Одежда коренных народов Урала

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 13:36, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является выявление особенностей национальных костюмов народов.
Задачи данной работы: проанализировать одежду каждого народа и выявить ее специфику.

Оглавление

Введение……………………………………………………......3
Глава 1. Коренные народы Урала: их формирование
и специфика………………………………………………….…4
1.1 Расселение народов Урала ………………………………..4
1.2 Коми пермяки Прикамья ………………………………….5
1.3 Коми – зыряне………………………………………….…..6
1.4 Удмурты…………………………………………….…..….8
1.5 Манси ……………………………………....……………………..…...9
1.6 Ханты…………………………………………………………………10
1.7 Самодийцы………………………………………………..11
1.8 Мари…………………………………………………….…12
1.9 Башкиры………………………………………………...…13
Глава 2: одежда народов Урала ……………………..………14
2.1. Одежда Коми-Пермяков ………………………………....14
2.2 Одежда Коми – зырян …………………………….……..15
2.3 Одежда Удмуртов……………………………….………..16
2.4 Одежда Манси…………………………………………….17
2.5 Одежда Ханты…………………………………………….18
2.6 Одежда Самодийцев…………………………….………..18
2.7 Одежда Марийцев……………………………...…………18
2.8 Одежда Башкир…………………………………..……….19
Заключение……………………………..……………………..20
Список литературы………………………..………………….21

Файлы: 1 файл

Одежда коренных народов Урала.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

      Девушки носили головные повязки - панжос. Сзади их стягивали завязками, а лицевую сторону украшали крупным бисером, монетами, а иногда, как отмечал в 1851 г. корреспондент Русского географического общества Е. Павлов, "что-то вроде змеиных головок, довольно искусно сделанных из кости и утвержденных в недальнем между собою расстоянии". Бисер для украшений признается материалом, заимствованным у южных народов. 

      2.5 Одежда Ханты 

      Одежда у северных Хантов близка к ненецкой: распашная женская шуба из оленьего меха, пальто-халат из сукна, мужская глухая малица и совик, или гусь с капюшоном. У восточных Хантов вся одежда распашная, меховая или халатообразная суконная. Обувь - меховая, замшевая или кожаная (сапоги разной длины и покроя, зимние - с меховыми чулками). В меховой одежде сочетаются белый и тёмный цвета, отделка цветным сукном (красным, зелёным). Суконная одежда расшита бисером, металлическими бляшками, аппликацией. Женщины носят украшения из бисера, кольца, серьги. Косы раньше украшали накосниками с ложными косами. Мужчины также носили косы. Была известна татуировка. 
 

      2.6 Одежда Самодийцев 

      Верхняя одежда (малица, сокуй) и обувь (пимы) шились из оленьих шкур. 
 

      2.7 Одежда Марийцев  

      Мужская одежда марийцев состояла из рубахи туникообразного  кроя, скромно украшенной, и штанов. В качестве верхней одежды мужчины носили кафтаны, тулупы, шубы. Рубаху и верхнюю одежду носили с поясами. Головными уборами были войлочные шляпы и меховые бараньи шапки. Для женской одеждой были в основном характерны те же детали, которые имели некоторые отличия. Так, женская рубаха была длиннее мужской и богато украшалась вышивкой на груди, плечах, спине и рукавах. С рубахой женщины носили штаны, а поверх рубахи и штанов шовыр – холщевый балахон с вышивкой, а также суконный кафтан с клиньями или борами. Рубахи и кафтан носили с поясами. Зимой женщины носили овчинный тулуп. Женские головные уборы были разнообразны – сорока, конусообразный «колпак», щарпан – головное полотенце и др. Специфическим элементом женской одежды был передник. Женщины носили большое количество украшений из бисера, раковин каури, монет. Мужской и женской обувью были лапти, кожаные сапоги, валенки, для работ в болотистых местах к обуви прикрепляли деревянные платформы. 
 
 
 
 
 
 
 

      2.8 Одежда Башкир 

      Народная  одежда башкир объединяет традиции степных кочевников и местных оседлых племён. Основу женской одежды составляло длинное отрезное в талии платье с оборками, передник, камзол, украшенный позументом и серебряными монетами. Молодые женщины носили нагрудные украшения из кораллов и монет. Головной убор женщин — чепец из коралловой сетки с серебряными подвесками и монетами, с длинной, спускающейся по спине лопастью, расшитой бисером и раковинами-каури; девичий — шлемовидная шапочка, также покрытая монетами, носили также колпачки, платочки. Молодые женщины носили яркие головные покрывала. Верхняя одежда — распашные кафтаны и чекмени из цветного сукна, отделанные позументом, вышивкой, монетами. Украшения — различного рода серьги, браслеты, перстни, косники, застёжки — изготовлялись из серебра, кораллов, бисера, серебряных монет, с применением вставок из бирюзы, сердолика, цветного стекла.

      Мужская одежда — рубахи и штаны с широким  шагом, лёгкие халаты (прямоспинные и  расклешённые), камзолы, тулупы. Головные уборы — тюбетейки, круглые меховые  шапки, малахаи, закрывающие уши и шею, шляпы. Шапки из меха зверя носили и женщины. Широкое распространение имели сапоги, кожаные ботинки, ичиги, бахилы, а в Приуралье — и лапти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

      Одежда  народов Урала сохраняла этническое своеобразие в большей степени, чем жилище. От русских в обиход мужчин-марийцев вошли штаны с широким шагом, рубахи-косоворотки, шубы с отрезной талией, темные кафтаны без отделки. Продолжался процесс сближения с русским костюма мужчин-коми, хантов, манси, удмуртов. Вообще мужская одежда включала больше заимствований, чем женская, причем процесс заимствований сохранял многосторонний характер. При этом переход на преимущественное ношение «чужой» одежды был характерен только для ассимилированных групп населения — для обруселых хантов и манси, обашкирившихся удмуртов и марийцев. Одежда башкир и татар менее других оставалась подверженной изменениям; взаимообмена в одежде у этих народов с русскими по-прежнему не наблюдалось.

      Русское население в одежде в большинстве своем тоже оказывалось верным традиции. У женщин-крестьянок преобладал комплект с сарафаном. При безусловном господстве в быту заводского женского населения сарафанного комплекса немалая часть его начинает отдавать предпочтение новым формам одежды: парочке (юбка с кофтой) и платью, из верхней одежды — пальто, из головных уборов — наколке, шали, косынке; из обуви — башмакам. Жены и дочери заводских служителей, как и городской верхушки, выглядели, по словам очевидцев, «настоящими барынями». Мужья их носили сюртуки, жилеты, манишки, шинели и другую «общую европейскую одежду». Мужчины-рабочие ходили в суконных кафтанах, красных «александрийских» рубахах, сапогах со складками и сафьяновой оторочкой. Вместо крестьянских валяных колпаков на головах у них были круглые шляпы и фуражки.

      Необычайно  самобытен и оригинален костюм народов, населяющих Урал, его характеризуют  богатство форм и цветовой гаммы, самобытные фактурные и объемные решения, своеобразие украшений  и техник декоративной отделки, разнообразие приемов изготовления. В каждой этноконфессиональной группе населения были выработаны и сохранялись виды и формы костюма, в наибольшей степени соответствующие характеру занятий людей, быту, географическим и климатическим условиям, отвечавшие представлениям народа о красоте. Ведь формы одежды, их конструктивное и декоративное решение зависят от климатических условий и уровня развития производительных сил, от занятий народа, религиозно-магических практик и сложившихся исторических реалий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  литературы:

  1. http://www.history-ural.ru/ural-v-pervoy-polovine-xix-veka/85-bit-naseleniya.html
  2. http://folk-costume.com/narodnoe-iskusstvo-urala/  
  3. Г.Н.Чагин Народы и культуры Урала в XIX- XX в.в. – Екатеринбург: «Сократ», 2002.
  4. В.Н.Белицер Крестьянская одежда населения Европейской России (XIX- нач. XX в.); Народы Среднего Поволжья и Приуралья. – М.: Издательство «Советская Россия», 1971.

Информация о работе Одежда коренных народов Урала