Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:59, курсовая работа
Цель моей курсовой работы заключается в выявлении, как отрицательных моментов, так и положительных процессов характерных для Казахстана в ходе присоединения к Российской империи. Проанализировать последствия данного исторического этапа Казахстана. Предметом исследования курсовой работы являются русско-казахские взаимоотношения, и прослеживание их в хронологическом порядке анализ изменения их характера.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…...3
1. ВХОЖДЕНИЕ РОССИИ НА КАЗАХСКИЕ ЗЕМЛИ…………….......5
2. ЗАВОЕВАНИЕ КАЗАХСТАНСКОГО ПРОСТРАНСТВА……..…..10
2.1 ГОДЫ «ВЕЛИКОГО БЕДСТВИЯ» (1723-1727)………………...….8
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В КАЗАХСКОМ ХАНСТВЕ
2.2 ПРИСОЕДИНЕНИЕ КАЗАХСКИХ ЖУЗОВ К РОССИИ………….11
3. ЦАРСКАЯ ПОЛИТИКА В КАЗАХСТАНЕ……………………………16
4. К ВОПРОСУ О КОЛОНИЗАЦИИ КАЗАХСТАНА В XIX ВЕКЕ……21
5. ОТНОШЕНИЯ КАЗАХСТАНА С РОССИЕЙ…………………………39
5.1 РОССИЯ — КАЗАХСТАН: ПАРТНЕРСТВО XXI ВЕКА…………...39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..48
приобретенного по чинам согласно 19 ст. Свода гражданских законов, правление не может отвечать положительным образом”. Из этого разъяснения можно сделать некоторые выводы: 1) Султаны, как носители традиционной политической власти, никогда в пределах подчинения Российской империи не имели привилегий, а потому постоянно находились в конфликте с властями. Только за тот же 1861 г. в Оренбургском областном правлении было рассмотрено 57 дел по сословным конфликтам, и это длилось вплоть до 1917 г. То же самое было с важнейшим для традиционной системы казахского общества сословием биев, которые по законам империи (по Уложению о наказаниях, 1845 г.) могли подвергаться телесному наказанию. В целом же телесные наказания при исполнении должности применялись вплоть до начала XX в. Уложение о наказаниях 1885 г. отменило телесные наказания старшим султанам Сибирских киргизов не султанского происхождения при службе не менее трех лет, а заседателям в приказах и волостным управителям - не менее 9 лет. Так на протяжении длительного времени не соблюдались права и свободы личности в колониях Российской империи.
Нужно отметить, что несоблюдение прав в области печати велось так же по общим законам Российской империи. По уложению 1885 г. о наказаниях, и ранее принятому уложению 1845 г. малейшее отступление от цензурных требований каралось наказаниями различного характера. Но наиболее важным было то, что печатание материалов только на русском языке, при использовании только русских данных (т.е. материалов, опубликованных в Российской империи) было возведено в ранг государственной политики. Любое иноязычное сообщение должно было пройти цензуру. Печатание газет, журналов и книг разрешалось вести на русском шрифте, и на арабском - с 1785 г. Вместе с тем предпочтительным было применение русской графики, а в учебной литературе - только русской графики. Цензурные соображения могли накладываться при донесениях от самого мелкого
чиновника вплоть до решения Сената и других государственных органов. Так произошло с книгой Миржакипа Дулатова “Оян, єазає!” в 1904 г., когда книга была изъята, как пропагандирующая вредные для государства идеи, а сам автор подвергнут судебному преследованию. Нарушения прав и свобод, унижения и оскорбления были повседневной практикой чиновников империи. Так в Семиреченском областном правлении, в области, где преобладающим населением были казахи и киргизы из местного населения, среди 36 чиновников только двое были казахами. Законы, внедряемые в Казахстане были чрезвычайно запутаны, однако все они четко и ясно указывали на нарушения того или иного положения, при этом огромная власть была отдана местному чиновничеству (военным губернаторам и уездным начальникам). Так, даже в официальных проверках указывалось на то, что за 1906-1908 гг. в Семиреченской области некоторые уездные начальники, отдавали распоряжения о том, чтобы киргизы слезали с лошадей и снимали шапки при встрече со всеми чиновниками и офицерами. Своеволие чиновников высокого ранга было огромным, так согласно ст. 15 Положения об Управлении Туркестанским краем, в Чимкентском уезде 4 киргизских народных судьи были отданы под суд за подстрекательство киргиз к вооруженному сопротивлению, при передаче участков под переселение. Это произошло в 1907 г.
В заключении надо отметить, что многоаспектность колониальной политики часто не рассматривалось в исследовании советских историков и идеологов, так как многие данные шли вразрез официальной идеологии и не вписывались в идеологические схемы.
5 ОТНОШЕНИЯ КАЗАХСТАНА И РОССИИ
5.1. Россия — Казахстан: партнерство XXI века
На Юго-Востоке постсоветского пространства жизненно важную геополитическую роль для России и всего СНГ играет Казахстан, от развития прочных связей с ним многое зависит в укреплении безопасности России. Выгодное геополитическое положение республики делает ее своеобразным буфером между Россией, Средней Азией, Дальним Востоком и Китаем.
Установление дипломатических отношений между двумя странами было оформлено 22 октября 1992 года, и сегодня мы с удовлетворением и гордостью можем констатировать, что минувшие 18 лет двустороннее сотрудничество интенсивно развивалось по всем направлениям. Странам совместно удалось сделать очень многое. Поэтому нет ничего удивительного в том, что отношения Казахстана и России многими экспертами рассматриваются как образцовые.
Конечно, первостепенным фактором, возведшим такую трактовку в ранг аксиомы, стали дружеские отношения между народами Казахстана и России, складывавшиеся на протяжении столетий, обусловленная не только географическим соседством, но и культурной близостью двух стран, искренним стремлением сообща преодолевать вызовы судьбы.
После распада СССР наши страны мобилизовали усилия для того, чтобы минимизировать ущерб от дезинтеграционных процессов и строить свои отношения на основе общности интересов, добрососедства и взаимного уважения. Подписанный 25 мая 1992 года президентами двух стран Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи заложил прочный фундамент официальных межгосударственных взаимоотношений, стал правовой базой практически всего спектра двустороннего сотрудничества.
Отношения как государства-союзники на принципах взаимного
уважения государственного суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ, мирного урегулирования споров, неприменения силы и угрозы силой, включая экономические и иные способы давления, равноправия и невмешательства во внутренние дела, соблюдения прав человека и основных свобод, добросовестного исполнения обязательств.
Важной вехой становления юридических основ взаимодействия стало подписание 28 марта 1994 года Договора о военном сотрудничестве. Наряду с Договором о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года этот документ заложил основы обеспечения стабильности на евразийском пространстве, а также открыл горизонты для дальнейшего совершенствования механизмов поддержания мира.
Вне всякого сомнения, к стержневым документам, составляющим договорно-правовую базу российско-казахстанских отношений, следует отнести Декларацию о вечной дружбе и союзничестве от 1998 года, в которой подчеркивается, что вечная дружба между нашими странами является гарантией национальной безопасности, политической стабильности, межнационального согласия и процветания обоих государств. В начале 2005 года был подписан Договор о государственной границе, имеющий огромное значение для углубления доверия между нашими странами. В этом году приступила к работе Совместная российско-казахстанская демаркационная комиссия.
Общепризнанно, что политический диалог является наиболее эффективным средством достижения взаимопонимания между державами. В этом плане Россия и Казахстан могут служить примером, достойным будущих учебников по истории дипломатии. Только с начала 2006 года по настоящее время президенты наших стран встречались около 20 раз на двустороннем уровне и в рамках интеграционных объединений. Что особенно приятно, российско-казахстанские саммиты каждый раз получают субстантивное наполнение в виде конкретных проектов.
41
Результаты видны невооруженным глазом. Ежегодно растет товарооборот между нашими странами. Ключевая роль здесь принадлежит приграничному и межрегиональному сотрудничеству, на долю которого приходится более 70 процентов товарооборота. Сегодня 76 субъектов Российской Федерации имеют торгово-экономические связи с казахстанскими партнерами. Развитию взаимодействия между регионами Казахстана и России способствует проведение форумов приграничных областей с участием президентов двух стран.
Среди традиционных сфер казахстанско-российских отношений центральную роль занимает энергетическое сотрудничество. Казахстанская нефть, направляемая через трубопроводы Атырау — Самара и КТК в Европу, является важной составляющей обеспечения международной энергетической безопасности..
В последнее время для российско-казахстанских отношений характерен упор на реализацию инновационных проектов. Это прежде всего относится к космической и атомной областям.
В январе 2004 года в Астане президенты России и Казахстана приняли решение о продлении срока аренды космодрома до 2050 года. В соглашении оговаривается расширение участия Казахстана в реализации космических программ и проектов, осуществляемых на космодроме "Байконур" путем долевого участия в финансировании и реализации проектов по созданию и использованию новых, экологически безопасных ракетно-космических комплексов, других космических программ и проектов по модернизации инфраструктуры космодрома.
В октябре 2006 года Казахстан и Россия подписали документы, учреждающие три совместных предприятия: по добыче урана на территории Казахстана, по обогащению урана на территории России и по разработке и продвижению на рынок Казахстана, России и третьих стран инновационных проектов энергоблоков с атомными реакторными установками малой и
средней мощности. Как представляется, объединение усилий наших стран в атомной сфере будет не только способствовать мировой энергетической стабильности, но и служить ярким примером перспективности мирного использования атома.
Отдельного рассмотрения заслуживает активное участие Казахстана и России в интеграционных проектах, созданных на постсоветском пространстве. Во многом благодаря курсу, ориентированному на стратегическое партнерство, нашим странам удалось быстро адаптироваться к условиям глобализации и достичь серьезных экономических успехов. В результате сегодня ставшее уже привычным определение тандема Казахстана и России в качестве "локомотивов интеграции" как нельзя лучше соответствует реалиям.
Многосторонняя дипломатия прочно укоренилась в качестве системообразующего вектора внешнеполитической деятельности Астаны и Москвы. Казахстан и Россия внесли значительный вклад в разработку Концепции дальнейшего развития СНГ и плана по ее реализации, утвержденных в Душанбе. Тем самым заложена практическая основа для постепенного выведения Содружества на новый уровень взаимодействия.
Создание других, более узких по составу участников организаций показывает, что идея "разноуровневой" интеграции в полной мере оправдывает себя.
Организация Договора о коллективной безопасности сегодня видится основным гарантом обеспечения стабильности в зоне ответственности, включая Центральную Азию. В этом отношении представляется чрезвычайно важным развитие военно-политического сотрудничества, имеющего целью создать единую, эффективную систему безопасности. Речь идет о развертывании Объединенной группировки войск Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности, формировании объединенных систем военного назначения и в конечном счете — Коллективных сил организации.
ОДКБ, установив полезное взаимодействие с ООН, вносит весьма заметный вклад в усилия, направленные на борьбу с терроризмом. Не секрет, что в Центрально-Азиатском регионе, учитывая близость Афганистана, сосредоточены и иные современные вызовы и угрозы: незаконная торговля наркотиками, нелегальная миграция, религиозный экстремизм. Это предопределяет необходимость комплексного взаимодействия разных интеграционных структур — СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ и ШОС. Конструктивным шагом в этом направлении стало подписание накануне саммита в Душанбе Меморандума о взаимопонимании между секретариатами ОДКБ и ШОС.
Планомерно эволюционирует экономическая составляющая интеграции, главным образом в рамках ЕврАзЭС. На днях в ходе проведения Межгосударственного совета этой организации состоялось подписание первоочередных международных договоров, являющихся частью правовой базы Таможенного союза. Президенты Беларуси, Казахстана и России скрепили своими подписями Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, а также Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, фиксирующих договорно-правовую базу Таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним. Кроме того, утвержден перечень соответствующих международных договоров и План действий по формированию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС до окончательного завершения работы в 2010 году.
Весьма симптоматично, что построение казахстанско-российского сотрудничества на симметрично-прагматичной основе, ориентация, прежде всего, на взаимовыгодные, деполитизированные проекты привлекает и другие государства. В совместные проекты вовлекаются новые страны, новые партнеры.
44
5.2. Этнический вопрос сотрудничества
Казахстан представляет интерес для России и с гуманитарно-этнической точки зрения в силу полурусского состава населения. Из примерно 15,5 млн. жителей казахи составляют около 48%, а 52% - это русские (6,5 млн. человек), украинцы, белорусы, немцы, татары и другие говорящие по-русски граждане. Русское население абсолютно преобладает в шести северных областях Казахстана: Карагандинской, Кустанайской, Кокчетавской, Семипалатинской, Усть-Каменогорской, Целиноградской, где численность казахов не превышает 20%.
Многие века русские и казахи жили бок о бок. Общеизвестен вклад россиян в становление и развитие казахстанской экономики, науки, культуры, буквально всех сфер жизни. К сожалению, после распада Советского Союза свыше одного миллиона русских эмигрировали из Казахстана в Россию, хотя и здесь их ждали весьма серьезные проблемы, прежде всего экономические. Эта миграция продолжается. Благополучие русских в Казахстане и казахов в России послужило бы созданию условий благополучия российско-казахстанских отношений, а межнациональное согласие — это важнейший фактор безопасности и стабильности любого многонационального государства. Отсюда то внимание, которое придается этому вопросу и на правительственном, и на общественном уровне в России и Казахстане.
Межгосударственные переговоры и документы, подписанные в последнее время, ознаменовали заметное движение вперед в плане решения ряда консульских, миграционных, культурных и других проблем русских в Казахстане и казахов в России. Начали совместную работу по урегулированию возникающих проблем комиссии по правам человека при президентах России и Казахстана. Практика показывает, что такие массовые мероприятия, как выборы, перепись населения, предстоящие вскоре и в