Преобразования Петра Великого

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 00:57, доклад

Краткое описание

Преобразования Петра Великого, его деятельность, личность, роль в судьбе

России - вопросы интересующие и привлекающие внимание исследователей нашего

времени не менее чем в прошлые века.

Файлы: 1 файл

Преобразования Петра Великого.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

лице Яворского  Петр и не видел активного сторонника, но,  по  крайней  мере,

Яворский не очень  яростно выступа против политики Петра.

           На дороге Петра стала  еще   одна  проблема  -  раскольничество.”

Петру  пришлось  начать  борьбу  с  раскольничеством.  Раскольники,   владея

большими богатствами, отказывались принимать участие  в общих  повинностях  :

поступать на службу  военную  или  гражданскую.  Петр  нашел  решение  этому

вопросу- он обложил  их  двойным  налогом.  Раскольники  отказались  платить-

разгорелась борьба. Раскольников казнили, ссылали  в  ссылку  или  пороли.“3

Петр стремился  оградить себя от влияния церкви, в  связи с этим  он  начинает

ограничивать права  церкви  и  его  ее  главы:  был  содан  совет  епископов,

собиравшийся периодически в Москве, а затем ,  в 1711г.  ,  после создания

Синода- глава церкви потерял последние штрихи независимости.  Таким  образом

церковь была полностью  подчинена государству. Н  царь  прекрасно  понимал  ,

что подчинение церкви простому органу управления является невозможным.  И в

1721 г. был создан  Святейший  Синод,  ведавший  делами  церкви.  ”Синод  был

поставлен  в  один  ранг  с  Сенатом,  выше  всех   остальных   коллегий   и

административных  органов. Структура Синода ничем  не отличалась от  структуры

любой коллегии. В  Синод входили 12 человек. Возглавлял Синод президент  ,  2

вице-президента, 4  советника  ,  5  ассесоров.“1  В  1722г.  названия  были

изменены . Президентом  Синода был назначен  Стефан  Яворский.  После  смерти

Яворского его  обязанности фактически выполнял  Феофан  Прокопович,  человек,

по оценке Петра, умный и образованный. С Петром он был знаком давно,  еще  с

1716г. ,когда царь  заметил этого молодого и   красноречивого  проповедника  и

вызвал его в  Петербург. С этого времени Феофан  Прокопович  стал  деятельным

помощником царя в составлении целого ряда новых  реформ. С церковной  кафедры

он защищал идеи и стремления царя - преобразователя.

           “По указу от 25 января 1721 г.  Синод   был  основан,  а  уже  27

января , заранее  созванные члены Синода принесли присягу и 14  февраля  1721

г. произошло торжественное  открытие.  Духовный  регламент,  для  руководства

деятельностью Синода,  был  написан  Феофаном  Прокоповичем  и  исправлен  и

одобрен царем.”2

           Духовный регламент это законодательный акт, определявший функции

,права и обязанности  Синода, его членов по управлению  Русской  православной

церковью. Он приравнивал  членов  Синода  к  членам  других  государственных

учреждений.

           Церковь отныне полностью подчинялась  светской власти. Нарушалась

даже тайна исповеди. По указу Синода от 26 марта 1722  г.  всем  священникам

предписывалось  доносить  властям  о  намерении  исповедавшегося   совершить

измену или бунт. В 1722 г. церковная реформа  была  завершена  установлением

должности   обер-прокурора   Синода.   Таким   образом   Церковь    лишилась

самостоятельной  политической  роли  и  превратилась   в   составную   часть

бюрократического  аппарата.  Нет  ничего  удивительного  в  том,  что  такие

нововведения вызвали  недовольство духовенства, именно по  этой  причине  они

были на стороне  оппозиции и участвовали в  реакционных заговорах.

           Не только внешний вид управления  церковью изменился, но и внутри

церкви произошли  радикальные  изменения.  Петр  не  жаловал  ни  “белых“  ни

”черных“ монахов. Видя в  лице  монастырей  статью  неоправданных  расходов,

царь решил сократить  расход  финансов  на  эту  сферу,  заявив,  что  укажет

монахам путь к  святости не осетрами , медами и винами  ,а  хлебом,  водой  и

работой  на  благо  России.  По  этой  причине   монастыри   были   обложены

определенными налогами, помимо  этого  им  надлежало  заниматься:  столярным

делом, иконописью, прядением,  шитьем  и  т.д.  -  всем  тем,  что  не  было

противопоказано монашеству.

           Создание такого вида управления и организации  церкви  сам  Петр

объяснил следующим  образом:”  От  соборного  правления  можно  не  опасаться

Отечеству мятежей  и смущения, каковые  происходят  от  единого  собственного

правления духовного...“1

           Таким образом Петр устранил угрозу покушения духовной власти  на

светскую, и поставил церковь на службу государству. Отныне церковь  являлась

частью той опоры  на ,которой стояла абсолютная монархия.

           Реформы Петра Великого касались  различных сфер жизни общества. В

1699 г. Петр издал  указ о изменении календаря.  Ранее  летоисчисление  велось

по календарю  византийского образца: Новый год  начинался 1 сентября.  С  1699

года Новый год  должен был начинаться с 1 января,  по  европейскому  образцу.

Эта реформа вызвала большое недовольство, т.к. ранее  летоисчисление  велось

от сотворения мира, а в пересчете на новый  лад 1700 г. должен был  наступить

только через 8 лет.

           В новом 1700 году был издан  указ  о  создании  в  Москве  первых

аптек; другим  указом запрещалось ношение ножей под страхом кнута или

ссылки. В 1701 г. либеральный  дух нового царствования  был  выражен  в  ряде

указов: воспрещалось падать  на  колени  при  появлении  государя;  обнажать

голову зимой , проходя мимо дворца. В 1702 г. наступил черед  реформирования

семейной жизни: были сделаны попытки обеспечить брачный союз более  прочными

нравственными  гарантиями.  После  посещения  Франции  Петр  издает  указ  о

гостеприимстве.

           Радикально  изменяется  положение   женщины  в   обществе.   Петр

попытался приобщить  ее к современной  светской  жизни,  по  примеру  Запада,

обеспечить высшие круги к новым формам обхождения. 

Информация о работе Преобразования Петра Великого