Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:11, контрольная работа
С появлением первых государственных образований и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни, т.е. со времен древних цивилизаций, перед обществом возникло множество насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор и едва ли когда будет утрачена. В их числе наиболее значимой была и, очевидно, будет всегда проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества на основе логически выверенной систематизации экономических идей и концепций в экономической теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики.
Введение 3
1. Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока 5
2. Древний Египет 6
3. Вавилония 7
4. Древний Китай 8
5. Древняя Индия 10
6. Древняя Греция и Древний Рим 11
Заключение 14
Библиографический список 15
ростовщичества, обоснования ведущей роли в хозяйстве земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей. Основное внимание при этом вновь уделено аппарату управления обществом, т.е. гражданам высших сословий, которые, в частности, будут наделены правом владения и пользования (неполное право собственности) предоставляемым им по жребию государством домом и земельным наделом. Кроме того, проектом оговаривается возможность последующей передачи земли по наследству на тех же условиях одному из детей и требование, чтобы ценность
общего имущества граждан не разнилась более чем в четыре раза.
Аристотель (384—322 до н.э.). Проект идеального государства этого философа
изложен в его трудах «Никомахова этика», «Политика» и др. В них он, подобно
Ксенофонту и Платону, настаивает на обусловленности деления общества на
свободных и рабов и их труда на умственный и физический исключительно
«законами природы» и указывает на более высокую роль в хозяйстве земледелия,
а не ремесла или торговли. Но свою приверженность принципам натурального
хозяйства ученый особенно ярко продемонстрировал в выдвинутой им оригинальной концепции об экономике и хрематистике.
Эта концепция носит как бы классификационный характер, о чем свидетельствует то, что все виды хозяйства и деятельности людей, от земледелия и скотоводства до ремесленного производства и торговли, он соотносит с одной из двух сфер — естественной (экономика) и неестественной (хрематистика). Первая из них представлена земледелием, ремеслом и мелкой торговлей и должна поддерживаться государством, так как ее звенья способствуют удовлетворению насущных жизненных потребностей населения. Вторая же зиждется на бесчестных крупных торговых, посреднических и ростовщических операциях, проводимых ради достижения беспредельной и корыстной цели, суть которой — искусство наживать состояние, т.е. все большее «обладание деньгами».
Таким образом, по рассматриваемой концепции Аристотеля, все, что могло бы
подорвать основы
натурально-хозяйственных
обусловленное разделением труда движение торгового и денежного капитала),
относится к «издержкам» хрематистики. А последние, на его взгляд, обусловлены
непониманием того, что «в действительности вещи столь различные не могут
стать соизмеримыми», ибо возникшие в результате соглашения между людьми
деньги, по мысли философа, представляют собой не более чем «удобный в обиходе» товар и «в нашей власти», чтобы они (деньги) стали неупотребительными». Поэтому он решительно осуждает использование денег не по истинному назначению, т.е. с целью обеспечения удобств в обиходе «ради меновой торговли», и откровенно признается в том, что ростовщичество у него «вызывает ненависть».
Заключение
Изначально и в течение очень длительного времени в силу объективных причин
экономической
основой являлся центрально-
(тем более свободный рынок), как производная экономической деятельности и
низовая хозяйственная единица, зарождался долго и достаточно мучительно. Для
его становления необходимо было очень много факторов, на первый взгляд не
связанных с экономикой: развитие государственно-правовой сферы, духовно- ментальной среды, в целом рост цивилизованности личности и общества.
Развитие рынка, зарождение рыночного хозяйства и в целом системы свободных рынков исторически показали прямую взаимозависимость социально-политической и экономической сфер. Развитие демократии и демократической системы невозможно при отсутствии системы свободных рынков. Там же, где господствовал центрально-управляемый тип хозяйства, в основе которого лежит отсутствие системы частной собственности (в первую очередь на землю), всегда социально-политическая система проявлялась в форме деспотии.
В современной литературе можно встретить различную трактовку основных
факторов производства. В целом их выделяют четыре: земля, труд, капитал и
менеджмент. Зарождались они в различное время, что было связано с объективным экономическим развитием. Развивались они также по-разному, но всегда в тесной взаимосвязи. Все они разнохарактерные и обладают своей спецификой.
Библиографический список
1. Березин И.С. Краткая история экономического развития / Учебное пособие.
М.: Русская Деловая Литература, 1999. — 450 с.
2. Бор М.З. История мировой экономики. М.: Дело и Сервис, 1998. — 560 с.
3. Лойберг М.Я. История экономики. М.: Инфра-М, 1997. — 380 с.
4. История мировой экономики / Под ред.Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ, 1999. — 680 с
5. Экономическая история зарубежных стран / Под ред. В.И. Голубовича. Минск: Экоперспектива, 1998. — 540 с.
Информация о работе Особенности экономической мысли Древнего мира