Основные изменения в правовой системе императорской России в начале ХХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 22:02, курсовая работа

Краткое описание

В наши дни, когда укрепление правопорядка и всей правоохранительной системы вновь выходит на передний план, возрастает интерес к истории отечественного правосудия. И это обязывает исследователей историков и юристов продолжать научную разработку проблемы на уровне современного знания. Двухсотлетний юбилей министерства юстиции, широко отмеченный российской общественностью, дает возможность оглянуться на путь, пройденный отечественным правосудием. В этой связи сама собой возникает необходимость еще раз вернуться к некоторым принципиальным положениям истории и теории вопроса.

Оглавление

Введение………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика законодательства. Эволюция правовой системы. Основные законодательные акты...5
§1. Основные этапы реформирования……………………………….10
Глава 2. Что представляло собой государство и право России до 17 октября 1905 г…………………………………16
§1. Социальное, экономическое положение России к началу XX века……………………………………………………………………..16
§2. Политическое развитие России начала XX века………………..18
§3. Государственное управление России в начале XX века………..20
Глава 3. Предпосылки изменений в государственно-правовой системе………………………………………………………………...24
§1. Манифест 17 октября 1905……………………………………….27
§2. Основные законы Российской империи и их правовые последствия……………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………............32
Список использованной литературы………………………………...34

Файлы: 1 файл

ИГП.docx

— 55.40 Кб (Скачать)

18 февраля 1905 года Николай  II подписал рескрипт о возможности  законосовещательной работы выборных  представителей от народа. Но  стачки не прекращались, а лишь  набирали все больше массовый  характер. Так, начавшаяся 18 февраля  массовая политическая забастовка, 23 февраля превратилась во всеобщую.

Весной по стране прокатилась  новая волна забастовок. В мае  в ходе стачки в Иваново-Вознесенске, был организован первый в России общегородской Совет рабочих  депутатов. Некоторые требования были выполнены. И уже в июле предприятия  Иваново-Вознесенска заработали в полную силу.

14 июня вспыхнуло новое  массовое восстание на броненосце  «Князь Потемкин Таврический»  Восстание развивалось под лозунгом  «Долой самодержавие». Восстание  продлилось не долго, уже 25 июня «потемкинцы» сдались властям.

В июле 1905 года Булыгин вместе со специальной комиссией по личному  указанию Николая II разработал указ об учреждении законосовещательного органа Государственной Думы.6августа были опубликованы «Учреждение Государственной  Думы» и «Положение о выборах» Выборы предполагались многоступенчатые, избиратели делились на три курии: землевладельцы, горожане и крестьяне. Право на участие  в выборах не получили рабочие, женщины, военнослужащие и учащаяся молодежь. Устанавливался высокий имущественный ценз.

В октябре 1905 года началась новая стачка в Москве на Казанской  железной дороге, 15 октября она приобрела  всероссийский характер, в ходе которой  активно начинают создаваться Советы. Основные требования бастующих:

8-ми часовой рабочий  день, демократические свободы, Учредительное собрание.

Октябрьские выступления  являли собой мощный революционный  взрыв, сплотивший все слои населения  России. Верховная власть была вынуждена пойти на уступки.

§1. Манифест и его правовые последствия

17-го октября 1905 г. был  издан манифест, который формально  означал конец существования  в России неограниченной монархии.

Вот содержание «Манифеста об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 г.: выражая  свою скорбь по поводу «смут и волнений», охвативших государство, государь признает необходимым «Объединить деятельность высшего правительства», на обязанность которого он возлагает «выполнение непреклонной нашей воли:

1) даровать населению  незыблемые основы гражданской  свободы на началах неприкосновенности  личности, свободы, совести, слова, собраний и союзов;

2) не останавливая предназначенных  выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию  в Думе, те классы населения,  которые ныне совсем лишены  избирательных прав, предоставив  засим дальнейшее развитие, начало  развития общего избирательного  права вновь установленному законодательному порядку,

3) установить, как незыблемое  правило, чтобы никакой закон  не мог воспринять силу без  одобрения Государственной Думы  и чтобы выборным от народа  обеспечена была возможность  действительного участия в надзоре  за закономерностью действий поставленных от нас властей».

Октябрьский манифест представлял  собой значительный этап в политической борьбе либералов. Однако вместо ожидаемого успокоения страна пришла в крайнее  возбуждение во время предвыборной кампании. Единственным выигрышем властей  стал раскол либеральной оппозиции  на сторонников и противников  бойкота выборов. Наиболее консервативная часть либералов высказывалась  за участие в выборах, надеясь  использовать будущую Думу. Что касается радикального крыла либерального движения (его представлял Союз союзов), то оно потребовало бойкота заранее  фальсифицированных выборов. Социалисты - революционеры в свою очередь  тоже высказывались за бойкот, так  как рабочие, на которых они опирались, были лишены избирательных прав. Пока оппозиция, в значительном большинстве  отрицающая любую форму цензового  совещательного собрания, продолжала компанию бойкота, оформилась выдвинутая в сентябре одновременно Союзом союзов и социал-демократами идея всеобщей стачки - единственного способа добиться от самодержавия мер, которых общество требовало с начала 1905 года.

Как только закончилась всеобщая забастовка в Санкт - Петербурге и  в Москве (21 октября), вспыхнул мятеж  на военно-морской базе в Кронштадте (26-27 октября). Следом за ним другой - на военно-морской базе в Севастополе. Под руководством лейтенанта П. Шмидта мятежники создали Совет рабочих, солдатских и матросских депутатов, который просуществовал с 11 по 15 ноября.

Истолковав Манифест 17 октября  как снятие всех запретов и под  влиянием эсеровских решений II съезда крестьян (6-10 ноября, Москва), подтверждавших принцип национализации земли, стали  бунтовать крестьяне. В разгар волнений консервативные силы организовали так  называемые черные сотни. В них набирали как крестьян, так и городских  люмпен - пролетариев, разжигая в них чувство антисемитизма.

3-го ноября был издан  манифест, обращавшийся к крестьянам  с призывом прекратить беспорядки, обещавший принятие возможных  мер к улучшению положения  крестьян и отменявший выкупные  платежи за крестьянские надельные земли.

Самым значительным испытанием в последние месяцы 1905 года оказалось  противостояние правительства и  Санкт - Петербургского Совета, а затем  и Московского Совета рабочих  депутатов. Санкт - Петербургский Совет, сформировавшийся 13 октября во время  всеобщей забастовки преимущественно  из депутатов, избранных на предприятиях, и членов революционных партий, сумел  добиться роста своего влияния и  стал представлять интересы рабочих столицы.

Одновременно с манифестом 17 октября 1905 года, содержавшим обещания привлечь к участию в законодательной  Государственной те слои населения, которые были лишены избирательных  прав, 19 октября 1905 года был утвержден  указ «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений». В соответствии с ним, Совет министров превращался в постоянное высшее правительственное учреждение, призванное обеспечивать «направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам законодательства и высшего государственного управления» Устанавливалось, что законопроекты не могут быть внесены в Государственную Думу без предварительного обсуждения в Совете министров. Относительную самостоятельность получили военный и морской министры, министры двора и иностранных дел. Совет министров собирался 2-3 раза в неделю; председатель Совета министров назначался царем и был ответствен только перед ним. Первым председателем реформированного Совета министров стал С.Ю. Витте (до 22 апреля 1906 года). С апреля по июль 1906 года Совет министров возглавлял И.Л. Горемыкин. Затем его на этой должности сменил министр внутренних дел П.А. Столыпин (до сентября 1911 года).

Закон от 11 октября 1905 г. установил  сложную избирательную систему, основанную на многопартийности, сословности  и имущественном цензе. Избирательные  права получили мужчины с 25-летнего  возраста. Не могли участвовать в  выборах военнослужащие, полицейские, студенты, кочевники, лица, состоявшие под следствием. 20-25 миллионов избирателей  делились на четыре курии: земледельческую, городскую, крестьянскую, рабочую. В  первых двух куриях учитывался имущественный  ценз и в них выборы были двухстепенными, для рабочих - трех-, для крестьян - четырехстепенными. Выборщики от всех курий сходились в губернских собраниях и избирали депутатов  Думы в соответствии с установленными нормами для каждой курии. Один голос  землевладельца приравнивался к 3 голосам  горожан, 15 голосам крестьян, 45 голосам  рабочих. Землевладельцы избирали 32%, крестьяне - 43%, горожане - 22%, рабочие - 3% выборщиков. Власти хотели видеть Думу помещичье-крестьянской, считая эти сословия наиболее преданными монархии.

§2. Основные законы Российской империи и их правовые последствия.

Основные законы Российской империи. После подавления восстания, проведения выборов в Думу Николай II 23 апреля 1906 г. подписал и в день открытия Думы, 27 апреля, опубликовал  «Основные государственные законы Российской империи», которые считают  первой русской Конституцией. Конституция  провозгласила, что «императору  всероссийскому принадлежит верховная  самодержавная власть». В прежней  редакции Основных законов, созданной  Сперанским, было указание на «неограниченную» власть, теперь оно убрано по решению  конституционного совещания, т.к. противоречило  Манифесту 17 октября. К компетенции  императора относились: назначение и  смещение правительства, созыв и  роспуск Государственной думы, объявление войны и заключение мира, командование армией и флотом, внешняя политика, чеканка монеты. Гарантировались  неприкосновенность личности, собственности, жилища, свобода передвижения, вероисповедания, слова, печати, собраний, союзов, но в  установленном законом пределах. Они не действовали в условиях военного или исключительного положения, которое вводилось или отменялось царем.

Государственный совет превратился  из совещательного органа в равноправную с Думой законодательную палату. Половина его членов назначалась  царем, другая половина избиралась от губернских и дворянских собраний с  участием церкви и предпринимательских  организаций. Законопроекты получали силу законов после одобрения  их обеими палатами и утверждения  царем. Между сессиями Думы царь издавал  указы, которые затем утверждались Думой.

 

 

 

Заключение

Проведение судебной реформы 1864 г. имело огромное влияние на развитие общественных отношений. Гласное судопроизводство способствовало преобразованию обыденного правосознания из патриархального  в гражданское. Гражданское правосознание  не может сформироваться, если население  безграмотно в правовом отношении. Уважение к закону невозможно без  его сознания. В крепостнической  России уровень знания законов был  невысок. Проведение судебной реформы 1864 г., введение гласного суда способствовало правовому просвещению всех слоев  населения, внедрению в общественное сознание представления о равенстве  всех перед законом независимо от сословной принадлежности, положения  на службе, в семье. Реформа содействовала  гуманизации общественных отношений, заставляла общество видеть и осуждать произвол, ставший нормой жизни.

Нельзя сказать, что данный процесс протекал быстро и легко. Старые традиции отмирали медленно, особенно тяжело внедрялось представление о  необходимости подчиняться закону и суду представителями самих  государственных органов. Исторический опыт проведения судебной реформы 1864 г. наглядно демонстрирует значение для  общества становления независимого суда, его роль в процессе создания гражданского общества. Тем самым  подчеркивается значение современной  судебной реформы, необходимость ее скорейшего проведения. Без независимой  судебной системы демократия и правовое государство останутся несбыточной мечтой в современной России.

За много веков своего существования Россия всегда являлась монархическим государством, с абсолютной и неподотчетной властью правителя. И лишь конец XIX- начало XX века озарились  великими преобразованиями в государственно-правовой сфере. Начало XX века очень важный этап в развитии государственно-правовой системы. Именно в это время происходит трансформация государственного и политического строя. Россия переходит от самодержавной монархии к монархии конституционной. Это время появления первых представительных органов и наконец, время появления первой конституции в России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Аяцков Д.Ф. и др. Отечественное  правосудие в XIX в.: практика и  уроки реформирования / Аяцков Д.Ф., Галкин Ю.В., Олесюк Е.В. // Социально-гуманитарные знания. - 2003. - № 3.

2. Лаптева Л.Е. Региональное  и местное управление в России (вторая половина XIX в.) / Акад. правовой  ун-т при Ин-те государства  и права Рос.АН. - М.: ИГПАН. 1998.

3. Лемке М. Политические  процессы в России 1860-х гг. (по  архивным документам). Изд. 2. - М.: Пг. - 1923.

4. Коркунов Н.М. Русское  государственное право СПб. - 1897. -Т.II.

5. Попова А.Д. Судебная  реформа 1864 года и развитие  гражданского общества во второй  половине XIX века // Общественные науки  и современность. - 2002. - № 3. http://www.pravo.vuzlib.org/book_z1362_8.html

6. К.Б. Валиуллин, Р.К. Зарипова «История России XX век» 2002г.

7. И.А. Исаев «История государства и права России» 2005г http://www.pravo.vuzlib.org/book_z1014_8.html

8. Е.Е. Вяземский, Л.В.Жукова, В.А. Шестаков «история России с древнейших времен до наших дней» 2005 г

9. А.А. Данилов, Л.Г.Косулина «История государства и народов России» 2002г

10. История государства и права России - Л.П. Белковец, В.Ф. Волович. http://www.pravo.vuzlib.org/book_z344_8.html

11. История государства  и права России - Ю.П.Титов. http://www.pravo.vuzlib.org/book_z1839_8.html

12. Аргучинцев Г.К. История государства и права славянских народов: курс лекций. – Мн.: ГИУСТ БГУ, 2006. – 303 с.

13. Беляев И.Д. Лекции по Истории Русского Законодательства. Публикуется по второму изданию (1888 год) // Allpravo.Ru - 2004.

14. Кузнецов И.Н. История государства и права славянских народов: Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2004. – 587 с.

15. Свод законов Российской империи, т. 1, ч. 1. СП б, 1906.

16. Тихомиров Л.А. О недостатках Конституции 1906 года. М. 1907.

17. “История Отечества” Л.Н. Жарова, И.А. Мишина (Москва, “Просвещение” , 1992 г.)

Информация о работе Основные изменения в правовой системе императорской России в начале ХХ века