.) типа: «война для государства такая же необходимость, как раб для общества», «любите мир как средство к новым войнам».

                   

Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология. Но как «научная», академическая доктрина она имеет хождение в западных странах и в настоящее время.

                  Материалистическая (классовая) теория

Суть теории заключается в том, что государство явилось на смену родоплеменной организации, а право - обычаям.

Основные положения материалистической теории представлены представлены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса.

Классовость и экономическая обусловленность права является важнейшим принципиальным положением марксистской теории. Основным содержанием этой теории является представление о том, что право является продуктом классового общества; выражением и закреплением воли экономически господствующего класса. При данных отношениях «господствующие индивиды... должны конституировать свою силу в виде государства и придать своей воле... всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона». То есть, возникновение и существование права объясняется необходимостью закрепления воли экономически господствующего класса в виде законов и нормативным регулированием общественных отношений в интересах этого класса. «Право есть лишь возведенная в закон воля».

Впоследствии положения марксисткой теории прочно вошли в отечественное право. На основе классового признака права делался вывод, что в обществе, где отсутствуют антагонистические классы, в праве выражается воля всех дружественных классов и слоев общества, руководимых рабочим классом.

Право полностью только тогда, когда общество осуществит правило: «от каждого по способности, каждому по потребностям», то есть когда люди настолько привыкнут к соблюдением основных правил общежития, что они добровольно будут трудиться по способностям.

Материалистическая теория ограничивает жизнь права историческими рамками классового общества. Она считает, что право - исторически преходящее явление, которое необходимо обществу лишь на определенном этапе его развития. С исчезновением классов, оно утратит полностью свою социальную ценность. Маркситско - ленинская теория утверждает, в полной мере определяемое его волей.

Заслугой марксизма являются постулаты о том, что право - это необходимый инструмент обеспечения экономической свободы индивида, являющийся «беспристрастным» регулятором отношений производства и потребления. Его нравственные основы в цивилизованном мире учитывают и реализуют объективные потребности общественного развития в рамках дозволенного и запрещенного поведения участников общественных отношений.

Представители других концепций и теорий происхождения права считают положения материалистической теории односторонними, неверными, так как они не учитывают психологических, биологический, нравственных, этнический и других факторов, обусловивших формирование общества и возникновение государства. Тем не менее, считает Шершеневич, огромная заслуга экономического материализма состоит в доказательстве выдающегося значения экономического фактора, благодаря которому «в конечном счете» можно увязать «даже высокие и благородные чувства человека с материальной стороной его существования». «Во всяком случае, - продолжает Шершеневич, - экономический материализм представляет одну из самых крупных гипотез в учении об обществе, способную лучше всего объяснить массу общественных явлений».[4, c.179]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Закономерности развития права

Определяющая закономерность развития права за­ключается в том, что в ходе исторического прогресса пра­во из инструмента государственной власти все более пре­вращается в самостоятельную, высокозначимую силу, в самостоятельным мощный регулятивно-охранительный фактор, призванный утверждать в обществе свободу и справедливость, неотъемлемые права и свободы человека.

На  первых, исходных ступенях своего развития право было  составным   элементом  теократически-азиатскзих, рабовладельческих,   феодальных   обществ,   отражая   притом в каждую историческую эпоху своеобразие того или иного государства.  Его  публично-правовые  институты  были неразвиты, примитивны; в нем сильны были элементы, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ право личной зависимости  (рабовладельческой,     феодально-крепостнической,     феодально-сословной, иерархической),  произвол  и  бесконтрольность  институтов и учреждений публичной власти, «кулачное право» - право сильного; доминировало обычное право,  нередко  партикулярное,  раздробленное,  привязанное  к той  или иной местности, и т. д.

Вместе с тем для права характерен правовой прогресс, шедший со времен Древнего Мира и в полной мере  развернувшийся  в условиях демократии,  после победы  с буржуазно-демократических революций.

Этот правовой прогресс во многом связан со всемирно-историческим феноменом — римским частным правом, что уже отмечалось.

Наряду с могучим влиянием на ход правового развития культуры  римского частного права существенную роль в этой области сыграл весь дух эпохи Возрождения, представления  и  разработки  великих  мыслителей-просветителей  Руссо,  Монтескье,   Вольтера,   многих  других,   возвысивших идеи общественного договора, естественного права, прав и свобод человека.

Отсюда  и  вытекают те  основные направления  правового прогресса, которые связаны с буржуазно-демократическими революциями.    Это  (наряду с резким    возвышением правосудия):

обогащение позитивного права естественно-правовыми идеями и ценностями. В условиях демократии позитивное право  становится   во  многом   носителем     и  выразителем естественных,   прирожденных    прав  человека   (право на жизнь, на свободу, на свободный выбор общественного и государственного строя и т. д.); получает признание и реа­лизацию  идея  общественного договора,  в соответствии  с которой  государственные и правовые  институты  не  «на­вязываются сверху», а устанавливаются на основе обще­ственного согласия;

утверждение начала правового государства. Это озна­чает, что политическая власть ставится под эгиду права, под его контроль и, следовательно, должна функциониро­вать в качестве государственной власти в рамках всех ин­ститутов государства и права, в сочетании и во взаимодействии со всеми институтами гражданского общества. В содержание права, его норм и принципов, наряду с ка­тегорией прав и свобод человека все более входят два основополагающих начала правового государства. Одно — общедозволительное («дозволено все, кроме прямо запре­щенного законом»), действующее в отношении граждан, их объединений. Другое — разрешительное («дозволено только то, что прямо предусмотрено законом»), действую­щее в отношении властных государственных органов и должностных лиц;

возвышение частного права. В новых экономических условиях демократического общества гражданское право, охватывающее собственность, договорные обязательства, иные имущественные отношения, стало выражением все­общности рынка, экономической свободы, гарантом авто­номии личности, юридического приоритета ее воли. По­этому оно резко выдвинулось вперед в правовой системе, оттеснив публичное право и даже проникая в него, преж­де всего применительно к личности, ее достоинству, абсо­лютности и ненарушимости ее прав. Уже в XIX веке были приняты важнейшие законодательные акты в сфере част­ного права, такие, как Французский гражданский кодекс — Кодекс Наполеона (1801 —1803 гг.), Германское граж­данское уложение, и др.

Понятно, все эти направления правового прогресса, включая неуклонное развитие правосудия (как и развитие государства в условиях демократии) — не более чем тен­денции. Далеко не во всех странах они имели и имеют сейчас последовательный характер; нередко, особенно при установлении в той или иной стране авторитарного режи­ма, возникали и иные тенденции, связанные с «опубличением», огосударствлением права, усилением в нем ре­прессивных начал, упрощением процессуальных гаран­тий и т. д.

Тем не менее отмеченные закономерности, связанные с возвышением права, с превращением его в могучий регулятивно-охранительный фактор, утверждающий ценности цивилизации, проходят через всю историю человечества. И особо значимы они сейчас, на современном этапе разви­тия цивилизации.

Право в современном гражданском обществе выдвига­ется в самый центр общественно-политической жизни, про­должается его возвышение. И это в высшей степени суще­ственно потому, что именно через право во многом утверж­даются в обществе приоритет личности, ее высокий статус, права и свободы человека, господство нравственно-духовных, гуманитарных начал.  Все это предопределяет такой качественный поворот в развитии общества, когда оно, как уже отмечалось, становится не только «гражданским», но и «правовым».   Причем   правовой     характер   общества - всего общества, а не только одной государственной власти — выступает в  качестве его  преобладающей,  наиболее существенной черты.

Среди ряда уже ранее названных особенностей права современного гражданского общества нужно выделить то, что права и свободы человека не только все более становятся целью законодательства и направлений правовой политики, но и прямо включаются в содержание правового регулирования как непосредственный критерий при определении правомерности  того или  иного  поведения,  предмет судебной защиты. Отсюда, в частности, возможность обжалования   государственных   актов   в   международные правосудные органы в случаях, когда, по мнению заявителя, ущемляются права человека. [2, c. 59-62]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Право явление многогранное. Рассмотренные нами теории по разному объясняют причины происхождения права. Попытка их обобщение и осмысления в рамках одной универсальной  теории вряд ли возможно, хотя такие попытки и предпринимались. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения права.

История цивилизации знает десятки, сотни правовых теорий. Глубокие умы человечества в течение веков бились над разгадкой феномена права, раскрытием его сущности. Правовые теории прошлого являлись завоеванием человеческой культуры, стремлением научной мысли проникнуть в самую сердцевину человеческих отношений.

В наиболее общем виде все разнообразие взглядов на разнообразие права  может быть сведено к противостояний двух исходных принципиальных позиций. Одна из них заключается в объяснение права как средств силы, средств преодоления общественных противоречий и обеспечения порядка прежде всего путем насилия, путем принуждения. С этой точки зрения право является орудиями и средствами в руках одной части общества для провидения своей воли, для подчинения этой воли других членов общества. Суть права составляет силу принуждения, подавления. Наиболее четко и последовательно эта позиция обоснована теорией насилия. Вторая точка зрения состоит в том, что право обеспечивает порядок в обществе путем снятия противоречия, достижения социальных компромиссов. С этой позиции функционирование права выражается в общих скоординированных интересах различных групп общества. Суть права составляет общественное согласие, компромисс. Наиболее четко эта позиция обоснована теорией общественного договора.

 

 



Информация о работе Проблема происхождения права