П. А. Столыпин и программа модернизации России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2011 в 12:17, реферат

Краткое описание

Начало XX века – один из поворотных, ключевых моментов в истории нашей страны. Время социальных и политических катастроф и потрясений. Этот период во многом перекликается с тем, что происходит в нашей стране сейчас. Перед нашей страной стоят во многом схожие проблемы и задачи: необходимость серьезнейших экономических, политических, социальных реформ, – как и сто лет назад.

Оглавление

Введение 2
1. Положение крестьянства в начале ХХ века 2
2. Пётр Столыпин 3
3. Реформы Столыпина 5
3.1 Первые шаги. Создание кабинета. 5
3.2 Борьба с революционным терроризмом 6
3.3 Столыпин и Государственная Дума 7
3.4 Крестьянская реформа 9
3.5 Последние реформы 12
4. Итоги Столыпинских реформ 15
4. Заключение 17
Список источников 19

Файлы: 1 файл

Крестьянскыя рреформа.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

Московский  государственный  ххх 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

П. А. Столыпин и программа 

модернизации России

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнил: студент ххх 

                  Проверила:  
                   
                   

Москва 2002 

Содержание

 

Введение

     Начало  XX века – один из поворотных, ключевых моментов в истории нашей страны. Время социальных и политических катастроф и потрясений. Этот период во многом перекликается с тем, что происходит в нашей стране сейчас. Перед нашей страной стоят во многом схожие проблемы и задачи: необходимость серьезнейших экономических, политических, социальных реформ, – как и сто лет назад. Поэтому российские реформы и реформаторы начала прошлого века вызывают определенный интерес.

     Один  из наиболее ярких политиков того времени – Пётр Аркадьевич Столыпин. Он предложил свой путь, свое видение реформ, достаточно вменяемых и ясных. Ему выпало решать один из вечных русских вопросов – о земле. Вопрос этот, до конца, не решен и сейчас.

  1. Положение крестьянства в начале ХХ века

     К началу прошлого века крестьянство составляло 4/5 населения страны (около 130 миллионов человек) и продолжало расти, прирост населения составлял во второй половине XIX века 1,8%. К рубежу века сельское хозяйство, особенно в черноземной зоне, оказалось в глубоком кризисе. Экономическое положение русского крестьянина после 1861 года резко ухудшилось и в 1900 году он в целом жил беднее, чем в 18001.

     Причин  у этого кризиса было множество. Прежде всего, крестьяне с большим  трудом справлялись с выплатой выкупных платежей. Для покупки или аренды земли им приходилось занимать у ростовщиков, а после в Крестьянском банке, задолженности росли и, в конце концов, после революции 1905-1907 гг. власть была вынуждена отменить в 1907 г. выкупные платежи и простить недоимки. Но нанесенного ущерба было уже не исправить.

     Половинчатость  реформы 1861 года привела к тому, что  крестьяне не получили ни достаточного количества земли, ни личной свободы, крепостная зависимость от помещика превратилась в, практически такую же крепостную зависимость от общины. Закон 1861 года позволял выход из общины, по внесении всего выкупного платежа за землю. Но сразу внести выкуп и выделиться могли лишь единицы. А когда к концу 80-х их стало больше, законом 1993 года запретил досрочный выкуп. Община препятствовала появлению в России энергичного и трудолюбивого класса крестьянина-собственника (фермера). А класс мелких и средних собственников – это всегда основа общества.

     Крестьяне, находясь в общине, не были заинтересованы в улучшении земли, которую теряли при очередном переделе. Хозяйствование на полосах земли, разбросанных по разным полям (что делалось в целях равных условий), измеряющихся к началу ХХ века аршинами, а то и лаптями к хорошим результатам привести не могло. А земли в центральных районах страны становилось все меньше и меньше. Кроме того, большая часть лугов и лесов, которыми крестьяне достаточно свободно пользовались при крепостном праве, осталась в руках помещиков. Для нормального ведения хозяйства требовалось, чтобы на каждые 2 десятины пашни приходилось 1 десятина лугов, однако на 1900 г. это соотношение составляло 3 к 1, а то и 4 к 1. Крестьяне практически не пользовались удобрениями и сельскохозяйственной техникой, да безлошадными были более 30%.

     Тяжелое положение такого большого количества людей, естественно, ни к чему хорошему привести не могло. И противники сохранения общины были и в правительстве. В 1889 году Госсовет признал создание «класса мелких собственников, который повсеместно служит источником экономического процветания страны и верною опорою гражданского порядка». В конце XIX века Витте пытался уговорить Николая начать аграрные реформы. Но община была удобна государству – легко собирать налоги, крестьянину трудно было уйти в город.

     Однако  царское правительство (точнее сказать, сам царь) соблаговолило решать аграрный вопрос, только испугавшись I русской революции и крестьянских бунтов. Решать эту непростую задачу выпало Петру Аркадьевичу Столыпину.

  1. Пётр  Столыпин

     Пётр  Аркадьевич Столыпин (1862-1911) происходил из старинного дворянского рода, известного с XVI века. Среди его родственников – князь Горчаков, главнокомандующий времен крымской войны и М. Ю. Лермонтов. Военной карьерой (как было принято в его семье) он заниматься не мог – у него была повреждена правая рука. Столыпин блестяще закончил физико-математический факультет Петербургского университета. После университета с 1885 г. служил в статистическом отделе Министерства государственных имуществ. В 1889 перешёл в Министерство внутренних дел.

     Столыпин  был крупным помещиком, обладая  около 8 тысячами десятин земли. Семья Столыпиных владела поместьями в Нижегородской, Казанской, Пензенской и Саратовской губерниях. Однако жил он в своем имении, в Ковенской губернии, в Прибалтике. Часто ездил в Германию и видел, как там живут крестьяне, видимо, поэтому он стал приверженцем создания хуторов в России.

     Вскоре  он был назначен предводителем дворянства Ковенского уезда. В 1902 году – губернатором Гродненской губернии, став самым молодым губернатором России2. Но полной самостоятельности на этом посту он не получил: Гродненский губернатор подчинялся Виленскому генерал-губернатору. Уже в марте 1903 года П. А. Столыпин был назначен губернатором Саратовской губернии, большей по размерам и не подчинявшейся генерал-губернатору.

     С 1905 г. Саратовская губерния стала одним из очагов революционного движения, происходили массовые крестьянские бунты. По воспоминаниям его дочери (к которым, впрочем, надо относится осторожно), он старался не использовать армию при подавлении бунтов, старался появиться там сам и убедить людей разойтись по-хорошему. Кроме того, он постарался объединить всех противников революции. Благодаря чему были собраны средства, организована контрпропаганда революционных идей: были открыты народные клубы и библиотеки, кассы взаимопомощи, оказывалась бесплатная медицинская помощь. Кроме того, для борьбы с революционерами Столыпин привлекал черносотенные организации. В конце 1905 года, в момент наивысшего подъема революции, пришлось применять и армию. Уже в Саратове на него было совершено несколько покушений.

     В апреле 1906 года Столыпин был назначен министром внутренних дел в кабинет  Горемыкина (по некоторым сведениям, благодаря стараниям своего друга Н. Д. Оболенского (начальник кабинета его величества) и родственника жены Д. Б. Нейдгарта3).

     Сразу же после выборов между достаточно левой Думой (из 450 депутатов – 170 кадеты, 100 трудовиков и всего 30 умеренных и правых) и реакционным правительством Горемыкина возник конфликт. И Дума, и правительство выдвигали друг к другу требования, которые не могли быть выполнены. Горемыкин просто игнорировал Думу, никогда не показывался на заседаниях и призывал других министров следовать его примеру. Его кабинет не приготовил ни одного серьезного законопроекта для рассмотрения в Думе.

     Основная борьба между Думой и правительством сосредоточилась на аграрном вопросе и проблеме смертной казни. Дума, подогреваемая предвыборными обещаниями и желаниями избирателей, настаивала сначала на принятии амнистии, потом на отмене смертной казни. А за неимением внесенного правительством проекта аграрной реформы, разрабатывала и обсуждала собственные проекты, которые предусматривали насильственное отчуждение земель у помещиков. Окончательным поводом к роспуску стало постановление 4 июля, в котором Государственная Дума заявила, что «от принудительного отчуждения частновладельческих земель не отступит, отклоняя все предложения с этим не согласованные». Правительство, в свою очередь, опубликовало сообщение, отвергавшее принцип насильственного отчуждения земли у помещиков с отговоркой – сначала «необходимо придти к бесповоротному убеждению в полной невозможности достигнуть тех же результатов без насильственной ломки существующих правоотношений».

     9 июля 1906 года I Государственная Дума была распущена. Окончательное решение принимал император, с участием И. Л. Горемыкина и П. А. Столыпина4.

     После роспуска Думы был отправлен в  отставку и кабинет Горемыкина. Председателем Совета министров с сохранением поста Министра внутренних дел был назначен П. А. Столыпин.

  1. Реформы Столыпина
    1. Первые  шаги. Создание кабинета.

     На  посту председателя правительства  Столыпину выпало разрешить очень  сложную задачу. В России ещё сохранялась  революционная ситуация, продолжались, подогретые роспуском Думы, рабочие стачки и политические террористические убийства и экспроприации. В различных частях империи вспыхнули военные бунты, беспорядки начались даже в гвардейском Преображенском полку, в котором служил император и который считался особенно преданным монархии. К началу августа опасные восстания начались в Кронштадте и Свеаборге, в непосредственной близости к столице. Убедившись, что нее оправдываются их надежды на решение земельного вопроса при помощи Думы, крестьяне вновь усиливают движение против помещиков и властей. Учащаются столкновения крестьян с полицией и войсками, часто на почве защиты  вернувшихся в деревни крестьянских депутатов и развернувшегося в деревнях митингового движения.

     Стране  были нужны реформы. И Столыпин это понимал, он считал применение одних только карательных мер верным признаком бессилия государства. По своим убеждениям он был монархист, но он поддерживал реформы 17 октября, стремился построить «правовую монархию», соединить самодержавие и послушную ему Думу.

     Столыпин  говорил, что перед царем три  дороги: 1) реакции, 2) передачи власти кадетам, 3) образования коалиционного правительства с участием общественных деятелей. Путь реакции нежелателен, кадеты скомпрометировали себя «выборгским воззванием», остается только третий путь. Задача правительства – проявить авторитет и силу и вместе с тем идти по либеральному пути, удерживая Государя от впадения в реакцию и подготовляя временными мерами основы тех законов, которые должны быть внесены в Думу»5. С самого начала Столыпин пытался создать коалиционное правительство, чтобы заручится поддержкой либеральных партий, включив в него представителей правых и даже вменяемых левых (если так можно назвать кадетов) течений.  Как пишет в своих воспоминаниях А. П. Извольский (министр иностранных дел в правительстве Горемыкина и Столыпина), Столыпин согласился на этот пост, только при условии увольнения двух наиболее реакционно настроенных министров: Стишинского (министра земледелия) и Ширинского-Шихматова (обер-прокурора). Также Столыпин оставил за собой право изменить в дальнейшем состав кабинета, введя в него членов Думы и Госсовета.6 Что было определенным успехом: известна нелюбовь Государя ко всяческим посягательствам на его полномочия, а назначение министров было одной из них. В министры земледелия предполагался Н. Н. Львов, бывший член фракции кадетов, вышедший из неё из-за разногласий по земельному вопросу; в министры торговли – председатель Союза 17 октября А. И. Гучков7. Кроме того, он надеялся пригласить в кабинет министров председателя партии кадетов -  П. Н. Милюкова, который не принимал участия в «выборгском восстании». Однако все либеральные деятели отклоняли предложения Столыпина, или же требовали выполнения программы своей партии. Справедливости ради следует отметить, что Николай, после беседы с каждым из кандидатов, в своей записке Столыпину писал: дескать, не годятся в министры – не люди дела. Так что получил Столыпин право назначать министров в свое правительство или нет – на самом деле большой вопрос.

     В своей реформаторской деятельности П. А. Столыпин использовал идеи, высказанные и разработанные ещё С. Ю. Витте и его правительством, хотя ему пришлось публично откреститься от Витте, так как Николай II его не переносил.

     25 августа 1906 года была обнародована  программа мер, которые намеревалось принять правительство Столыпина. В перечень намеченных реформ входили: свобода вероисповеданий, неприкосновенность личности и гражданское равноправие, улучшение крестьянского землевладения, улучшение быта рабочих (государственное страхование), реформа местного самоуправления, введение земства в Прибалтийском и в Западном крае, земское и городское самоуправление в Царстве Польском, реформа местного суда, реформа средней и высшей школы, введение подоходного налога, объединение полиции и жандармерии. Намеревался также созыв церковного собора и отмена некоторых ограничений для евреев.

    1. Борьба  с революционным  терроризмом

     В 1906 г. возросло количество революционных  выступлений, армейских мятежей и убийств. За 1906 год было убито 768 и ранено 820 представителей и агентов власти, семья самого Столыпина стала жертвой террористического покушения: 12 августа 1906 г. эсеры-максималисты взорвали бомбу на казенной даче Столыпина. От взрыва погибло 29 человек, включая самих террористов, позже из 32 раненых скончалось ещё 6. При этом пострадал его 3 летний сын, и получила очень серьезную травму его дочь – она чуть не лишилась ног. Сам Столыпин не пострадал, всего же на него было совершено с десяток покушений.

     Столыпин  был вынужден принять «меры исключительной охраны государственного порядка» . Для  этого был принят Закон о военно-полевых судах. Этот Закон, по воспоминаниям А. П. Извольского, был компромиссом между некоторыми членами правительства, требовавшими расправы над преступниками без суда и следствия и Столыпиным, который был против таких мер, считая, что они послужат только дальнейшему развитию хаоса и анархии.8 Этот закон (скопированный с австрийского уложения о военно-полевых судах) в качестве временной меры, вводил особые суды из офицеров, разбиравшие дела, где преступление было очевидным. Суды эти вводились в столице и во всех губерниях, объявленных на особом положении (правда, это была почти вся территория страны). Весь процесс судопроизводства длился не более 3-4 дней.  Введенный по 87 статье, он действовал до 20 апреля 1907 года и не был внесен на обсуждение в Думу (возможно – потому что всё равно бы не прошел, возможно – потому что Столыпин не хотел настаивать на этой мере). За время действия этих судов было казнено 683 (по другим данным – 1102) человека.9 В 1906-1909 годах по приговорам военно-окружных судов было повешено 2694 человека (за предшествующие 80 лет казнили в среднем по 9 человек в год), 23 тысячи человек отправлено на каторгу, около 39 тысяч выслано административно без суда. Судей, которые выносили мягкие приговоры, отстраняли от должности10. Была введена сельская полиция. Однако число репрессивных мер сокращалось: в 1908 г. смертных приговоров было вынесено 697, в 1909 – 537, в 1910 – 129. Сократились и административные высылки: в 1908 – около 10 тыс., в 1909 – менее 3000.

Информация о работе П. А. Столыпин и программа модернизации России