Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 04:18, курсовая работа
Нарастающая вооруженность преступного мира и открытая демонстрация оружия - одни из факторов ухудшения криминогенной обстановки на территории России. Вал преступлений с применением оружия, ощутимая профессионализация преступных группировок, подкуп, шантаж, угрозы, вооруженное противостояние правоохранительным органам в опасных масштабах входят в повседневную жизнь. Имеется тенденция роста опасных посягательств на жизнь и здоровье граждан, в том числе террористической направленности, корыстно-насильственных преступлений.
Введение
1. Общекриминологическая профилактика преступности
2. Специальнокриминологическая профилактика преступности
Заключение
Список используемой литературы
– несовершеннолетние, поставленных на учет в органах внутренних дел, проявляющих агрессивность и жестокость в обращении с окружающими, и связанных с ними лиц;
– члены группировок, оформившихся в преступные сообщества и осуществляющих криминальную активность в какой-либо сфере (разновидность бизнеса, преступный промысел и т.п.). Криминальная активность – модель, на которую ориентирован оперативный поиск. Она имеет различные проявления, которые можно систематизировать по четырем группам: преступная деятельность; прикосновенность к преступной деятельности (криминальная прикосновенность, которая чаще всего проявляется в ненаказуемом пособничестве, пользовании преступными доходами, участии в досуге преступников); склонность к преступной деятельности; «деловые» контакты с преступниками и осведомленность о них;
– лица, занимающиеся раскопками оружия и боеприпасов в местах активных боевых действий времен Великой Отечественной войны;
– лица, предпринимающие попытки и изыскивающих способы проникнуть на объект, связанный с оборотом оружия (например, неоднократно пытающихся устроиться на работу);
– лица, в том числе из числа военнослужащих, вернувшиеся из мест активных боевых действий;
– лица, уволенные из предприятий и учреждений, связанных с производством или реализацией оружия, хранением, транспортировкой, выбраковкой или его утилизацией, за утрату доверия или по другим компрометирующим их основаниям (связи с преступными элементами, должностные проступки);
– лица, допустившие хищения и утрату оружия с этих объектов. Для выявления таких лиц и осуществления наблюдения за образом их жизни и связями, активно используются негласные источники информации, имеющие межрегиональные связи и маршрутные возможности.
Профилактическая работа с указанными категориями лиц должна заключаться в нейтрализации и устранении общественной опасности конкретного лица, преступной группы или иного группового образования. К целям профилактической работы следует отнести:
– снятие накопленной агрессии;
– склонение лиц к добровольному отказу от совершения преступлений;
– пресечение деятельности на стадии неоконченного преступления (приготовления и покушения на незаконный оборот оружия);
– применение правового принуждения.
Особую сложность в предупреждении незаконного оборота оружия представляют многочисленные пространственно-временные образования и, в частности, группы несовершеннолетних, в которых преступное поведение лиц, в том числе и с незаконным оборотом оружия, включенных в пространственно-временные образования становятся социальной нормой. Выявление и изучение данных групп установление факта существования коллективного субъекта и количественно-качественных характеристик такого субъекта.
А.В. Шеслером предложен тот комплекс сведений, который необходимо учитывать правоохранительными органами при проведении специально-криминологических мер, в том числе и при предупреждении незаконного оборота оружия: о численном составе участников групп; об основных социально-демографических данных; о лидерах группы; о структуре коммуникативных связей; о числе и структуре совершенных преступлений; о границах групповой деятельности; о степени устойчивости группы; о наличии коррумпированных связей; о конкретных мероприятиях по работе с группой и результатах этой работы.[14]
Основным способом оказания на преступные группы профилактического воздействия осуществляется в виде ее переориентации или разобщения. Целью переориентации группы является нейтрализация агрессивного настроения и привитие социально-полезных качеств в группе, в основном переориентация достигает своего наибольшего эффекта в группах несовершеннолетних путем внедрения в группу нового лидера. Разобщение преступных групп возможно путем создания или использования конфликтных ситуаций в группе, а также компроментацией ее лидеров и активных участников.
Наряду с традиционными подходами в профилактике и борьбе с незаконным оборотом оружия можно использовать и нетрадиционные методы, базирующиеся на современных информационных технологиях, которые в ряде случаев выходят за рамки уголовно-процессуальной сферы. Непроцессуальное использование оперативной информации предполагает проведение оперативных комбинаций с использованием «сброса» в средства массовой информации (в том числе в сеть «Интернет») тех сведений, которые дискредитируют лидеров преступных группировок либо создают «тревожные» ситуации в разрабатываемых преступных структурах. Эффективность таких ситуаций обеспечивается глубоким анализом криминогенной ситуации, прогнозированием ее развития в преступной структуре. Чем лучше смоделирована тревожная ситуация, тем выше вероятность осознания ее опасности противоборствующей стороной и тем более активны их защитные действия. Это создает благоприятные условия для эффективного использования технических средств при снятии информации по различным каналам, в частности для перехвата телефонных переговоров, что открывает возможность фиксации перемещения оружия, перемещения денег, выезда в другую местность и др.
В целом наиболее распространенными мерами, направленными на профилактику незаконного оборота оружия, выступают следующие.
1. Проведение мероприятий по добровольной сдаче оружия гражданами.
Добровольная сдача предметов указанных в ст. ст. 222 и 223 УК РФ не только освобождает лицо от уголовной ответственности, но и в настоящее время поощряется государством, в том числе и материально. На территории Российской Федерации активно проводятся профилактические мероприятия по добровольной сдаче незаконно хранящегося у граждан оружия и взрывчатых веществ на возмездной основе.
Во всех случаях добровольной сдачи огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов сдающий в соответствии с действующим законодательством освобождается от уголовной ответственности за их незаконное хранение.
2. Проведение различных социальных мероприятий, оказание необходимой помощи и установление контроля за указанной выше категорией лиц, например мероприятия по социальной адаптации за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
3 Установление административного надзора за лицами, которые отбыли наказание в виде лишения свободы за незаконный оборот оружия. Данный надзор может быть реализован периодической регистрацией этих лиц в органах внутренних дел, посещением по месту жительства, профилактическими беседами, запретами на посещение определенных мест и в определенное время.
4. Активное привлечение к административной и уголовной ответственности виновных за совершение правонарушений и преступлений, максимальное использование возможностей административного и уголовного наказания.
5. Осуществление оперативно-розыскных мероприятий, направленных на недопущение фактов незаконного оборота оружия со стороны лиц, замышляющих и подготавливающих соответствующее преступление.
6. Строгая регистрация и своевременное реагирование на заявления и сообщения о совершенных преступлениях или правонарушениях в сфере незаконного оборота оружия в целях получения о них полной информации и минимизации латентности.
7. Проведение организационных и технических мероприятий, направленных на устранение причинного комплекса незаконного оборота оружия, к числу которых следует отнести: оптимизация эффективности патрульно-постовой службы милиции; проведение различных профилактических рейдов, проверок, локальных и комплексных мероприятий, меры по усилению внешнего контроля за различными объектами, деятельность которых связана с оборотом оружия (техническая укрепленность оружейных магазинов, наблюдение за их охраной и т.д.); компьютерное обеспечение быстрого фиксирование следов преступления.
Заключение.
Проведя исследование, обращая внимание на актуальность и ряд существующих проблем криминологической профилактики незаконного оборота оружия на территории Российской Федерации, позволяет сделать определенные выводы и предложения.
1. Общественная опасность незаконного оборота оружия характеризуется вредноностностью (способность преступления порождать социально-негативные последствия), прецедентностью (возможность дальнейшего существования незаконного оборота оружия, влекущее новые социально-негативные последствия) и психологическим последствиями (страх населения, переживание).
2. К наиболее распространенным источникам поступления оружия в незаконный оборот следует отнести: межнациональные конфликты в Кавказском регионе; контрабанду оружия; кустарное изготовление оружия; хищение оружия; раскопки оружия в местах бывших боев с его последующей реставрацией.
3. Причинный комплекс незаконного оборота оружия неразрывно связан с современными условиями жизни общества, производен от общих причин и условий преступности и заключается во взаимодействии негативных факторов в социально-экономической, социально-культурной, воспитательной, политической, правовой, организационно-управленческой и технической сферах жизни общества. Совокупность указанных взаимодействующих негативных факторов обусловила высокий «спрос» на предметы вооружения: преступникам оружие необходимо для совершения преступлений, а гражданам – для защиты от преступных посягательств. Повышенный спрос на оружие придал экономический характер незаконному обороту оружия, поскольку он является источником высоких криминальных доходов.
4. Объектом общекриминологической профилактики незаконного оборота оружия является социальная среда, содержащая в себе детерминанты данной преступности. Целевая направленность общекриминологического предупреждения незаконного оборота оружия состоит в нейтрализации или устранении детерминант преступности, а также прецедентного характера данного преступления.
5. Объектом специально-криминологического предупреждения незаконного оборота оружия являются лица, совершившие данные преступления, а также с социально-отклоняющимся поведением. Целью специально-криминологического предупреждения незаконного оборота оружия выступает локализация, нейтрализация и устранение общественной опасности лиц, совершившие преступления, а также с социально-отклоняющимся поведением.
Предлагается комплекс общекриминологических и специально-криминологического мер профилактики незаконного оборота оружия на территории Российской Федерации:
Общекриминологические меры:
1. Информирование населения о формах незаконного оборота оружия, а также методах защиты от него.
2. Совершенствование карательной практики и отказ судов от либерального характера назначения наказания.
3. Интенсивное разоружение преступников.
4. Создание на территории РФ препятствий к легализации деятельности конкретных преступных групп в сфере незаконного оборота оружия, вытеснение легализованных преступных групп из оружейного бизнеса, вытеснение криминальных методов регулирования общественных отношений.
Специально-криминологические меры:
1. Продолжение проведения мероприятий по добровольной сдаче оружия гражданами Российской Федерации, в том числе и на возмездной основе.
2. Проведение различных социальных мероприятий, оказание необходимой помощи и установление контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
3. Установление административного надзора за лицами, которые отбыли наказание в виде лишения свободы за незаконный оборот оружия.
4. Активное привлечение к административной и уголовной ответственности виновных за совершение правонарушений и преступлений.
5. Осуществление оперативно-розыскных мероприятий, направленных на недопущение фактов незаконного оборота оружия со стороны лиц, замышляющих и подготавливающих соответствующее преступление.
6. Строгая регистрация и своевременное реагирование на заявления и сообщения о совершенных преступлениях или правонарушениях в сфере незаконного оборота оружия в целях получения о них полной информации и минимизации латентности.
7. Проведение организационных и технических мероприятий, направленных на устранение причинного комплекса незаконного оборота оружия, к числу которых следует отнести: оптимизация эффективности патрульно-постовой службы милиции; проведение различных профилактических рейдов, проверок, локальных и комплексных мероприятий, меры по усилению внешнего контроля за различными объектами, деятельность которых связана с оборотом оружия (техническая укрепленность оружейных магазинов, наблюдение за их охраной и т.д.).
Оценивая эффективность предупредительной деятельности подразделений органов внутренних дел по преступлениям, связанным с незаконным оборотом оружия, можно с уверенностью констатировать, что её достижение возможно только лишь в тесном взаимодействии всех субъектов, в различной степени имеющих отношение к обеспечению законности и правопорядка в обороте оружия.
Нормативные акты[15]
1. Об оружии: Федеральный закон от от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 05.04.2011).
2. О полиции : Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ.
3. О прокуратуре Российской Федерации : Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 07.02.2011).
4. О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814 : приказ МВД РФ от 12.04.1999 №288 (ред. от 16.05.2009).
Книги, монографии, учебники и учебные пособия
5. Абызов, Р.М. Предупреждение незаконного оборота оружия / Р.М. Абызов, В.П. Власов, С.Я. Лебедев. – Барнаул, 2002.