Одежда коренных народов Урала

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 13:36, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является выявление особенностей национальных костюмов народов.
Задачи данной работы: проанализировать одежду каждого народа и выявить ее специфику.

Оглавление

Введение……………………………………………………......3
Глава 1. Коренные народы Урала: их формирование
и специфика………………………………………………….…4
1.1 Расселение народов Урала ………………………………..4
1.2 Коми пермяки Прикамья ………………………………….5
1.3 Коми – зыряне………………………………………….…..6
1.4 Удмурты…………………………………………….…..….8
1.5 Манси ……………………………………....……………………..…...9
1.6 Ханты…………………………………………………………………10
1.7 Самодийцы………………………………………………..11
1.8 Мари…………………………………………………….…12
1.9 Башкиры………………………………………………...…13
Глава 2: одежда народов Урала ……………………..………14
2.1. Одежда Коми-Пермяков ………………………………....14
2.2 Одежда Коми – зырян …………………………….……..15
2.3 Одежда Удмуртов……………………………….………..16
2.4 Одежда Манси…………………………………………….17
2.5 Одежда Ханты…………………………………………….18
2.6 Одежда Самодийцев…………………………….………..18
2.7 Одежда Марийцев……………………………...…………18
2.8 Одежда Башкир…………………………………..……….19
Заключение……………………………..……………………..20
Список литературы………………………..………………….21

Файлы: 1 файл

Одежда коренных народов Урала.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

      Традиции  земледелия связаны, по археологическим  данным, еще с культурой перми  вычегодской, непосредственных предков  коми народа. Первоначально, в Х-ХI вв., оно было подсечно-огневым, с ручной обработкой земли. Переход к пашенному земледелию с использованием лошадиной тягловой силы начинается с ХII в. Деревянная соха в это время оснащается железными сошниками. В ХV в. постепенно внедрилось трехпольное земледелие. Переход от лесного перелога к двух- и трехпольной системе севооборота и от ручной обработки земли к пашенной не был единовременным процессом. Даже в ХIX - нач. ХХ вв. применялись все три системы земледелия: трехполье, перелог и подсека. Правильный трехпольный севооборот осуществлялся преимущественно на давно освоенных и близлежащих участках и преобладал лишь в южных районах. Наиболее распространенной зерновой культурой был ячмень, его сеяли на солнечных склонах и на хорошо унавоженных землях. Второе место по значению занимала рожь. Овес и пшеницу сеяли преимущественно в южных районах в незначительных размерах. В небольших количествах для личных нужд высевали лен и коноплю. Огородничество было развито слабо, сажали репу, редьку, иногда капусту и лук. К началу ХХ в. повсеместно распространился картофель. Картофель, как и овощи, сажали на приусадебных участках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.4 Удмурты 

      В конце 1 тыс. н. э. из общепермской языковой общности выделяется удмуртский язык. В формировании удмуртского этноса (старое русское название удмуртов – отяки или вотяки, тюрские – ары) принимали участие разные группы населения. Известно несколько археологических культур, отражающие эти процессы. Укреплённые посёлки в это время превращаются в протогорода. Одним из таких памятников было городище Иднакар на р. Чепце. Его площадь около - 40 тыс. кв. м . Между наружным и внутренним валом находилась заселённая территория (как посад в русских городах), а центральная площадка напоминала укреплённый кремль. Это был центр северных удмуртов. Своё название он получил по имени героя – князя Идна.

      На  городище найдены вещи из металла  и кости, выполненные с большим  мастерством. Известны и другие городища, связанные с именами героев - князей – Гурьякар, Весьякар.

      У удмуртского населения в этот период наблюдается рост пашенного земледелия, происходит развитие животноводства, ремёсел, в том числе ювелирного и металлургического, не уступающего по уровню деревенскому. По находкам на городищах можно говорить о влиянии и контактах удмуртов с Волжской Булгарей и Русью. Начавшийся процесс консолидации и становление государственности у удмуртов был нарушен в 13в. В связи с перемещением населения под натиском монголо-татар.

      Поселения (гурт) Удмуртов располагались в  основном цепочкой вдоль рек, вблизи родников. До середины 19 века удмуртские гурты застраивались без улиц: каждый родственный коллектив строился вокруг родовой усадьбы, образуя кучевую планировку поселения. Во 2-й половине 19 века согласно правительственным указам внедряется уличная планировка, при этом родственники селились по соседству, образуя улицу или концы с патронимическим названием. Исторически сложившимися типами посёлков у Удмуртов были деревни, сёла, починки.

      Традиционное  жилище Удмуртов - наземная бревенчатая  изба (корка) с холодными сенями. Двускатная тесовая крыша ставилась прежде на самцах, позднее - на стропилах. Углы рубили в обло, пазы прокладывали мхом или куделью. В начале 20 века зажиточные семьи ставили дома-пятистенки, из зимней и летней половин, или двухэтажные дома с кирпичным низом. Удмуртская изба соответствовала северо-среднерусской планировке. Глинобитную печь (гур) ставили у входа устьем к фасадной стене. На шестке устраивали очаг - северные Удмурты с подвешенным, южные, как и татары, с вмазанным котлом. По диагонали от печи находился красный угол, где стояли стол и стул для главы семьи. Вдоль стен тянулись массивные лавки, над ними - полки. Спали на нарах и полатях. Летом жили в неотапливаемой одно- или двухэтажной клети (кенос, чум) с галереей. Их часто ставили под одну крышу с избой, соединяя их сенями, или отдельно, напротив избы, по другую сторону двора. На каждом дворе было культовое сооружение (куа) для семейных молений. Оно служило и летней кухней. Из других надворных построек на усадьбе удмуртского крестьянина были погреб с навесом или срубным помещением - кладовкой над ним, навесы для дров и хозяйственного инвентаря. Хлевы и скотный двор, отделённые забором, примыкали к чистому двору.

      Типичная  планировка усадьбы П-образная, встречается  и Г-образная. Уличную сторону  усадьбы составляли фасад дома и глухая стена кеноса или хозяйственного амбара, соединённые оградой с воротами. Наличники окон и столбы ворот украшали солярными узорами в технике трёхгранной выемчатой резьбы. 
 
 
 

      1.5 Манси 

      В лесной полосе Урала от рр. Вишеры и  Лозьвы до Пышмы и Исети в 10 -13 вв. существовала юдинская культура, основные признаки которой совпадают с более поздней – мансийской. Известны городища и могильники этого времени. Городища строили на высоких берегах рек или на сравнительно низких террасах. Их окружали рвом 2 – 3 метра и валом, при сооружении которого использовали деревянные конструкции. Площадь городищ колебалась от 400 до 300м кв. На Юдинском городище параллельно валу располагались жилища двух видов: шатровые (легкие) и срубные.

      В обряде погребения юдинцев наблюдается культ коня, широкое использование огня, помещение в могилу сломанных вещей (Ликинский могильник). На памятниках юдинской культуры найдены глиненая посуда и фигурки сидящих людей, железные ножи, наконечники стрел, рыболовные крючки, топоры, украшения – бубенчики, браслеты, серьги, шумящие подвески. Среди перечисленных вещей встречаются славянские, приуральские и местные. Население занималось охотой и рыболовством. Юдинская культура генетически связана с памятниками 6 – 9 вв. на этой территории. По погребальному обряду, узорам, конструкции жилищ, сходству родовых знаков и изображений на писаницах юдинская культура может быть определена как культура предков манси.

      Традиционная  культура носит типично таежный  облик, хозяйство комплексное. Основными  занятиями были охота и рыболовство, частично оленеводство. На Оби и в низовьях Северной Сосьвы преобладающим занятием было рыболовство. Жители верховьев рек занимались преимущественно охотой, некоторые выезжали на Обь для сезонной рыбной ловли. Охота была пушная и мясная. Пушная охота (белка, соболь) носила товарный характер. На Конде добывали бобров, оленей, лосей, боровую и водоплавающую дичь. Помимо ружей, которые появились в XVIII в., использовали луки и стрелы.

      Для рыбной ловли существовали различные  ловушки, заграждения-запоры и сети. В верховьях Лозьвы, Северной Сосьвы и Ляпина, там, где часть северных манси могла летом в горах выпасать оленей, их основным занятием являлось оленеводство. Оленей было немного и их использовали преимущественно в транспортных целях.

      Поселения (пауль) были постоянными (зимние) и  временными сезонными (весенние, летние, осенние). В них обычно насчитывалось  до десяти домов с постройками, располагавшихся  по берегам рек. Как правило, селения  находились на расстоянии дня езды одно от другого. Основной тип жилища - срубный дом с двускатной крышей, часто без фундамента. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.6 Ханты 

      ХАНТЫ, ханти, хандэ, кантэк (самоназвание - "человек"), народ в Российской Федерации (22,3 тыс. человек). Живут по Оби, Иртышу и их притокам в Ханты-Мансийском (11,9 тыс. человек), Ямало-Ненецком (7,2 тыс. человек) автономных округах и Александровском и Каргасокском районах Томской области (804 человека). Общая численность 22,5 тыс. человек. Близки к манси, с которыми объединяются под названием обские угры. Среди Хантов выделяются три этнографические группы - северная, южная и восточная. Они отличаются диалектами, самоназванием, особенностями в хозяйстве  и культуре, эндогамией. На северных Хантов оказали сильное влияние ненцы, на восточных - селькупы, южные (прииртышские) Ханты практически смешались с русскими и татарами. Выделяются также территориальные группы - васюганские, салымские, казымские Ханты и др. До начала 20 века русские называли Хантов остяками (возможно от "Ас-ях" - "народ большой реки"), ещё ранее (до 14 века) - югрой, югричами. Коми-зыряне называли Хантов егра, ненцы - хаби, татары - уштек (эштек, истек).

      Основная  пища — рыба, которая перерабатывается практически полностью (что не идет в пищу, используется для приготовления  клея, жира, утвари), и мясо лося, оленя; приправой к ним служат ягоды, используемые и как начинка для пирогов. Зерновые продукты употребляются преимущественно в виде муки и блюд из нее, реже в виде круп. Напитки — вода, отвар чаги, чай. Традиционным стало употребление табака, который жуют, нюхают, курят. 

      До  начала ХХ в. ханты занимались рыболовством (их называли «рыбоядцами», «рыбокожими»), а также охотой, собирательством, оленеводством. Расселение хантов по рекам  обусловило многообразие видов рыболовства: например, запорное, когда речку или протоку перегораживали специальным заграждением (запором) с отверстиями, в которые вставляли ловушки для рыбы. Охотились на лося, дикого оленя, белку, соболя, лису и др. Собирали кедровые орехи и ягоды. Оленеводы выпасали оленей, кочуя вместе с ними с одного ягельного пастбища на другое. По Оби и Иртышу уже в начале ХХ в. держали коров, овец и лошадей, занимались овощеводством. В советское время разводили черно-бурых лисиц. 

      Ханты живут в Тюменской (Ханты-Мансийский — Югра и Ямало-Ненецкий автономные округа) и Томской областях (Александровский район). В 2000 г. постановлением Правительства наделены статусом коренного малочисленного народа.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.7 Самодийцы 

      Полярная  зона Северного Урала и низовья  р. Обь в I-II тыс.н.э. были зоной обитания предков самойдийцев. В уральской языковой семье ненцы вместе с энцами, нганасанами и селькупами составляют особую самойдийскую группу.

      Самойдийцы (русские средневековые источники  называли их самоядью) – древний  этноним, который повторяется в разных формах в названиях племен и родов некоторых народов Сибири. Кое-кто из исследователей привлекает сюда и название самцы (саамы или лопари живут в настоящее время на Кольском полуострове, а также в северных районах Норвегии, Швеции и Финляндии).

      Формирование  народов самодийской группы некоторые  ученые связывают с кулайской  культурой (V в. До н.э. — V в. н. э.), сложившейся  на территории Среднего Приобья. В последнее  время появилась другая точка  зрения об автохтонном происхождении  предков самодийцев на севере Западной Сибири, где прослеживается преемственность археологических культур от энеолита до раннего Железного века. «Каменная самоядь», как называли позднее Русские североуральских самодийцев, кочевала в Боль-шеземельской тундре — от Печоры до Уральского хребта.

      Верхняя одежда (малица, сокуй) и обувь (пимы) шились из оленьих шкур.

      Первые  люди, которые вошли в состав современных  самодийскоязычных народов, появились  в высоких широтах около 6 тыс  лет назад Это были древние  охотники, пришедшие в тундру через таежную полосу По языку они относились к уральцам, по физическому облику — к монголоидам. Охотники знали лыжи, кожаную лодку-волокушу, простейший лук, копье и много способов добычи дикого оленя.

      Именно  элементы общераспространенной на севере культуры охоты на дикого оленя, удивительно единообразной у самых разных народов, позволяют определить границы расселения древнего населения Ведь древний народ по разным причинам исчез, а следы его культуры остались.

      Кроме культурного следа неолитические  охотники на дикого оленя более позднего времени создали социальные объединения — роды, группы родов и даже фратрии, отличные по структуре, характеру и происхождению. Например, среди ненцев четко прослеживаются «истинно ненецкие» роды, а также роды, образовавшиеся по ненецкому образцу из древнего населения. То же можно сказать и о многих нганасанских родах. Эти-то древности тесно связываются по ряду признаков с саамами на западе и с юкагирами на востоке.

      Когда древние уральцы ушли на север  и обосновались там, самодийцев в тех местах не существовало. Оставшиеся на юге уральские народности через некоторое время так отошли друг от друга, что стали различаться и предки юкагиров, и угров, и самодийцев Когда это произошло, смогут со временем ответить историки-языковеды вкупе с археологами Пока можно лишь предполагать время их дифференциации и расселения. Ясно, что переселение самодийцев на север не было однократным Выявляется по меньшей мере три волны переселенцев. 
 
 
 
 
 
 
 

      1.8 Мари 

      Складывание марийской этнической общности на территории Волго-Вятского междуречья относится к I тыс. н.э. Уже Иордан, готский историк 6 века, знал древних марийцев под именем «оремискано». В хазарском документе X в. они упоминаются как «ц-р-мис», а древнерусский летописец называет их «черемися». Большую роль в этногенезе мари сыграли соседние племена удмуртов и мордвы. Южные марийцы, жившие по соседству с Волжской Булгарией, испытали тюркское влияние. После разгрома Булгарского государства монголо-татарами марийцы стали переселяться к северо-востоку, оттесняя удмуртов к верховьям Вятки.

Информация о работе Одежда коренных народов Урала