Преобразования Петра Великого

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 00:57, доклад

Краткое описание

Преобразования Петра Великого, его деятельность, личность, роль в судьбе

России - вопросы интересующие и привлекающие внимание исследователей нашего

времени не менее чем в прошлые века.

Файлы: 1 файл

Преобразования Петра Великого.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

существенно отличалась от той , которая досталась в наследство  Петру.  Эта

армия явилась  той силой , которая могла оказать  реальное  сопротивление,  а

после победы в  Северной войне она заставила  всю Европу взглянуть на  Россию

, как на сильную  державу.

           Петр оставил после себя  военную   организацию,  доказавшую  свои

блестящие боевые качества и  составляющую  одну  из  бесспорных  и  славных

заслуг Преобразователя. Важное значение для организации  армии имела  табель

о  рангах,  но  она  имела  значение  и  для  штатских  организаций.   Этот

законодательный акт определил порядок прохождения службы как военных так  и

штатских чиновников. Табель предусматривала постепенное  продвижение  вверх

по служебной  лестнице, но не исключала возможности  обратного движения.

|Чины военные    |                |штатские чины   | Классы         |

|Морские         |Сухопутные      |                |                |

|Генерал-адмирал  |Генералиссимус  |Канцлер         |                |

|                |Фельдмаршал     |                |I               |

|адмирал         |Генерал по      |Ответственный   | II             |

|                |артиллерии;     |тайный советник.|                |

|                |генерал от      |                |                |

|                |кавалерии;      |                |                |

|                |генерал от      |                |                |

|                |инфантерии.     |                |                |

| вице-адмирал.  |Генерал-лейтенан|Тайный советник.|                |

|Контр-адмирал   |т;              |Действительный  |III- IV         |

|                |генерал-майор.  |статский        |                |

|                |                |советник.       |                |

|капитан-командор|Бригадир        |Статский        |                |

|                |                |советник.       |V               |

|Капитан I ранга.|Полковник.      |Коллежский      |                |

|                |                |советник.       |VI              |

|Капитан II      |Подполковник.   |Надворный       |                |

|ранга.          |                |советник.       |VII             |

|Флота           |Майор.          |Коллежский      |                |

|капитан-лейтенан|                |асессор.        |                |

|т.              |                |                |VIII            |

|Артиллерийский  |                |                |                |

|капитан.        |                |                |                |

|III рапга.      |                |                |                |

|Флота лейтенант.|Капитан или     |Титулярный      |                |

|Артиллерийский  |ротмистр.       |советник.       |IХ              |

|капитан.        |                |                |                |

|Артиллерийский  |Штабс-капитан   |Коллежский      |                |

|лейтенант.      |или             |секретарь.      |Х               |

|                |штабс-ротмистр. |                |                |

|                |                |Сенатский       |                |

|                |                |секретарь.      |ХI              |

|Флота мичман.   |Поручик         |Губернский      |                |

|                |                |секретарь.      |ХII             |

|Артиллерийский  |Поручик         |Сенатский       |                |

|констебль.      |                |регистратер.    |ХIII            |

|                |Прапорщик или   |Коллежский      |                |

|                |корнет.         |регистратор.    |ХIV             | 

Табель была объявлена 24 января 1722года. Указ о табели не допускал  каких-

либо нарушений  в порядке прохождения службы.

           Огромное  значение  Петр  придавал  военно-морскому  флоту,  его

созданию и развитию. Неудачи первого Азовского похода очень ясно  показали,

что без сколько-нибудь  сильного  флота причерноморскую крепость  взять

невозможно. Поэтому  Петр отдает указ о  построении  флотилии.  Созданная  в

одну зиму флотилия была проведена по мелким рекам к  Азову. Флотилия  стояла

в чужом море, где  не было ни одной  гавани,  которая  бы  принадлежала  ей.

Корабли этой флотилии были  построены  из  мерзлого  дерева  и  ,по  словам

иностранных экспертов , годились лишь на дрова. Петр делал  все возможное со

своей стороны  для укрепления и развития флота, по  этой  причине  на  смену

малограмотным мастерам были приглашены английские  и  голландские  мастера,

которые славились  своим мастерством в этом деле.

           Возникли арсеналы и портовые  мастерские.  Наскоро  были  обучены

матросы и офицеры. Было устроено общее  управление  флотом;  адмирал Крюйс

составил правила  морской службы. И уже  в  1710г.  Черное  море  пересекали

русские корабли.

           Еще до начала войны со шведами  ,начинаются столкновения с   ними.

Петр понимает ,что без военного флота ему  не овладеть Невой и  ее  устьями.

Ввиду этого Петр начинает постройку нового флота  и берет в ней сам активное

участие наравне  с  мастерами-плотниками,  кузнецами  и  др.  .Русские  суда

строили по лучшим английским и голландским чертежам. Отрицательное  влияние

на развитие флота оказывала отдаленность верфей  от  моря.  Это обусловило

необходимость позаботиться об обустройстве  кораблестроения  в  Петербурге,

строительство корабельных  мастерских началось 5 ноября 1704года.

           “Первыми русскими матросами  были те же  “потешные“.  Петр  начал

заботиться о  создании личного  состава  флота  еще  в  1697году:он  отправил

несколько партий учеников в  Венецию,  Англию  и  Голландию.  В  1699г.  они

вернулись  обратно  в  Россию  .Надеясь  обнаружить  глубокие   познания   в

корабельном и  морском деле у учеников,  Петр  делает  им  экзамен  в  городе

Воронеже. Из всех учеников, хотя  бы  удовлетворительно,  экзамен  выдержали

только 4 человека.“1 Ощущалась  острая  нехватка  квалифицированных  кадров,

поэтому Петру  пришлось  нанять  матросов,  офицеров  и  кораблестроителей  в

Англии и Голландии.

         Детище Петра - Российский флот  не раз сыграл важную  роль  в  жизни

государства.  Первая  победа  русских  на  море-победа  у  мыса  Гангут,   в

результате которой  Петр заполучил Финляндию.  Эта  победа  доказала  военную

мощь и знание морского дела . После победы у м. Гангут Петр  стал  проводить

довольно дальние  военные  рейды.  Русский  флот  становился  все  сильнее  и

опытнее. Он стал флотом, который уважали  державы-обладательницы  крупнейших

флотов: Англия, Дания, Голландия. ярким примером этого  было событие  1716г.:

Петру I  предложили  командовать  флотами  четырех  держав(  Дания,  Англия,

Голландия, Россия) для охраны торговых кораблей  от  шведских  каперов.  Это

событием огромной важности для Петра и он проявил  себя наилучшим  образом  в

этой кампании.

           Таким образом Петр I вывел   Россию  в  ранг  морских   держав.  В

большей степени  благодаря именно военно-морскому  флоту  удалось  “прорубить

окно в Европу”, что оказало свое влияние на дальнейшее  развитие  империи и

укрепления ее могущества.

РЕФОРМЫ ВЛАСТИ,БЫТА,КУЛЬТУР1

           Старые обветшалые органы  управления  были  уже  непригодны  для

дальнейшего  употребления   и   необходимость   в   преобразовании   системы

управления была вызвана настоятельной потребностью того времени.

           Административные преобразования  Петр I начал проводить  в   конце

ХVII в., но  они  проходили  в  очень  сложных  условиях.  Наряду  с  новыми

органами администрации существовали старые  сильно  устаревшие  их  формы  -

такое сочетание  столь  различных  и  несоответствующих  друг  другу  органов

привело к тому, что они не только мешали , но и  вредили  друг  другу.  Новые

сподвижники Петра  одетые и снаряженные на европейский лад стояли  рядом с

окольничими, кравчими, постельничими; старые  приказы  красовались  рядом  с

учреждениями Нового образования.  Главной  же  проблемой  являлось  то,  что

новые учреждения заимствовали у западных только форму,  а  остался  прежним.

Другими словами, старое содержание перелили в новую  форму, но  от  этого  же

оно не изменилось. Это противоречие привело к  тому,  что  принцип  действия

новых органов  остался старым.  ”В  1708г.  была  проведена  административно-

территориальная  реформа,  следствием  которой  было  создание   8   крупных

губернаторств. Это  решение было вызвано войной, т.к. сколько новых единиц  ,

столько ядер новых  военных  организаций.  Результатом  этой  реформы  уже  в

1709г. проявился  в  ходе  битвы  под  Полтавой.“1  Созданные губернаторства

представляли  собой  военные  и  финансовые  округа.  Решение   о   создании

губернаторств   было   тесно   связано   с   делами   казначейства:    ранее

существовавшая  система  поступления  доходов  предполагала  то  ,  что  это

поступление должно быть централизованным а в роли центра  выступала  Ратуша.

Но у Петра  были свои планы, сосредоточение доходов  в  Ратуше  привело  бы  к

тому,  что  средства  были  бы  неминуемо  распределены   между   различными

учреждениями, имевшими своих  представителей  в  городской  управе;  а  царь

намеривался  большую   часть   доходов   использовать   на   военные   цели.

Разъединенные, без  непосредственной связи с  государством,  кроме  как  воли

царя, губернаторства должны  были ему в этом  помогать.  Это и являлось

основной причиной их  создания.  У  новоучрежденных  администраций  не  было

четко определенных функций и  полномочий,  но  главной  возлагаемой  на  них

задачей было пополнение военной казны. Возник конфликт, т.к. царь  думал об

увеличении поступлений  в казну от созданных администраций  ,  а  те  считали

себя обязанными защищать свои интересы. Петр прибегнул  к  обычному  приему:

указом  от  6  июня  1712  г.  деньги  были  просто  отобраны   и   переданы

Информация о работе Преобразования Петра Великого