П.А. Столыпин и политика модернизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:35, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – выявить результативность государственно-управленческой деятельности П. А. Столыпина. Для наиболее полного достижения цели предполагается решить следующие задачи:
- исследовать основные этапы служебной карьеры П.А.Столыпина
- изучить основные реформы П.А.Столыпина
-проанализировать достижения и неудачи модернизационной деятельности П.А.Столыпина, а также факторы, повлиявшие на результативность или не результативность отдельных реформ и мероприятий.

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА I. Становление профессиональной карьеры 8
§ 1. Начало жизненного пути 8
§ 2. Деятельность на посту губернатора и министра внутренних дел . 10
ГЛАВА II. Реализация политики модернизации на посту председателя Совета министров 14
§ 1. Столыпинская аграрная реформа 14
§ 2. Модернизация в иных сферах общественной жизни 19
§ 3. Достижения и просчеты политики модернизации Столыпина 22
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

П.А.Столыпин и политика модернизации.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

Закон стал «вторым дыханием» реформы, твердо проводившейся в жизнь единомышленниками Столыпина. Если первоначально было два потока: пожелавших выходить из общины без предварительных условий и тех, кто свой выход связывал с работами землеустроительных организаций, - с появлением закона обе эти группы слились в одну или, точнее, первая перетекла во вторую20.

Если иметь в виду, что темпы  работ по землеустройству в 1912-1914 годах достигли в среднем 190 тыс. дворов в год, нетрудно подсчитать, что примерно через 20 лет, как и предсказывал Столыпин, был бы завершен весь объем работ, связанный с переходом России в число стран, завершивших земельную реформу21.

 

 

 § 2. Модернизация в иных сферах общественной жизни

 

Безусловно, аграрная реформа была  самой значимой работой П.А. Столыпина Однако, совершенно необходимо изучать и другие преобразования П.А.Столыпина. Здесь мы рассмотрим некоторые из них.

Системная модернизация без приобщения большинства населения  к хотя бы элементарным знаниям о  мире была невозможна. Поэтому одно из важнейших направлений реформ П.А. Столыпина - расширение и совершенствование системы образования. В рамках школьной реформы, утвержденной законом от 3 мая 1908 г., собиралось  ввести обязательное начальное бесплатное обучение для детей с 8 до 12 лет. С 1908 по 1914 г. бюджет народного образования был увеличен в три раза. Открылось 50 тыс. новых школ22. Надо отметить, что Столыпин ставил достижение всеобщей грамотности в объеме обязательной для всех четырехлетней начальной школы третьим условием модернизации страны (помимо аграрной реформы и развития промышленности). Еще являясь предводителем дворянства в Ковно, он по этому поводу писал, что только грамотность поможет распространению сельскохозяйственных знаний, без которых не может появиться класс настоящих фермеров. Подводя итог реформе в сфере образования, надо сказать,  что для нее действительно не хватило времени: для реализации плана всеобщего начального обучения такими темпами, как в 1908- 1914 гг., требовалось еще не менее 20 лет.

Столыпин высоко оценивал роль выборных органов самоуправления и поэтому он намечал распространить земские учреждения на многие губернии, где они не действовали по целому ряду причин, и подвести под них фундамент в виде волостного земства на смену отживших свой век волостных сходов. Столыпин совершил большую ошибку в проблеме об учреждении земств в западных губерниях(1911 г.), и в результате этого он утратил поддержку октябристов. Всё из-за того, что западные губернии экономически продолжали зависеть от польской шляхты, и для того что бы улучшить в них положение белорусского и русского населения, составлявшего большинство, Столыпин решил учредить там земскую форму правления. Дума охотно поддержала его, но Государственный совет занял противоположную позицию - классовые чувства солидарности со шляхтой оказались сильнее национальных. Тогда Столыпин обратился к Николаю II с просьбой прервать работу обеих палат на три дня, для того чтобы за это время правительство срочно приняло новый закон. Заседания Думы были приостановлены и закон принят, но эта процедура явно противоречила законному порядку принятия законов, что продемонстрировало пренебрежение государственной власти к своим собственным учреждениям. Это привело к расколу между правительством и даже самыми умеренными либералами. Столыпин потерял поддержку

Следует кратко осветить  преобразования в сфере судебной власти. Законопроект "О преобразовании местного суда" должен был способствовать тому, что суд стал бы дешевле и доступнее для населения. Он предполагал восстановление в сельской местности института мировых судей, которые бы избирались земскими собраниями (в городе - городскими думами). Они бы рассматривали ограниченный круг гражданских дел и уголовные дела, не влекшие за собой особо тяжких наказаний. Их решения можно было оспаривать в вышестоящих инстанциях. По сути дела, возрождение мирового суда обозначало отказ от "обломков" сословного судопроизводства - крестьянского волостного и земского начальника, преимущественно представлявшего местное дворянства. Соответственно, уходила в прошлое и практика вынесения приговоров согласно нормам обычного, т.е. неписанного права, основанного на предании и традиции. Это должно было способствовать рационализации судопроизводства, избавив его от бесконечных недоразумений, случайных и нелогичных решений.

Особой проблемой для правительства в эти годы был национальный вопрос, т.к. 57% российского населения, были людьми нерусского происхождения, в результате чего они подвергались всякого рода дискриминации со стороны русских чиновников.

Петр Аркадьевич подходил к решению этого вопроса особенно, считал его для России вопросом особой государственной важности. Суть его национальной политики состояла в том, чтобы объединять, а не разъединять народы. Он предусматривал создание министерства национальностей, которое должно было изучать культурную, религиозную, социальную жизнь каждой нации и создавать условия для того, чтобы все нации имели равные права и были верны России. В обязанности министерства должна была также входить задача не забывать о внешних и внутренних врагах России, которые всячески стремились к ее расчленению.

Наконец осталось коснуться рабочего вопроса. Он, так же как и крестьянский, перешел Столыпину в наследство от революции 1905- 1907 гг. Надо заметить, что до этого существование рабочего вопроса отрицалось. По мнению А. Я. Авреха это непризнание было равнозначно признанию несостоятельной политики опоры на крестьянскую общину23. Революция развеяла все сомнения.

Итак,  по рабочему вопросу была создана специальная  комиссия. Можно выделить несколько  этапов разработки законопроектов.  Первый этап можно связать с деятельностью вышеупомянутой комиссии под председательством В.Н. Коковцова, действующего в тот момент министра финансов. Деятельность этой комиссии сразу породила открытый конфликт с буржуазией, которая не желала идти на даже сугубо экономические уступки рабочим и обвиняла правительство в том, что оно хочет решить рабочий вопрос за счет заводчиков и фабрикантов. Комиссия Коковцова прекратила существование. Но, не смотря на провал, определенный итог был достигнут. Он состоял в том, что царизм под влиянием революции твердо взял курс на буржуазную политику в рабочем вопросе, отказавшись от чисто полицейского способа его разрешения.

И правительством и буржуазией  было признано право  рабочих на стачку и свои профессиональные организации. Рабочий вопрос в буржуазном разрешении наряду с аграрным стал одним из краеугольных камней третьиюньского курса, одним из проявлений третьиюньского курса царизма, столыпинского бонопартизма с той разницей, что в одном случае лавирование шло между помещиками и крестьянством, а во втором  между буржуазией и пролетариатом24. И дальнейшее развитие рабочего вопроса в "верхах" и Думе доказало это со всей очевидностью. 

Следующим этапом в решении рабочего вопроса было Особое совещание (1906- 1907 гг.). Это была уже целиком эра Столыпина. На обсуждение были вынесены 10 законопроектов, сводившихся к нескольким пунктам: страхование от болезней, несчастных случаев, инвалидности; сберегательные кассы обеспечения; правила найма рабочих; рабочее время; меры поощрения строительства здоровых и дешевых жилищ; и т.п.

 Следует  отметить, что вопрос о рабочих  организациях, остался без внимания. Считалось, что "Временные правила"  о союзах на время решают  проблему. Остальные вопросы обсуждались,  но встретили сильнейшее сопротивление со стороны промышленников, т.е. крупной буржуазии. С передачей в июне 1908 г. законопроектов в Думу наступил их последний этап превращения в законы. Он стал самым длинным. Сопротивление было не только со стороны промышленников, но и слева: трудовики  и социал-демократы выступили с критикой страховых законопроектов с подлинно демократических позиций. Страховые законопроекты стали в конечном итоге одной из причин, обострившей отношения между правыми и октябристами, помещиками и буржуазией. Можно сказать, что столыпинская рабочая политика провалилась. Ответом на нее со стороны рабочего класса был новый революционный подъем.

 

 

§ 3. Достижения и просчеты политики модернизации Столыпина

 

        Каковы же были итоги столыпинского курса модернизации, который был последней ставкой царизма в борьбе за существование? Удалась ли аграрная реформа по Столыпину? Историки в основном считают, что результаты были очень далеки от ожидаемых. По мнению В. Бондарева, реформирование аграрных отношений и  наделение крестьян правом частной собственности на землю удалось лишь частично25. При этом сохранилось враждебное противоречие между крестьянами и помещиками. Проведение землеустроительных работ, отделение крестьян он общины удалось в незначительной мере - около 10% крестьян выделилось из хутора; переселение крестьян в Сибирь, Среднюю Азию, на Дальний Восток в какой- то степени удалось. Это - выводы, для объективной оценки необходимо обратится к основным цифрам и фактам.

Примерно за десять лет только 2,5 млн. крестьянских хозяйств удалось освободится от опеки общины. Движение за упразднение "мирского" правления на селе достигло наивысшей точки между 1908 и 1909 гг. Однако впоследствии это движение заметно сократилось. Случаи полного роспуска общины в целом были крайне редкими. «Свободные» крестьянские землевладения составили лишь 15% общей площади обрабатываемой земли. Едва ли половине работавших на этих землях крестьян (1,2 млн.) достались отруба и хутора, закрепленные за ними постоянно, в частную собственность. Собственниками смогли стать лишь 8% общего числа тружеников, но они терялись в масштабах страны26.

Деятельность  крестьянского банка также не дала желаемых результатов. Всего за 1906- 1915 гг. банк приобрел для продажи  крестьянам 4614 тыс. десятин земли, подняв цены с 105 руб. в 1907 г. до 136 руб. в 1914 г. за десятину земли. Высокие цены и большие платежи, налагаемые банком на заемщиков, вели к разорению массы хуторян и отрубников.  Все это подрывало доверие крестьян к банку, и число новых заемщиков пошло вниз.

Переселенческая политика наглядно продемонстрировала методы и итоги столыпинской аграрной политики. Переселенцы предпочитали обосновываться в уже обжитых  местах, таких как Урал, Западная Сибирь, нежели заниматься освоением  безлюдных лесных зон. Между 1907 и 1914 гг. 3,5 млн. человек выехали в Сибирь, около 1 млн. из них вернулись в европейскую часть России, но уже без денег и надежд, ибо прежнее хозяйство было продано27.

 Одним словом, реформа не удалась. Она не  достигла ни экономических, ни политических целей, которые перед ней ставились. Однако определенные положительные сдвиги все же имели место. Так, с 1905 по 1913 гг. объем ежегодных закупок сельхозтехники вырос в 2-3 раза. Производство зерна в России в 1913 г. превышало на треть объем производства зерновых в США, Канаде, Аргентине вместе взятых. Российский экспорт зерна достиг в 1912 г. 15 млн. тонн в год. В Англию масла вывозилось на сумму, вдвое большую, чем стоимость всей ежегодной добычи золота в Сибири. Избыток хлеба в 1916 г. составлял 1 млрд. пудов28. Не правда ли, обнадеживающие показатели? Но все же, по мнению Попова, главную задачу - сделать Россию страной фермеров - решить не удалось. Большинство крестьян продолжали жить в общине, и это, в частности, предопределило развитие событий в 1917 году. К тому же новая популяция "сильных" хозяев, на которых рассчитывал Столыпин, была недостаточной, чтобы стать опорой  царизму.

Несмотря на благоприятные экономические, идеологические и политические обстоятельства, можно  утверждать, что П.А.Столыпин совершил все же ряд ошибок, поставивших его реформы под угрозу провала. Первой ошибкой Столыпина можно считать отсутствие продуманной политики в отношении рабочих. Как показал опыт Пруссии, для удачного проведения консервативной политики необходимо сочетать жесткие репрессии по отношению к революционным партиям с одновременными усилиями в области социального обеспечения рабочих. А в России, несмотря на общий экономический подъем, за годы проведения реформ  жизненный уровень рабочих нисколько не повысился, а  социальное законодательство  только-только делало свои первые шаги. Закон 1906 г. о десятичасовом рабочем дне почти не применялся, также как и закон 1903 г. о страховании рабочих, получивших увечья на предприятии. Разрешенные профсоюзы находились под бдительным контролем полиции и не пользовались доверием среди рабочих. Между тем количество рабочих постоянно и заметно росло. Новое поколение оказалось весьма благосклонным к восприятию социалистических идей. Очевидно, Столыпин не отдавал себе отчета в значении рабочего вопроса, который с новой силой встал в 1912 г.

Столыпин совершил ошибку и в вопросе об учреждении земств в западных губерниях (1911 г.), в результате чего он лишился поддержки  октябристов. Решение об учреждении земств в  западных губерниях произошло в обход государственного совета, что не добавило П.А.Столыпину популярности. Данная процедура, продемонстрировавшая пренебрежение государственной власти к собственным учреждениям, привела к расколу между правительством и даже самыми умеренными либералами. Самодержавие поставило себя в изоляцию, отныне его поддерживали представители крайне правых националистических кругов. Столыпин же потерял поддержку Николая II, которому явно претило иметь столь предприимчивого министра, обвиненными крайне правыми противниками, пользующимися влиянием при дворе, в желании "экспроприировать всех помещиков вообще" с помощью аграрной реформы29.

Образно говоря, политическая смерть Столыпина как  реформатора наступила гораздо  раньше, чем Д.Г. Богров смертельно ранил его 1 сентября 1911г. Об этом свидетельствует тот факт, что пребывание премьер-министра в Киеве начались с оскорблений -  ему явно давали понять, что он здесь лишний и его не ждали, Столыпину не нашлось места в автомобилях, в которых следовали царь и его свита. Ему не дали казенного автомобиля - председателю Совета министров пришлось искать извозчика.

С высоты сегодняшнего исторического опыта теперь особенно хорошо видна главная коренная причина  политического  банкротства Столыпина,

 недостаток  его курса состоял в том, что он хотел осуществить свои реформы вне демократии и даже вопреки ней. Сначала, считал он, надо обеспечить экономические условия, а потом уже осуществлять "свободы". 

Так же одной  из причин неудач реформ Столыпина  можно назвать существующий в то время политический режим абсолютистской монархии. Итак, реформа с самого начала была ослаблена тем, что ее вело не первое лицо пирамиды власти. Но эта реформа еще более ослабла, поскольку у нее не было и достаточной поддержки в обществе. Столыпин во многом переоценил активность той части крестьян, которая хотела разбогатеть. Богатые крестьяне еще не стали в селе самостоятельной силой. Соответственно, они не смогли стать опорой столыпинской реформы. Лишенная социальной опоры, столыпинская реформа оставалась комплексом административных мер. А в политической жизни страны по-прежнему действовали силы, выступавшие против реформы и справа, и слева.

       Путь Столыпина, путь реформ, путь предотвращения революции был, отвергнут и теми, кто революции не хотел, и теми, кто к ней стремился. Столыпин понимал и верил в свои реформы. Он был их идеологом. Это сильная сторона Столыпина. С другой стороны, Столыпину, как и любому человеку, свойственно было ошибаться. При соотнесении различных аспектов столыпинских реформ с современной российской действительностью следует помнить как о той пользе, которую можно извлечь из данного исторического опыта, так и о тех ошибках, что помешали успешному проведению в жизнь реформ Столыпина.

Информация о работе П.А. Столыпин и политика модернизации