Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:35, реферат
Цель данной работы – выявить результативность государственно-управленческой деятельности П. А. Столыпина. Для наиболее полного достижения цели предполагается решить следующие задачи:
- исследовать основные этапы служебной карьеры П.А.Столыпина
- изучить основные реформы П.А.Столыпина
-проанализировать достижения и неудачи модернизационной деятельности П.А.Столыпина, а также факторы, повлиявшие на результативность или не результативность отдельных реформ и мероприятий.
Введение 3
ГЛАВА I. Становление профессиональной карьеры 8
§ 1. Начало жизненного пути 8
§ 2. Деятельность на посту губернатора и министра внутренних дел . 10
ГЛАВА II. Реализация политики модернизации на посту председателя Совета министров 14
§ 1. Столыпинская аграрная реформа 14
§ 2. Модернизация в иных сферах общественной жизни 19
§ 3. Достижения и просчеты политики модернизации Столыпина 22
Заключение 25
Список использованной литературы 27
15 февраля 1903
года П. А. Столыпин был
Много сил пришлось потратить П. А. Столыпину на формирование в
Саратове отряда Красного Креста для отправки на Дальний Восток. Перед отправкой саратовский губернатор сказал: «каждый сын России обязан, по зову своего царя, встать на защиту Родины от всякого посягательства на её величие и честь её»9. Эта речь возымела огромный успех, авторитет Столыпина среди жителей саратовской губернии значительно вырос.
15 июля 1904 года
был убит министр внутренних
дел В. К. Плеве, это
П.А.Столыпин
всеми силами старался прекратить беспорядки
в своей губернии. Он разворачивал
монархическую и
Можно отметить, что губернаторство в Саратове стало важным этапом в становлении П.А.Столыпина как государственного деятеля. Здесь он показал себя инициативным, энергичным и распорядительным администратором; действовал смело и решительно. И этим обратил на себя внимание.
26 апреля 1906 г.
Столыпин был назначен
В работу П.А. Столыпин включился с первых дней и настроен был решительно. Революция продолжалась, и, разумеется, её подавление было первейшей задачей министра внутренних дел. П.А. Столыпин энергично продолжил дело, успешно начатое П.Н. Дурново.
Совершенно очевидно, что Петра Аркадьевича назначили министром внутренних дел ещё и потому, что с началом работы Государственной думы необходимость на ключевой правительственной должности энергичного управленца, умеющего хорошо говорить, стала особенно ощутима.
22 апреля 1906 г.,
на следующий день после
Ввиду непрерывной конфронтации власти с Государственной думой скоро стало ясно, что её дни сочтены. Премьер министр И.Л. Горемыкин был безынициативным и безликим политиком, он не появлялся в думе и вообще ни какой активной деятельности не проявлял. В сущности именно Столыпин как ключевой министр уже тогда начал руководить практически всей внутренней политикой государства. Петра Столыпина внимательно слушала дума, а он неизменно разговаривал с народными представителями корректным языком, сохраняя всегда и собственное достоинство11.
В связи с
вышесказанным ни для кого не было такой уж неожиданностью,
что 8 июля 1906 г. Первая Дума царём была
распущена, а Пётр Столыпин был назначен
председателем Совета министров с сохранением
должности министра внутренних дел.
ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ МОДЕРНИЗАЦИИ НА ПОСТУ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ
§ 1. Столыпинская аграрная реформа
Столыпина назначили председателем Совета министров в день роспуска первой Государственной думы - 8 июля 1906 года. В эту ночь ни один министр не спал, все дожидались прибытия манифеста о роспуске Думы.
Редакции газет уже получили сообщение, что Дума распушена и Таврический дворец заняли войска. Близилась полночь, но текста манифеста всё не было, тревога нарастала.
И вот, наконец, прибыл посланец с пакетом от императора. Там лежали два указа: О роспуске думы и о назначении нового главы правительства П. А. Столыпина. И.Л. Горемыкин (теперь уже бывший председатель совета министров) с облегчением вздохнул и сказал своему приемнику, передавая ему бумагу: «Поздравляю! Теперь это Ваше дело»12.
Общеизвестно, что во главу угла своих преобразований Столыпин ставил изменения в сфере экономики. Премьер был убежден, и его выступления свидетельствуют об этом, что начинать необходимо с аграрной реформы. И сам Столыпин, и его оппоненты подчеркивали главные задачи реформы: создать богатое крестьянство, проникнутое идеей собственности и потому не нуждающееся в революции, выступающее как опора правительству. Здесь четко проступают политические соображения аграрной реформы: без крестьянства никакая революция в России была невозможна.
Кроме политических устремлений, в закон 9 ноября 1906 правительство заложило и экономический смысл. Столыпин утверждал в речи перед Государственным Советом 15 марта 1910, что “...именно этим законом заложен фундамент, основание нового социально экономического крестьянского строя”.13 Экономические аспекты реформ основывались на том, что без нормального аграрного фундамента, без процветающего сельского хозяйства, без выплескивания из села на рынок труда миллионов бывших крестьян, дешевой рабочей силы, промышленность России будет обречена на чахлую жизнь при постоянной “подкормке” в виде казенных заказов.
Аграрная реформа включала в себя ряд взаимосвязанных проблем. Упор был сделан не на общину, а на единоличного собственника. Несомненно, это был полный разрыв с идеологией реформы 1861 года, когда упор был сделан именно на крестьянскую общину как на главную опору, базу самодержавия и, соответственно, государственности в целом.
После принятия указа 9 ноября 1906 г. Государственной Думой он поступил на обсуждение Государственного совета и также был принят, после чего стал именоваться законом 14 июня 1910 года. По своему экономическому содержанию это были, безусловно, либеральные буржуазные законы, способствующие развитию капитализма в деревне и, следовательно, прогрессивные14. Раскрыть сущность аграрных преобразований помогает рассмотрение основных направлений реформы.
По
замыслу авторов реформы
- переход крестьян на хутора и отруба
Переселение крестьян за Урал.
В 1904 году был окончен начатый еще в 1891 году Великий Сибирский путь от Челябинска до Владивостока, который сразу же стал основой освоения сибирских и дальневосточных районов, развития в них промышленности, торговли, роста переселенцев на неосвоенных землях. Первый этап переселения, начавшийся в 1896 году, носил стихийный характер. С началом реформы перемещение крестьян было упорядочено и взято под государственный контроль. С этой целью было создано Переселенческое управление, на которое была возложена обязанность контроля за перемещением ходоков и крестьянских семей.
Ходоки снабжались на местах выхода необходимыми документами («ходячими свидетельствами»), на основании которых производилось их зачисление на новых землях, вносилась отметка о результатах поиска земли. Только предъявивший его на родине получал необходимые документы для переезда семьи и хозяйства
Крестьянин получал в
За 13 лет, с 1893 по 1905 год, переселенцам было передано 11,5 млн. дес. земли, а с 1906 по 1911 год почти вдвое больше - 22 млн. десятин15.
По мнению Н. Эйдельмана массовое переселение было организовано для того, чтобы, не наделяя крестьян помещичьей землей, обогатить одних крестьян за счет других, распустив общину и облегчив переход того, что принадлежало беднякам в собственность зажиточных мужиков. Оставшихся без земли должен был, во- первых принять город, а во- вторых окраины, куда организуется переселение. С этой точки зрения Столыпин старался достичь компромисса общественных сил, чтобы, с одной стороны, не ущемлять законных прав помещиков на землю, а с другой - обеспечить землей наиболее сознательную часть крестьянства, как предполагалось, опору самодержавия16.
Продажа земель крестьянам через Крестьянский банк.
Созданный ещё в период царствования Александра III Крестьянский банк при Столыпине обязывался скупать помещичьи земли для перепродажи крестьянам на льготных условиях.
Им предоставлялся кредит, доходивший до 100% стоимости земли, при низких процентах. С 1906 но 1916 год из земельного запаса через отделения Крестьянского банка продано 3200 тыс. дес. земли. К 1913 году Крестьянский банк стал самым крупным в мире учреждением земельного кредита, увеличив его объем с 1901 по 1912 год в 6 раз, с 222 млн. руб. до 1168 млн. руб.
Расходная часть обыкновенного бюджета по Главному Управлению землеустройства и земледелия в 1913 году была почти в 3,5 раза больше, чем в 1900-м. При этом общий бюджет за тот же период вырос только в два раза. Поземельные налоги в 1913 году составляли 87,3 млн. руб., или 5% доходной части бюджета.17
Все эти данные прямо и косвенно подтверждают, что столыпинская земельная реформа «подстегнула» все процессы финансовой деятельности в стране и массового появления собственников из крестьян. Необходимо, однако, заметить, что условия продаж земельных наделов банком были довольно жёсткими – за просрочку платежей земля у покупщиков земель отбиралась и возвращалась в банковский фонд для новой продажи.
Переход крестьян на хутора и отруба.
После издания Указа 9 ноября 1906 года о начале земельной реформы основная ставка была сделана на покупку земель через государственные банки, в которые были переданы удельные и кабинетские земли, и путем продолжения политики переселения крестьян на новые места за Уралом.
В этот первоначальный период, как отмечает А.А. Кофод, «явно недооценённым оказался вопрос разверстания земель и ликвидации чересполосных общинных земель»18.
В первые годы после начала реформы крестьяне подавали заявления на выход из общин без каких-либо предварительных условий и без разверстания чересполосных земель. Со второй половины 1908 года ходатайства населения о землеустройстве на надельных землях приобретали все более массовый характер. Снижение числа поданных заявлений в 1910-1911 годах не являлось отражением разочарования крестьян, неудачи или остановки реформы, как утверждали некоторые авторы публикаций о реформе.
Цифры наглядно отражают два одновременно действовавших процесса реформы: убывающего числа подачи заявлений о выходе из общины без всяких условий и нараставшего, связанного с желанием все большего числа крестьян переходить на хуторскую систему хозяйства после проведения землеустроителями разверстания чересполосных общинных земель, сведения их в единые отрубные или хуторские земельные участки.
Это условие нашло отражение в законе «О землеустройстве» (ст. 35-36) от 29 мая 1911 года19.
Как известно, Государственная Дума почти три года обсуждала представленный ей проект земельной реформы, ставший законом под названием «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении», только 10 июня 1910 года. Вместе с нагнавшим его в 1911 году законом «О землеустройстве» он стал мощной правовой базой и поддержкой земельной реформы.