Предмет исторической науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:58, контрольная работа

Краткое описание

История - действительность в её развитии, движении, наука о развитии общества и природы, прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. Это всякий процесс развития в природе и обществе. Комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества.
Источники изучения истории традиционно делятся на материальные (летописи, своды законов, частная переписка, остатки материальной культуры самых разных форм и конфигураций) и нематериальные (обряды, песни, поговорки).

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
1.Развитие исторической науки в России……………………………...4
2.Исторические школы………………………………………………….5
3.Концепции развития исторической науки…………………………...6
4.Формационный подход в исторической науке………………………8
5.Цивилизационный подход в исторической науке…………………...9
Заключение……………………………………………………………......15
Список литературы……………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

предмет исторической науки.docx

— 33.96 Кб (Скачать)

      Негативные значения формационного подхода в том, что отрицалось значимость всех других концепций и подходов; преувеличивалась роль и значение материальных интересов и объективных законов, классовой борьбы. Причем эта борьба описывалась с позиции только беднейших, неимущих слоев общества, «пролетариев». Отсюда жизнедеятельность крупных собственников, господствующих классов (феодалов, помещиков, дворян, буржуазии) освещалось только как враждебная обществу; недооценивалась роль духовной культуры и человека в истории общества; линейный подход в развитии формации продолжал идею передовых и отсталых народов; европоцентризм, т.е. идея превосходства европейской культуры и европейцев над остальными культурами и народами мира, в том числе и Россией.

      В нашей стране негативные значения формационного подхода усиливались тем, что он стал содержанием политики советского государства, его правительство по отношению к истории, науке, культуре. Несогласные с ним ученые преследовались, упорствующие уничтожались.

      В середине 30-х гг. был издан «Краткий курс истории ВКП(б)», отредактированный И.В. Сталиным и давший образцы формационного подхода, по которым потом, после 30-х гг., была переписана история России и всемирная история, воспитывались поколения советских людей, в том числе историков. Все это надо учитывать, слушая людей старших поколений, читая труды и учебники по истории, изданные до 90-х гг.

      И  даже из изданных: в 90-е гг. многие несут в себе печать формационного подхода. Это надо уметь видеть.

      Преодоление негативных значений формационного подхода предполагает отказ от абсолютизации его критериев, выдвижение в центр внимания историков человека, людей, общества, культуру во всех её видах, признание правомерности, положительной роли и негативных значений всех видов собственности, созданных человеческим обществом, и всех исторически возникших классов общества, изучение и функциональные роли в жизни цивилизации; необходим цивилизационный подход в изучении истории.

      Суть цивилизационного подхода, в том, что изучение и освещение истории основывается на представлениях об обществе как цивилизации. И в основу положена теория цивилизаций, её идеи.

     Теория цивилизации получила научную разработку в трудах её основоположников.

      Ими признаны: Русский социолог XIX века Н.Я. Даниливский (книга «Россия и Европа», 1871 год), германский историк О.Шпенглер (книга «Закат Европы» 1918год), английский историк А.Тойнби (книга « Постижение истории» 1961год).

      Известны имена других крупных ученых, разрабатывавших идеи теории цивилизаций: П.А. Сорокина (США), Ф. Броделя (Франция), К. Ясперса (Германия), О. Тоффлера (США) и многих других ученых – цивилизационщиков, как их называют.

      Современный подход к изучению истории возможен только при учете идей теории цивилизаций. При этом изучающих историю не должно смущать слово «теория». Дело в том, что, изучая теорию цивилизации, мы рассматриваем фактически наиболее общие черты и тенденции развития человеческого общества, т.е. собственно историю общества только в самых общих о ней представлениях. Поэтому идеи теории цивилизации имеют методологическое значение для изучения истории России.

      Цивилизации – явление историческое. Первоначально человечество расселялось по Земле небольшими этническими (родственными) группами. Переход от собирательства к производству, появление земледелия и скотоводства, ремесел и городов, торговли и собственности, разделение труда привело к образованию государств и более крупных сообществ людей, положило начало цивилизации.

     Это произошло впервые в истории в IV-III тысячелетиях до нашей эры (5-6 тысяч лет назад) в районах Египта, Месопотамии, Индии, Китая.

     Н.Я. Данилевский выделил три этапа  развития обществ в цивилизацию:

      1. этнографический, 

      2. государственный,

      3. цивилизационный.

      Цивилизации – это большие сообщества народов и государств со сложившимися общими и устойчивыми признаками,  возникавшие в процессе освоения ими природной и социальной среды.

      Есть теории локальных цивилизаций – как однажды возникших и существовавших во времени и пространстве крупных сообществ и их культур, и – теория общечеловеческой цивилизации, предполагающая, что человечество возникло единым и соответственно развивалось.

      По Данилевскому, цивилизации – это «формы исторической жизни человечества», отличающиеся культурно- историческим типом, т. е. Самобытностью, своеобразием религиозного, социального, бытового, промышленного, политического развития.

      По Тойнби, цивилизация- это крупные социальные организмы, все части которых взаимосвязаны и взаимодействуют. Основные их признаки: большое число людей, обществ и обширные территории, продолжительное существование – от 5-6 сот до 1000 лет. Главные их критерии: особенности религии и территории.

      По Шпенглеру, цивилизация – это культура. А культура – это организм, локализованный во времени и пространстве.

      Цивилизации существуют уже тысячи лет и достигли высокой степени развития. Основоположники давали им определения в свете их возникновения, развития и отличия от доцивилизованного состояния обществ. Определяя современные цивилизации, XX века, американский ученый А. Кребер назвал их «моделями культуры, основанными на высших ценностях», русский философ Н.А. Бердяев –« великими культурами».

      П.А. Сорокин дал им определение более полное и глубокое. По Сорокину, цивилизации – это крупные культурные системы или суперсистемы, наднациональные культурные общности. Они в значительной степени определяют основные проявления социокультурной жизни, организацию и функции малых групп и культурных систем, менталитет и поведение индивидов, характер событий, тенденций и процессов. Поэтому без изучения и познания цивилизаций мы не сможем должным образом понять характер и причины изменений в обществе.

      По Тойнби, цивилизация состоит из творческого меньшинства, которому подражает и за которым следует послушное большинство – внутренний пролетариат общества. Обществу характерен дух единства и солидарности. Механизм зарождения и развития цивилизации представляет собой взаимодействие Вызова и Ответа на Вызов: окружающая среда непрерывно бросает Вызов обществу и общество через творческое меньшинство успешно отвечает на Вызов и находит решение проблемы. Вызов постоянно повторяется, повторяется и Ответ. Общество развивается.

      А. Тойнби глубоко исследовал локальные цивилизации, рассмотрел проблему усиления контактов между ними и выявил тенденцию к их глобализации в XX веке и в последующие времена. С этими его наблюдениями совпадают идеи единой мировой (общечеловеческой) цивилизации, нашедшие отражение в трудах ряда ученых мира, преимущественно американских, в последние десятилетия XX века.

      Теория Общечеловеческих цивилизаций нашла отражение в книге американского ученого О. Тоффлера « Третья волна ». Суть теории: человечество едино и с определенного времени, примерно 10 тыс. лет назад, стало приобретать общие черты и тенденции и с тех пор, представляет собой единую цивилизацию. В ее развитии выделяются 3 этапа, или цивилизации:

      Первый этап - аграрно-ремесленная цивилизация, или традиционное общество. Возникло 10 тыс. лет назад. В основе лежал ручной труд, господствовали традиции, развитие шло медленно.

      Второй этап – индустриальное общество (цивилизация), вызванное промышленной революцией XVIII-XIX вв. Развитие ускоряется.

      Третий этап – информационная цивилизация, вызванная информационно- компьютерной революцией. В нее вступили развитые капиталистические страны Запада в 1960-1980-е гг. Основу развития составляют ЭВМ и ПЭВМ, компьютеризация. Возникает новое качество культуры: она основана на информации и технологии, возрастает интеллектуальный, духовный, нравственный потенциал человека, на основе которого складывается новая, информационная цивилизация. Ручной труд сводится до минимума и в перспективе исчезнет.

      Изучение исторических судеб локальных и общечеловеческой цивилизации позволяет понять и, может, быть, даже предвидеть судьбы мирового развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

      Сегодня наиболее актуальными для исторической науки являются следующие задачи: во-первых, тщательное, объективное, вдумчивое изучение всех новых источников, как отечественных, так и зарубежных, во-вторых, поиск новых методологических подходов в изучении истории.

      Изучение исторических судеб локальных и общечеловеческой цивилизации позволяет понять и, может, быть, даже предвидеть судьбы мирового развития.

 

      
 
 

Литература 

  1. Историческая  наука и историческое образование  на рубеже XX-XXI столетий.: Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.
  2. История   России / Под ред. М.Н.Зуева и А.А.Чернобаева. - М., 2001.

     3.  История     России    (Россия   в  мировой   цивилизации  ) /  Под   ред. 

           А.А.Радугина. - М., 2001.

     4.  Семенникова   Л. И.   Россия в   мировом сообществе   цивилизаций. -

            Брянск, 1995.

      5.  Скрынников   Р. Г.   История    Российская.   IX - XVIIвв. -   М.,   1997.

     6.  Соколов А.К. Курс советской истории. 1917-1940. - М.,1997.

      7.  Ушмаева А.В. Историческое образование как объект исследования-  

              М.,2005.

       8.  Фишев   А. В. Методика   обучения истории  -   Екатеринбург, 2003.

 
 
 

Информация о работе Предмет исторической науки