Россия в первой половине XVIII в.

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 20:21, реферат

Краткое описание

1 Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ? Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа. Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран.
Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны. Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей

Оглавление

Историческая обусловленность модернизации страны на рубеже XVII – XVIII вв.
Внутренние реформы Петра I и их итоги.
Внутренняя политика России в эпоху дворцовых переворотов.
Внешняя политика России в первой половине XVIII в.
Развитие русской культуры в первой половине XVIII в.

Файлы: 1 файл

семинар5.docx

— 56.84 Кб (Скачать)

  Победы  в войне подняли международный  престиж России, которая отныне вошла  в состав великих европейских  держав.

  Несмотря  на очевидность исхода войны, она  продолжалась еще долгие годы. Война  со Швецией затянулась в результате действий западной дипломатии, пытавшейся не допустить возвышения России и  сохранить “баланс сил” на севере Европы. Во многом благодаря ее “стараниям”  распался в 1716 г. Северный союз, а Швеция продолжала питать надежды на английскую не только дипломатическую, но и военную  помощь. К тому же Швеция долгое время  имела преимущество на море.

  Однако  усилия российской дипломатии и разведки, первые победы русского флота (у м. Гангут в 1714 г. и у о. Гренгам в 1720 г.), активные действия русских войск в южной Прибалтике, лишившие Швецию последних плацдармов и, особенно, захват Финляндии и высадка русского десанта на территории самой Швеции, в итоге, заставили ее пойти на мирное соглашение.

  В 1721 г. был подписан Ништадтский договор. по которому Россия приобрела Ингрию, Эстляндию, Лифляндию, Карелию с Выборгом. Финляндия и 2 млн. рублей серебром в качестве компенсации за потерянные территории передавались Швеции.

  Историческое  значение Северной войны состояло в  том, что Россия получала выход к  морю и первоклассные порты Ригу, Ревель, Петербург, что означало решение важнейшей внешнеполитической задачи страны.

  Появились благоприятные предпосылки для  развития экономических, культурных и  политических связей со странами Западной Европы, что позволило преодолеть политическую и культурную изоляцию России, и, в определенной степени, сократить  ее отставание. Заметно вырос международный  авторитет России, ставшей великой  державой.

  В хозяйственную и культурную жизнь  страны оказались вовлеченными новые  земли и население Прибалтики, что также благоприятно сказалось  на всем ее развитии. Победа укрепила самодержавную  власть монарха, получившего за нее  от Сената титул “императора всероссийского”.

  Победа  России в Северной войне во многом была закономерной, поскольку война  имела исторически обоснованный характер. Он обусловливался стремлением  России вернуть принадлежащие ей ранее земли, без которых становилось  невозможным ее поступательное развитие. Справедливый характер войны особенно ярко проявился во время шведского  нашествия, когда перед русским  и украинским народами борьба за независимость  выступила на первый план.

  Страна, под руководством Петра, “поднявшего  ее на дыбы”, сумела мобилизовать все  свои ресурсы, создать оборонную  промышленность, новую регулярную армию  и флот, которые долгое время не знали себе равных в Европе.

  В ходе войны русская армия приобрела  высокий уровень организации  и руководства, а мужество, стойкость  и патриотизм ее солдат стали одним  из главных источников победы.

  Русская дипломатия, используя противоречия между европейскими странами, сумела создать необходимые для заключения мира внешнеполитические условия.

  3. Борьба с Османской  империей

  Прутский поход

  Одна  из причин затяжного характера Северной войны заключалась в том, что  России наряду со Швецией противостояла  и Турция, объявившая ей войну в 1710 г. Турция пошла на этот шаг под  влиянием западной дипломатии, опасаясь усиления России в Польше. Петр, решив  нанести превентивный удар, начал  готовиться к походу.

  Успех под Полтавой укрепил веру Петра  в силу русского оружия, поэтому  он решил действовать и на южном  направлении, несколько переоценив свои силы. Петр надеялся, что победа на Дунае ускорит окончание Северной войны. Кроме того, он рассчитывал на обещанную помощь валахского и молдавского государей, на поддержку “христианских народов”, которые он шел освобождать от турецкого ига. Однако надежды на легкую победу не оправдались.

  В июле 1711 г., не получив обещанной  помощи, измученные голодом и жаждой русские войска оказались окруженными  многократно превосходившими силами противника на р. Прут. Лишь мужество и  боевая подготовка русской армии, мощный огонь ее артиллерии позволили Петру I с минимально возможными потерями выйти из этой катастрофической ситуации. Согласно условиям договора Россия возвращала Турции Азов, разоряла Таганрог, обещала  не вмешиваться в польские дела и  пропустить Карла ХII в Швецию.

  4. Каспийский поход  1722-1723 гг.

  Завершив  войну со Швецией, Петр I приступает к решению неотложных задач на Кавказе. Активность в этом регионе  вызывалась экономическими интересами России, пытавшейся взять под контроль торговые пути, связывающие Европу с Востоком. Петр надеялся превратить Россию в главную торговую артерию  европейско-азиатской торговли по линии  Балтийское море Волга- Каспийское море, для чего еще в 1703 г. приказал начать строительство Вышневолоцкого канала, соединявшего Балтику с Каспием.

  Петр  стремился воспользоваться слабостью  Персии, вызванной обострением внутриполитической обстановки и борьбой за власть. Он желал не допустить также и  захвата Турцией принадлежащей  Персии части Закавказья и ее выхода к Каспийскому морю.

  Пытаясь пресечь турецкую экспансию и  не допустить усиления ее позиций  в жизненно важном для России регионе, Петр предпринял решительные действия. В июле 1722 г. русские сухопутные войска были доставлены на кораблях из Астрахани  к устью Терека. Вскоре им удалось  взять Дербент. В 1723 г. русский флот овладел несколькими городами на побережье Каспийского моря. В  свою очередь Турция, воспользовавшись сложившейся ситуацией, захватила  Грузию.

  В сентябре 1723 г. был подписан Петербургский  договор, согласно которому Персия уступала России все западное и южное побережье  Каспийского моря с городами Баку, Ленкорань и Решт. В 1724 г. в Константинополе удалось заключить русско-турецкий договор, по которому признавались территориальные приобретения России на Каспии, но она, в свою очередь, соглашалась с завоеваниями Турции в Закавказье. Благодаря этой войне России удалось предотвратить прорыв турок к Каспийскому морю и сохранить независимость Персии. Однако для того, чтобы укрепиться в этом регионе, России не хватало сил, вот почему в эпоху правления Анны Иоанновны она возвратила захваченные земли Персии.

  5. Итоги внешней  политики

  Россия  в итоге долгой и мучительной  войны заняла важнейшее место  в Европе, завоевав статус великой  державы. Выход к Балтийскому  морю, присоединение новых земель способствовали ее экономическому и  культурному развитию. В ходе войны  Россия создала мощную регулярную армию, стала превращаться в империю.

  Внешнеполитические  успехи России потребовали огромных человеческих жертв и материальных затрат. Величие России стало тяжелейшей ношей для всего русского народа.

  5.Развитие  русской культуры  в первой половине  XVIII в. 

  Подготовка  специалистов велась как за границей, так и на родине. В провинции  начальное образование осуществлялось в трёх типах школ: 46 епархиальных, готовящих священнослужителей; 42 цифирных - для подготовки местных мелких чиновников; гарнизонные школы - для  обучения солдатских детей. Помимо этого  в Москве (1703-1715 годы) работала особая общеобразовательная школа - "гимназия" пастора Э.Глюка, в которой обучали, в основном, иностранным языкам. 

  Военных специалистов готовили Навигацкое, Артиллерийское, Инженерное, Морское и Медицинское училища.

  Кроме перевода иностранных, создавались собственные учебники. Наибольшее распространение получили грамматика Смотрицкого, "Арифметика" Магницкого. В создании новых учебников и учебных пособий большой вклад внесли Ф.П.Поликарпов, Г.Г.Скорняков-Писарев, Ф.Прокопович и другие. Одновременно с реформой в сфере образования в первой четверти XVIII века бурное развитие получило издательское дело. В 1708 году Пётр I ввёл вместо церковнославянского новый гражданский шрифт. Для печатания светской учебной, научной и специальной литературы, а также законодательных актов были созданы новые типографии в Москве, Петербурге и других городах, выпустившие в свет за годы правления Петра свыше 600 наименований книг и других изданий (в том числе немало переводов). 

  Развитие  книгопечатания повлекло за собой начало организованной книготорговли, а в 1714 году в Петербурге была открыта  государственная библиотека, заложившая основу Библиотеки Академии наук

  По  инициативе Петра I в России было положено начало собиранию научных коллекций  и организовывалось отечественное  музееведение. В 1719 году для всеобщего  обозрения была открыта Кунсткамера, собрание "раритетов", которое  послужило основой для коллекций  будущих музеев - Эрмитажа, Артиллерийского, Военно-Морского и других. 

  Итогом  достижений петровского времени  в области науки и образования  стало создание (по указу от 28 января 1724 года) в Петербурге Академии наук, открытой уже после смерти Петра I в 1725 году. Академия наук создавалась  не только как общенациональный научный  центр, но и как база для подготовки научных кадров. При ней были открыты  университет и гимназия. 

  Ко  времени Петра I относятся попытки  создания публичных театров в  Москве и Петербурге, где ставились  пьесы на исторические темы и комедии. В области изобразительного искусства в первой четверти XVIII века активное развитие получает светская живопись, особенно портретная. Выдающимися портретистами того времени были И.Н.Никитин, А.М.Матвеев, а среди мастеров гравюры - И.Адольский. 

  Новым явлением в русской культуре стало  распространение скульптурных композиций, что особенно ярко выразилось в создание дворцово-парковых ансамблей - например, оформление Большого каскада Петергофского  дворца (архитектор Ж.Б.Леблон). 

  В петровскую эпоху в градостроительстве осуществляется переход к регулярной застройке городов, созданию крупных  архитектурных ансамблей - в основном гражданского, а не культового значения. Наиболее ярким примером этого является строительство Петербурга. Замечательными памятниками архитектуры стали  комплекс зданий и сооружений Петропавловской  крепости, Летний дворец Петра I (архитектор Д.Трезини), здание Двенадцати коллегий, Адмиралтейство и другие. 

  Петровские  преобразования в сфере культуры, быта и нравов носили ярко выраженный политический характер, вводились зачастую насильственными методами. Во главу  угла этих реформ были поставлены интересы государства, которое строилось  по жёсткому плану монаршей воли. Чисто  внешние атрибуты петровской эпохи, проявившиеся в декретивном введении европейских обычаев и нравов, в отрыве от вековых традиций русской культуры должны были подчёркивать принципиальное отличие созданной за четверть века Российской империи - великого государства европейского типа.

  В развитии образования прослеживались две тенденции:

    во-первых расширение сети учебных заведений (появление в 1786 году "Устава народных училищ" привело к увеличению народных школ с 8 до 288, а количества учеников - с 518 до 22220 человек); во-вторых, закрепление принципа сословности образования (рост числа дворянских учебных заведений). Число кадетских корпусов увеличивается до 5, возникает новый тип учебного заведения - благородный пансион. 

  Главным центром научной деятельности оставалась Академия наук; в 1755 году к ней прибавился Московский университет, в 1773 году Горное училище в Петербурге, в 1783 году - Российская академия, занимавшаяся изучением  русского языка и грамматики. Выдающуюся роль в развитии отечественной науки  сыграл М.В.Ломоносов -

  Взлёт технической мысли связан с именем И.И.Ползунова, изобретателя универсальной  паровой машины, работавшей на Уральском  заводе и механика- изобретателя И.П.Кулибина, удивлявшего Петербург "самобеглой коляской", протезами для инвалидов, лифтом, прожектором, проектом одноарочного деревянного моста через Неву длиной 298 метров. 

  В литературе XVIII века доживает свой век русское средневековье и происходит становление новой, ориентированной на западную жанровую систему поэзии, драматургии и прозы. Отсюда многообразие литературных жанров: и сатира, и политическая публицистика, и философская поэзия, романы и богословские трактаты. Основным направлением в литературе становится классицизм в виде од, трагедий, похвальных слов. Наиболее ярко это проявилось в творчестве А.П.Сумарокова, перу которого принадлежат комедии и трагедии, выполняющие воспитательные функции. 

Информация о работе Россия в первой половине XVIII в.