Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:58, контрольная работа
История - действительность в её развитии, движении, наука о развитии общества и природы, прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. Это всякий процесс развития в природе и обществе. Комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества.
Источники изучения истории традиционно делятся на материальные (летописи, своды законов, частная переписка, остатки материальной культуры самых разных форм и конфигураций) и нематериальные (обряды, песни, поговорки).
Введение…………………………………………………………………….3
1.Развитие исторической науки в России……………………………...4
2.Исторические школы………………………………………………….5
3.Концепции развития исторической науки…………………………...6
4.Формационный подход в исторической науке………………………8
5.Цивилизационный подход в исторической науке…………………...9
Заключение……………………………………………………………......15
Список литературы……………………………………………………….16
Содержание
Введение……………………………………………
1.Развитие исторической науки в России……………………………...4
2.Исторические школы…………………………
3.Концепции развития исторической науки…………………………...6
4.Формационный подход в исторической науке………………………8
5.Цивилизационный подход в исторической науке…………………...9
Заключение………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
История - действительность в её развитии, движении, наука о развитии общества и природы, прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. Это всякий процесс развития в природе и обществе. Комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества.
Источники изучения истории традиционно делятся на материальные (летописи, своды законов, частная переписка, остатки материальной культуры самых разных форм и конфигураций) и нематериальные (обряды, песни, поговорки).
Основные
принципы изучения истории: - Принцип
дополнительности (Нильс Бор): ни одна
концепция не может описать объект
столь исчерпывающим образом, чтобы
полностью исключить
Принцип
историзма предполагает рассмотрение
исторических фактов в соответствии
с конкретно исторической обстановкой,
задача исследователя - выявить генезис.
Для чего нужно изучать историю?
Цицерон называл историю
1.Развитие
исторической науки
в России
История России как наука имеет свою историю, и ее надо знать. Если история как наука представляет собой систематическое изображение развития обществ во времени, то возникает естественный вопрос: когда русская история стала наукой. Оказывается, не так и давно и не сразу. Превращение истории России в науку происходило постепенно.
Стремление описывать историю России, как это хорошо показал С.Ф. Платонов, проявилось сначала в составлении древних летописей, затем - «хронографов», «синопсиса». Особенности летописей и хронографов- содержание беспорядочных сведений о событиях из преданий и легенд. Затем в трудах немецких ученых И.Г. Байера, Г.Ф. Миллера, А.Л. Шлецера, работавших в России при Петре и позже, в трудах русских ученых В.Н. Татищева, М.П. Погодина, М.М. Щербатова(XVIII)
Однако первый цельный взгляд на историческое прошлое России был изложен лишь в начале XIX в. Н.М. Карамзиным в его 12-ти томном труде « История государства Российского». В русской истории он видел и осветил как главный процесс – создание национального государственного могущества, к которому привели Русь ее талантливые деятели. Среди них- два главных: Иван III и Петр Великий (XV и нач.XVIIIв).
После
Карамзина известными были историки
Н.А. Полевой, М.Т. Каченовский, Н.Г. Устрялов.
Но строго научная цельность исторических
воззрений впервые была выражена
у нас в 40-х годах XIX в. в трудах
С.М. Соловьева и К.Д. Кавелина, заложивших
основы историко-юридической школы в исторической
науке в России, и историческая наука в
России достигла, наконец, своей зрелости.
2.Исторические
школы
Дальнейшее развитие исторической науки в России проявлялось в форме образования исторических научных школ.
Термин «историческая школа» подразумевает круг, ученых, придерживающихся сходных взглядов ( метод типологии).
С.Ф. Платонов выделил:
Затем выделяется школа советских историков (XX век).
Ученые германской исторической школы (XVIII-нач.XIX вв.) считали, что человеческое общество развивается как организм, по строгим объективным законам, отвергнуть которые не может ни случайность, ни личность, какой бы гениальной она ни была. И задача историков- обнаруживать эти законы, вооружать знанием их общество. Отсюда требование к историкам: выводы должны быть обоснованы фактами, вытекать из фактов. Без фактов нет науки в истории.
Именно германские ученые своим жестким требованием превратили историю из вольных рассказов, былей- небылиц в строгую науку. И эта их традиция была положена в основу исторической науки в России. Начало положили историки XVIII в. и представители историко-юридической школы. Потом эту традицию продолжили сторонники историко-экономической школы и школы советских историков. Историки С.М. Соловьев и К.Д. Кавелин на основе фактов рассматривали русскую историю как естественную смену одних законов общежития другими и исследовали развитие государственных форм жизни общества под влиянием природы и особенностей родового быта.
Историко-экономическую школу представлял В.О. Ключевский (1841-1911 гг.). Развитие общества рассматривалось им как результат влияния социально-экономических условий, то есть не по воле царей или других лиц, а под влиянием объективных условий, прежде всего.
Все названные русские историки придерживались по сути позиции, близкой цивилизационному подходу, то есть рассматривали общество как крупную культурную и социальную систему, как социальный организм, развивающийся по объективным законам. Только одни историки акцент делали на решающем влиянии в обществе развития государственных форм жизни, другие - социально-экономических условий.
В XX в. сложилась в России школа советских
историков. Они описывали историю с позиции
идеологии марксизма-ленинизма и узкоклассового
формационного подхода. В последние годы
заметно стремление наших историков освещать
прошлое с позиции цивилизационного подхода.
Выделяются: культурно-историческая школа
и комплексная, многофакторная школа.
3.Концепции
развития исторической
науки
Знание особенностей каждой школы позволяет при чтении трудов заметить позиции их авторов. Такую же роль играет знание концепций.
Выделяются:
1.Христианская;
2.Рационалистическая;
3.Культурно-историческая концепция.
Сторонники Христианской концепции историю человечества соотносят с религиозной (христианской идеей) о сотворении мира и человека Богом и ход истории представляют как проявление Божьей воли.
В советское время книги по истории, написанные с позиции христианской концепции, не издавались. Однако в конце 90-х гг. такая книга появилась. Это - Будзилович П.И. Русская история; В нашей стране эта книга была воспроизведена на русском языке в компьютерном варианте. В ней предисловие называется: « Во имя Отца и Сына и Святого Духа», здесь история России делится на 4 периода:
Языческий (До Крещения Руси);
Главная идея учебника: «русская православная монархия, по-видимому, была наиболее совершенной формой правления для России».
Рационалистическая концепция основывается на идеях немецких философах Гегеля и К.Маркса. Ее сторонники рассматривают историю как результат не божьей воли, а рациональной, т.е. сознательной, самостоятельной деятельности людей, в основе которой лежат действия объективных законов. Задача историков раскрывать их действие, способствовать познанию их обществом и учету в жизни. По Гегелю, история человечества представляет собой воплощение в деятельности людей творческой силы «мирового разума», «мирового духа», «абсолютной идеи», существовавших вне человека (подобно Богу). К.Маркс- предложил материалистическое понимание истории (материалистический подход). То есть – что мир материален, он состоит из движущейся материи, принимающей различные формы: химическую, физическую, органическую, социальную. Человечество, человеческое общество- это одна из форм вечно движущейся материи. Главный смысл истории, по Марксу, - производство материальных благ, в ходе которого в обществе складываются классы с различными, противоположными интересами: классы господствующие, эксплуататорские, и классы производителей материальных благ, эксплуатируемые.
Между ними идет постоянная борьба. Борьба между классами составляет главную движущую силу истории. И задача историков раскрывать эту борьбу классов.
4.Формационный
подход в исторической
науке
К.Маркс разработал теорию общственно-экономических формаций. История человечества – это история формаций:
1.Первобытно-общинный строй;
2.Рабовладельческая;
3.Феодальная;
4.Капталистическая;
5.Коммунистическая, к которой придет человечество в будущем.
Они отличаются, каждая, своим способом производства материальных благ и формами классовой борьбы. Формации следуют одна за другой в линейном плане как ступени развития общества, от низшей - к более высокой. На основе марксистской теории формаций сложился формационный подход в исторической науке.
В России теория Маркса была скорректирована Лениным и Сталиным и называлась - «марксизм-ленинизм». И советские историки обязаны были освещать историю только в строгом соответствии с идеями марксизма-ленинизма. Сказанное Марксом, Лениным не подлежало критика. Решающая роль в обществе была признана за классами-производителями материальных благ, беднейшими слоями общества и история освещалась с позиции этих классов и слоев. Это вело к ее искажению, духовой культуре отводилась служебная роль в жизни общества, недооценивалась роль человека.
Культурно - историческая концепция по
содержанию близка к рационалистической,
т.е. в основу понимания истории общества
кладется не религиозное начало, а естественное
развитие общества в тесной связи с природой.
При этом, в отличии от рационалистической
концепции и её марксистско-ленинской
ветви, в центр своего внимания историки
здесь ставят не формации, классы и классовую
борьбу, а – культуру в широком смысле
этого слова, т.е. созидательную деятельность
людей и её результаты в материальной,
экономической, политической, социальной,
религиозной и других сферах жизни. История
всего человечества рассматривается здесь
как совокупность локальных культур, т.е.
обществ, или цивилизаций.
5.Цивилизационный
подход в исторической
науке.
На основе культурно-исторической концепции и теории цивилизации сложился цивилизационный подход в исторической науке.
До 1917 года историческая наука в нашей стране развивалась свободно на основе всех трех концепций. После 1917 года, особенно с 1930-х когда завершила свое формирование тоталитарная система в СССР, христианская концепция была отвергнута как враждебная, культурно-историческая была запрещена как буржуазная, а рационалистическая была сведена к ее марксистской - ленинской ветви, на основе которой сложился формационный подход в советской исторической науке. Если в европейских демократических странах эта концепция основывалась на либерально-демократических идеях, вытекавших из философии Гегеля, Маркса и других мыслителей, и способствовала свободному развитию исторической науки, то в нашей стране эта концепция тормозила развитию науки.
Теория формации и формационный подход имели положительное значение в исторической науке. Оно в том, что внимание историков впервые было направлено на освещение тяжелого положения людей физического труда, производителей материальных благ. Беднейших слоев – жестокого отношения к ним господствующих классов. Соответственно освещалась классовая борьба – против гнета и эксплуатации, за свержение власти господ, за всеобщее равенство.