П.А. Столыпин и политика модернизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:35, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – выявить результативность государственно-управленческой деятельности П. А. Столыпина. Для наиболее полного достижения цели предполагается решить следующие задачи:
- исследовать основные этапы служебной карьеры П.А.Столыпина
- изучить основные реформы П.А.Столыпина
-проанализировать достижения и неудачи модернизационной деятельности П.А.Столыпина, а также факторы, повлиявшие на результативность или не результативность отдельных реформ и мероприятий.

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА I. Становление профессиональной карьеры 8
§ 1. Начало жизненного пути 8
§ 2. Деятельность на посту губернатора и министра внутренних дел . 10
ГЛАВА II. Реализация политики модернизации на посту председателя Совета министров 14
§ 1. Столыпинская аграрная реформа 14
§ 2. Модернизация в иных сферах общественной жизни 19
§ 3. Достижения и просчеты политики модернизации Столыпина 22
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

П.А.Столыпин и политика модернизации.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 Выдающиеся личности оставляют, как правило, глубокий след в общественном сознании. Их жизнь и деятельность стремятся осмыслить и применить к вызовам современной эпохи.  Так сегодня, в период масштабных трансформаций, которые переживает наша страна, представляется крайне важным научное осмысление исторического опыта предшествовавших переходных ситуаций. В этом контексте чрезвычайно интересен комплекс системных столыпинских преобразований начала XX века. По сути, Петру Аркадьевичу Столыпину как и нашим современникам, приходилось решать две глобальные и логически взаимосвязанные задачи: во-первых, обеспечить выход России из общенационального кризиса, сохраняя ее единство и целостность, ее политическую стабильность, а во-вторых, провести системные реформы, которые должны были создать условия и предпосылки для роста экономики страны и улучшения материального положения народа. Предложенная Столыпиным программа модернизации России представляет собой один из поучительных вариантов разрешения, периодически накапливающихся в стране острейших противоречий.

 Эта программа представляет собой совокупность проектов политических и экономических реформ, подготовленных министерствами и ведомствами в начале XX века. Часть из них вступила в силу, другая часть, к сожалению, осталась нереализованной. Разумеется, не все из этих проектов были инициированы и подготовлены командой Столыпина - некоторые достались ему «по наследству». Однако именно Столыпин объединил их в цельную систему. Проекты предполагали существенные, а нередко коренные изменения во всех без исключения сферах жизни российского общества. Вместе с тем, они были взаимоувязаны, в их основе лежало целостное представление Столыпина о том, какой должна быть Россия, чтобы, сохранив уникальность своей культуры и вековых традиций, не проиграть в мировой конкурентной борьбе. Мы вполне можем говорить о наличии у Столыпина самостоятельной структурированной концепции масштабных модернизационных преобразований, которые в своей совокупности способствовали динамичному развитию страны.

     Данная работа посвящена обзору и анализу государственно-управленческой деятельности Петра Аркадьевича Столыпина, его реформаторской деятельности.  Наибольшее внимание уделено аграрной реформе П. А. Столыпина, что представляется нам справедливым, т. к., по сути, именно аграрная реформа размещена в самом центре программы преобразований П.А.Столыпина, является основной ее составной частью. В печати часто можно встретить словосочетание “столыпинская реформа”, под которой подразумевается лишь аграрная реформа. Тем не менее, так как при рассмотрении реформ П.А.Столыпина мы все же имеем дело с программой, т. е. своего рода упорядоченной системой, то мы считаем  совершенно необходимым рассмотреть и другие преобразования П.А.Столыпина. Так же мы считаем необходимым исследовать биографию П.А.Столыпина, основные ступени его служебной карьеры.

Таким образом, можно утверждать, что  тема модернизационной деятельности П.А.Столыпина необходима для создания полной картины реформирования того времени и весьма актуальна для определения пути развития современной России.

Отсюда вытекает цель данной работы – выявить результативность государственно-управленческой деятельности П. А. Столыпина. Для наиболее полного достижения цели предполагается решить следующие задачи:

- исследовать  основные этапы служебной карьеры  П.А.Столыпина

- изучить основные  реформы П.А.Столыпина

-проанализировать  достижения и неудачи модернизационной деятельности П.А.Столыпина, а также факторы, повлиявшие на результативность или не результативность отдельных реформ и мероприятий.

     Объектом исследования является система реформ П.А.Столыпина, направленных на преобразование России в соответствии с общей концепцией П.А. Столыпина.

      Предмет исследования - история модернизации России в начале XX в., столыпинское концептуальное видение будущего страны.

      Историография вопроса. Многогранной деятельности П.А. Столыпина за столетний период было посвящено большое количество исследований. Фондом изучения наследия П.А. Столыпина издан библиографический указатель, включивший в себя информацию о научных и публицистических работах, художественной и справочно-библиографической литературе, вышедшей в России и за рубежом. Учитывая это обстоятельство, обратим внимание на ведущие тенденции, имевшие место в исторической литературе в период разработки в ней столыпинской темы.  В дореволюционной историографии основная дискуссия велась между тремя ведущими направлениями общественной мысли: консервативным (В.И. Герье, JI.A. Тихомиров, А.А. Башмаков А.П. Аксаков и др.), либеральным (П.Б. Струве, М.М. Ковалевский, Е.Н. Трубецкой и др.) и социалистическим (В.И. Ленин и др.).  Эти работы, как правило, публицистические, во многом были продолжением идейно-политической борьбы, которая шла в обществе в начале XX века.

   Ленинская оценка Столыпина и его реформ оказала определяющее влияние на формирование и эволюцию данного направления советской исторической науки. Вместе с тем, работы многих талантливых советских ученых (С.М. Дубровского, Е.Д. Черменского, А.Я. Авреха, П.Н. Зырянова, B.C. Дякина, Б.В. Ананьича, Р.Ш. Ганелина, Ю.Б. Соловьева и др.) способствовали приращению реального знания о столыпинских реформах. Первоначально интерес исследователей фокусировался на аграрной проблематике, которая была выделена Лениным как центральная в системе столыпинских реформ (Дубровский, Сидельников). При этом внимание акцентировалось на неудаче аграрных преобразований, на их «свертывании». Другие аспекты столыпинской программы (например, права и свободы личности, модернизация экономики и др.) интересовали исследователей в значительно меньшей степени.

В современной России значительно возрос общественный интерес  к личности и программе П.А. Столыпина. Для данного историографического периода характерны: плюрализм мнений и оценок, вовлечение новых документов и материалов, постановка малоисследованных ранее проблем. Тем не менее, основное внимание продолжает уделяться отдельным аспектам столыпинской программы, правда, под новым углом зрения. Например, в области аграрных преобразований акцент делается на позитивных результатах реформы, отмечается поступательное развитие инициированных Столыпиным процессов (Тюкавкин, Давыдов).

  Источниковую базу реферата составили многообразные опубликованные  материалы, касаемые темы исследования. В целом их можно разделить на две группы: 1. Документальные публикации, среди которых главнейшее место отводится Особым журналам Совета министров, а так же, сборники речей Столыпина, стенографические отчеты Государственной Думы, Государственные росписи доходов и расходов Российской империи, труды Совета объединенного дворянства и источники справочного характера1. 2. Эпистолярные источники, в частности переписка Столыпина с общественными и государственными деятелями, а так же воспоминания современников и участников исследуемых событий: министров, товарищей министров, губернаторов; воспоминания потомков реформатора2.

Структурно реферат состоит из введения,  двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматривается процесс становления профессиональной карьеры П.А.Столыпина, продвижения его по государственной службе; изучается вопрос формирования его концепции модернизации страны. Вторая глава в целом посвящена анализу модернизационной политики Столыпина в период его нахождения на посту председателя Совета Министров. Рассматривается ход аграрных преобразований, а также реформы в иных отраслях общественной жизни. Также детально просматриваются достижения и неудачи в реализации программы реформ, изучаются причины краха преобразований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ

§ 1. Начало жизненного пути

 

Пётр Аркадьевич Столыпин родился 2 апреля 1862 года в  Дрездене в знатной дворянской семье. Детство своё он провёл  в основном в Литве, летом его семья жила в Колноберже или уезжала в Швейцарию. В 1874 году П.А.Столыпин поступил во второй класс Виленской гимназии. После окончания шестого класса, в 1879 г., в связи  с переездом семьи в Орёл, он перевёлся в Орловскую гимназию, которую окончил в 1881 г. и поступил на отделение естественных наук физико-математического факультета Петербургского университета.

П. А. Столыпин женился  рано. В университете он  оказался едва ли не единственным женатым студентом. Его жена Ольга Борисовна, прежде была невестой его старшего брата, который был убит на дуэли.

Внешне П. А. Столыпин  был очень похож на отца: он был так же высок, подтянут и подвижен. П. А. Столыпин любил литературу и живопись, но отличался  несколько старомодными для своего времени вкусами, ему нравилась проза И.С. Тургенева, поэзия А. К. Толстого. Сам П. А. Столыпин тоже был неплохим рассказчиком и сочинителем.

В литературе тех  лет часто противопоставлялись  мятежное поколение, сформировавшееся в 60-е годы, и законопослушное, практичное поколение 80-х годов. П. А. Столыпин был типичным «восьмидесятником». Он никогда не имел недоразумений с полицией3.

Ещё до окончания  университета, в 1884 году, П.А.Столыпин был  назначен, согласно прошению, на службу в Министерство внутренних дел. Ему тогда было 23  года.  Университет к тому времени ещё не был окончен и вследствие этого он лишь числился по министерству. 5 февраля 1885 г. он перевёлся в Министерство государственных имуществ и был причислен к департаменту земледелия и сельской промышленности. 21 апреля 1886 г. был «утверждён по степени кандидата в чине коллежского секретаря», а 26 января 1887 г. определён помощником столоначальника. Так скромно начал П.А.Столыпин службу4.

         18 марта 1889 г. приказом Виленского, Ковенского и Гродненского генерал-губернатора П.А.Столыпин был назначен ковенским уездным предводителем дворянства и председателем съезда мировых посредников.

Нужно отметить, что главным занятием П. А. Столыпина в те годы было хозяйство. Ведь семье принадлежало много поместий. П. А. Столыпину удалось превратить свои имения в образцовые хозяйства с многопольным севооборотом и развитым животноводством, самые неприбыльные из имений были проданы, а прочие свои владения П. А. Столыпин посещал раз в год. К 1902 году общая площадь имений составляла 7450 десятин земли. Но  в среде российского поместного дворянства П. А. Столыпин не занимал видное место.

24 апреля 1899 г.  П. А. Столыпин назначается  на должность Ковенского губернского предводителя дворянства5. Эта должность в губернской иерархии стояла на первом месте после губернаторской. Одним из первых дел П. А. Столыпина на новом посту было создание  Ковенского общества сельского хозяйства. Организационное собрание этого общества  состоялось 8 октября 1900 года, председателем его единогласно был избран П. А. Столыпин. По сути, это было собрание наиболее влиятельных помещиков в губернии, общество обсуждало  жизненно важные для всех его членов вопросы и разрабатывало рекомендации, направляемые  в Министерство земледелия и государственных имуществ, которые в дальнейшем учитывались при доработке законопроектов.

         В те годы правительство обсуждало вопрос о введении земства в окраинных губерниях, в том числе и западных, разработкой этого законопроекта занимался министр внутренних дел Д. С. Сипягин, но 2 апреля 1902 года он был убит террористом. Новый министр В. К. Плеве, хотел составить собственное представление о проекте, и для этого разослал его на отзыв некоторым лицам в центре и на местах, в числе данных лиц оказался и Пётр Аркадьевич. И  2 апреля 1903 года Положение об управлении земским хозяйством в девяти западных губерниях получило силу закона,  но отзыв П. А. Столыпина о законопроекте не остался незамеченным, и реакция В. К. Плеве была очень быстрой и неожиданной.

 

 

 

 

§ 2. Деятельность на посту губернатора и министра внутренних дел

 

Летом 1902 года Пётр Аркадьевич Столыпин был назначен  гродненским губернатором и стал в 39 лет самым молодым губернатором в истории. В Гродно П. А. Столыпин пробыл всего десять месяцев. Как раз в это время во всех губерниях были созданы местные комитеты о нуждах сельскохозяйственной промышленности для сбора предложений по подъёму деревни и улучшению положения крестьянства. Как губернатор П.Столыпин возглавил гродненский комитет. Уже на первом заседании гродненского комитета 16 июля 1902 г. он выступил с программной речью, содержащей целый план экономического переустройства губернии, включавшем6:

— расселение крестьян на хутора;

— переход от «шнурового» пользования надельными землями к хуторскому хозяйству;

— устранение чересполосицы;

— разверстание сервитутов.

Сервитуты - ограниченное право крестьян использовать земли  помещиков для прохода и выгона скота, пастбищ, лесосеки т.д. П.А.Столыпин предлагал ликвидировать сервитуты путём разверстывания земель - в натуре или путём выкупа крестьянами.

 — мелиоративный  кредит (так назывался кредит, выдаваемый  на различные сельскохозяйственные  улучшения).

Огромное внимание он также уделял сельскохозяйственному образованию из трех ступеней: общеобразовательная школа – сельскохозяйственное училище – высшее аграрное  заведение.

Например, осенью 1902г. по инициативе Петра Столыпина  в Гродно были открыты еврейское  двухклассное народное училище, ремесленное училище, а также первое женское приходское училище с третьим профессиональным классом.

В Гродно новый  губернатор также занимался внедрением в хозяйствах искусственных удобрений, улучшенных сельскохозяйственных орудий, многопольных севооборотов и устройством хуторов.

Информация о работе П.А. Столыпин и политика модернизации