Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 11:26, реферат
О причинах разделения Церквей можно писать много и неоднозначно, но в одном, независимо от концепций, сходятся гражданские и церковные историки, когда говорят о двух краеугольных камнях этого процесса, выливавшегося в драму, свидетелем которой является человечество на протяжении почти целого тысячелетия.
Два обстоятельства придали поспешному и необдуманному поступку легатов значение, которые не могли оценить в то время. Во-первых, они снова затронули вопрос о Filioque, неправомочно упрекая греков в том, что те исключили его из Символа веры, хотя не-латинское христианство всегда рассматривало это учение как противоречащее апостольской традиции. Кроме того, византийцам стали ясны замыслы реформаторов распространить абсолютную и прямую власть папы на всех епископов и верующих даже и в самом Константинополе. Представленная в таком виде экклезиология казалась им совершенно новой и также не могла в их глазах не противоречить апостольской традиции. Ознакомившись с ситуацией, остальные восточные патриархи присоединились к позиции Константинополя.
1054 г. следовало бы рассматривать не столько как дату раскола, сколько как год первой неудавшейся попытки воссоединения. Никто тогда и представить себе не мог, что разделение, которое произошло между теми Церквями, которые вскоре назовут Православной и Римско-Католической, будет длиться веками.
Римская католическая церковь.
Вероучение и культ Римско-католической церкви тесно связаны с организацией ее управления. Католицизм объединен в единую централизованную организацию, имеет международный центр управления - Ватикан и главу церкви - Папу Римского.
Ватикан - уникальное государство, в основе организации которого лежит теократия (властные функции осуществляются религиозным объединением). Оно располагается в центре столицы Италии - городе Риме и занимает площадь равную 44 га. Ватикан, как и прочие суверенные государства, имеет свой герб, флаг, гимн, почту, радио, телеграф, прессу и т. п. Ватикан признан абсолютным большинством государств мира и имеет с ними дипломатические отношения.
Глава Ватикана - Папа Римский - является светским и духовным его руководителем. Власть Папы в современном виде была установлена Латеранским договором (1929 г.) между правительством Италии и Римским Папой. Особая власть Римского Папы закреплена в его титуле, который звучит следующим образом: епископ Рима, наместник Иисуса Христа, помощник князя апостолов, верховный понтифик вселенской церкви, патриарх Запада, Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, монарх государства-города Ватикан.
За всю историю Римской
католической церкви было 262 Папы. Традиционно
Папа избирается конклавом (коллегией
кардиналов) пожизненно из среды высшего
духовенства. С 1523 года по 1978 год папский
престол занимали только итальянцы.
Но в 1978 году впервые на папский престол
был избран славянин (поляк) - Кароль
Войтыла архиепископ
Римскому Папе, по конституции Ватикана, принадлежит высшая законодательная, исполнительная и судебная власть, а правящий орган Ватикана носит название Святой престол. Центральный административный аппарат Римской католической церкви называется Римская курия. Римская курия руководит церковными и мирскими организациями, действующими в большинстве стран мира, курирует различные направления и формы деятельности церкви.
Национальные церкви управляются кардиналами, патриархами, митрополитами, архиепископами или епископами, которые назначаются Папой. Территория национальных церквей разделена на епархии, во главе которых стоит иерарх. В зависимости от значимости этой епархии он может иметь звание от епископа до кардинала. Структурной первичной единицей католической церкви, так же, как и православной, является приход, во главе которого стоит священнослужитель.
Итак, католицизм отличается от других христианских конфессий следующими учениями: о чистилище; о исключительной роле церкви в деле спасения; о непогрешимости Римского Папы; о безбрачии духовенства (целибат); о "запасе добрых дел", оставленных Иисусом Христом, Богоматерью, святыми и праведниками. Кроме того, римско-католической церковью признаются постановления 21 церковного Собора, провозглашаются догматы о непорочном зачатии Девы Марии и ее телесном вознесении. В культовой деятельности различия касаются таинства крещения (возможность крестить путем окропления, а не обливания водой), таинства миропомазания (т. н. конфирмация в возрасте 7 - 12 лет), таинства причастия (иной способ приготовления хлеба для этого таинства), богослужения (оригинальное музыкальное сопровождение, возможность сидеть в ходе богослужения), убранство храмов (преобладание скульптурных изображений над иконами).
В настоящее время не преодолен разрыв канонических отношений, произошедший в 1054 г. между Римско-католической и Греко-православной церквами. Сегодня, кроме догматических отличий, препятствуют объединению христиан во Вселенскую церковь конфликты и сугубо светского характера, в частности имущественные претензии и проблемы, связанные с распределением сфер влияния в мире.
Обзор истории папства.
Термин «папа» по-гречески означает «отец». В первые века христианства это название применялось для всех епископов, а первоначально — для всех священников, пользовавшихся правом благословения. Имеются свидетельства того, что в VI веке некоторые епископы еще назывались «папами». Но начиная с VII века титул «папа» давался уже исключительно римскому епископу: это отражало процесс формирования учения католической (западной) церкви о примате (верховенстве) римского епископа.
Согласно
этому учению, папа является наследником
Святого Петра в римском
«Римский папа, как зримый глава Храма Христова, милостью Божьей осуществляет высшую, полную, единую и непосредственную юрисдикцию над всеми частями Святой матери-церкви и над всеми ее членами во всех религиозных, моральных, дисциплинарных вопросах и в делах управления церковью…»
Папа осуществляет верховную законодательную власть в церкви: папа (и вселенский собор) имеет право издавать законы, обязательные для всей церкви или для ее части, толковать их, изменять или отменять их действие. Законы, издававшиеся соборами и папами по вопросам церковной дисциплины, назывались канонами. Их объединяли в специальные канонические сборники-кодексы канонического права. Уже Халкидонский собор (451) выпустил такой сборник. Средневековое каноническое право было кодифицировано в неоднократно переиздававшемся «Corpus Juris Canonici» («Свод юридических канонов»). Наиболее часто используемым его вариантом было, лейпцигское издание 1876-1884 годов. Свод законов, вступивший в силу 19 мая 1918 года, составила папская кодификационная комиссия, созданная в 1904 году папой Пием X под руководством кардинала Гаспарри и выпустившая его под названием «Codex Juris Canonici» («Кодекс канонического права»). 27 мая 1917 года папа Бенедикт XV освятил его и опубликовал. В последний раз сборник законов католической церкви был издан между двумя мировыми войнами при активном участии в его подготовке Юстиниана Шереди в 9 томах под названием «Источник канонического права» («Codicis Juris Canonici Fontes», Рим, 1923-1929 годы, т. 1-7 -ред. П. Гаспарри, т. 8-9-ред. Шереди).
Папе
принадлежит верховная
Предмет вероучения-откровения Божьи, хранительницей которых является вся церковь. Церковь сообщает эти откровения на торжественных или обычных богослужениях. Торжественным богослужением называют те редкие службы, на которых церковь оглашает какой-то догмат веры. Это может происходить либо на вселенском соборе, либо путем провозглашения его папой ех cathedra (с кафедры, с амвона). Догматы соборов (а после I Ватиканского собора, с 1870 года, оглашаемые папой ex cathedra) по вопросам веры и морали объявляются как действительные для всей церкви и непогрешимые (infallibitas), то есть они не могут быть ошибочными.
Папа наделен высшей судебной властью в церкви. Любое судебное дело может быть подано ему как первой инстанции. Единственно ему подсудны кардиналы, нунции и епископы, обвиняемые в уголовных преступлениях. Папа разрешает дела в 3-й инстанции по апелляциям в церковных процессах. Запрещается обращаться к светскому суду с обжалованием приговора, вынесенного папой.
Папе принадлежит высшая исполнительная власть в церкви: он учреждает, изменяет и ликвидирует епископства; назначает, утверждает в должности, переводит и смещает епископов; заполняет вакансии, распоряжается на высшем уровне церковным имуществом, осуществляет право посвящения в блаженные и святые.
Внутрицерковные функции папы наиболее четко изложены в книге французского автора Жозефа де Местра «О папе» (Париж, 1819). В ней он утверждает, что папа-гарант всеобщности (универсальности) и единства католической церкви. Поскольку папа-залог единства церкви, то и папская власть-суверенна. Через папу действуют в полную силу и части церкви. Единовластие папы необходимо для соблюдения законности и для поддержания порядка внутри церкви. Римская церковь единовластна и не терпит ни демократии, ни аристократии. Без папы нет даже вселенского собора. И следовательно, единовластию папы как форме правления, воплощающей в себе все, сопутствует непогрешимость.
Святой Франциск де Саль считал: «Церковь и папа-одно целое». Де Местр пишет, что без папы нет истинного христианства. «Папа необходим, он-единственный и исключительный отец христианства. Он обладатель обетованного, без него исчезает единство, а значит, и церковь» (Ж. де Местр. О папе. Пешт, 1867. С. 360). Природа папской власти-духовная, она исходит от Бога, потому что всякая суверенность божественна. Папский суверенитет был источником власти европейских христианских монархов; поэтому де Местр считает, что папа стоит выше светской власти.
Власть папы, означающая его верховенство над вселенской церковью, дополняется еще и следующими видами рациональной власти, а точнее, они ей сопутствуют: каждый из пап является одновременно епископом города Рима, архиепископом римской Церковной области, кардиналом Италии, патриархом Запада. Эти его функции исторически сложились именно в таком порядке и связаны были с римским епископатом, а потом привели ко вселенскому верховенству. Папа управляет римской Церковной областью как епископ, носящий титул Наместника Христа (Vicarius Urbis).
Вселенское верховенство папы над церковью и его региональные церковные функции в ходе истории-от образования Церковного государства (Patrimonium Sancti Petri) вплоть до 1870 года, до его ликвидации-органически связаны с функцией светского монарха (суверена) Папского государства. Управление Церковным государством в качестве ненаследуемой монархии с течением времени менялось, но природа его всегда оставалась монархической и абсолютистской. Реорганизованное в духе Латеранских соглашений (1929) Папское государство-город Ватикан, только символ светской власти и независимости пап.
Католические монашеские ордена
Бенедиктинцы
Основатель бенедиктинского монастыря - Бенедикт Нурсийский (480-547) стал основоположником первого монашеского устава. Он организовал в 530 г. монастырь в Монте Кассино, в котором установил строгие порядки. Этот устав стал основой, примером для монахов других монастырей. Основным правилом стала общинная жизнь вдали от мирской суеты. Монастыри строили в отдаленных местах, подальше от влияния мира. Первоначально не существовало центральной организации, каждый монастырь обладал самостоятельностью. Монастыри стали центрами просвещения и подготовки кадров. Бенедиктинцы занимались миссионерской деятельностью на славянских землях и в Прибалтике. В настоящее время орден бенедиктинцев объединяет свыше 10 тыс. монахов и 20 тыс. монахинь.
Монашеские ордена появились в 910 г., после того как аббат Обо из монастыря Клюни предпринял реформу монашеской организации. Он предложил объединить множество монастырей, выполняющих единые задачи, в ордена, которые должны подчиняться центральной власти. Целью такого объединения был возврат к строгому соблюдению правил, лишение монастырей автономии и подчинение папе, минуя епископов, независимость церкви от светской власти.
Монастырь организовал Франциск Ассизский в 1207-1209 гг. в Италии близ Ассизи. Франциск Ассизский выступал против стяжательства папских иерархов, против раздачи папой должностей своим родственникам, против симонии (покупки и продажи церковных должностей). Проповедовал благотворность нищеты, отказ от всякой собственности, сочувствие беднякам, жизнерадостное поэтическое отношение к природе. Его мистика была пронизана любовью к людям. Эти идеи стали очень популярны и за короткое время получили признание в других странах Европы. Франциск Ассизский создал «Орден меньших братьев» - религиозно-нравственную общину. Минориты — «наименьшие из всех людей» — жили не в монастырях, а в миру, странствовали, проповедовали на языке простого народа, занимались благотворительностью.
Отречение от собственности
вызвало подозрение у папы. Сначала
Франциску Ассизскому запретили
проповедовать, затем в 1210 г. разрешили,
но потребовали отказаться от призыва
к нищете. Франциск не подчинился. После
его смерти произошел раскол ордена.
Крайние последователи