Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 20:21, реферат
1 Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ? Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа. Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран.
Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны. Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей
Историческая обусловленность модернизации страны на рубеже XVII – XVIII вв.
Внутренние реформы Петра I и их итоги.
Внутренняя политика России в эпоху дворцовых переворотов.
Внешняя политика России в первой половине XVIII в.
Развитие русской культуры в первой половине XVIII в.
Россия в первой половине XVIII в.
1.Историческая обусловленность модернизации страны на рубеже XVII – XVIII вв.
Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ? Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа. Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран.
Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны. Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.
Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока. Следует отметить, что к этому времени истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии. Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля продуктами сельского хозяйства. Непрерывно возрастало общественное и географическое разделение труда - основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Город отделялся от деревни. Выделялись промысловые и земледельческие районы. Развивалась внутренняя и внешняя торговля. Во второй половине XVII века начинает изменяться характер государственного строя на Руси, все более отчетливо оформляется абсолютизм. Получили дальнейшее развитие русская культура и науки: математика и механика, физика и химия, география и ботаника, астрономия и "рудознатство". Казаки землепроходцы открыли ряд новых земель в Сибири.
XVII
век был временем, когда Россия
установила постоянное общение
с Западной Европой, завязала
с ней более тесные торговые
и дипломатические связи,
Реформы Петра была подготовлена всей предшествующей историй народа, "требовались народом". Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра, в ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло растянутся на целый ряд поколений. Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым. Внешние опасности государства опережали естественный рост народа, закосневшего в своем развитии. Обновление России нельзя было предоставлять тихой постепенной работе времени, не подталкиваемой насильственно. Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа. Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала война.
2.Внутренние реформы Петра I и их итоги.
1. Губернская реформа
В
первой четверти XVIII в. в России проведены
реформы в области управления. Основной
смысл этих преобразований заключается
в создании административной системы,
проникнутой идеей централизма и всецело
подчиненной верховной власти. Россия
стала абсолютной монархией.
В
1708 - 1710гг. была проведена реформа
органов власти на местах - областная
реформа. Причиной ее был подъем классовой
борьбы горожан и крестьян, на плечи
которых вся тяжесть реформ. Во
главе Петербургской и Азовской
губернии стояли генерал-губернаторы
Меньшиков и Ф. Апраксин. Остальными
управляли губернаторы, в руках
которых находились вся полнота
административно-полицейской и
Указом
22 февраля 1711г. был учрежден новый
государственный орган - Правительствующий
сенат. Все его члены были назначены
царем из числа его непосредственного
окружения (Трое являлись представителями
знати - князья М.В. Долгорукий, Г.И. Волконский,
П.А. Голицын, трое бывшие члены Боярской
думы и трое из дворян). Все назначения
отставки сенаторов происходили
по именным царским указам.
Сенат
не прерывал своей деятельности и
был постоянно действующим
2. Расширение дворянских привилегий. “Указ о единонаследии” и “Табель о рангах”
В
первой четверти XVIII в. произошло слияние
двух форм феодальной земельной собственности
- вотчины и поместья. В 1714 г. был
издан указ о единонаследии. Отныне
поместье, как и вотчина, передавалось
по наследству старшему сыну. Другие сыновья
должны были идти в военную или
гражданскую службу. Дворянская служба
при Петре1 была пожизненной. Анна Иоановна
сократила ее до 25 лет. поместья нельзя
было продавать и закладывать. В 1722 г. Петром
I был издан Устав о престолонаследии,
по которому монарх мог определять своего
преемника "признавая удобного" и
имел право, видя "непотребство в наследнике",
лишить его престола "усмотря достойного".
Законодательство того времени определяло
действия против царя и государства самыми
тяжкими преступлениями и всякий "кто
какое зло умышлять будет" и те, которые
"вспомогали или совет подавали или
ведая не известили" наказывались вырыванием
ноздрей, смертной казнью или высылкой
на галеры - в зависимости от преступления.
Государственная
служба регулировалась введенной в
1722 г. “Табелью о рангах”. Новый
закон разделил службу на гражданскую
и военную. В нем было определено 14 рангов,
которые служащие должны были проходить
со ступеньки на ступеньку. Вместо отмененного
в 1682 г. местничества вводился принцип
служебной выслуги. “Табель о рангах”
давала возможность не дворянам, получать
потомственное дворянство. Всякий получивший
чин 8-го класса становился потомственным
дворянином. Чины с 14-го по 9-ый тоже давали
дворянство, но только личное. Все дворяне,
новой и старой формации, получали земли
и крестьян. В Петровскую эпоху сотни тысяч
крестьян из числа государственных и дворцовых
перешли в частное владение.
3. Политика в области мануфактурного производства, во внутренней и внешней торговле. Политика меркантилизма
В
сфере экономики господствовала
концепция меркантилизма - поощрение
развития внутренней торговли и промышленности
при активном внешнеторговом балансе.
Поощрение “полезных и нужных”
с точки зрения государства видов
производства и промыслов сочеталось
с запрещением и ограничением
выпуска “ненужных” товаров. Развитие
промышленности диктовалось, исключительно
нуждами ведения войны и было
особой заботой Петра.
Война
со Швецией особенно остро поставила
вопрос о развитии мануфактурного производства.
До начала XVIII в. Россия ввозила из за границы
железо, медь, ружья, сукно, серебро, олово.
Основным поставщиком металла была Швеция.
Естественно, с началом войны поставки
из Швеции прекратились.
Развитие
металлургического производства стало
жизненной потребностью страны. Правительство
предпринимало лихорадочные меры по
строительству заводов. Вместо 15-20 допетровских
мануфактур за первую четверть XVIII в было
создано около 200 предприятий. Главный
металлургический центр переместился
на Урал. Железоделательные и медеплавильные
заводы обеспечивали заказы армии и флота.
Появились
Невьянский и Тобольский заводы Н. Демидова,
в Петербурге - Сестрорецкий завод выпускал
оружие, якоря, гвозди. За период с 1700 г.
по 1725 г. выплавка чугуна увеличилась со
150 до 800 тыс. пудов в год. В столице выросли
Арсенал и Адмиралтейская верфь, со стапелей
которой при жизни Петра сошло 59 крупных
и свыше 200 мелких судов. В Нерчинске в
1704 г. был построен первый сереброплавильный
завод.
Активно
строились предприятия легкой промышленности.
В Москве и других районах центра
России росли суконные, парусно-полотняные,
кожевенные мануфактуры, снабжавшие армию
обмундированием, а флот - парусиной.
К1725
г. в стране имелось 25 текстильных
предприятий, канатные и пороховые
мануфактуры. Впервые были построены
бумажные, цементные, сахарный заводы
и даже шпалерная фабрика для производства
обоев. Об успехах русской металлургии
в Петровскую эпоху свидетельствует и
тот факт, что к концу Петровского правления
экспорт русских товаров вдвое превышал
импорт. При этом высокие таможенные тарифы
(до 40% в иностранной валюте) надежно ограждали
внутренний рынок.
Рост
промышленного производства сопровождался
усилением феодальной эксплуатации,
широким применением
Но
далеко не все изделия, необходимые
стране, могли изготовлять на мануфактурах.
Огромную роль продолжало играть ремесленное
производство. Городские и сельские
ремесленники производили башмаки,
полотна, сукна, кожи, седла и т. д.
Появлялись новые виды ремесла. В
городах появились
Реформы
охватили и эту сферу производства.
По указу 1722 г. мастера каждой ремесленной
специальности объединялись в цехи.
В цехах избирали старшин, которые
наблюдали за качеством изделий
и приемом в мастера. Устанавливался
срок в 7 лет для учеников, после
чего они переводились на два года
в подмастерья. В Москве насчитывалось
146 цехов. Создание цехов, с одной
стороны, отразило высокий уровень
развития ремесла, а с другой, затрудняло
его развитие, выделяло ремесленников
в особое сословие феодального общества.
В
области внутренней и внешней
торговли в Петровские время большую
роль играла государственная монополия
на заготовку и сбыт основных товаров
(соль, лен, меха, сало, икра, хлеб, вино,
воск, щетина и др.), что значительно
пополняло казну. Всячески поощрялось
создание купеческих ”кумпанств” и расширение
торговых связей с заграницей. Одновременно
падало значение богатейших купцов “торговой
сотни”. Важными пунктами обмена товаров
оставались ярмарки. Развитию торговли
и всероссийского рынка способствовало
совершенствование путей сообщения, устройство
каналов на водных магистралях (Вышневолоцкий,
Ладожский и др.), а также отмена в1754 г.
внутренних таможенных пошлин.
В
общем, в первом десятилетии XVIII в. промышленная
и торговая политика характеризовалась
активным вмешательством государства
в экономику. К концу правления Петра изменений
в области экономической политики почти
не наблюдалось, Если в начале века воздействие
государства на экономику осуществлялось
через систему запретов, пошлин, налогов,
то с конца 1710-х годов государство воздействовало
на экономику через административно-контрольную,
бюрократическую машину.
4. Церковная реформа
Важную
роль в утверждении абсолютизма
играла церковная реформа. В 1700г. умер
патриарх Адриан, и Петр I запретил избирать
ему преемника. Управление церковью поручалось
одному из митрополитов, выполнявшему
функции "местоблюстителя патриаршего
престола". В 1721г. патриаршество было
ликвидировано, для управления церковью
был создан "Святейший правительствующий
Синод" или Духовная коллегия, также
подчинявшаяся Сенату.
Церковная
реформа означала ликвидацию самостоятельной
политической роли церкви. Она превращалась
в составную часть чиновничье-
Петр
осуществил церковную реформу, выразившуюся
в создании коллегиального (синодального)
управления русской церковью. Уничтожение
патриаршества отражало стремление
Петра ликвидировать немыслимую
при самодержавии петровского времени
"княжескую " систему церковной
власти. Объявив себя фактически главой
церкви, Петр уничтожил ее автономию.
Более того, он широко использовал
институты церкви для проведения
полицейской политики. Подданные, под
страхом крупных штрафов, были обязаны
посещать церковь и каяться на
исповеди священнику в своих грехах.
Священник, также согласно закону, был
обязан доносить властям обо всем
противозаконном, ставшим известным
на исповеди.