Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 11:26, реферат
О причинах разделения Церквей можно писать много и неоднозначно, но в одном, независимо от концепций, сходятся гражданские и церковные историки, когда говорят о двух краеугольных камнях этого процесса, выливавшегося в драму, свидетелем которой является человечество на протяжении почти целого тысячелетия.
Прочее
Православные и католики признают права светских властей. В православии существует концепция симфонии духовной и светской властей, неоднократно в ходе истории приводившая к явлению, получившему имя цезаропапизм, который считается в рамках концепции симфонии властей отклонением от нормы. В католицизме существует понятие о верховенстве церковной власти над светской (Булла Unam Sanctam), которое на сегодняшний день рассматривается лишь с исторической точки зрения[3][4]. Однако критики часто обвиняют католицизм в том, что он долгое время претендовал на прерогативы светской власти. Поэтому признание прав личности и отказ от претензий на светскую власть были важнейшим шагом в развитии католического социального учения. Согласно социальной доктрине Католической церкви государство исходит от Бога, и потому ему следует повиноваться. Право на неповиновение властям также признается Католической церковью, но с существенными оговорками. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви также признается право на неповиновение, если власть принуждает к отступлению от христианства или к греховным деяниям.
Искусство
Стремление выразить в общедоступных внешних формах самые возвышенные христианские истины, духовные порывы и настроения, таков основной двигатель католического искусства. Это искусство, как и все живое в борющейся Церкви, имеет свои плюсы и минусы, эпохи расцвета и эпохи упадка. В общем можно сказать, что чем ближе оно держалось к очагам духовной жизни (Евхаристия, монашество, церковное послушание), тем лучше оно само отражало божественный элемент христианства; и чем больше оно удалялось от основных двигателей религиозного совершенствования, тем слабее и обмирщеннее оно становилось.
1. Архитектура. Католичество всегда хранило большое уважение к древнему византийскому зодчеству; свидетельством этому может служить хотя бы самый факт существования таких великолепных католических храмов в византийском стиле, как собор св. Марка в Венеции, или заботливость, с какою охраняются в Риме древние византийские святыни. прекрасен также стиль старых римских "базилик". В эпоху Возрождения широко распространилась в Европе соответствующая этому движению умов церковная архитектура, которая при всем своем великолепии нас теперь не удовлетворяет. Уже давно повсюду в католичестве замечается стремление оставить всякие "бароки": сравнительно новый огромный собор св. Павла в Риме построен в стиле древних римских базилик, собор Пресв. Сердца Христова в Париже сооружен в романском вкусе. Как духовно уютны, кстати, старые и отчасти новые церкви и часовни в чистом романском стиле! Для католического средневековья наиболее характерен готический стиль, своею устремленностью ввысь, дивной гармонией пропорцией и разноцветным полумраком удивительно располагающий к молитве и презрению всего земного. Сегодня в Китае, в Индии и других далеких странах замечается старание строить церкви в духе местного туземного искусства.
2. Ваяние. Наряду с иконами, в католическом церковном обиходе допускаются и статуи. Так было уже с первых веков христианства. Статуя может выражать духовные ценности не хуже иконы или мозаики.
И сколько милостей
Господь оказал людям перед чудотворными
статуями! Конечно, здесь, как и везде,
могут быть и бывали злоупотребления
и нежелательные уклоны, но бывали
также и дивные воплощения духовности.
Старинные готические статуи мощно
зовут к молитве. Прекрасна и
очень располагает к
3. Иконопись и живопись. В творениях Рафаэля (напр. "Преображение Господне") художники обыкновенно видят верх искусства вообще. Это может быть и верно, но, с чисто религиозной точки зрения, Мадонны Рафаэля или Мурильо далеко не лучшие произведения католического искусства. Гораздо больше религиозного духа в детски трогательных картинах и фресках блаженного Анджелико, Фра Бартоломео, Джиотто и многих других. Современная иконопись Бейроновской школы (бенедиктинцы), при всей своей строгости, глубоко назидательна. Разноцветные стеклянные иконы в окнах готических (иногда романских) церквей подчас производят впечатление чудных видений из потустороннего мира. Насквозь проникнуты искренностью и простотою глубокой веры иконки Фюриха и его подражателей. Некоторые новые мозаики Ватиканской школы ни в чем не уступают чудным древним византийским мозаикам, которыми мы восхищаемся в Равенне или в Риме. Удивительны тоже иконки-миниатюры в старинных латинских богослужебных книгах. Теперь широко распространяется среди католиков всех обрядов русская иконопись старинного стиля, во многих отношениях не превзойденная.
4. Церковное пение и музыка. Можно спорить о том, уместна ли музыка в храмах или нет. Конечно, обмирщенная музыка не годится для богослужения и велика заслуга папы Пия Х, который изгнал ее из церковного обихода. Игра на органе, хотя и не может заменить хорошего хорового пения, но там, где оно не осуществимо, например при бедных "вспомогательных церквах" (а таких очень много в католическом мире), немало способствует поддержанию религиозных настроений. Многогласное церковное пение раньше процветало в лучших католических храмах благодаря гениальным произведениям таких композиторов, как Палестрина, например. Ведь эта "полифония" оказала влияние даже на наше церковное пение: Бортнянский и Березовский были учениками Сарти и Галуппи. В наши дни католики почти повсюду возвращаются к "григорианскому" строго религиозному, "речитативному" пению, родственному древним восточным церковным напевам.
Католические церковные власти не раз выражали желание, чтобы в католических церквах восточных обрядов все виды искусства сохраняли черты общевосточного и местного народного благочестия.
Чтобы убедиться в том, что католическое искусство сыграло огромную роль в развитии мировой художественной культуры, достаточно посетить любой серьезный музей Европы.
Заметим еще, что
религиозно-артистическое
Список литературы:
-История религии. В 2 т. Учебник /В.В. Винокуров
-Юрий Табак. Православие и католичество. Основные догматические и обрядовые расхождения
-http://ru.wikipedia.org/
-Религия и церковь в истории России (Советские историки о православной церкви в России). М., 1975
-Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций. – М., 2005.