Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 16:16, доклад
Проводившаяся в 1917-1921 годах политика военного коммунизма имела своей целью обеспечение Красной Армии и тыла необходимыми ресурсами: вооружением и продовольствием. Большевики жаждали победить в Гражданской войне и потому не останавливались не перед чем.
Политика военного коммунизма
Проводившаяся в 1917-1921 годах
политика военного коммунизма имела
своей целью обеспечение
Национализация банков и конфискация ценностей и денег
Для войны нужны были деньги. Были национализированы банки. Банковским делом с 14(27) декабря 1917 года могло заниматься лишь государство. Также в декабре 1917 у населения была отобрана большая часть накопленных сбережений. Все золото и серебро было конфисковано в пользу государства. Денежные вклады, превышавшие 5 тысяч рублей, также отбирались, для меньших сумм была установлена норма выдачи 500 рублей в месяц, что в условиях высокой инфляции обесценило оставленные деньги. Таким образом, политика военного коммунизма предусматривала ограбление населения, лишь бы сохранилась большевистская власть.
Национализация промышленности
Также, в рамках проводимой
политики военного коммунизма, было национализировано
большинство промышленных предприятий
России. Сначала Советское
Национализация торгового флота и внешней торговли
Политика военного коммунизма предусматривала национализацию внешней торговли. Поэтому с апреля 1918 года торговля с представителями иностранных держав была запрещена. Весь торговый флот (морские и речные суда всех типов, а также судоходные предприятия), стал собственностью большевистской власти.
Трудовая повинность
Еще одним следствием политики военного коммунизма стало введение принудительной трудовой повинности. Сначала она использовалась для так называемых «нетрудовых классов», но затем, с принятием Кодекса законов о труде, она была установлена для всех категорий граждан. Отныне был запрещен самостоятельный переход на другую работу. Широкое распространение получили «субботники» и «воскресники»: якобы «добровольный» бесплатный труд в выходные дни.
Продразверстка и продовольственные пайки
Помимо государственной монополии на хлебную торговлю, установленную еще Временным правительством, в рамках политики военного коммунизма была «обновлена» продразверстка, введенная царской властью: весь урожай, выращенный сверх установленных норм, отбирался государством, которое платила крестьянам за этот хлеб и другие продукты цену, которую само же и назначало. Продразверстка очень озлобляла народ, в особенности крестьян, и привела к нескольким восстаниям. Помимо этого был введен так называемый «классовый паек», подразделявший население сначала на 4, потом на 3 категории, согласно которым выдавались карточки на получение продовольствия.
Трудно сказать, как военный коммунизм повлиял на итоги и последствия Гражданской войны в России. Историки расходятся в его оценках, в особенности с учетом начавшегося в 1921-1922 годах массового голода. Но на X съезде РКП(б) власти признали задачи политики военного коммунизма выполненными и ее сменила новая экономическая политика.
Политика военного коммунизма
Причины возникновения. Внутренняя политика Советского государства времен гражданской войны получила название «политики военного коммунизма». Термин «военный коммунизм» был предложен известным большевиком А.А. Богдановым еще в 1916 г. В своей книге «Вопросы социализма» он писал о том, что в годы войны внутренняя жизнь любой страны подчинена особой логике развития: большая часть трудоспособного населения уходит из сферы производства, ничего не производя, и много потребляет. Возникает так называемый «потребительский коммунизм». Значительная часть национального бюджета при этом расходуется на военные нужды. Это неизбежно требует ограничения в сфере потребления и контроля государства за распределением. Война также приводит к свертыванию демократических институтов в стране, поэтому можно сказать, что военный коммунизм был обусловлен потребностями военного времени.
Другой причиной складывания этой политики можно считать марксистские воззрения большевиков, пришедших к власти в России в 1917 г. Маркс и Энгельс детально не прорабатывали черты коммунистической формации. Они считали, что в ней не будет места частной собственности и товарно-денежным отношениям, а будет уравнительный принцип распределения. Однако при этом речь шла об индустриально развитых странах и о мировой социалистической революции как о единовременном акте. Игнорируя незрелость объективных предпосылок социалистической революции в России, значительная часть большевиков после Октябрьской революции настаивала на немедленном осуществлении социалистических преобразований во всех сферах жизни общества, в том числе и в экономике. Возникает течение «левых коммунистов», наиболее ярким представителем которых был Н.И. Бухарин.
Левые
коммунисты настаивали на отказе от каких-либо
компромиссов с мировой и российской
буржуазией, скорейшей экспроприации
всех форм частной собственности, свертывании
товарно-денежных отношений, отмене денег,
введении принципов уравнительного
распределения и
Политика
«военного коммунизма» в
Сущность политики. Политика «военного коммунизма» включала комплекс мероприятий, затронувших экономическую и социально-политическую сферу. Основой «военного коммунизма» были чрезвычайные меры в снабжении городов и армии продовольствием, свертывание товарно-денежных отношений, национализации всей промышленности, включая мелкую, продразверстка, снабжение населения продовольственными и промышленными товарами по карточкам, всеобщая трудовая повинность и максимальная централизация управления народным хозяйством и страной в целом.
Хронологически
«военный коммунизм» приходится на период
гражданской войны, однако отдельные
элементы политики стали возникать
еще в конце
1917 - начале 1918 гг. Это касается прежде
всего национализации промышленности,
банков и транспорта. «Красногвардейская
атака на капитал»,
начавшаяся после декрета ВЦИК о введении
рабочего контроля (14 ноября 1917 г.), весной
1918 г. временно была приостановлена. В
июне 1918 г. темпы ее убыстряются и в государственную
собственность переходят все крупные
и средние предприятия. В ноябре 1920 г. прошла
конфискация мелких предприятий. Таким
образом, произошло уничтожение частной собственности.
Характерной чертой «военного коммунизма»
является крайняя централизация управления
народным хозяйством. Сначала система
управления строилась на принципах коллегиальности
и самоуправления, но с течением времени
становится очевидной несостоятельность
этих принципов. Фабзавкомам не хватало
компетентности и опыта для управления.
Лидеры большевизма поняли, что прежде
они преувеличивали степень революционной
сознательности рабочего класса, который
не был готов к управлению. Делается ставка
на государственное управление хозяйственной
жизнью. 2 декабря 1917 г. создается Высший
совет народного хозяйства (ВСНХ). Его
первым председателем стал Н. Осинский
(В.А. Оболенский). В задачи ВСНХ входили
национализация крупной промышленности,
управление транспортом, финансами, налаживание
товарообмена и т.п. К лету 1918 г. возникают
местные (губернские, уездные) совнархозы,
подчиненные ВСНХ. СНК, а затем Совет Обороны
определял главные направления работы
ВСНХ, ее главков и центров, при этом каждый
представлял собой своеобразную государственную
монополию в соответствующей отрасли
производства. К лету 1920 г. было создано
почти 50 главков, осуществлявших управление
крупными национализированными предприятиями.
Название главков говорит само за себя:
Главметалл, Главтекстиль, Главсахар,
Главторф, Главкрахмал, Главрыба, Центрохладобойня
и т.п.
Система централизованного управления диктовала необходимость приказного стиля руководства. Одной из черт политики «военного коммунизма» стала система чрезвычайных органов, в задачи которой входило подчинение всей экономики нуждам фронта. Совет Обороны назначал своих комиссаров, обладающих чрезвычайными полномочиями. Так, А.И. Рыков был назначен чрезвычайным уполномоченным Совета Обороны по снабжению Красной Армии (Чусоснабарм). Он был наделен правами использования любого аппарата, смещения и ареста должностных лиц, реорганизации и переподчинения учреждений, изъятия и реквизиции товаров со складов и у населения под предлогом «военной спешности». В ведение Чусоснабарма были переданы все заводы, работавшие на оборону. Для управления ими был образован Промвоенсовет, постановления которого тоже были обязательными для всех предприятий.
Одной
из основных черт политики «военного
коммунизма» является свертывание товарно-денежных
отношений. Это проявлялось прежде
всего во введении неэквивалентного
натурального обмена между городом и деревней.
В условиях галопирующей инфляции крестьяне
не желали продавать хлеб за обесцененные
деньги. В феврале - марте 1918 г. потребляющие
районы страны получили лишь 12,3 % планируемого
количества хлеба. Норма хлеба по карточкам
в промышленных центрах сократилась до
50-100 гр. в день. По условиям Брестского
мира Россия потеряла богатые хлебом районы,
что усугубило
продовольственный кризис. Надвигался
голод. Следует помнить также, что отношение
к крестьянству у большевиков было двояким.
С одной стороны, его рассматривали как
союзника пролетариата, а с другой (особенно
середняков и кулаков) - как опору контрреволюции.
На крестьянина, пусть даже маломощного
середняка, они смотрели с подозрением.
В
этих условиях большевики взяли курс
на установление хлебной монополии.
В мае 1918 г. ВЦИК принял декреты «О предоставлении
Народному комиссариату продовольствия
чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской
буржуазией, укрывающей хлебные запасы
и спекулирующей ими» и «О реорганизации
Народного комиссариата продовольствия
и местных продовольственных органов».
В условиях надвигающегося голода Наркомпроду
были предоставлены чрезвычайные полномочия,
в стране установилась продовольственная
диктатура: вводилась монополия на торговлю
хлебом и твердые цены. После принятия
декрета о хлебной монополии (13 мая 1918
г.) торговля фактически была запрещена.
Для изъятия продовольствия у крестьянства
стали формироваться продовольственные отряды.
Продотряды действовали по принципу, сформулированному
наркомом продовольствия Цурюпой «если
нельзя
взять хлеб у деревенской буржуазии обычными
средствами, то надо взять его силой».
В помощь им на основании декретов ЦК от
11 июня 1918 г. создаются комитеты бедноты (комбеды). Эти меры советской власти заставили
крестьянство взяться за оружие. По словам
видного аграрника Н. Кондратьева, «на
вооруженное насилие деревня, наводненная
вернувшимися после стихийной демобилизации
армии солдатами, ответила вооруженным
сопротивлением и целым рядом восстаний».
Однако ни продовольственная диктатура,
ни комбеды не смогли решить продовольственную
проблему. Попытки запрещения рыночных
отношений города и деревни и насильственные
изъятия хлеба у крестьян привели лишь
к широкой нелегальной торговле хлебом
по высоким ценам. Городское население
по карточкам получало не более 40% потребляемого
хлеба, а 60% - через нелегальную торговлю.
Потерпев неудачу в борьбе с крестьянством,
осенью 1918 г. большевики были вынуждены
несколько ослабить продовольственную
диктатуру. Рядом декретов, принятых осенью
1918 г., правительство попыталось облегчить
налогообложение крестьянства, в частности,
был отменен «чрезвычайный революционный
налог». Согласно решениям VI Всероссийского
съезда Советов в ноябре 1918 г. комбеды
были слиты с Советами, правда, это мало
что изменило, так как к этому времени
Советы в сельской местности состояли
преимущественно из бедноты. Тем самым
было реализовано одно из главных требований
крестьян - положить конец политике раскола
деревни.
11
января 1919 г. для упорядочения
обмена между городом и
Свертыванию товарно-денежных отношений способствовало также запрещение осенью 1918 г. в большинстве губерний России оптовой и частной торговли. Однако до конца уничтожить рынок большевикам все же не удалось. И хотя ими предполагалось уничтожение денег, последние все же были в ходу. Единая денежная система распалась. Только в Центральной России хождение имел 21 денежный знак, деньги печатались во многих регионах. За 1919 г. курс рубля упал в 3136 раз. В этих условиях государство было вынуждено перейти на натуральную заработную плату.
Сложившаяся
экономическая система не стимулировала
к производительному труду, производительность
которого неуклонно падала. Выработка
на одного рабочего в 1920 г. составляла
менее одной трети довоенного
уровня. Осенью 1919 г. заработок