Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 20:25, реферат
Маргаритинская ярмарка - главная визитная карточка торговой жизни Архангельской области (Поморья), живая история и культура первого европейского порта в России - города Архангельска. Это была крупнейшая международная ярмарка в России, первое русское окно в Европу, главная визитная карточка русской торговли в Европе XIV-XVII вв. "Во время архангельской ярмарки торговая жизнь ослабевала даже в самой Москве", - писал о Маргаритинской ярмарке академик Александр Морозов. "К половине июля, - по описанию иностранного путешественника XII века немца Кильбургера, - все купцы уезжают из Москвы на Архангельскую ярмарку и находятся в дороге на почтовых лошадях 14 дней"
ИСТОРИЯ МАРГАРИТИНСКОЙ ЯРМАРКИ
Первая международная торговая ярмарка в России!
Маргаритинская ярмарка -
главная визитная карточка торговой
жизни Архангельской области (Поморья),
живая история и культура первого
европейского порта в России - города
Архангельска. Это была крупнейшая международная
ярмарка в России, первое русское окно
в Европу, главная визитная карточка русской
торговли в Европе XIV-XVII вв. "Во время
архангельской ярмарки торговая жизнь
ослабевала даже в самой Москве", - писал
о Маргаритинской ярмарке академик Александр
Морозов. "К половине июля, - по описанию
иностранного путешественника XII века
немца Кильбургера, - все купцы уезжают
из Москвы на Архангельскую ярмарку и
находятся в дороге на почтовых лошадях
14 дней"
Ежегодные таможенные поступления с которой,
вплоть до основания С.-Петербурга, в среднем
составляли до 2/3 всех денежных доходов
государственной казны. Начало Маргаритинской
ярмарки приурочено к дате древнего осеннего
праздника - Поморского нового года - 14
сентября - (Новолетие, Семенов день), который
настоящие коренные поморы отмечают в
начале осени, ведя отсчет не от Рождества
Христова, а со дня Сотворения мира. Сегодня
это экзотическое событие является удачным
информационным поводом для того, чтобы
ежегодно напоминать о начале ярмарочной
торговли в Архангельске. Распоряжением
архангельского губернатора Анатолия
Ефремова с 2001 года (С Лета 7510-го по традиционному
поморскому календарю), празднование Поморского
Нового года становится главным праздником
Архангельской области, который отныне
отмечают все поморские землячества, как
в Архангельской области, так и за ее пределами.
Крупнейшая в России
Архангелогородская (Маргаритинская)
ярмарка со дня основания первого
морского порта России - города Архангельска
- без преувеличения была главным событием
в торгово-экономической жизни не только
всего Северо-Запада, но и России в целом.
Это была первая международная российская
ярмарка.
Товары, проданные и купленные
на Маргаритинской ярмарке, расходились
впоследствии не только по всей западной
Европе, но и по всему восточному миру.
Так, например, в росписи товаров, которые
привез из России в Иран кизылбашского
Аббас-шаха купчина Магомет, значится:
12 сороков соболей, 2 сорока соболей, 22
портища горностаев, 4 пуда рыбья зуба
(моржовой кости), 3 пуда слюды. Все эти
традиционные поморские товары были куплены
на Маргаритинской ярмарке в Архангельске
и вывезены в Персию. ("Памятники дипломатических
и торговых сношений Московской Руси с
Персией, т.11 СПб, 1892, стр. 58.).
На Маргаритинской архангелогородской
ярмарке бывали и молодой Михайло Ломоносов,
и знаменитый кормщик Иван Рябов, и главный
скульптор Эрмитажа холмогорец Федот
Шубной, и поморский зодчий, вытесавший
колонну Александрийского столпа в С.
Петербурге - пинежанин Самсон Суханов,
и поморский мореплаватель Семен Дежнев,
и многие другие знаменитые поморы.
История Маргаритинской ярмарки
Маргаритинская (она же Архангелогородская
и Воздвиженская) ярмарка традиционно
открывалась 14 сентября (1 сентября по
ст. стилю). После сезона августовских
ветров и холодных дождей, которые обычно
приходят в Поморье во второй половине
августа, на период проведения Маргаритинской
ярмарки, в Архангельске, как правило,
наступает очень теплое и необычайно красивое
время "бабьего лета" - сезон поморской
новогодней ярмарочной торговли. Начало
ярмарки и Нового года в современном Архангельске
отмечается символическим открыванием
"городовых врат" архангельского
гостиного двора, зажжением на водной
глади Северной Двины, напротив гостиных
дворов, плавучих гигантских костров -
Маяков. Поморский Новый год в Архангельске
встречают колокольными звонами, карнавальным
факельным шествием лоцманов -"вожей",
стрельбой из старинной городской пушки,
пивными братчинами - поморскими праздниками
пива и урожая, ярмарочными представлениями,
а также парусными гонками и спортивными
состязаниями на берегу Двины. В прошлом
ярмарочные (новогодние) гуляния продолжались,
в зависимости от погоды, порой до Гурьева
дня и включали в себя День города - "городовой
праздник, который в Архангельске в прошлом
отмечали 19 сентября (6 сентября по ст.
стилю), первые и вторые осенины, "свадёбны
гульбишша", парусные гонки на карбасах
и т.д.
Почему Маргаритинская?
До сих пор историкам неизвестна причина,
по которой ярмарка стала называться по
имени Св. Маргариты (в православном календаре
это имя упоминается 30 июля (17 июля по старому
стилю), а архангелогородская ярмарка
традиционно начиналась позже - в конце
августа и в сентябре. Известно лишь, что
в 1844 году с согласия архангелогородского
военного губернатора ярмарка получила
название Маргаритинской, якобы в честь
Святой Маргариты (по другой версии, Маргаритой
звали жену военного губернатора) (см.
"Архангельские губернские ведомости"
от 4 октября 1884 года).
Этнограф Сергей Максимов в сентябре
1856 года называет архангелогородскую
ярмарку иначе - Воздвиженская ярмарка.
И вновь пока у историков нет точной версии
происхождения этого названия.
Ко времени путешествия исследователя
Русского Севера Сергея Максимова, торговля
в Архангельске, по сравнению с прежним
допетровским бурным расцветом, была в
упадке. Не секрет, что упадок знаменитой
архангелогородской ярмарки был вызван
искусственно - Петр I своим указом, дабы
перевести международную торговлю из
Архангельска в С.-Петербург, строжайше
запретил иностранцам торговать в Архангельске.
Тем самым он перенаправил традиционные
для Европы транспортные потоки в малознакомый
на то время Питер. Поморы жаловались,
что с тех пор торговля стала приносить
им мало прибыли. На вопрос исследователя
Максимова, зачем же они продолжают устраивать
ежегодную торговую ярмарку в Архангельске,
поморы отвечали: "А уж это спех такой,
в городских наших струя такая ходит, ровно
бы болезнь падучая. Как усидишь дома,
как не разложишь лавочки, когда и сосед
то же делает и без гроша не гуляет, кофий
пьет, треску ест со сметаной и картофелем".
(Кстати, множество заморских
товаров впервые попали в
В Архангельске - все торговцы
Архангельск - город с древнейшими
европейскими торговыми традициями.
Торговля была возведена в ранг обязательного
занятия для любого городского сословия.
Как сообщали Максимову архангельские
поморы: "У нас в городе-то все торговцы,
и нет того человека, у которого поднялась
бы против этого совесть".
Ярмарочная торговля проходила непосредственно
на берегу реки, а также на пристани, плотах,
а иногда и прямо на судах: "Вся она сосредоточилась
около городской пристани, которой, между
городскими рядами предшествует довольно
большая площадь, - пишет Максимов. - Площадь
эта на то время служила рынком. Вся Двина
пред нею, вплотную почти уставлена была
беломорскими судами разных величин и
наименований, виделись плоты разных видов.
Шум и деятельность имели характер огромного
людного базара. Все эти суда привезли
поморскую рыбу с дальних берегов и грузятся
хлебом, солью, лесом. Архангельский люд
наполовину своего количества нашел здесь
себе работу; даже бабы, по здешнему "жонки"
заняты выгодной поденной работой. Часть
их занялась промывкою на плотах крепко
просоленной трески, часть расселась у
наскоро сплоченных столиков и прилавков
с подходящим и идущим товаром: шерстяными
чулками, перчатками, сапогами, ситцем,
носильным платьем в виде готовых красных
рубах, овчинных полушубков... Между товарами
этими бросается в глаза значительное
количество самодельных компасов, имеющих
на языке поморов название "маток".
Попадаются книги, картины московского
изделия героического и юмористического
смысла; и бьёт в глаза пропасть деревянной
посуды". В 1713-1714 гг. " в списках, отправляющихся
за море судов, все чаще встречаются веселые
названия поморского изобретения: "Молода
любовь", "Золочена мельница", "Река
Архангельская", "Московска галера",
"Серой заец", "Белой теленок".
(С.Огородников. История Архангельского
порта. 1875, с.25).
Поморские народности
"Народности спутались,
Торговлю бакалейными изделиями и сладостями
в Архангельске испокон веков держали
архангельские татары. Появление этой
диаспоры относится к 7187 (1655) году, когда
в мае в Архангельск были привезены 240
пленных татар и турок, часть из которых
обрусела. Жили здесь и обрусевшие (и необрусевшие)
"немцы" - голландцы, англичане, датчане,
норвежцы и десятки других национальностей.
Многие иноземцы брали русские имена и
фамилии, так что их современные потомки-поморы
даже не догадываются о своих иноземных
корнях.
Дата начала ярмарки
Самые первые, из дошедших до нас, известия
о ярмарке в Архангельске свидетельствуют
о том, что торговля здесь начиналась
ежегодно в "Успеньев день" - 28 августа
(15 августа по старому стилю). Но в
1664 году московские власти установили
новые сроки проведения архангелогородской ярмарки,
которая теперь начиналась 14 июня (1 июня
по ст.стилю), "до Семенова дня" 14 сентября
(1 сентября по ст. стилю). "А после того
у города Архангельского всяких чинов
людем никому никакими мерами не торговать
и не записывать", - предупреждали официальные
власти. В день начала и окончания ярмарки
стреляла медная "городовая" пушка.
Однако новые сроки проведения архангелогородской
ярмарки продержались недолго.
Перенесение ярмарки на более ранние сроки
учитывало особенности подвоза товаров в Архангельск по
морским, речным и сухопутным путям, что
позволяло российским купцам снизить
затраты и установить выгодные для них
цены. Но "торговые иноземцы", между
собой сговорясь, "августа по 15 число
не бывали" (т.е пришли лишь на Успеньев
день - 28 августа, когда до окончания ярмарки
оставалось не так уж много времени). Тем
самым иноземные купцы вынудили русских
купцов второпях, и по дешевым ценам, распродать
все свои товары.
Русские купцы - "гости и торговые
люди, москвичи и казанцы, и ярославцы,
и нижегородцы, и костромичи, и вологжане"
- в ответ обратились с челобитной к московскому
правительству, в которой просили разрешения
"для позднего корабельного приходу"
торговать в Архангельске и "после Семенова
дня". В 1664 году такое разрешение было
получено. И тогда уже русские купцы сговорились
между собою и стали "запаздывать с
товарами". Теперь уже иностранцы были
поставлены в тяжелейшее положение, так,
как вынуждены, были вывозить из Архангельска
товары в условиях "поздней навигации".
Многие иностранные суда стали замерзать
на обратном пути во льдах Белого моря.
Доброе время для ярмарки
Англичане и голландцы, предвидя огромные
убытки, стали в свою очередь писать
челобитные в Москву, в которых "слезно
просили" вернуть прежние сроки
окончания архангелогородской ярмарки.
Московское правительство пошло навстречу
иностранцам и обратилось к своему купечеству,
чтобы те "впредь к Архангельскому городу
для торгу приезжали рано, не испустя доброго
времени". С тех пор Архангелогородская
(Маргаритинская) ярмарка стала начинаться
с празднования Новолетия (Нового года
в допетровской Руси). Это действительно
было самое "доброе время" для проведения
ярмарки. Сентябрьский Новый год (14 сентября)
поморы традиционно отмечали зажжением
на воде плавучих костров - Маяков, стрельбой
из ружей и медных городовых пушек, пивными
братчинами, гонками на карбасах, песнями
и гуляниями. Это было начало теплого "бабьего
лета", когда "в тихой лазури вод Северной
Двины отражаются яркие как пожар осенние
закаты, и в кристально-чистом воздухе
плывут и вспыхивают на солнце тонкие
паутинки. Время получать вознаграждение
за свой труд в течение целого года.
19 сентября (6 сентября по ст. стилю) Архангельск
традиционно отмечал свой "городовой
день", приуроченный к "воспоминанию
чуда Архистратига Михаила в Колоссах".
"Народ отмечает "осенины", играет
осенние свадьбы, пьет братчинное пиво,
гуляет… Купцы, приказчики, крестьяне
из окрестных селений, морские промышленники,
татары, голландцы, немцы - все смешалось
на берегах Двины. Маргаритинская ярмарка
в полном разгаре".
Примеры торговли
Архангельские купцы удивляли иностранцев
своей оборотистостью. По свидетельству
немца Кильбургера, "тот товар,
который русский купец приобрел
на архангелогородской ярмарке у
иностранного купца, он тотчас опять может
продать этому иностранцу с прибылью,
на наличные деньги и даже по более низкой
цене, чем сам только, что их принял".
Для того, чтобы понять суть этой сделки
надо было знать финансовую ситуацию
в России того времени. Русские купцы
остро нуждались в наличных деньгах
(будь то рубли, гульдены или рейхсталеры),
на которые на внутреннем российском рынке
был очень большой спрос. Было еще одно
немаловажное обстоятельство - государство
разрешало иностранцам торговать исключительно
на архангелогородской ярмарке, а любая
торговля на внутреннем рынке для иноземцев
была запрещена. Выменивая у "немца"
очень дорогой заморский товар (например,
камку, бархат или атлас), русский купец
затем возвращал его иностранцу по более
низкой цене, но уже за наличные деньги.
На внутреннем российском рынке за эти
деньги архангельский купец не только
покрывал понесенные им "убытки",
но и получал солидную прибыль, приобретая
у соотечественников по дешевке товары
"русского вывоза".
Немецкая слобода в Архангельске С давних пор в начале летней
навигации перед гостиным двором на реке
ставили два больших деревянных помоста-"брюги".
С них погружали-выгружали товары на заморские
и поморские купеческие суда. Скопление
судов в искусственной гавани возле гостиного
двора было так велико, что они стояли
в несколько рядов. Тут были поморские
раньшины, шняки, соймы, двинские ускои
и пауски, шитики, холмогорские городовые
карбасы, пинежские обласы, лодки-осиновки,
еловки, К югу от гостиного двора вверх
по реке вдоль берега тянулись монастырские
земли и поморские деревни. К северу же
практически весь берег был занят немецкой
слободой, где жили заморские гости: англичане,
голландцы, шведы, гамбургские немцы и
другие национальности.
Любопытно, что немецкая слобода возникла
в Архангельске не совсем законно, по принципу
дачных "нахаловок": иностранцы по-просту
захватили лучшие земли, принадлежавшие
местному поморскому "миру" (местному
самоуправлению в Поморье). Достаточно
сказать, что весь государственный налог
за землю, на которой селились "аглицкие
немцы", платило поморское купечество,
которому земля была отдана в "тягло".
Василий Крестинин приводит любопытную
жалобу поморов, поданную царю в 1745 году:
"С нижнего конца лучшими землями завладели
приезжие иноземцы, а именно голанцы, гамбурцы,
англичана, и протчие, и живут на нашей
тяглой земли своими домами многие годы
и по ныне. А в Архангелогородский посад
не только податей, но и оброков не платят,
также и никаких постоев в домах у себя
не имеют, отчего имеется архангелогородскому
купечеству немалое утеснение".
Информация о работе Первая международная торговая ярмарка в России