Предпосылки разделения церквей

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 11:26, реферат

Краткое описание

О причинах разделения Церквей можно писать много и неоднозначно, но в одном, независимо от концепций, сходятся гражданские и церковные историки, когда говорят о двух краеугольных камнях этого процесса, выливавшегося в драму, свидетелем которой является человечество на протяжении почти целого тысячелетия.

Файлы: 1 файл

история религий.docx

— 805.99 Кб (Скачать)

 

Прочее

   Православные и католики признают права светских властей. В православии существует концепция симфонии духовной и светской властей, неоднократно в ходе истории приводившая к явлению, получившему имя цезаропапизм, который считается в рамках концепции симфонии властей отклонением от нормы. В католицизме существует понятие о верховенстве церковной власти над светской (Булла Unam Sanctam), которое на сегодняшний день рассматривается лишь с исторической точки зрения[3][4]. Однако критики часто обвиняют католицизм в том, что он долгое время претендовал на прерогативы светской власти. Поэтому признание прав личности и отказ от претензий на светскую власть были важнейшим шагом в развитии католического социального учения. Согласно социальной доктрине Католической церкви государство исходит от Бога, и потому ему следует повиноваться. Право на неповиновение властям также признается Католической церковью, но с существенными оговорками. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви также признается право на неповиновение, если власть принуждает к отступлению от христианства или к греховным деяниям.

  • Православные не признают явления Девы Марии в Лурде и Фатиме истинными, Ватикан же определяет их как «достойные веры».
  • Православные считают подозрительными католические мистические практики, связанные с усиленным представлением (медитацией) страданий Христа. В частности, православные считают стигматы проявлением самогипноза, а опыты блаженной Анджелы из Фолиньо, святого Франциска Ассизского, святой Терезы Авильской-как минимум спорными.
  • Ряд православных богословов критикует методы католических богословов, по их мнению, излишне рациональные, юридические и схематические.
    • Наиболее ярко различие в богословских методах проявилось в споре о Фаворском свете между Варлаамом Калабрийским (пользовавшегося методами западного богословия) и прп. Григорием Паламой. Католическая и Православная Церкви до сих пор придерживаются противоположных позиций в объяснении Фаворского света.
  • В католицизме существует учение об индульгенциях. В современном православии отсутствует подобная практика, хотя ранее «разрешительные грамоты», аналог индульгенций в православии существовали в Константинопольской православной церкви в период османской оккупации, вызвавшей глубокий упадок как церковной жизни в целом, так и богословского образования в частности;
  • Между католицизмом и православием официально отсутствует евхаристическое единство. Тем не менее, в практике Антиохийской православной церкви католики допускаются к причастию. В РПЦ с 1969 года существовала практика допуска католиков к причастию, в 1986 году эта практика была приостановлена до «решения вопроса Православной Полнотой». Что касается причащения православных в католических храмах, то согласно правилам Католической церкви некатолики могут принимать причастие только в случае «серьёзной необходимости» и при условии, что они разделяют католическое учение о Евхаристии. Декрет Второго Ватиканского собора «Orientalium Ecclesiarum» подчёркивает: «можно преподавать таинства Покаяния, Евхаристии и Елеосвящения больных восточным христианам, отделённым от Католической Церкви не по их собственному злому умыслу, если они сами об этом попросят и будут настроены должным образом. Более того: католикам также разрешается просить о тех же таинствах у служителей-некатоликов, в Церкви которых наличествуют действительные таинства, всякий раз, когда того потребует нужда или подлинная духовная польза, а доступ к католическому священнику окажется физически или нравственно невозможен».

Искусство

   Стремление выразить в общедоступных внешних формах самые возвышенные христианские истины, духовные порывы и настроения, таков основной двигатель католического искусства. Это искусство, как и все живое в борющейся Церкви, имеет свои плюсы и минусы, эпохи расцвета и эпохи упадка. В общем можно сказать, что чем ближе оно держалось к очагам духовной жизни (Евхаристия, монашество, церковное послушание), тем лучше оно само отражало божественный элемент христианства; и чем больше оно удалялось от основных двигателей религиозного совершенствования, тем слабее и обмирщеннее оно становилось.

  1. Архитектура. Католичество всегда хранило большое уважение к древнему византийскому зодчеству; свидетельством этому может служить хотя бы самый факт существования таких великолепных католических храмов в византийском стиле, как собор св. Марка в Венеции, или заботливость, с какою охраняются в Риме древние византийские святыни. прекрасен также стиль старых римских "базилик". В эпоху Возрождения широко распространилась в Европе соответствующая этому движению умов церковная архитектура, которая при всем своем великолепии нас теперь не удовлетворяет. Уже давно повсюду в католичестве замечается стремление оставить всякие "бароки": сравнительно новый огромный собор св. Павла в Риме построен в стиле древних римских базилик, собор Пресв. Сердца Христова в Париже сооружен в романском вкусе. Как духовно уютны, кстати, старые и отчасти новые церкви и часовни в чистом романском стиле! Для католического средневековья наиболее характерен готический стиль, своею устремленностью ввысь, дивной гармонией пропорцией и разноцветным полумраком удивительно располагающий к молитве и презрению всего земного. Сегодня в Китае, в Индии и других далеких странах замечается старание строить церкви в духе местного туземного искусства.

  2. Ваяние. Наряду с иконами, в католическом церковном обиходе допускаются и статуи. Так было уже с первых веков христианства. Статуя может выражать духовные ценности не хуже иконы или мозаики.

И сколько милостей Господь оказал людям перед чудотворными статуями! Конечно, здесь, как и везде, могут быть и бывали злоупотребления  и нежелательные уклоны, но бывали также и дивные воплощения духовности. Старинные готические статуи мощно  зовут к молитве. Прекрасна и  очень располагает к благочестию  знаменитая статуя Мадерны, изображающая мученичество св. Цецилии. То же самое  можно сказать о "пиэта" (Богородица со снятым с креста Спасителем) Микель-Анджело, о статуе "св. Бруно" Гудона в  церкви Санта Мария дельи Анджели  в Риме, о некоторых творениях  Кановы и многих других произведениях  христианского ваяния. "Распятия" Бахлехнера в отношении выражения  любви Спасителя к людям не имеют ничего равного в христианском мире. Впрочем Церковь никому не навязывает почитания статуй, и в  католических церквах восточного обряда они не допускаются для почитания.

  3. Иконопись и живопись. В творениях Рафаэля (напр. "Преображение Господне") художники обыкновенно видят верх искусства вообще. Это может быть и верно, но, с чисто религиозной точки зрения, Мадонны Рафаэля или Мурильо далеко не лучшие произведения католического искусства. Гораздо больше религиозного духа в детски трогательных картинах и фресках блаженного Анджелико, Фра Бартоломео, Джиотто и многих других. Современная иконопись Бейроновской школы (бенедиктинцы), при всей своей строгости, глубоко назидательна. Разноцветные стеклянные иконы в окнах готических (иногда романских) церквей подчас производят впечатление чудных видений из потустороннего мира. Насквозь проникнуты искренностью и простотою глубокой веры иконки Фюриха и его подражателей. Некоторые новые мозаики Ватиканской школы ни в чем не уступают чудным древним византийским мозаикам, которыми мы восхищаемся в Равенне или в Риме. Удивительны тоже иконки-миниатюры в старинных латинских богослужебных книгах. Теперь широко распространяется среди католиков всех обрядов русская иконопись старинного стиля, во многих отношениях не превзойденная.

  4. Церковное пение и музыка. Можно спорить о том, уместна ли музыка в храмах или нет. Конечно, обмирщенная музыка не годится для богослужения и велика заслуга папы Пия Х, который изгнал ее из церковного обихода. Игра на органе, хотя и не может заменить хорошего хорового пения, но там, где оно не осуществимо, например при бедных "вспомогательных церквах" (а таких очень много в католическом мире), немало способствует поддержанию религиозных настроений. Многогласное церковное пение раньше процветало в лучших католических храмах благодаря гениальным произведениям таких композиторов, как Палестрина, например. Ведь эта "полифония" оказала влияние даже на наше церковное пение: Бортнянский и Березовский были учениками Сарти и Галуппи. В наши дни католики почти повсюду возвращаются к "григорианскому" строго религиозному, "речитативному" пению, родственному древним восточным церковным напевам.

Католические церковные  власти не раз выражали желание, чтобы  в католических церквах восточных  обрядов все виды искусства сохраняли  черты общевосточного и местного народного благочестия.

Чтобы убедиться  в том, что католическое искусство  сыграло огромную роль в развитии мировой художественной культуры, достаточно посетить любой серьезный музей  Европы.

Заметим еще, что  религиозно-артистическое творчество легко приходит в упадок в странах, где Церковь не пользуется должным  благоденствием и подвергнута гонениям. Постоянные конфискации и стеснения, которым Католическая Церковь подвергалась за последние столетия почти во всех государствах Европы, очень мешали расцвету церковного искусства. Нечто  подобное наблюдается и на Востоке: можно ли сравнить, например, жалкое современное греческое церковное  пение с русским церковным  пением? там сказалось давление многовекового  турецкого ига.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

-История религии. В 2 т. Учебник /В.В. Винокуров

-Юрий Табак. Православие и католичество. Основные догматические и обрядовые расхождения

-http://ru.wikipedia.org/

-Религия и церковь в истории России (Советские историки о православной церкви в России). М., 1975

-Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций. – М., 2005.

-История восточного и западного христианства (IV-XX века): Учебное пособие

 


Информация о работе Предпосылки разделения церквей