Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 19:01, контрольная работа
Предмет исторической науки — это конкретное общество в его конкретном пространственно-временном развитии с момента его возникновения до момента исчезновения, как в целом, так и всех его составляющих и уровней строения, а также во взаимодействии с другими конкретными обществами
Место истории в системе наук
История тесно связана с другими науками, в частности с психологией, социологией, философией, юридическими науками, экономической теорией, математикой, языкознанием, литературоведением и др.
Предмет исторической науки — это конкретное общество в его конкретном пространственно-временном развитии с момента его возникновения до момента исчезновения, как в целом, так и всех его составляющих и уровней строения, а также во взаимодействии с другими конкретными обществами
Место истории в системе наук
История тесно связана с другими науками, в частности с психологией, социологией, философией, юридическими науками, экономической теорией, математикой, языкознанием, литературоведением и др.
В отличие от них она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все её стороны (экономику, политику, культуру, быт и т. д.) и их взаимосвязи и взаимообусловленность.
В то же время каждая из существующих наук (общественных, экономических, технических) за время развития человеческого общества прошла свою историю.
И на современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел, например история физики, история музыки, история кино и т. д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки - такие, как историческая география, историческая геология и т.д.
Исторические методы:
- историко-генетический метод;
- историко-сравнительный метод;
- историко-типологический метод;
- историко-системный метод;
- метод диахронического анализа;
- метод исторической периодизации;
- ретроспективный метод.
Принципы исторического познания:
— принцип истины — высшей целью и ценностью исторического познания признается истина;
— принцип конкретности — любой предмет исторического исследования должен изучаться в его конкретности, с учётом неповторимости его содержания, определённости места и времени развития;
— принцип историзма — всякий предмет исторического исследования должен рассматриваться в развитии;
— принцип объективности — историк-исследователь в процессе исследования должен стремиться к объективности, преодолению субъективных ошибок и влияния интересов, не связанных с достижением научной истины;
— принцип всесторонности — историческое познание должно стремится всесторонне познать предмет своего исследования;
— принцип системности — всякий предмет исторического исследования должен рассматриваться во взаимосвязи всех его элементов и в его внешних связях;
— принцип опоры на исторические источники — информацию об историческом процессе историк-исследователь должен извлекать из источников исторической информации (исторических источников);
— принцип историографической традиции — изучение всякого предмета исторического исследования должно осуществляться с учётом результатов его предшествующего научного изучения.
Линейная интерпретация исторического процесса. (Учение Гегеля, теория Маркса)
Гегель выделяет 3 основных периода всемирной истории :
1. Восточный (Азиатский) культурный исторический тип;
2. Греко-Римский (Античный) культурный исторический тип;
3. Германский (Европейский) культурный исторический тип.
История человечества представляет собой единый закономерный процесс, в котором все явления и процессы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены
Формации Маркс:
1. Первобытно – общинный;
2. Рабовладельческий;
3. Феодализм;
4. Капитализм.
5. Коммунизм.
В основе каждой формации лежит индивидуальный способ производства.
У Маркса это - экономические отношения
Переход от одной формации к другой осуществляется посредством социальной революции, которая разрешает эти противоречия и позволяет перейти к более высокой общественно-экономической формации. Особенностью формационного подхода является взгляд на историческое развитие как единый линейный мировой процесс смены общественно-экономических формаций.
Теория локальных цивилизаций
авторы: Данилевский, Тойнби, Шпенглер
Это противоположность «Линейной бла бла бла). Т.Л.Ц доказывает, что одновременно существуют разные цивилизации; они появляются и исчезают, это бесконечный процесс. К этой теории близко представлена «Теория пассионарности» Л. Гумилева.
Данилевский выделил
следующие культурно-
Теор. Пасс. - описывает исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами.
«У каждого этноса есть свой пассионарный дух – это биопсихическая энергия в сочетании с географическими, климатическими, этническими и др. особенностями. Благодаря этому духу этнос выходит из состояния равновесия с природой, ведет завоевательные войны, создает свое гос-во и культуру, и по мере того, как пассионарный дух иссякает этнос слабеет и становится добычей более сильного этноса. У которого пассионарный дух на подъеме, но не исчезает, а превращается в супер этнос».
Христианская концепция – смысл истории предзадан Богом. (Братки, извините, тут каша какая-то, я почти ничего не нашла, а то, что нашла вообще путаница).
3.Исследователь и исторический источник.
Исторические источники — весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события.
По типу фиксации информации можно выделить следующие типы исторических источников:
Историк, изучающий источники, должен искать в них ответ на какой-либо определённый вопрос. В зависимости от постановки вопроса источник может сообщать разную информацию.
4. От общинно-родового
строя к эпохе