Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 22:02, курсовая работа
В наши дни, когда укрепление правопорядка и всей правоохранительной системы вновь выходит на передний план, возрастает интерес к истории отечественного правосудия. И это обязывает исследователей историков и юристов продолжать научную разработку проблемы на уровне современного знания. Двухсотлетний юбилей министерства юстиции, широко отмеченный российской общественностью, дает возможность оглянуться на путь, пройденный отечественным правосудием. В этой связи сама собой возникает необходимость еще раз вернуться к некоторым принципиальным положениям истории и теории вопроса.
Введение………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика законодательства. Эволюция правовой системы. Основные законодательные акты...5
§1. Основные этапы реформирования……………………………….10
Глава 2. Что представляло собой государство и право России до 17 октября 1905 г…………………………………16
§1. Социальное, экономическое положение России к началу XX века……………………………………………………………………..16
§2. Политическое развитие России начала XX века………………..18
§3. Государственное управление России в начале XX века………..20
Глава 3. Предпосылки изменений в государственно-правовой системе………………………………………………………………...24
§1. Манифест 17 октября 1905……………………………………….27
§2. Основные законы Российской империи и их правовые последствия……………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………............32
Список использованной литературы………………………………...34
9 августа 1878 г. появился
закон, согласно которому
§1. Основные этапы реформирования.
Переход к капиталистическим
отношениям занял в России длительный
переход. Их становление происходило
без классовой конфронтации и
кровавых революций. Буржуазия и
пролетариат в классы еще не сложились.
Крестьянство совершить «революцию»
не могло. Дворянство в массе своей
было настроено против отмены крепостного
права. Поэтому изменения в стране
осуществлялись государственной властью,
которая опиралась на довольно узкий
круг высшей чиновничьей бюрократии
и просвещенного дворянства. Государство
вынуждено было лавировать, ломая
сопротивление помещиков, чем определялся
несколько замедленный ход
Постепенный ход преобразований имел положительную сторону: в процессе многолетних реформ не было допущено спада производства или снижения урожайности (погодные условия, конечно, влияли на сбор хлебов), экономика неуклонно развивалась, а благосостояние населения, хотя и медленно, повышалось. В таком подходе было куда больше здравого смысла, чем у революционеров, требовавших все сразу и немедленно.
Финансовый вопрос был основным в отмене крепостного права. Государственная власть не имела достаточной силы для такой конфронтации с дворянством, которая компенсировала бы материальные издержки. По мнению ученых, к середине XIX в. «финансы были почти в таком же печальном положении, как за 80 лет до этого». Таким образом, проводя надклассовую политику реформ, государственная власть была «заложником» дворянства в финансовом вопросе.
Современному человеку нелегко представить, с какими колоссальными трудностями было связано реформирование огромной России.
Реформы начались очень последовательно,
продуманно и логично. В 1857 г. сформировался
Совет министров - новый орган, в
состав которого входили министры,
высшая администрация. Этот орган осуществлял
отраслевое руководство страной
и координацию деятельности министерств
и ведомств. Без этого проведение
целенаправленных преобразований было
бы немыслимо. Вплоть до 1917 г. Совет
министров оставался главным
органом управления страной, а его
председатель - проводником
Важнейшее значение имели
финансовые преобразования. В 1860 г. был
создан Государственный банк с отделениями
на местах, который осуществлял общее
руководство банковским делом, контроль
за денежным обращением в стране и
наблюдение за всей банковской системой
(в том числе и частной). В
нем сосредоточились
Осуществив освобождение
крестьян и обеспечив плавный
переход к гражданским
За 20 лет со дня отмены крепостного права страна сильно изменилась, постепенно она вступала на путь промышленного развития. Преобразования затронули все сферы жизни общества. Были проведены реформы высшего, гимназического и начального образования, началась подготовка к массовому начальному образованию. Вводились новые правила о печати, на основе цивилизованных принципов реформировались отрасли права. Однако реформы проходили в очень трудных условиях, и не только из-за отсутствия экономических и финансовых источников обеспечения. Классовая неразвитость общества вынуждала государство постоянно лавировать на социальных интересах, не позволяла уровнять граждан в правах полностью. Противоречия между крестьянами и дворянами не исчезли, для их ликвидации нужно было обогащение общества, которое росло недостаточно быстро.
В 70-е годы волна террористических
актов захлестнула страну. Жертвами
покушений становились
После колебаний государственная
власть выбрала иной курс. 29 апреля
1881 г. был опубликован Манифест об
укреплении самодержавия. Новая политическая
платформа включала три важных момента:
1) укрепление традиционной христианско-монархической
идеологии; 2) принятие системы государственно-
Новый курс во многом был схож с будущим курсом П.А. Столыпина, основная идея которого заключалась в словах: «Сначала успокоение, потом реформирование страны».
В 90-е г. преобразования страны
продолжались. Следуя политике Александра
III, его преемник распространил винную
монополию на всю страну, благодаря
чему уменьшилось число
В 1887 г. была проведена перепись населения России с подробными сведениями о занятиях, профессиях, религиях и т.д., в 1897 г. реализована финансовая реформа С.Ю. Витте, и Россия, избежав экономических потрясений, получила устойчивый и конвертируемый золотой рубль, одну из самых стабильных мировых валют. Суть реформы отстоял от нападок Николай II.
В конце XIX в. страна пережила последний голод в деревне, сопровождавшийся смертью населения. Вслед за этим была создана система социальной поддержки населения (семенные запасы, продовольственный резерв на случай неурожаев) и неурожаи в России перестали быть бедствием. Наконец, началось неуклонное увеличение финансирования всех видов народного образования. Создавались новые школы и училища, с 1894 по 1904 г. бюджет министерства народного просвещения вырос в два раза (с 22 до 42 млн. руб.). Но главным в 90-е г. было, пожалуй, завершение создания «рабочего законодательства».
В 1893 г. в министерских кругах
отмечалось неудовлетворительное состояние
рабочих законов, был поставлен
вопрос о совершенствовании
Создавались специальные фабричные инспекции, занимавшиеся трудовыми конфликтами между рабочими и капиталистами. Их инспекторы были государственными служащими. Они выясняли причины забастовок, принимали меры к их ликвидации, рассматривали жалобы рабочих. С 1903 г. в цехах избирались рабочие старосты для защиты интересов рабочих. После Манифеста 17 октября 1905 г. были созданы профсоюзы, а с 1912 г. введено специальное страхование.
В начале XX в. стало очевидным,
что развитие экономики и демократизация
России во многом зависят от крестьянского
вопроса. Коренные изменения начались
именно в этой сфере. 12 марта 1903 г. волостным
судам было запрещено наказывать
крестьян за проступки, не предусмотренные
«Уставом о наказаниях». Тем самым
стирались сословные
Реформы П.А. Столыпина проводились по нескольким направлениям:
1) система мер по преобразованию парламентского представительства;
2) система мер по достижению
стабильности в стране и
3) преобразованию крестьянской жизни;
4) система мер по развитию промышленности;
5) культурно-просветительские преобразования.
Глава 2. Государство и право России к началу XX века
§1. Социальная структура общества
В начале XX века Россия представляла
собой одно из крупнейших государств
мира с населением 126,5 млн. человек,
состоящим более чем из 100 наций
и народностей. Переход к индустриальному
обществу позволил России включиться
в мировую экономическую
Господствующим сословием
являлось дворянство. Другим привилегированным
сословием являлось духовенство. Среди
различных концессий
Следующим сословием было купечеством, которое являлось частью российской буржуазии. Оно недостаточно активно боролась за гражданские права, за участие в управлении государством и поэтому сама нуждалась в поддержке власти, вела себя с ней верноподданнически. И поэтому, На данном этапе была неспособна сыграть роль руководящей силы в политическом переустройстве общества.
Крестьянство, было главным
податным сословием. Крестьянство несло
основные расходы на индустриализацию,
содержание армии, растущего госаппарата.
Оно все больше страдало от аграрного
перенаселения: Положение крестьян
усугублялось отсталостью
Росла и численность рабочего класса, но из-за низкой технической оснащенности предприятий труд рабочих был малопроизводительным, а аграрное перенаселение в центральных районах делало рабочую силу дешёвой. Все это не стимулировало сокращение рабочего дня и повышение зарплаты. Поэтому российский пролетариат подвергался нещадной эксплуатации, рабочий день длился 12-14 часов, заработная плата была крайне низкой и нередко из нее удерживали до трети в счет различных штрафов.
Интеллигенция в стране, где более 70% населения были неграмотными, несмотря на её малочисленность, представляла влиятельную силу.
Промышленность. Промышленное развитие России имело свою специфику. Если в других европейских странах промышленный сектор развивался естественным путем и независимо от государства, то в России, еще со времен Петра I, он находился полностью под контролем государства. В течение трех десятилетий после отмены крепостного права рост промышленности оставался довольно скромным, составлял 2,5-3% в год.
С. Витте, министр финансов с 1892 по 1901 гг., убедив Николая II, разработал программу развития промышленности. Укрепив курс рубля, он обеспечил финансирование индустриализации за счет иностранных займов. Из внутренних ресурсов были увеличены косвенные налоги, а с 1895 г. вводилась винная монополия государства, позволившая резко увеличить поступление доходов в госбюджет от продажи водки. Правительство проводило протекционистскую политику, ограждающую молодую российскую промышленность от иностранной конкуренции. Наблюдавшийся на Западе спад производства в начале XX века привел к кризису российской экономики. Заводы нуждались в банковских кредитах и, не получив их, резко сокращали производство или закрывались. Кризис начался в легкой промышленности, но так поразил тяжёлую металлургию и машиностроение, вызвав спад производства на 25-30%. Выход из кризиса происходил путем образования промышленных объединений. В 1900-1905 гг. в России существовало более 30 разрешенных правительством синдикатов и большое число официально не зарегистрированных. Они и стали монополистами, контролирующими большую часть сбыта продукции своей отрасли.
Информация о работе Основные изменения в правовой системе императорской России в начале ХХ века