Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 04:18, курсовая работа
Нарастающая вооруженность преступного мира и открытая демонстрация оружия - одни из факторов ухудшения криминогенной обстановки на территории России. Вал преступлений с применением оружия, ощутимая профессионализация преступных группировок, подкуп, шантаж, угрозы, вооруженное противостояние правоохранительным органам в опасных масштабах входят в повседневную жизнь. Имеется тенденция роста опасных посягательств на жизнь и здоровье граждан, в том числе террористической направленности, корыстно-насильственных преступлений.
Введение
1. Общекриминологическая профилактика преступности
2. Специальнокриминологическая профилактика преступности
Заключение
Список используемой литературы
Юридические лица, имеющие право осуществлять торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему, обязаны обеспечивать учет приобретаемого и продаваемого оружия и ежемесячно представлять в органы внутренних дел сведения о проданном гражданском и служебном оружии и патронах к нему.
В случаях предусмотренных ст. 26 Федерального закона «Об оружии», органы внутренних дел имеют право аннулировать соответствующие лицензии и разрешения, а в случаях предусмотренных ст. 27 – изымать оружие и патроны.
Кроме этого органы внутренних дел противодействуют незаконному обороту оружия путем осуществления оперативно-розыскной деятельности. Наибольшие возможности в выявлении, предупреждении и раскрытии рассматриваемого вида преступлений имеют подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в полном объеме: уголовный розыск, подразделения по борьбе с экономической преступностью и оперативные аппараты внутренних дел на транспорте. Это объясняется тем, что именно на них в качестве основной возложена задача выявления, пресечения и раскрытия преступлений с использованием оперативно-розыскных сил, средств и методов, позволяющих вести успешную борьбу с преступностью в целом.
Взаимодействие этих и других подразделений в предупреждении и раскрытии преступлений связанных с незаконным оборотом оружия и боеприпасов осуществляется как правило путем:
совместного анализа и изучения оперативной обстановки на обслуживаемой территории (объектах);
разработки комплексных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на борьбу с рассматриваемым видом преступлений;
обмена информацией и совместного проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений связанных с незаконным оборотом оружия и боеприпасов;
взаимного ориентирования негласного аппарата на выявление лиц и фактов, связанных с незаконным оборотом оружия и боеприпасов, предупреждение и раскрытие преступлений, совершаемых с их применением;
совместного планирования оперативно-розыскных мероприятий по обследованию объектов хранения, использования и продажи огнестрельного оружия и боеприпасов, а также проведения индивидуально-профилактической работы с лицами, от которых можно ожидать подобных преступлений, выявлению фактов незаконного изготовления предметов вооружения;
организации оперативного сопровождения предварительного следствия;
сбора и систематизации оперативной информации и создание на ее основе специализированных банков данных;
организации и руководства специальными операциями по пресечению незаконного оборота оружия.
Наряду с административным контролем и оперативно-розыскной деятельностью органы внутренних дел противодействуют незаконному обороту оружия и боеприпасов при расследовании преступлений. Деятельность по предупреждению преступлений занимает весьма существенное и особое место среди функций следователя. Ее эффективность обусловлена тем, что в процессе расследования следователь наиболее полно исследует преступление и может предложить самые целесообразные меры по устранению криминогенных факторов. Предупредительная деятельность при расследовании преступлений имеет сложный многоплановый характер, регламентируется уголовно-процессуальным законодательством.
Уголовно-процессуальный закон обязывает принимать все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявлять обстоятельства способствующие совершению преступления, а также принимать меры по их устранению. Причины и условия, способствующие совершению преступления, входят в предмет доказывания по уголовному делу (ч. 2 ст. 73 УПК), поэтому их невыяснение ведет к неполноте расследования.
Деятельность следователя по предупреждению преступлений можно условно разделить на несколько этапов:
установление лиц, совершивших преступление, а также выявление причин и условий, способствующих совершению преступления;
анализ выявленных криминогенных факторов;
выбор и осуществление мер, направленных на устранение или нейтрализацию криминогенных факторов.
Следует заметить, что система предупреждения преступлений избирается в зависимости от его вида. Установление лиц, совершивших преступление, причин и условий, способствующих их совершению, возможно лишь при правильно организованном расследовании, что вызывает необходимость глубокого и четкого знания следователями методики расследования различных видов преступлений.
Деятельность по предупреждению преступлений имеет две формы: процессуальную и непроцессуальную. Процессуальная форма предупредительной деятельности следователя заключается в принятии мер предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством: установление причин и условий, способствовавших совершению преступления путем производства следственных действий; внесение преставления об их устранении; воздействие на виновных в процессе допросов; избрание мер пресечения и т.д. Непроцессуальная форма включает выступление следователя перед трудовыми коллективами; в средствах массовой информации; проведение бесед и чтение лекций на правовые темы и т.п.
Результаты произведенных следственных действий (осмотров места происшествия, следственного эксперимента проверки показаний на месте, допросов), а также судебных экспертиз позволяют получить сведения о причинах и условиях, способствовавших совершению преступлений. Особое значение имеет допрос обвиняемого (подозреваемого), в процессе которого следователь не только получает необходимую доказательственную информацию по уголовному делу, но и должен оказывать воспитательное воздействие на допрашиваемого.
Наиболее распространенной процессуальной формой предупредительной деятельности является внесение представлений об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, в порядке ст. 158 УПК.
Предупредительная деятельность лиц, осуществляющих расследование, может не ограничиваться рамками конкретного уголовного дела. Возможно осуществление предупредительных мер по совокупности уголовных дел, на основе глубокого анализа которых сотрудники следственных аппаратов имеют право выносить обобщенные представления. Обобщенные представления следует составлять сотрудникам методических подразделений органов следствия и дознания, поскольку непосредственно у следователей и дознавателей отсутствует возможность и время обобщения указанных данных.
Деятельность прокуратуры по борьбе с незаконным оборотом оружия осуществляется по следующим направлениям:
надзор за исполнением законодательства за оборотом оружия;
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами;
координация деятельности правоохранительных органов.
Прокурорские проверки исполнения законодательства об оружии являются достаточно эффективным средством предупреждения незаконного оборота оружия. В результате проведения указанных целевых проверок выявляются правонарушения в сфере оборота оружия и обстоятельства, способствующие их совершению, а также принимаются меры к их устранению и недопущению в будущем.
Наиболее распространенными средствами реагирования на выявленные нарушения закона является внесение представлений и предостережений. Представление об устранении нарушений закона в соответствии со ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»[13] вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В соответствии со ст. 29 закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, являются соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнение оперативно-розыскных мероприятий и проведение расследования, а также законность решений, принимаемых указанными органами. В ходе таких проверок вскрываются факты волокиты и даются соответствующие указания.
Участвуя в рассмотрении судами уголовных дел, прокурор осуществляет две основные функции: принимает непосредственное участие в рассмотрении судами конкретных уголовных дел, в том числе осуществляет уголовное преследование; осуществляет надзор за законностью принятых судом решений, приговоров, определений или постановлений.
Кроме того, на прокуратуру возложена координационная деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Задача предупреждения преступлений решается судом путем своевременного, объективного рассмотрения уголовных дел, выявления причин и условий, способствующих их совершению, принятия мер к их устранению, а также правового воспитания граждан. Важным предупредительным значением обладает назначение судом справедливого наказания, основанного на дифференцированном подходе к лицу, совершившему преступление, в зависимости от степени опасности деяния и особенностей его личности.
Процессуальная форма деятельности судов связана с рассмотрением конкретных уголовных дел, в том числе выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению рассматриваемых преступлений, принятие мер к их устранению; вынесение частных определений о поощрении лиц, проявивших мужество при выполнении общественного долга по пресечению преступления; пересмотр дел в вышестоящей инстанции (позволяет устранить недостатки и нарушения законности, допущенные при рассмотрении дел нижестоящими судами и тем самым обеспечить соблюдение режима законности.
Предупредительным значением обладают выездные заседания суда, когда достаточно актуальные уголовные дела рассматриваются в присутствии определенного коллектива (воинской части) и тем самым оказывают воспитательное воздействие, направленное на недопущение впредь подобных правонарушений. Как показывает исследование, подобная практика осуществляется военными судами.
Непроцессуальная форма включает обобщение судебной практики, что позволяет оценить работу судов, выявить негативные и позитивные моменты, разработать меры, направленные на повышение эффективности судебной деятельности по предупреждению незаконного оборота оружия. Все социальные изменения находят свое отражение в состоянии преступности и, в конечном счете, в судебной практике, поэтому ее обобщение имеет большое значение для единообразного, правильного применения уголовного законодательства и оказывает таким образом влияние на предупреждение рассматриваемых преступлений; выступление судей с лекциями, беседами. Наиболее часто осуществляется судьями военных судов.
Оценивая результативность общепредупредительной деятельности по преступлениям, связанным с незаконным оборотом оружия и боеприпасов, можно с уверенностью констатировать, что достижение ее целей возможно лишь только в тесном взаимодействии всех субъектов, в различной степени имеющих отношение к обеспечению контроля за оборотом оружия и боеприпасов.
2. Специально-криминологическая профилактика преступности, связанной с незаконным оборотом оружия
Объектом специально-криминологического предупреждения незаконного оборота оружия являются лица, совершившие данные преступления, а также с социально-отклоняющимся поведением. Целью специально-криминологического предупреждения незаконного оборота оружия выступает локализация, нейтрализация и устранение общественной опасности лиц, совершившие преступления, а также с социально-отклоняющимся поведением. Основным методом специально-криминологического воздействия выступает выявление и профилактическая работа с указанной категорией лиц.
На объекты, связанные с оборотом оружия, либо на те из них, где существуют условия, способствующие хищениям, в территориальных органах внутренних дел целесообразно заводить литерные дела. В них следует концентрировать информацию, характеризующую состояние оперативной обстановки и прогнозировать меры направленные на предотвращение и предупреждение преступлений;
Выявление предполагает, прежде всего, определение антиобщественного характера лиц или криминогенной группы (организации), а также проведение мероприятий по их изучению и прогнозированию преступного поведения. В связи с этим наибольший интерес представляют:
– лица, ранее судимые за преступления, в сфере незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст.ст. 222, 223, 226 УК РФ), хулиганство, террористический акт, бандитизм, противодействие нормальной деятельности государственных органов, а также за преступления, совершенные с применением оружия, которое не фигурировало в делах как доказательство, так как не было обнаружено во время следствия;
– привлеченные к административной ответственности, за правонарушения, посягающие на законный оборот оружия и иные правонарушениия, посягающие на общественный порядок, общественную безопасность и порядок управления, в частности за мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков в общественных местах, злостное неповиновение законным требованиям представителей власти.
– лица, высказывающие угрозу убийством, причинением вреда здоровью, уничтожение имущества, похищение человека;
– содержатели притонов для систематического потребления спиртных напитков, наркотических средств и психотропных веществ, занятия проституцией, временного ночлега лиц с криминальным прошлым, а также лица, посещающие данные притоны;
– члены различных политических, национальных, иных формирований и неформальных организаций, которые в достижении определенных целей могут использовать оружие;