Автор: Ксения Петина, 15 Октября 2010 в 18:41, курсовая работа
Социально-экономический облик Российской империи в первой половине XIX века как главный фактор отмены крепостного права
Введение
Глава I. Социально-экономический облик Российской империи в первой половине XIX века как главный фактор отмены крепостного права
1.1. Кризис феодальных отношений и развитие капитализма в промышленности
1.2. Состояние сельского хозяйства положение крепостных крестьян
Глава II. Подготовка и отмльность по крестьянскому вопросу
2.2. Создание Главного комитета и Редакционных комиссий и обсуждение закона по отмене крепостного права
2.3. Характеристика губернских проектов реформы по отмене крепостного права (проекты Унковского, Позена, Самарина)
2.4. Окончательное обсуждение проекта и его принятие. Манифест 19 февраля 1861 г.
Заключение
Список использованной литературы:
10 октября 1860 г. Редакционные комиссии завершили свою работу, и проект «Положений» поступил в Главный комитет по крестьянскому делу, где он обсуждался до 14 января 1861 г. Здесь проект подвергся новым изменениям в пользу помещиков: прежде всего вновь были понижены нормы крестьянских наделов в некоторых местностях, увеличен оброк в тех из них, где имелись «особые промышленные выгоды». 28 января 1861 г. проект поступил на рассмотрение последней инстанции — Государственного совета. Открывая его заседание, Александр II указал на необходимость скорейшего решения крестьянского дела. «Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства»,— заявил он. Далее он сказал: «Я надеюсь, господа, что при рассмотрении проектов, представленных в Государственный совет, вы убедитесь, что все, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, — сделано». Однако члены Государственного совета сочли необходимым ввести новое дополнение к проекту в пользу помещиков. По предложению крупного землевладельца князя П.П. Гагарина был внесен пункт о праве помещиков предоставлять крестьянам (правда, по соглашению с ними) сразу в собственность и бесплатно («в дар») четверть надела. Предполагалось, что перспектива получения бесплатного, хотя и мизерного, надела при ликвидации сразу всех обязательств перед помещиком привлечет крестьян, а самому помещику даст возможность сохранить в своих руках максимум земельных угодий и обеспечит его дешевой рабочей силой.
16 февраля 1861 г. в Государственном совете было завершено обсуждение проекта «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Подписание «Положений» было приурочено к 19 февраля — 6-й годовщине восшествия Александра II на престол. Одновременно им был подписан и Манифест, возвещавший об освобождении крестьян от крепостной зависимости.
После того как Манифест и «Положения» были подписаны царем и напечатано необходимое количество их экземпляров, с ними в губернии были отправлены флигель-адъютанты царской свиты, на которых возлагалась обязанность объявления «воли». Они наделялись широкими полномочиями для подавления возможных крестьянских «беспорядков». В подчинение флигель-адъютантам переходили все местные власти и дислоцированные в губерниях войска.
Подготовка к обнародованию «воли» потребовала две недели. Обнародование проходило в течение месяца — с 5 марта (в Петербурге и Москве) по 2 апреля (на местах).
«Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» касалось только помещичьих крестьян великорусских, украинских, белорусских и литовских губерний и предусматривало освобождение крепостных по этапам, в течение довольно длительного срока. Оно постановляло: «Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда»14. Крестьянам предоставлялись «права свободных сельских обывателей»15. За крестьянами признавалось право владеть собственностью, поступать на службу, заниматься любым видом торгово-промышленной деятельности, вступать с другими лицами и учреждениями в договорные отношения и т. д.
Однако земли помещиков были признаны их собственностью, и потому крестьяне за отводимые им земельные наделы сначала должны были отбывать рабочую повинность или единовременно вносить наличными 20—25% всей выкупной суммы, становясь таким образом «временнообязанными крестьянами»; затем, по заключению так называемых уставных грамот, их отношения к помещику окончательно ликвидировались, а казна процентными облигациями уплачивала помещикам остальные 75—80% стоимости их земель, отошедших под крестьянские наделы; после этого крестьяне должны были в течение 49 лет погасить свой долг государству ежегодными взносами «выкупных платежей» в размере 6% с выкупной ссуды16.
Сроки выкупа домов и дворовых строений определялись самими крестьянами. Они могли в любое время внести в казначейство установленную законом сумму выкупа (до 60 руб.) и через шесть месяцев получали документ на полное владение избой и приусадебным участком.
Для проведения крестьянской реформы на местах была учреждена должность мировых посредников, они назначались правительством из числа местных дворян. Мировые посредники должны были разбирать недоразумения и споры между помещиками и крестьянами и помогать при составлении «уставных грамот». Контроль осуществлялся особыми учреждениями при участии уездного предводителя дворянства, представителя правительства и и губернского начальства.
В конце 1861 г. были образованы волости, объединявшие соседние деревни и села с количеством мужского населения от 300 до 2000 человек, и были также осуществлены выборы крестьянами сельской администрации и суда. Сельский сход выбирал старосту, а также с каждых 10 дворов уполномоченного, которые образовывали волостной сход, выбиравший волостного старшину и состав волостного суда.
В течение последующих двух лет намечалось осуществить регламентацию хозяйственных отношений между крестьянами и помещиками. За этот срок помещики обязаны были заполнить особые уставные грамоты, в которых указывалось фактическое количество земли, находившееся в пользовании крестьян в каждом имении, и исчислялись размеры земли и повинностей крестьян по нормам, указанным в законе 19 февраля 1861 г. После проверки содержания уставной грамоты мировым посредником она оглашалась перед крестьянскими уполномоченными и, если со стороны последних не делалось каких-либо возражений, утверждалась.
Крестьяне получали в пользование земельные наделы в том случае, если они были у них по спискам 10-й ревизии 1858 г. Полностью лишались наделов крепостные крестьяне южного берега Крыма, где находилось много имений членов царской семьи и титулованной знати.
Предусмотренные в законе нормы крестьянских наделов часто занижались, особенно значительно в черноземных районах. Помимо этого, закон предоставлял помещикам право обезземеливать крестьян и другими способами: склонять их на получение в собственность без выкупа всего лишь 1/4 надела, лишать особо ценных угодий и т. д. В целом «отрезки» в пользу помещиков по всей России достигали 18% общей площади земельного фонда, который находился в распоряжении помещичьих крестьян до реформы. Во многих черноземных губерниях в центре, на юге страны и в Нижнем Поволжье эти «отрезки» составляли от 20 до 40% надельной земли17. Ко всему прочему крестьяне получали от помещика худшую и иногда совсем непригодную для землепользования землю.
Временнообязанные крестьяне за предоставленные им усадьбы и наделы должны были вносить помещику сумму, равную среднему оброку, взимавшемуся в данной местности перед отменой крепостного права. Крестьян фактически заставляли платить за уменьшенный надел прежний оброк. К тому же размер такого оброка, возмещавшего помещикам доход и от внеземледельческих промыслов крестьян, никак не соответствовал качеству надельной земли. В барщинных имениях крестьяне отрабатывали за каждый душевой надел 70 дней в году. Но три пятых из этих дней они обязывались работать в краткий период полевых работ, что равнялось примерно прежней трехдневной барщине.
Чтобы
обеспечить исправное поступление с крестьян
налогов и выполнения ими повинностей,
сохранялось общинное землепользование
и вводилась круговая порука: все сельское
общество несло материальную ответственность
за каждого своего члена. Такой общинный
порядок был узаконен в подавляющем большинстве
великорусских губерний, в трех «новороссийских»
губерниях (Екатеринославской, Таврической
и Херсонской), отчасти в Харьковской,
а также в Могилевской и в ряде уездов
Витебской губернии.
Таким образом, освобождение от крепостной зависимости на основании закона 19 февраля 1861 г. проходило длительно и мучительно тяжело для крестьян, которые в большинстве своем не имели денег для выкупа земли. Даже через 10 лет после провозглашения отмены крепостного права в России на положении временнообязанных продолжало находиться свыше 30% крестьянских хозяйств.
Реформа была величайшим прогрессивным событием в русской истории. Она положила начало ускоренной модернизации страны — переходу, притом высокими темпами, от аграрного к индустриальному обществу, подорвала основные устои как крепостнического, так и натурального укладов.
«Великая реформа» дала свободу миллионам людей. При этом её проведение доказало возможность и плодотворность мирных преобразований в России, совершающихся по инициативе власти. Показательно, что в Соединенных Штатах Америки ликвидация рабства, произошедшая на насколько лет позже, стала возможной лишь в результате Гражданской войны.
Реформа дала мощный импульс экономическому и социальному прогрессу страны, открыла возможность для широкого развития рыночных отношений, привела к утверждению капиталистических отношений.
Она создала условия для либеральных преобразований в сфере управления, суда, образования и др.
Освобождение крестьян изменило нравственный климат в стране, повлияло на развитие общественной мысли и культуры в целом.
Однако интересы помещиков и, особенно, государства в проводившихся преобразованиях учитывались больше, чем интересы крестьян, что предопределило сохранение ряда существенных пережитков крепостничества и элементов традиционных структур, также сохранилось крупное помещичье землевладение.
Следствием этого стала земельная неустроенность крестьян, которые не получили угодий (леса, пастбища и т. д.), владели землей в разных полях, что затрудняло хозяйствование. Главное же заключалось в том, что в пореформенный период нарастала нехватка земли, приводившая к крестьянскому малоземелью, что в итоге стало одной из причин аграрного кризиса начала XX в.
В условиях земельного «голода» крестьяне вынуждены были брать помещичьи земли в аренду на кабальных условиях. Из-за отсутствия необходимых для денежной аренды средств они были вынуждены расплачиваться за нее отработками на земле помещика. В результате сложилась отработочная система, напоминавшая барщину со всеми её негативными последствиями и замедлявшая развитие как крестьянского, так и помещичьего хозяйства.
Тяжесть выкупных платежей мешала процессу вхождения крестьянского хозяйства в рыночные отношения, приводила многих крестьян к обнищанию.
Сохранение поземельной общины консервировало патриархальный характер деревни, затрудняло появление предпринимательских хозяйств и такого крестьянина, который бы стал настоящим хозяйством на земле. Община в ряде регионов способствовала укреплению коллективистских настроений, а с развитием рыночных отношений она превращалась в один из оплотов традиционализма, остывшего на пути модернизации России.
Сословная неравноправность крестьян, которые оставались прикрепленными к месту жительства, были связаны круговой порукой в уплате налогов, несли различные повинности, подвергались телесным наказаниям по решению волостного суда.
Реформа придала самодержавию новый запас прочности. Но, встав на путь преобразований, государство рано или поздно должно было столкнуться с проблемой самореформирования и прийти к установлению конституционного строя. Колебания на этом пути, нежелание ограничить самодержавную власть и привлечь граждан к управлению страной определили незавершенность реформ, cтали одним из факторов глубокого общественно-политического начала XX в.
В целом результаты реформы 1861 г. соответствовали преобразовательному потенциалу русского общества 50—60-x гг., ибо их проведение инициировалось лишь небольшой частью правящей элиты и не имело мощной поддержки в стране. Власть опасалась, с одной стороны, возмущения дворян-помещиков, а с другой — не адекватной реакции крестьян. Но, сняв остроту противоречий и добившись динамичного экономического развития при относительной политической стабильности, она постепенно отказывалась от продолжения либеральных преобразований. Вскоре это выявило непоследовательность реформы 1861 г. Все ее недостатки, нарастая как снежный ком, в итоге и привели к революционным потрясен чала XX в.
Александров В.А. Российское крестьянство в середине XVII — середине XIX в. // История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. Т. 3. - М., 1986.
Балязин В.Н. Неофициальная история России. Отец и сын: Николай I — Александр II. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.
Всемирная история: В 24 т. Т. 17. Национально-освободительные войны XIX века /А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. — Мн.: Литература, 1997.
Захаров Л.Г. Крестьянская община в реформе 1861 г. // Вестник МГУ. Сер. 8. История. 1986. №5.
Зайончковский П.В.Отмена крепостного права в России. — М.: Наука, 1968.
Зуев М.Н. История России с древнейших времён до конца XX века: Учеб.пособие.-3-е изд.,стереотип.- М.:Дрофа,2001.
История России. Учебник / Под общ. ред. Ю.И. Казанцева., В.Г.Деева. — Новосибирск: Сибирское соглашение.2001.
История России. XIX век: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. Ч. 2 / Под ред. В.Г. Тюкавкина. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Кацва Л.А. История отечества: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы / Под науч. ред. В.Р. Лещинера. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики. ¾ М.: Инфра-М, 2000.
Информация о работе Предпосылки отмены крепостного права в России в 19 веке