Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:54, реферат
Петр I (30 мая [9 июня] 1672 года — 28 января [8 февраля] 1725 года) воспринимал насилие как единственное средство, с помощью которого, по его мнению, возможно было преобразовать отсталую Россию. По словам А.И. Герцена «Петр внедрял Европу как варвар». Его мысль развил В.И. Ленин, писавший, о Петре, что он «не останавливался перед варварскими средствами борьбы против варварства». Это объясняет его жестокость и равнодушие к судьбе отдельной личности. В человеке он видел, в первую очередь, непосредственного исполнителя своих служебных обязанностей, и соответственно к нему относился.
1. Введение
2. Состояние России на момент прихода к власти Петра I и его преобразования.
3. Северная война 1700-1721 г.г.
4. Государственная реформа Петра I
5. Значение реформ Петра I
6. Русская культура Петра Великого
7. Строительство
8. Заключение
9. Список литературы
Генеральный регламент, другие указы Петра I закрепляли идею о службе русского дворянства как важнейшую форму исполнения обязанностей перед государем и государством. В 1714г. был принят указ о единонаследии, по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с вотчиной. Он способствовал завершению процесса объединения сословий феодалов в единый класс-сословие, обладавший определенными привилегиями. Но дворянское звание могло быть привилегированным только тогда, когда его обладатель служил. Табель о рангах (1722г.) вводил новую иерархию чинов. Все военные и гражданские должности подразделялись на 14 рангов. Для получения следующего ранга нужно было пройти все предыдущие. Военный или гражданский чиновник, достигший восьмого ранга, соответствовавшего коллежскому асессору или майору, получал потомственное дворянство. Новое положение чиновничества, иные формы и методы его деятельности породили совершенно особую психологию бюрократии. Идея Петра I о том, что человек будет получать чин, соответствующий его знаниям и усердию, а по чину - и должность, не сработала с самого начала. Служащих, получивших одинаковые чины, было гораздо больше, чем должностей, на которые они претендовали. Вместо старого, боярского, стало процветать новое, чиновничье местничество, выражавшееся в производстве в новый чин по старшинству, то есть в зависимости от того, кто раньше был произведен в класс предыдущий. В России сложился культ учреждения, а погоня за чинами и должностями стала национальным бедствием. Своеобразная «бюрократическая революция» - главный итог наложения европейской идеи рационализма на российскую почву. Принцип родовитости при назначении на государственную службу был окончательно заменен принципом выслуги. За отказ служить владения дворян конфисковались. Если на Западе служба была привилегией, то в России - обязанностью. В связи с этим в литературе высказывается мнение, что едва ли можно полностью зависимое от государства дворянство считать господствующим классом. Скорее, это был привилегированный класс-сословие военных и гражданских слуг самодержавия, преимущества которых существовали до тех пор, пока они несли службу. «Эмансипация» дворянства произошла позже - в 30-60-е гг. XVIII века.
Одно из центральных мест в реформах Петра занимало создание мощных вооруженных сил. В конце XVIII века русское войско состояло из полков солдатского строя (в 1689г. - 70 % общей численности), стрелецких полков и дворянского ополчения. Солдатские полки были лишь зачатком регулярной армии, так как казна не могла их взять полностью на свое содержание, и в свободное от службы время солдаты занимались ремеслом и торговлей. Стрельцы все больше превращались в полицейскую силу и орудие дворцовых интриг. Дворянская конница уже к середине XVII века в значительной степени утратила свою боеспособность. Наиболее боеспособной частью войска были так называемые «потешные» полки - Преображенский и Семеновский - основа будущей гвардии. Не имея выходов к незамерзающим морям, Россия не имела и флота. Центральным вопросом создания регулярной армии был вопрос о новой системе ее комплектования. В 1705г. была введена рекрутская повинность: с определенного числа дворов податных сословий в армию должен был поставляться рекрут. Рекруты пожизненно зачислялись в сословие солдат. Дворяне начинали служить с чина рядового в гвардейских полках. Так была создана регулярная армия, обладавшая высокими боевыми качествами. Армия была перевооружена, с учетом зарубежного и отечественного опыта, была изменена стратегия и тактика, введены Воинский и Морской уставы. К концу правления Петра Россия обладала сильнейшей в Европе армией численностью до 250 тысяч человек и вторым в мире военным флотом (более 1000 кораблей).
Однако оборотной стороной реформ
стала набиравшая темпы милитаризация
имперской государственной
Из вышесказанного видно, что в
России в первой четверти XVIII века сформировалась
мощная военно-бюрократическая
Значение реформ Петра I
В результате преобразований было создано мощное промышленное производство, сильная армия и флот, что позволило России добиться выхода к морю, преодолеть изоляцию, сократить отставание от передовых стран Европы и превратиться в великую державу мира. Однако форсированная модернизация и заимствование технологий осуществлялись за счет резкого усиления архаичных форм эксплуатации народа, оплатившего крайне высокой ценой положительные результаты реформ.
Реформы государственного строя придали новые силы служилому деспотическому государству. Европейские формы прикрыли и укрепили восточную сущность самодержавного государства, чьи просветительские намерения не совпадали с политической практикой. Реформы в области культуры и быта, с одной стороны, создавали условия для развития науки, просвещения, литературы и так далее. Но с другой, механическое и насильственное перенесение многих европейских культурных и бытовых стереотипов препятствовало полноценному развитию культуры, основанной на национальных традициях. Главное же заключалось в том, что дворянство, воспринимая ценности европейской культуры, резко обособлялось от национальной традиции и ее хранителя - русского народа, чья привязанность к традиционным ценностям и институтам нарастала по мере модернизации страны. Это вызвало глубочайший раскол общества в культурном и в социальном плане, во многом предопределивший глубину противоречий и силу социальных потрясений начала ХХв.
Русская культура Петра Великого
Указами от 19 и 20 декабря 1699г. вводилось новое летосчисление: не от сотворения мира, а от Рождества Христова; новолетие начиналось не с 1 сентября, а с 1 января, как во многих европейских странах. Празднование Нового года должно было происходить с 1 по 7 января. Ворота дворов надлежало украшать сосновыми, еловыми или можжевельными деревьями, а ворота бедных владельцев - ветвями. Каждый вечер по большим улицам предписывалось жечь костры, а при встрече поздравлять друг друга. В столице в эти дни устраивались фейерверки.
Серьезные преобразования в духовной сфере начались еще в XVII веке под влиянием Запада. Эти преобразования значительно ускорились в эпоху Петра Великого.
Существовало два пути приобщения к цивилизации Запада: приглашение иностранных ученых (а это обходилось очень дорого) и отправка русской молодежи для учебы за границу (более дешевый путь). До Петра общение с иностранцами не поощрялось и разрешение на выезд получали лишь две категории людей: члены посольства и гости (то есть верхушка купечества). Теперь выезд за границу не только не запрещался, но даже стал поощряться, а к некоторым применялся в принудительном порядке. В 1696г. был принят специальный указ о направлении в разные государства на учебу 61 человека, из них 23 принадлежали к княжеским фамилиям.
Сближение с Западом проявлялось
в заботах правительства о
том, чтобы русский человек и
внешним видом напоминал
Борьба шла и с широкорукавным
платьем. Вскоре после возвращения
«великого посольства»
В 1700г. был принят специальный указ об обязательном ношении венгерского платья (кафтана), а в следующем году было запрещено носить русское платье, его изготовление и продажа карались законом, предписывалось носить немецкую обувь - сапоги и башмаки. Это было сознательное противопоставление нового, современного, удобного - старому, архаичному. Очевидно, долгие годы только насилием можно было поддерживать новые моды и нравы. Не раз публиковались указы, угрожавшие нарушителям различными карами, вплоть до каторги.
Пособием для дворянина стало так называемое «Юности честное зерцало». Это сочинение неизвестного автора формирует новый стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости, придерживающегося европейских светских манер. Основная мораль данного произведения: молодость - подготовка к службе, а счастье - следствие прилежной службы. Дворянскую честь следует беречь, но защищать ее не шпагой, а жалобой в судебные инстанции, ибо дворянин должен проливать кровь только защищая Отечество.
Перемены в быте и нравах высших кругов проявлялись в возникновении новых форм развлечений. Специальным указом 1718г. были введены «ассамблеи», которые становились обязательными для дворян в городах и сочетали в себе отдых и деловое общение.
Для новой культуры были характерны
светскость и «государственный»
характер. Последняя черта культуры
являлась особенностью России. Государство
финансировало и поощряло развитие
тех сфер культуры, которые считались
наиболее нужными. Культуру в целом,
науку и даже искусство Петр I
оценивал с позиции пользы. Огромная
роль государства, его вмешательство
в сферу культуры привели к
ее бюрократизации: труд писателя, художника,
актера, архитектора превратился
в разновидность
Петровские реформы, направленные
на европеизацию России, грандиозны по
своим масштабам и
Строительство
К концу XVII века, в связи с военными
приготовлениями против турок на
Азовском море, нашему краю суждено
было сыграть большую роль в оснащении
необходимым военным
В феврале 1696 года по указу Петра I «в лесных местах, ближайших к Дону: в Воронеже, Козлове, Добром и Сокольске - 26000 работников должны были к весне срубить 1300 стругов, 300 лодок, 100 плотов». С этой целью создаются «кумпанства», которые должны заготовлять материалы в лесах к северу от Воронежа в уездах: Воронежском, Усманском, Белоколодском, Романовском, Сокольском, Добринском и Козловском.
В 1700 году по указу царя на реке Липовке
было начато строительство Верхних
Липских вододействующих
Примерно к этому времени и относится открытие в Липецке целебных минеральных источников. Это открытие тесно связано с неоднократным посещением императором Петром I здешних мест. В народе бытует предание, в котором говорится о том, то Петр I, прогуливаясь с генералом Синявиным по берегу речки Липовки, заметил бьющий из-под земли ключ прозрачной воды. Дно и берега ручейка были покрыты буровато-ржавым осадком. Имеющий сведения о минеральных водах Европейских курортов и сам неоднократно посещавший их, будучи за границей, Петр I отдает приказ «устроить на этом месте колодец с дубовым срубом, исследовать состав воды и составить «Дохтурские правила как при оных водах поступать». Минеральную воду рекомендовалось употреблять «добрым порядком», т. е. по указанию докторов. Для самого царя был выстроен деревянный дворец, и при посещении Липецка Петр I останавливался в нем и пользовался «оными водами». Кроме металлургических заводов, в Липецке строятся «суконная, шляпная, чулочная фабрики, кожевенный завод, бударные мастерские (по изготовлению лодок. - Прим. автора) и другие вспомогательные предприятия. Текстильные предприятия строились несколько позже металлургических Так, суконная фабрика была построена в 1713 году, шляпная - в 1714 году».
На суконной фабрике в течение года изготовлялось около семи тысяч аршин различных тканей: сукна, покромей, байки и других Шляпная фабрика выпускала от 10 до 20 тысяч шляп. Железоделательные заводы за год могли отлить более 600 пушек разного калибра. Кроме пушек, заводы изготовляли якоря, фузии, пистолеты, штыки, шпаги, тесаки, ядра, бомбы, гранаты, а также клещи, молотки, гвоздодеры, тиски, скобы, зубила и другие предметы как для военного снаряжения, так и для хозяйственных нужд.
Для обеспечения заводов рудой были построены четыре рудника: «один на «Липецкой степи», в двух верстах от завода, и три на «Студенецкой земле» - два в шести верстах от завода и один в 35 верстах от завода». Руды требовалось много, поскольку к Липецким заводам относились еще Боринские железоделательные и чугунолитейные заводы и Козминский якорный завод.
Вместе со строительством и развитием заводов и фабрик росло вокруг них и поселение работных людей. К этому времени относится строительство и реконструкция древней Успенской церкви в Монастырке. Пришедшая в ветхость деревянная надстройка была заменена кирпичной.