Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 04:18, курсовая работа
Нарастающая вооруженность преступного мира и открытая демонстрация оружия - одни из факторов ухудшения криминогенной обстановки на территории России. Вал преступлений с применением оружия, ощутимая профессионализация преступных группировок, подкуп, шантаж, угрозы, вооруженное противостояние правоохранительным органам в опасных масштабах входят в повседневную жизнь. Имеется тенденция роста опасных посягательств на жизнь и здоровье граждан, в том числе террористической направленности, корыстно-насильственных преступлений.
Введение
1. Общекриминологическая профилактика преступности
2. Специальнокриминологическая профилактика преступности
Заключение
Список используемой литературы
В настоящее время прослеживается слишком лояльный подход судов к назначению наказания за убийства. Так при максимальной санкции за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 222 ч. 3 УК РФ) 8 лет лишения свободы – реальное наказание, назначаемое судам не превышает 5,5 лет лишения свободы, при этом 70% наказаний назначено условно. Поэтому следует признать, что суды не в полной мере адекватно учитывают общественную опасность совершаемых преступлений. Подобная практика назначения наказания, мой взгляд, ведет к тому, что закон отчасти теряет свою эффективность, так как применяется не в том объеме, который определен его содержанием. Необходимость отказаться от либерального подхода к назначению наказания за убийства, что, несомненно, скажется на совершенствовании правоприменительной практики и профилактике незаконного оборота оружия.
Важнейшей мерой в профилактике незаконного оборота оружия выступает необходимость ужесточения контроля за оборотом оружия на территории Российской Федерации, сущность которого должна заключаться в интенсивном разоружении преступности и преступников. Данные мероприятия возможны при создании на уровне субъектов РФ препятствий к легализации деятельности конкретных преступных групп в сфере незаконного оборота оружия, вытеснении легализованных преступных групп из оружейного бизнеса, а также криминальных методов регулирования общественных отношений.[9]
Особое значение в общекриминологической профилактике преступности, связанной с незаконным оборотом оружия уделено субъектам профилактики. Субъекты предупреждения рассматриваемых преступлений различны по своему правовому положению и назначению, однако элементом, объединяющим их в единую систему, является объект воздействия – преступления в сфере незаконного оборота оружия.
Компетенция данных субъектов, формы и методы их работы позволяют классифицировать деятельность по предупреждению незаконного оборота оружия в зависимости от ее направлений.
Пограничный и таможенный контроль. Данное направление в системе предупреждения незаконного оборота оружия осуществляется двумя государственными военизированными организациями – Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Федеральной пограничной службой Российской Федерации.
Одной из целей таможенной политики Российской Федерации является содействие обеспечению государственной безопасности страны путем вскрытия и пресечения незаконного оборота оружия. Непосредственный таможенный контроль, предотвращение контрабанды осуществляют таможни и таможенные посты.
Таможня – государственный орган, через который осуществляется ввоз в страну и вывоз с ее территории всех экспортируемых и импортируемых товаров, багажа, почтовых отправлений и других грузов. В зависимости от географического расположения таможни подразделяются на пограничные, создающиеся на таможенной границе, и внутренние, создающиеся в глубине страны. Таможенный пост – подразделение таможни, удаленное от ее администрации, уполномоченная в полном объеме проводить таможенное оформление и таможенный контроль, деятельность которого распространяется на один – два района области (края), объекты транспорта.
Таможенные посты, как правило, создаются вдоль государственной границы в пунктах перехода. Незаконно провозимое оружие обнаруживается и изымается в процессе таможенного контроля, то есть совершения необходимых действий, направленных на соблюдение установленных законов и правил, регулирующих порядок ввоза, вывоза или транзита товаров и транспортных средств.
В соответствии со ст. 180 Таможенного Кодекса РФ таможенный контроль осуществляется путем проверки документов, таможенного досмотра (товаров, транспортных средств, личного досмотра), учета товаров и транспортных средств, устного опроса физических и должностных лиц и других действий.
Для контрабанды оружия применяются самые изощренные способы: оружие переправляется в специальных тайниках, в тушах скота, бензобаках автомобилей, под прикрытием крупных партий одежды, продовольственных товаров и т.д.
Сверхприбыли, получаемые от контрабанды оружия, привлекают к этому виду преступного бизнеса представителей российских и зарубежных криминальных структур. На современном этапе проявляется тенденция к образованию транснациональных преступных организаций, специализирующихся на контрабанде оружия, которые предпринимают активные попытки проникновения в Россию, рассматриваемую ими как новый перспективный рынок незаконного оборота оружия.[10]
Органы внутренних дел являются основными субъектами профилактики преступности, в том числе и незаконного оборота оружия.
С этой целью органами внутренних дел Красноярского края совместно с другими правоохранительными, силовыми и контролирующими органами, другими организациями и учреждениями, осуществляется систематическая проверка мест производства, хранения и использования оружия юридическими и физическими лицами, проводится сверка оружия и боеприпасов, ведение учетной документации. По выявленным в результате проверок недостаткам в хранении оружия, комплектующих к оружию, боеприпасов, в ведении учетной документации, по нарушениям правил обращения с оружием и т.д., составляются предписания руководителю данного предприятия или организации с предложением конкретных мер по устранению недостатков.
Еще одним направлением является организация должного оперативного прикрытия объектов производства, хранения, реализации и использования оружия, в том числе подбор негласного аппарата с оперативными возможностями в данных объектах, а также в населенных пунктах, предприятиях и организациях, расположенных вблизи объектов, связанных с производством, хранением или использованием оружия, а также оперативное прикрытие вещевых рынков и других мест возможного сбыта оружия.
Третье направление деятельности - своевременное выявление и постановка на учет: лиц, в отношении которых имеются оперативные данные о занятии преступной деятельностью, связанной с незаконным оборотом оружия; лиц, склонных к совершению преступлений данного вида; лиц, уволенных из предприятий и учреждений (связанных с производством или реализацией оружия, хранением, транспортировкой, выбраковкой или его утилизацией), за утрату доверия или по другим компрометирующим их основаниям (связи с преступными элементами, должностные проступки); лиц, допустивших хищения и утраты оружия и боеприпасы из этих объектов. Для выявления таких лиц и осуществления наблюдения за образом их жизни и связями, активно используются негласные источники информации, имеющие межрегиональные связи и маршрутные возможности.
Также существует еще ряд предупредительно-
- разработка на основе правоприменительной практики предложений и проектов нормативно-правовых документов, направленных на совершенствование действующих и принятие новых, эффективных законов, регулирующих оборот оружия в стране, позволяющих правоохранительным органам усилить борьбу с незаконным оборотом оружия;
- проведение агитационных мероприятий (с использованием средств массовой информации: газетных и журнальных изданий, телевидения и радио, Интернет; выпуск и распространение специальных листовок и буклетов, рекламных щитов и баннерных растяжек) по активизации добровольной сдачи населением государству на возмездной основе незаконно хранящегося оружия и боеприпасов;
- проведение публичных акций по уничтожению арсеналов изъятого из незаконного оборота оружия и боеприпасов с широким освещением во всех средствах массовой информации;
- использование средств массовой информации для объективного отражения деятельности органов внутренних дел и других правоохранительных органов в борьбе с незаконным оборотом оружия и боеприпасов;
- проведение совместных с другими правоохранительными и контролирующими органами, с другими организациями и учреждениями, профилактических и специальных операций. Как показывает практика, широкомасштабные профилактические и специальные операции, в том числе по выявлению лиц, вовлеченных в незаконный оборот оружия и боеприпасов и изъятие у них данных предметов (операции «Арсенал», «Вихрь-Антитеррор», «Антикриминал», «Разоружение» и другие), дают положительные результаты.
Органы внутренних дел осуществляют контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации в соответствии со ст. 28 Федерального закона «Об оружии». Контроль за оборотом оружия и боеприпасов занимает значительное место в деятельности органов внутренних дел, носит предупредительный характер и направлен на предотвращение использования оружия и боеприпасов в противоправных целях.
Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия возложен на полицию.[11] В соответствии с п. 20 ст. 12 Федерального закона «О полиции» на полицию возложены следующие обязанности: выдавать гражданам и организациям при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом, лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия; лицензии на осуществление деятельности по торговле оружием и основными частями огнестрельного оружия и патронами к нему; лицензии на осуществление деятельности по экспонированию и (или) коллекционированию оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к нему; разрешения на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия, на хранение и ношение наградного оружия, на транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации указанного оружия и патронов к нему; разрешения на хранение и использование или хранение и ношение отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового и служебного оружия, полученного во временное пользование в полиции; вести в соответствии с федеральным законом учет оружия и патронов к нему; п.21 –контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранность и техническое состояние боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдение гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; производить контрольный отстрел оружия с нарезным стволом; п.22 – осуществлять в установленном порядке прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ.
Лицензионно-разрешительная работа в области контроля за оборотом оружия осуществляется специализированными подразделениями органов внутренних дел.
Особое значение имеет контроль за использованием частными охранными предприятиями и службами безопасности служебного оружия. Использование служебного оружия на постах и маршрутах разрешается юридическим лицам с особыми уставными задачами, в том числе частным охранным предприятиям, а также службам безопасности только при условии наличия маршрутных листов, выдаваемых подразделениями лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел.
Кроме того, участие в деятельности по контролю за оборотом оружия принимают в соответствии с поставленными перед ними задачами и иные службы органов внутренних дел: участковые уполномоченные милиции, ГИБДД, сотрудники уголовного розыска и др.
Деятельность органов внутренних дел по контролю за оборотом служебного и гражданского оружия можно условно разделить на два этапа: разрешительный этап и этап контроля.
Компетенция ОВД по выдаче лицензий и разрешений на служебное и гражданское оружие определена Инструкцией о работе органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.[12]
Одним из главных условий выдачи лицензий и разрешений является возможность обеспечения сохранности оружия и боеприпасов, проверку его должны осуществлять сотрудники подразделений лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел.
Пунктом 22 статьи 13 Федерального закона «О полиции» должностным лицам органов внутренних дел предоставлено право проводить проверки мест производства, хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, мест производства патронов к оружию и составных частей патронов, а также проверки объектов, где они обращаются, мест утилизации боеприпасов; проводить проверки мест хранения и использования специальных средств в частных охранных организациях; по результатам проверок выдавать гражданам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений правил оборота оружия, боеприпасов, патронов к оружию и специальных средств; изымать в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оружие, боеприпасы, патроны к оружию, основные части к ним и специальные средства; ограничивать в установленном законодательством Российской Федерации порядке деятельность соответствующих объектов и применять иные меры, предусмотренные Федеральным законом «Об оружии»; участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в проведении проверок мест производства, хранения, использования и распространения взрывчатых материалов промышленного назначения и пиротехнических изделий IV и V класса; п. 24 – входить беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения в помещения, занимаемые частными детективами и частными охранными организациями, а также в помещения образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку и повышение квалификации частных детективов и работников частных охранных организаций, в целях выполнения возложенных на полицию обязанностей по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности; осматривать места хранения специальных средств и огнестрельного оружия; проверять организацию охраны, осуществляемой частными охранными организациями, на соответствие установленным правилам; получать письменную и устную информацию о частных детективах, частных охранных организациях, частных охранниках и об образовательных учреждениях, осуществляющих профессиональную подготовку и повышение квалификации частных детективов и работников частных охранных организаций; проверять частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений правил частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;