Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 13:36, реферат
Целью данной работы является выявление особенностей национальных костюмов народов.
Задачи данной работы: проанализировать одежду каждого народа и выявить ее специфику.
Введение……………………………………………………......3
Глава 1. Коренные народы Урала: их формирование
и специфика………………………………………………….…4
1.1 Расселение народов Урала ………………………………..4
1.2 Коми пермяки Прикамья ………………………………….5
1.3 Коми – зыряне………………………………………….…..6
1.4 Удмурты…………………………………………….…..….8
1.5 Манси ……………………………………....……………………..…...9
1.6 Ханты…………………………………………………………………10
1.7 Самодийцы………………………………………………..11
1.8 Мари…………………………………………………….…12
1.9 Башкиры………………………………………………...…13
Глава 2: одежда народов Урала ……………………..………14
2.1. Одежда Коми-Пермяков ………………………………....14
2.2 Одежда Коми – зырян …………………………….……..15
2.3 Одежда Удмуртов……………………………….………..16
2.4 Одежда Манси…………………………………………….17
2.5 Одежда Ханты…………………………………………….18
2.6 Одежда Самодийцев…………………………….………..18
2.7 Одежда Марийцев……………………………...…………18
2.8 Одежда Башкир…………………………………..……….19
Заключение……………………………..……………………..20
Список литературы………………………..………………….21
Девушки
носили головные повязки - панжос. Сзади
их стягивали завязками, а лицевую сторону
украшали крупным бисером, монетами, а
иногда, как отмечал в 1851 г. корреспондент
Русского географического общества Е.
Павлов, "что-то вроде змеиных головок,
довольно искусно сделанных из кости и
утвержденных в недальнем между собою
расстоянии". Бисер для украшений признается
материалом, заимствованным у южных народов.
2.5
Одежда Ханты
Одежда
у северных Хантов близка к ненецкой: распашная
женская шуба из оленьего меха, пальто-халат
из сукна, мужская глухая малица и совик,
или гусь с капюшоном. У восточных Хантов
вся одежда распашная, меховая или халатообразная
суконная. Обувь - меховая, замшевая или
кожаная (сапоги разной длины и покроя,
зимние - с меховыми чулками). В меховой
одежде сочетаются белый и тёмный цвета,
отделка цветным сукном (красным, зелёным).
Суконная одежда расшита бисером, металлическими
бляшками, аппликацией. Женщины носят
украшения из бисера, кольца, серьги. Косы
раньше украшали накосниками с ложными
косами. Мужчины также носили косы. Была
известна татуировка.
2.6
Одежда Самодийцев
Верхняя
одежда (малица, сокуй) и обувь (пимы)
шились из оленьих шкур.
2.7
Одежда Марийцев
Мужская
одежда марийцев состояла из рубахи туникообразного
кроя, скромно украшенной, и штанов.
В качестве верхней одежды мужчины носили
кафтаны, тулупы, шубы. Рубаху и верхнюю
одежду носили с поясами. Головными уборами
были войлочные шляпы и меховые бараньи
шапки. Для женской одеждой были в основном
характерны те же детали, которые имели
некоторые отличия. Так, женская рубаха
была длиннее мужской и богато украшалась
вышивкой на груди, плечах, спине и рукавах.
С рубахой женщины носили штаны, а поверх
рубахи и штанов шовыр – холщевый балахон
с вышивкой, а также суконный кафтан с
клиньями или борами. Рубахи и кафтан носили
с поясами. Зимой женщины носили овчинный
тулуп. Женские головные уборы были разнообразны
– сорока, конусообразный «колпак», щарпан
– головное полотенце и др. Специфическим
элементом женской одежды был передник.
Женщины носили большое количество украшений
из бисера, раковин каури, монет. Мужской
и женской обувью были лапти, кожаные сапоги,
валенки, для работ в болотистых местах
к обуви прикрепляли деревянные платформы.
2.8 Одежда
Башкир
Народная одежда башкир объединяет традиции степных кочевников и местных оседлых племён. Основу женской одежды составляло длинное отрезное в талии платье с оборками, передник, камзол, украшенный позументом и серебряными монетами. Молодые женщины носили нагрудные украшения из кораллов и монет. Головной убор женщин — чепец из коралловой сетки с серебряными подвесками и монетами, с длинной, спускающейся по спине лопастью, расшитой бисером и раковинами-каури; девичий — шлемовидная шапочка, также покрытая монетами, носили также колпачки, платочки. Молодые женщины носили яркие головные покрывала. Верхняя одежда — распашные кафтаны и чекмени из цветного сукна, отделанные позументом, вышивкой, монетами. Украшения — различного рода серьги, браслеты, перстни, косники, застёжки — изготовлялись из серебра, кораллов, бисера, серебряных монет, с применением вставок из бирюзы, сердолика, цветного стекла.
Мужская
одежда — рубахи и штаны с широким
шагом, лёгкие халаты (прямоспинные и
расклешённые), камзолы, тулупы. Головные
уборы — тюбетейки, круглые меховые
шапки, малахаи, закрывающие уши и шею,
шляпы. Шапки из меха зверя носили и женщины.
Широкое распространение имели сапоги,
кожаные ботинки, ичиги, бахилы, а в Приуралье
— и лапти.
Заключение
Одежда
народов Урала сохраняла
Русское население в одежде в большинстве своем тоже оказывалось верным традиции. У женщин-крестьянок преобладал комплект с сарафаном. При безусловном господстве в быту заводского женского населения сарафанного комплекса немалая часть его начинает отдавать предпочтение новым формам одежды: парочке (юбка с кофтой) и платью, из верхней одежды — пальто, из головных уборов — наколке, шали, косынке; из обуви — башмакам. Жены и дочери заводских служителей, как и городской верхушки, выглядели, по словам очевидцев, «настоящими барынями». Мужья их носили сюртуки, жилеты, манишки, шинели и другую «общую европейскую одежду». Мужчины-рабочие ходили в суконных кафтанах, красных «александрийских» рубахах, сапогах со складками и сафьяновой оторочкой. Вместо крестьянских валяных колпаков на головах у них были круглые шляпы и фуражки.
Необычайно
самобытен и оригинален костюм народов,
населяющих Урал, его характеризуют
богатство форм и цветовой гаммы,
самобытные фактурные и объемные
решения, своеобразие украшений
и техник декоративной отделки, разнообразие
приемов изготовления. В каждой этноконфессиональной
группе населения были выработаны и сохранялись
виды и формы костюма, в наибольшей степени
соответствующие характеру занятий людей,
быту, географическим и климатическим
условиям, отвечавшие представлениям
народа о красоте. Ведь формы одежды, их
конструктивное и декоративное решение
зависят от климатических условий и уровня
развития производительных сил, от занятий
народа, религиозно-магических практик
и сложившихся исторических реалий.
Список литературы: