Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 00:57, доклад
Преобразования Петра Великого, его деятельность, личность, роль в судьбе
России - вопросы интересующие и привлекающие внимание исследователей нашего
времени не менее чем в прошлые века.
лице Яворского Петр и не видел активного сторонника, но, по крайней мере,
Яворский не очень яростно выступа против политики Петра.
На дороге Петра стала еще одна проблема - раскольничество.”
Петру пришлось начать борьбу с раскольничеством. Раскольники, владея
большими богатствами, отказывались принимать участие в общих повинностях :
поступать на службу военную или гражданскую. Петр нашел решение этому
вопросу- он обложил их двойным налогом. Раскольники отказались платить-
разгорелась борьба. Раскольников казнили, ссылали в ссылку или пороли.“3
Петр стремился оградить себя от влияния церкви, в связи с этим он начинает
ограничивать права церкви и его ее главы: был содан совет епископов,
собиравшийся периодически в Москве, а затем , в 1711г. , после создания
Синода- глава церкви потерял последние штрихи независимости. Таким образом
церковь была полностью подчинена государству. Н царь прекрасно понимал ,
что подчинение церкви простому органу управления является невозможным. И в
1721 г. был создан Святейший Синод, ведавший делами церкви. ”Синод был
поставлен в один ранг с Сенатом, выше всех остальных коллегий и
административных органов. Структура Синода ничем не отличалась от структуры
любой коллегии. В Синод входили 12 человек. Возглавлял Синод президент , 2
вице-президента, 4 советника , 5 ассесоров.“1 В 1722г. названия были
изменены . Президентом Синода был назначен Стефан Яворский. После смерти
Яворского его обязанности фактически выполнял Феофан Прокопович, человек,
по оценке Петра, умный и образованный. С Петром он был знаком давно, еще с
1716г. ,когда царь заметил этого молодого и красноречивого проповедника и
вызвал его в Петербург. С этого времени Феофан Прокопович стал деятельным
помощником царя в составлении целого ряда новых реформ. С церковной кафедры
он защищал идеи и стремления царя - преобразователя.
“По указу от 25 января 1721 г. Синод был основан, а уже 27
января , заранее созванные члены Синода принесли присягу и 14 февраля 1721
г. произошло торжественное открытие. Духовный регламент, для руководства
деятельностью Синода, был написан Феофаном Прокоповичем и исправлен и
одобрен царем.”2
Духовный регламент это
,права и обязанности Синода, его членов по управлению Русской православной
церковью. Он приравнивал членов Синода к членам других государственных
учреждений.
Церковь отныне полностью
даже тайна исповеди. По указу Синода от 26 марта 1722 г. всем священникам
предписывалось доносить властям о намерении исповедавшегося совершить
измену или бунт. В 1722 г. церковная реформа была завершена установлением
должности обер-прокурора Синода. Таким образом Церковь лишилась
самостоятельной политической роли и превратилась в составную часть
бюрократического аппарата. Нет ничего удивительного в том, что такие
нововведения вызвали недовольство духовенства, именно по этой причине они
были на стороне оппозиции и участвовали в реакционных заговорах.
Не только внешний вид
церкви произошли радикальные изменения. Петр не жаловал ни “белых“ ни
”черных“ монахов. Видя в лице монастырей статью неоправданных расходов,
царь решил сократить расход финансов на эту сферу, заявив, что укажет
монахам путь к святости не осетрами , медами и винами ,а хлебом, водой и
работой на благо России. По этой причине монастыри были обложены
определенными налогами, помимо этого им надлежало заниматься: столярным
делом, иконописью, прядением, шитьем и т.д. - всем тем, что не было
противопоказано монашеству.
Создание такого вида управления и организации церкви сам Петр
объяснил следующим образом:” От соборного правления можно не опасаться
Отечеству мятежей и смущения, каковые происходят от единого собственного
правления духовного...“1
Таким образом Петр устранил угрозу покушения духовной власти на
светскую, и поставил церковь на службу государству. Отныне церковь являлась
частью той опоры на ,которой стояла абсолютная монархия.
Реформы Петра Великого
1699 г. Петр издал указ о изменении календаря. Ранее летоисчисление велось
по календарю византийского образца: Новый год начинался 1 сентября. С 1699
года Новый год должен был начинаться с 1 января, по европейскому образцу.
Эта реформа вызвала большое недовольство, т.к. ранее летоисчисление велось
от сотворения мира, а в пересчете на новый лад 1700 г. должен был наступить
только через 8 лет.
В новом 1700 году был издан указ о создании в Москве первых
аптек; другим указом запрещалось ношение ножей под страхом кнута или
ссылки. В 1701 г. либеральный дух нового царствования был выражен в ряде
указов: воспрещалось падать на колени при появлении государя; обнажать
голову зимой , проходя мимо дворца. В 1702 г. наступил черед реформирования
семейной жизни: были сделаны попытки обеспечить брачный союз более прочными
нравственными гарантиями. После посещения Франции Петр издает указ о
гостеприимстве.
Радикально изменяется положение женщины в обществе. Петр
попытался приобщить ее к современной светской жизни, по примеру Запада,
обеспечить высшие
круги к новым формам обхождения.