Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 13:48, контрольная работа
В царствование Петра I были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра. В ряду важнейших хозяйственных реформ великого преобразователя не последнее место занимала экономическая политика государства.
И целью данной работы является рассмотрение экономических реформ в период правления Петра I. В первом десятилетии ХVIII в. государство играло огромную роль в экономике, особенно в промышленности и торговле.
Введение 3
1.Политика протекционизма и меркантилизма 4
2.Изменения в финансовой системе, налоговая политика 6
3.Денежная реформа 8
3.1.Первые шаги 8
3.2.Ход реформы 11
3.3.Результаты изменения чеканки монет 13
3.4.Отрицательные и положительные стороны денежной реформы 16
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Содержание
Введение |
3 |
1.Политика протекционизма и меркантилизма |
4 |
2.Изменения в финансовой системе, налоговая политика |
6 |
3.Денежная реформа |
8 |
3.1.Первые шаги |
8 |
3.2.Ход реформы |
11 |
3.3.Результаты изменения чеканки монет |
13 |
3.4.Отрицательные и положительные стороны денежной реформы |
16 |
Заключение |
18 |
Список использованной литературы |
19 |
Введение
В царствование Петра I были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра. В ряду важнейших хозяйственных реформ великого преобразователя не последнее место занимала экономическая политика государства.
И целью данной работы является рассмотрение экономических реформ в период правления Петра I. В первом десятилетии ХVIII в. государство играло огромную роль в экономике, особенно в промышленности и торговле. В Петровскую эпоху российская экономика, и, прежде всего промышленность, совершила гигантский скачок. Усиленному проведению реформ в армии и военным достижениям России способствовал рост экономики страны. В первой четверти XVIII века произошел резкий скачок в развитии мануфактурной промышленности. Было построено много металлургических заводов, различных фабрик: парусных, суконных, которые, главным образом, работали на обеспечение армии. Было также немало мануфактур, производящих товары для потребления гражданским населением. Иными словами, в государстве была проведена индустриализация «по-петровски».
В экономических реформах Петра доминировали идеи «насильственного прогресса». Характер, темпы и специфику промышленного рывка предопределило участие России в Северной войне, поэтому акцент был сделан на мануфактуры, выпускающие продукцию стратегического и оборонного назначения.
Особенность экономического бума в период правления Петра I заключалась в определяющей роли государства в экономике, его участии во всех сферах хозяйственной деятельности.
Петр I активно проводил политику меркантилизма и протекционизма, направленную на поощрение промышленности, производящей товары в первую очередь для внешнего рынка.
Петр, мечтавший о могуществе своей державы, не был равнодушен к концепциям меркантилиза, направленного на накопление средств внутри страны. При Петре I политика меркантилизма стала впервые широко внедряться. Поощрение “полезных и нужных” с точки зрения государства видов производства и промыслов сочеталось с запрещением и ограничением выпуска “ненужных” товаров.
Император руководствовался принципом: «покупать дешевле, продавать дороже». Чтобы наполнить казну, государство объявляло производство и продажу того или иного товара монополией государства. Монополия государства была объявлена почти на все товары: зерно, табак, воск, железо, парусину и т.д. Поэтому в начале правления Петра ситуация была нелёгкой для русского купечества. Но в конце царствования Петра I ситуация резко меняется. Пётр I стал проводить политику протекционизма, направленную на защиту национальной экономики от иностранной конкуренции, например, путем установления высоких таможенных пошлин на ввозимую продукцию.
Так, в 1719 г. в России были отменены монополии государства почти на все товары. В 1724 г. был принят таможенный тариф протекционистского характера - на экспорт были установлены низкие таможенные тарифы. Таможенные пошлины на ввозимые товары зависели от уровня развития производства этого товара в России. Чем выше была возможность обеспечить потребность в данном товаре за счёт отечественного производства, тем выше были ввозимые пошлины. На некоторые виды железных изделий они достигали 75% от их стоимости. На подобных условиях товар не ввозился. К 1726 г. российский вывоз вдвое превысил ввоз.
Важной составной частью экономической политики Петра I явилась финансовая политика того времени. Значительный рост производительных сил, формирование крупных промышленных предприятий и другие факторы в ходе реформ Петра I создали условия для принципиально новых процессов в экономике страны, однако в конце XVII-начале XVIII вв. экономика России не обладала хозяйственными достижениями ведущих западных стран. Промышленное производство отставало. Немногочисленные российские мануфактуры в подавляющем большинстве использовали крепостной труд. Феодальные отношения душили развитие сельского хозяйства и торговли. Существенно тормозило экономическое развитие страны отсутствие выхода к морю. Наибольшего напряжения достигают военные расходы. К расходам на армию присоединяются с 1696 г. расходы по созданию флота. Без всякой системы отыскиваются способы и средства для удовлетворения новых потребностей.
Старые методы увеличения доходов казны Петр I сочетал с попытками по-новому организовать финансовое хозяйство страны. Вся финансовая политика Петра I осуществлялась под знаком постоянного и напряженного изыскания источников денежных средств. Поэтому обращения Петра Великого к сенату «денег как возможно собирать, понеже деньги суть артерия войны» может стать своеобразным девизом его правления. Во главе финансового управления Петром поставлен был Сенат; для заведования государственными доходами учреждена Камер-коллегия, для заведования расходами - Штатс-контора, для поверки счетов и отчетов - Ревизион-контора.
Северная война постоянно
Государство увеличивало налоги. Оно буквально изощрялось в поисках новых объектов налогообложения. Налогами были обложены дубовые гробы, бани, улья, рыбные ловли, бороды. В 1718 - 1724 гг. Пётр I ввёл новый налог - подушную подать. Теперь налогом стали облагать каждую душу мужского населения: и стариков, и младенцев. Для учёта мужского населения в стране в 1720 г. была проведена перепись мужского населения - были составлены ревизские сказки. Впоследствии перепись проводилась раз в 20 лет. Со всех, числящихся в ревизских сказках, взималась подушная подать. По мысли Петра I, подушная подать должна была падать на всех лиц, не несших государственной службы и имевших пашню или промысел. Поэтому освобождались от подушной подати только дворяне, отправлявшие действительную службу, и духовные лица, занимавшие штатные места, и их дети; все остальные лица, даже дворяне, не несшие службы, подлежали налогу, причём так называемые "гулящие люди" должны были приписываться в посады, в ремесленники или садиться на землю. Но впоследствии подушная подать получила иной характер. При Петре III дворянство было освобождено от обязательной службы и от платежа податей. Таким образом, подушная подать осталась отличительным признаком низших, "податных" классов - мещан и крестьян.
Податная система лежала почти
целиком на низшем классе населения;
расходный бюджет в размере 2/3 шел
на содержание армии и флота. Эти
характерные черты петровской системы
делаются отличительными особенностями
финансовой политики императора.
К числу крупных и значительных преобразований Петра принадлежит и реформа денежной системы. Начатая на рубеже 17-18 вв., она являлась одним из необходимых условий для осуществления других реформ, создала финансовую базу, позволила государству получить немалые средства. Денежная реформа была необходима с точки зрения возросшего престижа России на мировом уровне и мировой торговли. В то время как в Европе, начиная с XVI в. обращалась крупная серебряная монете – талер и его части, в России по-прежнему основные денежные единицы существовали только как счетные понятия. Как отмечает А. И. Юхт, «существовавшая в XVII в. денежная система была архаичной, не отвечала потребностям развивавшихся товарно-денежных отношений, внутренней и внешней торговли. В ходу были только копейки, так как казна не желала нести расходы на чеканку более мелких номиналов, кроме того, приходилось содержать большой штат счетчиков. Для оплаты более мелких покупок копейку приходилось разрезать, возникли “сеченые деньги”. В мелких городах использовались местные денежные суррогаты».
Общий план денежной реформы начал обдумываться ещё с середины 90-х годов 17 века Пётр 1 во время пребывания Великого посольства в Европе с большим интересом знакомился с организацией денежного дела за границей и работой монетных дворов. Царь несколько раз посещал расположенный на берегу Темзы замок Тауэр, где помещались государственная тюрьма и монетный двор, смотрителем которого был известный английский учёный Исаак Ньютон. В конце 17 века в Англии проводилась денежная реформа, во время которой вся прежняя монета, обращавшаяся в стране, была подвергнута перечеканке машинным способом. Реформа осуществлялась под руководством Ньютона, и царь вместе с Я. В. Брюсом в апреле 1698 г. внимательно наблюдал за работой машин монетного двора, слушал объяснения учёного и его рассказы о причинах, ходе и значении проводимой денежной реформы. Опыт работы английского и других монетных дворов в Европе вновь убедил Петра 1 в необходимости постепенного отказа от ручной чеканки и использования новой технологии в монетном деле.
Денежная реформа Петра 1 решала несколько комплексов вопросов.
Требовалось создать гибкую
К реформе готовились
Важно, что реформа проводилась постепенно. Делали определенный шаг, выжидали, каковы будут последствия, и только затем переходили к следующему этапу. С 1696 начали чеканить датированные проволочные серебряные копейки, а через несколько лет и разменную медную монету. Это новшество должно было подготовить население к реформе.
Постепенно создавалась и серия серебряных монет; в 1704 она получила свое завершение в рубле, равном по весу талеру (28 г.). Таким образом, все основные номиналы новой денежной системы вошли в обращение в 1700-1704 годах. Было покончено со старым счетом, денежные суммы исчислялись в рублях и копейках.
С 1701 г. начали чеканить золотые червонные, равные по пробе и весу дукату – золотой международной монете. Выпуск червонных означал создание русской золотой монеты, которой ранее не было в денежном обращении страны. Петр I отказался от введения общепринятых в Европе надписей на латыни. На всех деньгах в России легенды были на русском языке.
Руководство денежным хозяйством до 1711 г. возлагалось на Приказ Большой казны. В его подчинении находились все монетные дворы, за исключением Кадашевского, состоявшего до середины 1711 г. в ведении Адмиралтейского приказа, полностью отвечавшего за его работу. Доход от чеканки на этом дворе шел на нужды военного флота, постройку кораблей, жалование офицерам и матросам. В течение четырех лет денежное хозяйство находилось в подчинении непосредственно Сената, затем вновь Приказа Большой казны и Камер-коллегии (1714 – 1720 гг.), а в 1720 – 1727 гг. – Берг-коллегии, ведавшей горно-металлургической промышленностью. Для контроля за деятельностью денежных дворов Берг-коллегия создала особый орган – Контору монетного правления. Главной функцией этих учреждений было обеспечение монетных дворов сырьем и насыщение денежного рынка монетой.
Серебряная монета
Существовало несколько основных источников
поступления серебра на монетные дворы:
пошлина, покупка его непосредственно у русских и иностранных