Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 04:18, курсовая работа
Нарастающая вооруженность преступного мира и открытая демонстрация оружия - одни из факторов ухудшения криминогенной обстановки на территории России. Вал преступлений с применением оружия, ощутимая профессионализация преступных группировок, подкуп, шантаж, угрозы, вооруженное противостояние правоохранительным органам в опасных масштабах входят в повседневную жизнь. Имеется тенденция роста опасных посягательств на жизнь и здоровье граждан, в том числе террористической направленности, корыстно-насильственных преступлений.
Введение
1. Общекриминологическая профилактика преступности
2. Специальнокриминологическая профилактика преступности
Заключение
Список используемой литературы
ОМСКАЯ АКАДЕМИЯ МВД РОССИИ
Кафедра криминологии, психологии и педагогики
по дисциплине «Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних»
на тему «Предупреждение преступлений связанных, связанных с незаконным оборотом оружия и боеприпасов »
Специальность юриспруденция
ВОПРОСЫ В ХОДЕ ЗАЩИТЫ: | Выполнил | Шарков Павел | |||
| Александрович, 2007 года набора, 579-ЮС | ||||
| уч. группа, очная форма обучения | ||||
|
| ||||
| Научный руководитель |
| |||
|
| ||||
|
| ||||
|
| ||||
| К защите ______________________________ | ||||
| (допускается, не допускается) | ||||
| «____»______ 2012 г. | ||||
| (дата, подпись научного руководителя, фамилия, инициалы) | ||||
|
|
| |||
|
|
| |||
| Оценка |
| |||
| Дата защиты |
| |||
| Регистрационный № |
|
Омск 2012
Введение
1. Общекриминологическая профилактика преступности
2. Специальнокриминологическая профилактика преступности
Заключение
Список используемой литературы
Нарастающая вооруженность преступного мира и открытая демонстрация оружия - одни из факторов ухудшения криминогенной обстановки на территории России. Вал преступлений с применением оружия, ощутимая профессионализация преступных группировок, подкуп, шантаж, угрозы, вооруженное противостояние правоохранительным органам в опасных масштабах входят в повседневную жизнь. Имеется тенденция роста опасных посягательств на жизнь и здоровье граждан, в том числе террористической направленности, корыстно-насильственных преступлений.
В сложившейся ситуации особую актуальность имеют проблемы борьбы с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Неконтролируемый оборот оружия приобрел организованный и транснациональный характер и относится в современных условиях к сильнодействующим детерминантам преступности.
Вполне ясно, что, если не принять меры, в том числе и криминологического характера, способные кардинально повлиять на преступность в сфере незаконного оборота и хищения оружия, ситуация, которая уже необозрима по объему и не предсказуема по последствиям, будет все больше и больше осложняться.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе криминологической профилактики незаконного оборота оружия.
Предметом исследования выступает современное состояние и тенденции преступности в сфере незаконного оборота оружия, личность преступника.
Цель контрольной работы состоит в изучении теоретических проблем криминологической профилактики незаконного оборота оружия и в разработке на этой основе выводов и рекомендаций по ее совершенствованию.
Предупреждение преступности – наряду с общей организацией борьбы и правоохранительной деятельностью представляет собой важнейшую подструктуру противодействия преступности, предполагающую целенаправленное воздействие на причинный комплекс преступности.
Предупреждение преступности является многоаспектным явлением, а криминологическое предупреждение представляет собой одну из его разновидностей. Предупреждение преступности в целом как система включает в себя комплекс мер общесоциального и специального характера, причем последние включают в себя меры, составляющие содержание уголовной политики и меры, криминологического предупреждения.[1] Основная задача борьбы с преступностью заключаются в сдерживании неблагопариятных тенденций преступности.
Необходимо указать, что по своему содержанию меры общекриминологического предупреждения незаконного оборота оружия в ряде случаев могут совпадать с мерами общесоциального характера. Однако отличие мер общекриминологического предупреждения незаконного оборота оружия от мер общесоциального предупреждения заключается в объекте, на который направлены два вида данной деятельности.
Целевая направленность общесоциального предупреждения незаконного оборота оружия состоит в укреплении и развитии имеющегося антикриминогенного потенциала общества, а также нейтрализация антиобщественных свойств личности у лиц с различными видами социально отклоняющегося поведения, которые могут перерасти в криминогенную мотивацию. Меры данного предупреждения обеспечивают реализацию задач общесоциального характера и повседневную деятельность социальных институтов.
Объектом общекриминологической профилактики незаконного оборота оружия является социальная среда, содержащая в себе детерминанты данной преступности. Цель общекриминологического предупреждения незаконного оборота оружия состоит в нейтрализации или устранении детерминант преступности, а также прецедентного характера данного преступления.
Содержание мер общекриминологического предупреждения состоит в реализации общегосударственных социально ориентированных программ, укрепляющих антикриминогенный потенциал и общественную безопасность. Субъектами реализации данных мер являются государственные органы Федерации и субъектов Федерации, а также муниципальные образования, реализующие социальные программы, кроме того, создаваемые при их содействии общественные организации, деятельность которых связана с реализацией общесоциальных программ в обществе.
В первую очередь, на мой взгляд, основу общекриминологического воздействия на незаконный оборот оружия должны составлять меры, направленные на снятие социальной напряженности в обществе. Данная задача во многом зависит от последовательного проведения политических и экономических преобразований, направленных на повышение благосостояния и духовной реализации граждан. Этому в частности будут способствовать:
– во-первых, преодоление безработицы, развитие социальной инфраструктуры городов, возрождения агропромышленного комплекса и улучшение качества жизни сельского населения, строительство жилья, возможность и доступность получения образования и др.;
– во-вторых, создание оптимального механизма для разрешения противоречий путем поиска компромисса между политическими силами, используя взаимодействие между различными носителями власти – Государственной Думой и Советом Федерации, Президентом и его администрацией, Конституционным Судом, судебной системой в целом, Правительством и другими органами исполнительной власти, средствами массовой информации.[2]
В рамках общекриминологической профилактики следует указать на утверждение общечеловеческих ценностей, гуманизацией нравственного климата, реализацией принципов социальной справедливости. При этом необходимо особо отметить работу по воспитанию в человеке совестливости, привитие ему культуры общения и нравственных личностных идеалов, уважения к человеческой личности, ее неприкосновенности, к возрождению утраченных традиций взаимопомощи, милосердию, состраданию, отвращению к распущенности и вседозволенности, нетерпимости к любым актам насилия, к проявлениям грубости, агрессивности, цинизма.[3] Кроме того, следует обратить внимание на нейтрализацию негативных последствий вынужденной миграции из села, ближнего зарубежья, зон экологического бедствия и национальных конфликтов.
Важнейшим фактором, направленным на нейтрализацию причинного комплекса незаконного оборота оружия, выступают организационные и правовые барьеры распространения и пропаганды культа насилия. В связи с этим большое значение имеет вытеснение криминальной субкультуры за пределы духовной жизни общества. Необходимо отказаться от ее использования в официальных выступлениях, средствах массовой информации, информационных каналах, театре, рекламе, литературе и др. Этому в определенной мере будет способствовать активная поддержка здорового образа жизни населения, формирование государственной антиалкогольной политики, что позволит сузить круг лиц, втягивающихся в сферу идеологии криминального насилия.
Положительно скажется на профилактике преступности, в том числе и незаконного оборота оружия, преодоление правового нигилизма и усиление правового обучения граждан. Сформированное правосознание позитивно отразиться на понимании необходимости в правомерном поведении, солидарности с правовыми нормами, а также разрушение стереотипов всесилия преступности, несправедливости законов и безнаказанности за совершенные преступления. Это позволит гражданам уметь правильно оценивать наиболее распространенные преступления, находить законные средства решения конфликтов и сформировать установку именно на законные средства разрешения конфликтов.[4]
Не менее важным, в предупреждении незаконного оборота оружия отведено укреплению антикриминогенного потенциала процесса социализации, поскольку личность охраняется не только различными нормами права, но и разветвленной системой социологических институтов.
Прежде всего, необходимо обратить внимание на недопустимость отчуждения личности и семьи. Деятельность, связанная с коррекцией семьей социально-отклоняющегося поведения, в большей степени достигает позитивного результата и побуждает лицо к позитивному поведению. Меры позитивной семейной социализации связаны с отбором и контролем старшими членами семьи потока информации, формирующего мировоззрение подростков.[5]
Важнейшей предпосылкой профилактики преступности, связанной с незаконным оборотом оружия является эффективность проводимой в Российской Федерации политики по борьбе с преступностью. В связи с этим особо актуально обратить на правовое обеспечение борьбы и совершенствование правоприменительной, в том числе и карательной практики.
В структуре правового воздействия на преступность особая роль отведена уголовному законодательству, поэтому от того, насколько уголовно-правые нормы будут реальны и достаточны, а также своевременно, полно и квалифицировано реализованы, зависят и цели предупреждения убийств. Уголовно-правовое предупреждение означает использование арсенала принудительных мер (назначение и исполнение наказания, применение принудительных мер медицинского характера), возможность превентивного характера (устрашение уголовным наказанием, лишение физической возможности совершать преступление), а также воспитательное воздействие и исправление преступников.
В связи с этим необходимо обратить внимание на особую роль в профилактике незаконного оборота оружия уголовно-правовых и административно-правовых норм с двойной превенцией, данные нормы имеют непосредственно двойное профилактическое воздействие, так как, привлекая к ответственности тем самым устраняются причины и условия для совершения иных преступлений и в том числе незаконного оборота оружия. Поэтому правоприменителю особо следует обратить внимание на выявление и привлечение к ответственности за угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст.119 УК РФ), побои (ст. 116 УК РФ), истязание (ст. 117 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ), хулиганство (ст. 213 УК РФ), организация либо содержание притонов для потребление наркотических средств или психотропных веществ (ст. 232 УК РФ), организация занятия проституцией (ст. 241 УК РФ) и др.
Не менее важным средством в профилактике незаконного оборота оружия отведено и уголовному наказанию, которое продолжает оставаться важнейшим правовым средством борьбы с преступлениями. Как справедливо отмечал В.И. Горобцов: «Именно посредством исследования понятия уголовного наказания, определения его целей, системы и места в структуре уголовно-правового воздействия, содержания отдельных видов наказаний, порядка их назначения формируются теоретические основы арсенала средств уголовно-правового принуждения»[6]. Таким образом, совершая преступление, лицо способствует возникновению определенного правового отношения, содержание которого заключается в праве государства применить к виновному уголовное наказание и обязанности преступника это наказание отбыть.[7] Поэтому основным средством реализации уголовного наказания и осуществление профилактики незаконного оборота оружия является совершенствование карательной практики.[8]