Основные изменения в правовой системе императорской России в начале ХХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 22:02, курсовая работа

Краткое описание

В наши дни, когда укрепление правопорядка и всей правоохранительной системы вновь выходит на передний план, возрастает интерес к истории отечественного правосудия. И это обязывает исследователей историков и юристов продолжать научную разработку проблемы на уровне современного знания. Двухсотлетний юбилей министерства юстиции, широко отмеченный российской общественностью, дает возможность оглянуться на путь, пройденный отечественным правосудием. В этой связи сама собой возникает необходимость еще раз вернуться к некоторым принципиальным положениям истории и теории вопроса.

Оглавление

Введение………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика законодательства. Эволюция правовой системы. Основные законодательные акты...5
§1. Основные этапы реформирования……………………………….10
Глава 2. Что представляло собой государство и право России до 17 октября 1905 г…………………………………16
§1. Социальное, экономическое положение России к началу XX века……………………………………………………………………..16
§2. Политическое развитие России начала XX века………………..18
§3. Государственное управление России в начале XX века………..20
Глава 3. Предпосылки изменений в государственно-правовой системе………………………………………………………………...24
§1. Манифест 17 октября 1905……………………………………….27
§2. Основные законы Российской империи и их правовые последствия……………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………............32
Список использованной литературы………………………………...34

Файлы: 1 файл

ИГП.docx

— 55.40 Кб (Скачать)

Основным противоречием  в развитии экономики страны стал колоссальный разрыв между ростом промышленности и сельского хозяйства с его  архаичным способом производства. Почти  пятая часть общего урожая зерновых вывозилась на экспорт. Но делалось это  за счет недоедания, при регулярно  повторяющихся неурожаях. Одной  из причин кризиса сельского хозяйства  было помещичье землевладение и  крестьянское малоземелье. Другими  причинами кризиса сельского  хозяйства являлись аграрное перенаселение, низкий уровень культуры земледелия, сохранение полуфеодальных отношений (отработки, издольщины, общинного землевладения, трёхпольной системы и др.)

§2. Политическое развитие России начала XX века.

В начале XX в. Россия оставалась самодержавной монархией. Представительные органы власти не формировались. Вся  законодательная, распорядительная и  судебная власть концентрировалась  в руках императора. Императорская  семья владела крупными земельными угодьями, ей принадлежали также предприятия  и промыслы. Статья 1 основных законов  государства гласила: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его власти. Не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Такой тип государственной власти подразумевал ее собственную независимость от каких-либо иных государственных учреждений, например парламента. Самодержавная монархия имела религиозно-православное освещение: монарх считался «помазанником Божьим». Право издавать законы принадлежало только монарху.

Для большинства подданных  самодержавная власть представлялась привычной и стабильной формой правления. Такое отношение к монархии укоренилось  среди православной части населения  еще и потому, что царь являлся  и главой Русской православной церкви, непосредственно назначавшей высших церковных иерархов.

После смерти в 1894 г. императора Александра III на престол взошел его  сын Николай II (1894-1917). Либерально настроенная  часть общества надеялась, что молодой  император откажется от жесткого консервативного курса своего отца и пойдет по пути политической модернизации страны. Но надежды эти не оправдались.

Николай II оказался последним  русским государем. Как человек  заурядный, он меньше всего подходил к управлению огромной империей в  наступившие бурные времена. Его  слабоволие и ошибки, ограниченность и неспособность отвечать требованию времени лишь приблизили гибель самодержавия. Николай II был сторонником охранительства и консерватизма, отверг все предложения  либералов о введении конституции. В этом царя всемерно поддерживали традиционалисты, имеющие сильные  позиции при дворе и дворянской среде. За продолжение реформ ратовали либеральная (земская и городская) интеллигенция, торгово-промышленная буржуазия, либеральные помещики, часть  чиновничества. Последовательным сторонником  модернизации был министр финансов граф С.Ю.Витте, по инициативе которого проведен ряд реформ, в том числе  денежная, налоговая, введена винная монополия. В 1897 г. принимался закон об ограничении рабочего времени 11,5 часами. Но, даже эти незначительные реформы были приостановлены, т.к. они встретили противодействие со стороны традиционалистско-монархических сил, во главе которых стояли К.П. Победоносцев и В.К. Плеве, поддерживаемые царем.

Для Николая II было весьма характерно назначать на ответственные посты  своих родственников - великих князей Романовых, независимо от их личных качеств  и способностей. В результате в  самое сложное для страны время -- годы кризиса и войны -- на ключевых должностях оказались люди не только бездушные, но и неподконтрольные.

Близость к монарху  создавала для многих членов фамилии  реальные возможности влияния на политическую и экономическую жизнь  страны. Нередко их действия противоречили  интересам иных групп в царском окружении.

 

§3. Государственное управление России в начале XX века

К началу XX в. в Российской империи сохранялась система  государственного управления, одним  из характерных признаков которой  была значительная бюрократизация. Первое место среди высших государственных  учреждений страны принадлежало Государственному Совету, созданному еще в 1810 г. по инициативе Сперанского. Члены и председатель Совета назначались царем, а по должности  в его состав входили министры. До своей реорганизации в 1906 г. Совет  являлся высшей законосовещательной  инстанцией. Предварительное обсуждение законопроектов, вносившихся по воле царя, происходило в департаментах, которые играли роль подготовительных комиссий. Затем рассмотренные законопроекты  поступали на общее собрание Государственного совета. Если Государственный совет  не приходил к единому мнению, монарху  представлялись различные точки  зрения. Решения по ним принимал он единолично, при этом мог встать на точку зрения меньшинства.

К высшим государственным  учреждениям относились также Сенат  и Синод. Сенат окончательно потерял  свое значение высшего органа государственного управления и превратился в орган  надзора за законностью действий правительственных лиц и учреждений и высшую кассационную инстанцию по судебным делам.

Непосредственная исполнительная власть принадлежала министерствам (важнейшие - внутренних дел, военное и военно-морское, финансов, иностранных дел, народного  просвещения). До 17 октября 1905 г. в России не объединенного правительства, хотя формально существовали Комитет  министров (с 1802 г.) и Совет министров (учрежденный и 1857 г.) Если Комитет  министров, призванный заниматься совместным обсуждением дел, которые требовали  согласования между несколькими  ведомствами, иногда собирался, то Совет  министров с 1882 по 1905 г. вовсе бездействовал.

В России не существовало должности  премьер-министра. Каждый министр докладывал о делах непосредственно императору. Ему также напрямую подчинялись  генерал-губернаторы и градоначальники  Москвы и Петербурга. Вся эта структура  строго соответствовала идеалам  самодержавной монархии, но с усложнением  задач государственного управления в начале XX столетия стала все давать сбои.

Исполнение воли монарха  должно было осуществляться многочисленным чиновничеством. К началу XX в. в стране насчитывалось свыше 430 тыс. чиновников. Маленькие оклады чиновников, особенно на низких ступенях иерархической лестницы, способствовали взяточничеству и коррупции. Но в целом государственный аппарат  был неплохо приспособлен для  исполнения своих функций в обычное, спокойное время, хотя являлся малоподвижным, неинициативным и неспособным к  быстрому реагированию в критических ситуациях.

В Уложении (в редакции 1885 г) предусматривалась смертная казнь  через повешенье. Каторга назначалась  на срок от четырех до двадцати лет  или бессрочно. Ссылка имела тридцать ступеней: от года до четырех лет  в разные районов страны (по степени  удаления от центра)

В 1903 г. вступило в силу новое  уловное Уложение, которое давало формальное определение преступления «деяние, воспрещенное законом во время  его учинения, под страхом его наказания»

Трех-степенное деление: тяжкое преступление, преступление, проступок сохранялось. Система наказаний была упрощена.

В новом Уложении предусматривалось  восемь родов главных наказаний  и восемь дополнительных. При определении  наказания, судом учитывалась сословная  принадлежность преступника и жертвы”  И.А. Исаев «История государства  и права России» 2005г с. 163-165

Что касается судебного процесса, то он строился на основе судебной реформы 1864 г.

Суды делились на:

1. Мировые (рассмотрение  дел осуществлялось в упрощенном  порядке без разделения на  стадии, в нем соединялись следователь, обвинитель и судья)

2. волостные (сословный,  специальный порядок судопроизводства)

3. Общие (уголовный процесс  делился на стадии: дознание, предварительное  следствие, подготовленные к суду  действия, судебное следствии, вынесение  приговора, исполнение приговора, пересмотр приговора)

Традиционно важным государственным  институтом в России являлась армия. К началу XX века, численность армии  превысила 900 тыс. человек. В стране действовала всеобщая воинская повинность, хотя наряду с ней существовала развитая система льгот и отсрочек от призыва. Льготы распространяла единственных сыновей, старших братьев-кормильцев, учителей и врачей. Неграмотных в армии обучали чтению и письму. Офицерский корпус был высокопрофессионален.

Значительную роль играло местное самоуправление. Законодательно оно было закреплено в 60-е гг. XIX в. в форме земств. Они избирались представителями крестьян, землевладельцев  и горожан («городские обыватели»). В сферу их компетенции входили  здравоохранение, дорожное строительство, статистика, агрономия, народное образование  и страховое дело. К началу века в земствах происходит усиление дворянства. Аналогом земств в городах было городское  самоуправление, для участия в  котором существовал обязательный имущественный ценз. В сельской местности  многое определялось «миром», т. е. сельскими  сходами, решавшими местные вопросы. Система законов, действовавшая  в стране, была хорошо отрегулирована, затрагивала массу экономических, социальных и культурных проблем. Однако в правовом регулировании нуждались  вопросы рынка, взаимоотношения  работодателей и наемных работников, купля-продажа земли.

Национальная политика. Многонациональный  состав государства служил основой  обострения национального вопроса. На окраинах России под влиянием развития капитализма формировались национальная буржуазия и интеллигенция, происходил рост национального самосознания. Это  вступало в противоречие с отдельными проявлениями государственной политики в национальном вопросе (попытки  русификации, религиозные ограничения  и др.). В целом для внутриполитической системы России в начале XX в. было характерно переплетение сословных  классовых и национальных противоречий, которое вызывало острую социально-политическую напряженность в стране и послужило  причиной революционных взрывов в 1905--1907 и 1917 гг.

 

Глава 3. Предпосылки изменений в государственно-правовой системе. Начало революции 1905года.

К началу XX века политическая ситуация в России дестабилизировалась. Поднялась волна беспорядков, рабочих  забастовок, крестьянских выступлений  и террористических актов, спровоцированных русско-японской войной и экономическим  кризисом. «Особую остроту приобрел аграрный вопрос. Помещикам, царской  семье, монастырскому духовенству  и предпринимателям, составлявшим не значительную часть населения, принадлежало 65% всей земли, а крестьянству, которое  насчитывало, прочти 100 млн. человек  имело всего лишь 35%. Оно задыхалось от малоземелья, к тому же земледельцы  продолжали платить государству  деньги за свое освобождение. Крестьяне  страдали от нищенского существования, хронического голодание и абсолютного  бесправия. Для них все еще  сохранялись телесные наказания  и сословные суды. Не менее острым был рабочий вопрос. 14 июня 1897 года был принят закон, по которому рабочий  день сокращался до 11,5 часов, а предприниматель  обязан был предоставить воскресный день для отдыха рабочим, но из-за отсутствия действенного контроля этот закон соблюдался далеко не всегда. У рабочих, отсутствовали  элементарные гражданские права, а  за участие в забастовках полагалось тюремное заключение. Отсутствовало  рабочее законодательство, которое  регулировало бы условия труда, найма, социального страхования, несоответствие заработной платы и трудовых затрат»  А.А. Данилов, Л.Г.Косулина «История государства  и народов России » 2002г ст.-38-39

Недовольство народных масс не решаемыми социальными проблемами, поражение в русско-японской войне  резко усугубили положение в  стране и так стоявшей на гране революционного взрыва.

2 января 1905 в ответ на  увольнение нескольких рабочих,  на Путиловском заводе вспыхнула  забастовка, ее подержали все  крупные предприятия Петербурга. Бунт рабочих возглавлял священник  Гапон Г.А, который предложил недовольному народу встретиться с царем, устроив мирное шествие к Зимнему дворцу для подачи петиции о нуждах народа, в которую были включены следующие требования:

1) Немедленное объявление свободы слова, печати, собраний, равенство всех перед законом;

2) Ответственность министров перед народом;

3) Отделение церкви от государства;

4) Прекращение войны с Японией и много другое.

Утром 9 января 1905 года по мирному  шествию около Зимнего дворца военными был открыт огонь. Более 130 человек погибло. В ответ на это  во второй половине 9 января по всему  Петербургу прокатились массовые беспорядки. А 10 января бастовал уже весь рабочий  класс столицы. Забастовки прокатились  по всей стране. «Кровавое воскресенье  » серьезно подорвало монархические  настроения масс и вытолкнуло российский пролетариат на арену борьбы с  самодержавием. Забастовки прокатились  по всей стране. Вспыхнула революция. Основным вопросам корой стали: крестьянский, рабочий и национальный вопросы.

Крестьянский вопрос. «Участники волнений не выдвигали политических требований. Но их восстания были стихийными и неорганизованными, а 1902-1903 гг. стали  сопровождаться разгромом помещичьих усадеб.

Правительство пыталось найти  решения крестьянского вопроса  при сохранении помещичьих усадьб и без особых затрат для казны.

В начале 1904 года проект реформы  крестьянского вопроса был разработан, однако его обсуждение затянулось

Рабочий вопрос. Усилившиеся  стачки, рост недовольства рабочих  и забастовок, в ходе которых началось выдвижение политических требований, заставили правительство попытаться решить рабочий вопрос. Одной из таких попыток стала «зубатовщина», смысл которой состоял в том, чтобы создавать легальные рабочие организации, которые способствовали бы улучшению быта рабочих, мирному разрешению конфликтов и удержанию забастовок и рабочих стачек.

Национальный вопрос. Сокращение автономии Финляндии, сохранявшаяся  черта оседлости, запреты на занятие  сельским хозяйством, квоты для студентов  высших учебных заведений. Принятие в 1903 году указа о секвестре имущества  армянских церквей и передаче контроля за расходами под надзор государства. Все это способствовало усилению националистических движений и среди рабочих и среди национальной буржуазии.

Выход из сложившейся ситуации Николай II попытался найти в министре внутренних дел В.К. Плеве, однако в  июле 1904 он был убит, его полномочия перешли к Святополку-Мирскому. Он попытался добиться взаимного доверия  между обществом и правительством: были ослаблены цензурные преследования  печати, некоторые общественные деятели  возвращены из ссылки и др. Однако новый  курс правительства так же не увенчался  успехом» Е.Е. Вяземский, Л.В.Жукова, В.А. Шестаков «история России с древнейших времен до наших дней» 2005 г.

Информация о работе Основные изменения в правовой системе императорской России в начале ХХ века