Предмет исторической науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:58, контрольная работа

Краткое описание

История - действительность в её развитии, движении, наука о развитии общества и природы, прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. Это всякий процесс развития в природе и обществе. Комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества.
Источники изучения истории традиционно делятся на материальные (летописи, своды законов, частная переписка, остатки материальной культуры самых разных форм и конфигураций) и нематериальные (обряды, песни, поговорки).

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
1.Развитие исторической науки в России……………………………...4
2.Исторические школы………………………………………………….5
3.Концепции развития исторической науки…………………………...6
4.Формационный подход в исторической науке………………………8
5.Цивилизационный подход в исторической науке…………………...9
Заключение……………………………………………………………......15
Список литературы……………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

предмет исторической науки.docx

— 33.96 Кб (Скачать)
 

     Содержание 
 

     Введение…………………………………………………………………….3

         1.Развитие исторической науки в России……………………………...4

         2.Исторические школы………………………………………………….5

         3.Концепции развития исторической науки…………………………...6

         4.Формационный подход в исторической науке………………………8

         5.Цивилизационный подход в исторической науке…………………...9

     Заключение……………………………………………………………......15

     Список  литературы……………………………………………………….16 

 

    

    Введение 

    История - действительность в её развитии, движении, наука о развитии общества и природы, прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. Это всякий процесс  развития в природе и обществе. Комплекс общественных наук, изучающих  прошлое человечества.

    Источники изучения истории традиционно делятся  на материальные (летописи, своды законов, частная переписка, остатки материальной культуры самых разных форм и конфигураций) и нематериальные (обряды, песни, поговорки).

    Основные  принципы изучения истории: - Принцип  дополнительности (Нильс Бор): ни одна концепция не может описать объект столь исчерпывающим образом, чтобы  полностью исключить возможность  других подходов. - Многофакторный подход. - Принцип объективности: он требует  рассмотрения каждого исторического  явления в его многогранности и противоречивости. Следовательно, задачи исследователя - создать систему, которая интегрирует максимально  возможное число установленных  фактов.   

    Принцип историзма предполагает рассмотрение исторических фактов в соответствии с конкретно исторической обстановкой, задача исследователя - выявить генезис. Для чего нужно изучать историю? Цицерон называл историю учительницей жизни. Считается, что люди извлекают  уроки из прошлого, стремятся не повторять ошибок, и, опираясь на исторический опыт, находят наиболее выгодные для  себя пути решения тех или иных проблем. Однако не менее правдивым  считается высказывание Гегеля, что  история никогда и никого ничему не учит, это наглядно видно на практике.  
 
 
 
 

    1.Развитие  исторической науки  в России 

     История России как наука имеет свою историю, и ее надо знать. Если история как  наука представляет собой систематическое  изображение развития обществ во времени, то возникает естественный вопрос: когда русская история  стала наукой. Оказывается, не так  и давно и не сразу. Превращение  истории России в науку происходило  постепенно.

     Стремление  описывать историю России, как  это хорошо показал С.Ф. Платонов, проявилось сначала в составлении  древних летописей, затем  - «хронографов», «синопсиса». Особенности летописей  и хронографов- содержание беспорядочных  сведений о событиях из преданий и  легенд. Затем в трудах немецких ученых И.Г. Байера, Г.Ф. Миллера, А.Л. Шлецера, работавших в России при Петре  и позже, в трудах русских ученых В.Н. Татищева, М.П. Погодина, М.М. Щербатова(XVIII)

     Однако  первый цельный взгляд на историческое прошлое России был изложен лишь в начале XIX в. Н.М. Карамзиным в его 12-ти томном труде « История государства Российского». В русской истории он видел и осветил как главный процесс – создание национального государственного могущества, к которому привели Русь ее талантливые деятели. Среди них- два главных: Иван III и Петр Великий (XV и нач.XVIIIв).

     После Карамзина известными были историки Н.А. Полевой, М.Т. Каченовский, Н.Г. Устрялов. Но строго научная цельность исторических воззрений впервые была выражена у нас в 40-х годах XIX в. в трудах С.М. Соловьева и К.Д. Кавелина, заложивших основы историко-юридической школы в исторической науке в России, и историческая наука в России достигла, наконец, своей зрелости. 
 
 
 

2.Исторические  школы 

    Дальнейшее развитие исторической науки в России проявлялось в форме образования исторических научных школ.

   Термин «историческая школа» подразумевает круг, ученых, придерживающихся сходных взглядов ( метод типологии).

С.Ф. Платонов выделил:

  1. Германскую историческую школу;
  2. Историко-юридическую школу в России (серединаXIX в.);
  3. Историко-экономическую школу ( конецXIX- нач.XX вв.)

          Затем выделяется школа советских историков (XX век).

    Ученые германской исторической школы (XVIII-нач.XIX вв.) считали, что человеческое общество развивается как организм, по строгим объективным законам, отвергнуть которые не может ни случайность, ни личность, какой бы гениальной она ни была. И задача историков- обнаруживать эти законы, вооружать знанием их общество. Отсюда требование к историкам: выводы должны быть обоснованы фактами, вытекать из фактов. Без фактов нет науки в истории.

      Именно германские ученые своим жестким требованием превратили историю из вольных рассказов, былей- небылиц в строгую науку. И эта их традиция была положена в основу исторической науки в России. Начало положили историки XVIII в. и представители историко-юридической школы. Потом эту традицию продолжили сторонники историко-экономической школы и школы советских историков. Историки С.М. Соловьев и К.Д. Кавелин на основе фактов рассматривали русскую историю как естественную смену одних законов общежития другими и исследовали развитие государственных форм жизни общества под влиянием природы и особенностей родового быта.

      Историко-экономическую школу представлял В.О. Ключевский (1841-1911 гг.). Развитие общества рассматривалось им как результат влияния социально-экономических условий, то есть не по воле царей или других лиц, а под влиянием объективных условий, прежде всего.

     Все названные русские историки придерживались по сути позиции, близкой цивилизационному подходу, то есть рассматривали общество как крупную культурную и социальную систему, как социальный организм, развивающийся по объективным законам. Только одни историки акцент делали на решающем влиянии в обществе развития государственных форм жизни, другие - социально-экономических условий.

      В XX в. сложилась в России школа советских историков. Они описывали историю с позиции идеологии марксизма-ленинизма и узкоклассового формационного подхода. В последние годы заметно стремление наших историков освещать прошлое с позиции цивилизационного подхода. Выделяются: культурно-историческая школа и комплексная, многофакторная школа. 

     3.Концепции развития исторической науки 

     Знание особенностей каждой школы позволяет при чтении трудов заметить позиции их авторов. Такую же роль играет знание концепций.

      Выделяются:

     1.Христианская;

     2.Рационалистическая;

     3.Культурно-историческая  концепция.

      Сторонники Христианской концепции историю человечества соотносят с религиозной (христианской идеей) о сотворении мира и человека Богом и ход истории представляют как проявление Божьей воли.

     В советское время книги  по истории, написанные с позиции христианской концепции, не издавались. Однако в конце 90-х гг. такая книга появилась. Это - Будзилович П.И. Русская история; В нашей стране эта книга была воспроизведена на русском языке в компьютерном варианте. В ней предисловие называется: « Во имя Отца и Сына и Святого Духа», здесь история России делится на 4 периода:

Языческий (До Крещения Руси);

  1. С Крещения Руси в 988 г. до церковного раскола в XVII в. и Петра I. Создание Святой Руси;
  2. С раскола Петра I до февраля 1917 г. «Синодальный период»;
  3. С февраля 1917 до наших дней. «Нисхождение в ничтожество»

     Главная идея учебника: «русская православная монархия, по-видимому, была наиболее совершенной формой правления для России».

     Рационалистическая концепция основывается на идеях немецких философах Гегеля и К.Маркса. Ее сторонники рассматривают историю как результат не божьей воли, а рациональной, т.е. сознательной, самостоятельной деятельности людей, в основе которой лежат действия объективных законов. Задача историков раскрывать их действие, способствовать познанию их обществом и учету в жизни. По Гегелю, история человечества представляет собой воплощение в деятельности людей творческой силы «мирового разума», «мирового духа», «абсолютной идеи», существовавших вне человека (подобно Богу). К.Маркс- предложил материалистическое понимание истории (материалистический подход). То есть – что мир материален, он состоит из движущейся материи, принимающей различные формы: химическую, физическую, органическую, социальную. Человечество, человеческое общество- это одна из форм вечно движущейся материи. Главный смысл истории, по Марксу, - производство материальных благ, в ходе которого в обществе складываются классы с различными, противоположными интересами: классы господствующие, эксплуататорские, и классы производителей материальных благ, эксплуатируемые.

     Между ними идет постоянная борьба. Борьба между классами составляет главную движущую силу истории. И задача историков раскрывать эту борьбу классов.

     4.Формационный подход в исторической науке 

      К.Маркс разработал теорию общственно-экономических формаций. История человечества – это история формаций:

     1.Первобытно-общинный  строй;

     2.Рабовладельческая;

     3.Феодальная;

     4.Капталистическая;

     5.Коммунистическая, к которой придет человечество  в будущем.

     Они отличаются, каждая, своим способом производства материальных благ и формами классовой борьбы. Формации следуют одна за другой в линейном плане как ступени развития общества, от низшей - к более высокой. На основе марксистской теории формаций сложился формационный подход в исторической науке.

      В России теория Маркса была скорректирована Лениным и Сталиным и называлась - «марксизм-ленинизм». И советские историки обязаны были освещать историю только в строгом соответствии с идеями марксизма-ленинизма. Сказанное Марксом, Лениным не подлежало критика. Решающая роль в обществе была признана за классами-производителями материальных благ, беднейшими слоями общества и история освещалась с позиции этих классов и слоев. Это вело к ее искажению, духовой культуре отводилась служебная роль в жизни общества, недооценивалась роль человека.

     Культурно - историческая концепция по содержанию близка к рационалистической, т.е. в основу понимания истории общества кладется не религиозное начало, а естественное  развитие общества в тесной связи с природой. При этом, в отличии от рационалистической концепции и её марксистско-ленинской ветви, в центр своего внимания историки здесь ставят не формации, классы и классовую борьбу, а – культуру в широком смысле этого слова, т.е. созидательную деятельность людей и её результаты в материальной, экономической, политической, социальной, религиозной и других сферах жизни. История всего человечества рассматривается здесь как совокупность локальных культур, т.е. обществ, или цивилизаций.  

    5.Цивилизационный подход в исторической науке. 

      На основе культурно-исторической концепции и теории цивилизации сложился цивилизационный подход в исторической науке.

      До 1917 года историческая наука в нашей стране развивалась свободно на основе всех трех концепций. После 1917 года, особенно с 1930-х когда завершила свое формирование тоталитарная система в СССР, христианская концепция была отвергнута как враждебная, культурно-историческая была запрещена как буржуазная, а рационалистическая была сведена к ее марксистской -  ленинской ветви, на основе которой сложился формационный подход в советской исторической науке. Если в европейских демократических странах эта концепция основывалась на либерально-демократических идеях, вытекавших из философии Гегеля, Маркса и других мыслителей, и способствовала свободному развитию исторической науки, то в нашей стране эта концепция тормозила развитию науки.

      Теория формации и формационный подход имели положительное значение в исторической науке. Оно в том, что внимание историков впервые было направлено на освещение тяжелого положения людей физического труда, производителей материальных благ. Беднейших слоев – жестокого отношения к ним господствующих классов. Соответственно освещалась классовая борьба – против гнета и эксплуатации, за свержение власти господ, за всеобщее равенство.

Информация о работе Предмет исторической науки