Основные направления реформирования армии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 12:26, реферат

Краткое описание

В частности они провели перестройку органов управляющих армией; территориальное переустройство командования частями. Также были преобразованы сами структуры государственного аппарата непосредственно командующего армией, это коснулось и министерства. Кроме того, большое влияние оказала правовая реформа в сфере регулирования данной деятельностью, это привело к тому что у большинства частей были разработаны Уставы, что вело к некоторой дисциплинированности (рядового состава и командования) в соответствии с данными Уставами.

Оглавление

1. Исторические предпосылки необходимости реформировании армии 4
Основные направления реформирования армии 6
2.1. Реформы в области организации армии (отдельных формирований) 6
2.2. Территориальное устройство управления войсками 8
2.3. Реформирование в управлении войсками 10
2.4. Правовое регулирование реформы 13
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

Военные реформы 1861-1874 гг.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

       Уже в 1862 г. были созданы два главных  управления: артиллерийское и инженерное. Эти главные управления по прежнему  возглавлялись лицами императорской  фамилии.

       В 1863 г. была произведена реорганизация департамента генерального штаба. Он был объединен с военно-топографическим депо и Николаевской академией генерального штаба, с наименованием его главным управлением генерального штаба.

       В связи с введением военно-окружной системы, в 1866 г. главное управление генерального штаба и инспекторский департамент были объединены в одно управление под названием Главный штаб. Он состоял из шести отделений, азиатской и судовой части, при Главном штабе находился военно-топографический отдел и Главному штабу была непосредственно подчинена Николаевская академия генерального штаба.

          В 1868 г. преобразование Военного  министерства было закончено,  и с 1 января 1869 г. было введено  Положение о Военном министерстве, согласно которого оно состояло  из императорской Главной квартиры, военного совета, главного военного суда, канцелярии Военного министерства, Главного штаба и семи главных управлений (интендантское, артиллерийское, инженерное, военно-медицинское, военно-учебных заведений, военно-судовое, иррегулярных войск), а также управления генерал - инспектора кавалерии и инспектора стрелковых батальонов и комитета о раненых9.

          Права военного министра были  значительно расширены. Он являлся  главным начальником всех отраслей  военно-сухопутного управления, однако по ряду вопросов, находившихся в ведении военного совета, руководил не единолично, а лишь как его председатель.

             Военный совет также претерпел  изменения. Как состав, так и  его функции были расширены.  Помимо решения законодательных  и хозяйственных вопросов, военному совету подведомственно также и инспектирование войск. При нем состоял ряд комитетов: военно-кодификационный, по устройству и образованию войск, военно-учебный, военно-госпитальный и военно-тюремный.

            Главному артиллерийскому управлению подчинялись непосредственно артиллерийская академия и училища. При нем состоял артиллерийский комитет, который ведал обсуждением вопросов, касающихся теории, техники и практики артиллерии и ручного оружия, новых изобретений в этой области и распространением научных знаний среди офицеров артиллерии. Начальник главного артиллерийского комитета подчинялся генерал-фельдцехмейстеру.

         По новому штату состав Военного  министерства был уменьшен на 327 офицеров и 607 солдат. Значительно  сократился и объем переписки. Как положительное можно отметить и тот факт, что военный министр сосредоточил в своих руках все нити военного управления, однако войска не находились в полном его подчинении, т.к. начальники военных округов зависели непосредственно от царя, который и возглавлял верховное командование вооруженными силами.10

         Вместе с этим организация  центрального военного управления  содержала в себе и ряд других  слабых сторон: структура Главного  штаба была построена таким  образом, что функциям собственно  генерального штаба отводилось немного места; подчинение главного военного суда и прокурора военному министру означало подчинение судебных органов представителю исполнительной власти; подчинение лечебных заведений не главному военно-медицинскому управлению, а начальникам местных войск, отрицательно влияло на постановку лечебного дела в армии.

2.4. Правовое регулирование реформы

       Одновременно  с проведением военной реформы, в 1868 г. было разработано Положение  о полевом управлении войск в  военное время, согласно которому при ведении боевых действий, войска на образуют одну или несколько армий, во главе каждой стоит главнокомандующий, назначаемый и подчиняющийся царю. Военные округа на подчиняются главнокомандующего и снабжают армию11.

             На основании Положения была  значительно упрощена структура полевого управления армии, уточнены взаимоотношения главнокомандующего и военного министра. Однако имелся и целый ряд существенных недостатков: Возможное наличие нескольких главнокомандующих с одинаковыми правами; Не предусматривалось создание отдела военных сообщений.

       «Устав  строевой пехотной службы» был разработан в 1866 г. Общий характер этого устава определялся новыми тактическими принципами ведения боя: развитии огня пехоты в  сочетании с действием холодным оружием, совершенствованием рассыпного строя, развитием гибкости построения рот и батальонов12.

       Строевые  уставы пешей и конно-артиллерийской служб были изданы в 1859 г. В этих уставах  по-прежнему большое внимание уделялось  плац - парадным приемам. Тактической  единицей являлось орудие. Командир батареи лишь определял дистанцию для первого выстрела, а далее наводчик самостоятельно вводил поправки. Этот принцип, оставшийся от гладкоствольной артиллерии, явно не соответствовал новым видам вооружений.

Заключение

       На  протяжении первых 8 лет Военному министерству удалось осуществить значительную часть намеченных реформ в области организации армии и управления войсками.

       В области организации армии была создана система, способная в  случае войны увеличить численность  войск, не прибегая к новым формированиям.

       Уничтожение армейских корпусов и сохраненное  деление пехотных батальонов на стрелковые и линейные роты имело отрицательное  значение в смысле боевой подготовки войск.

       Реорганизация Военного министерства обеспечила относительное  единство военного управления.

       В результате проведения военно-окружной реформы были созданы местные  органы управления, устранена излишняя централизация управления, обеспечивалось оперативное управление войсками и  их мобилизация.

 

Список литературы

  1. А.Н. Сахаров. История России с начала XVIII до конца XIX вв. М. АСТ. 1997
  2. История СССР с древнейших времён до конца XVIII века. Под ред. Б.А.Рыбакова. М., Изд-во Высшая школа, 1975.
  3. Соловьёв С.М. Чтения и рассказы по истории России, М., Изд-во Правда, 1989.
  4. Платонов С.Ф. Учебник русской истории для средней школы. Курс систематический, М., Изд-во Звено, 1994.
  5. Сыров С.Н. Страницы истории, М., Изд-во Русский язык, 1983.
  6. Титов Ю.П. История государства и права. Былина. М., 1997.
  7. Черменский Е.Д. Дискуссионные проблемы истории. М., «Наука», 1994.
  8. Исаев И.А. История  государства и права России. Юристъ. М., 1996.
  9. Политическая история России и СССР (Вторая половина XIX-XX века): Курс лекций; Под общ. ред. доктора исторических наук, профессора Б.В. Леванова. М., 1991.
  10. Ключевский В.О. Русская история. Книга четвертая. «Мысль». М.,1995. С.10.
  11. Мунчаев Ш.М., Уститнов В.М. История России. ИНФРА.М – НОРМА. М., 1997.

Информация о работе Основные направления реформирования армии