Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 13:36, реферат
Целью данной работы является выявление особенностей национальных костюмов народов.
Задачи данной работы: проанализировать одежду каждого народа и выявить ее специфику.
Введение……………………………………………………......3
Глава 1. Коренные народы Урала: их формирование
и специфика………………………………………………….…4
1.1 Расселение народов Урала ………………………………..4
1.2 Коми пермяки Прикамья ………………………………….5
1.3 Коми – зыряне………………………………………….…..6
1.4 Удмурты…………………………………………….…..….8
1.5 Манси ……………………………………....……………………..…...9
1.6 Ханты…………………………………………………………………10
1.7 Самодийцы………………………………………………..11
1.8 Мари…………………………………………………….…12
1.9 Башкиры………………………………………………...…13
Глава 2: одежда народов Урала ……………………..………14
2.1. Одежда Коми-Пермяков ………………………………....14
2.2 Одежда Коми – зырян …………………………….……..15
2.3 Одежда Удмуртов……………………………….………..16
2.4 Одежда Манси…………………………………………….17
2.5 Одежда Ханты…………………………………………….18
2.6 Одежда Самодийцев…………………………….………..18
2.7 Одежда Марийцев……………………………...…………18
2.8 Одежда Башкир…………………………………..……….19
Заключение……………………………..……………………..20
Список литературы………………………..………………….21
В хозяйстве и развитии социальных отношений у марийцев происходили процессы, сходные с теми, что наблюдались у удмуртов.
Подразделяются
на три основные субэтнические группы:
горные, луговые и восточные. Горные
марийцы (кырыкмары) живут на правобережье
Волги в пределах современного Горномарийского
района Республики Марий Эл, а также по
бассейнам рек Ветлуга, Рутка, Арда, Парат
и левобережью Волги. Всю центральную
и восточную часть Республики Марий Эл
населяют луговые марийцы (олык марий).
В XVI веке, пишут историки, часть марийцев
устремилась в Закамье на башкирские земли,
положив начало формированию этнографической
группы восточных мари. Марийский язык
относится к финно-волжской группе финно-угорской
ветви уральских языков. Около 464 тысяч
(77 процентов) марийцев владеют родным
языком, большинство (97 процентов) говорят
на русском, широко распространено марийско-русское
двуязычие. Выделяются наречия: горное,
луговое, восточное и северо-западное.
У марийцев два литературных языка – лугово-восточный
и горно-марийский. Письменность – на
основе русского алфавита. Верующие –
преимущественно православные и приверженцы марийской
веры(марла вера), сочетающие христианство
с традиционным язычеством. Часть марийцев
исповедует ислам. Главный музыкальный
инструмент – кюсле кэрш (гусли). Главные
блюда – коман мелна (блины с начинкой).
1.9
Башкиры
Формирование башкирского этноса (самоназвание — «баджгард», «башкурт») было сложным в связи с большой подвижностью племен степной и лесостепной зоны. По мнению одних ученых, его основу составили древнетюркские племена, которые в течение VIII—IX вв. кочевали в Приаралье и в Казахстане. По мнению других, следует учитывать роль угорского и иранского компонентов в складывании башкир. Расселение предков башкир на их современную территорию началось с IX в. Процесс этот был длительным, и одновременно происходил приток новых групп населения. Возможно, в XII—XIII вв. на формирование башкирского этноса повлияло продвижение в этот район кипчаков. На карте XII в. арабского географа Идриси башкиры обозначены к западу от Уральских гор и к востоку от Волжской Булгарии. Центром формирования башкир являлась Белебеевская возвышенность. Их основными занятиями были пастушеское или кочевое скотоводство, в северных районах — охота и бортничество.
Традиционное жилище Башкир - войлочная юрта со сборным решётчатым каркасом, тюркского (с полусферическим верхом) или монгольского (с коническим верхом) типа. В степной зоне ставили глинобитные, пластовые, саманные дома, в лесной и лесостепной зоне - срубные избы с сенями, дома со связью (изба - сени - изба) и пятистенки, изредка встречались (у зажиточных) крестовые и двухэтажные дома. Для срубов использовали хвойные породы, осину, липу, дуб. Временными жилищами и летними кухнями служили дощатые балаганы, плетневые избы, шалаши. На строительную технику Башкир большое влияние оказали русские и соседние народы Урало-Поволжья. Современные сельские жилища Башкиры строят из брёвен, применяя срубную технику, из кирпича, шлакобетона, бетонных блоков. В интерьере сохраняют традиционные черты: деление на хозяйственно-будничную и гостевую половины, устройство нар.
Народная одежда Башкир объединяет традиции степных кочевников и местных оседлых племён. Основу женской одежды составляло длинное отрезное в талии платье с оборками, передник, камзол, украшенный позументом и серебряными монетами. Молодые женщины носили нагрудные украшения из кораллов и монет. Головной убор женщин - чепец из коралловой сетки с серебряными подвесками и монетами, с длинной, спускающейся по спине лопастью, расшитой бисером и раковинами-каури; девичий - шлемовидная шапочка, также покрытая монетами, носили также колпачки, платочки. Молодые женщины носили яркие головные покрывала. Верхняя одежда - распашные кафтаны и чекмени из цветного сукна, отделанные позументом, вышивкой, монетами. Украшения - различного рода серьги, браслеты, перстни, косники, застёжки - изготовлялись из серебра, кораллов, бисера, серебряных монет, с применением вставок из бирюзы, сердолика, цветного стекла.
Мужская одежда - рубахи и штаны с широким шагом, лёгкие халаты (прямоспинные и расклешённые), камзолы, тулупы. Головные уборы - тюбетейки, круглые меховые шапки, малахаи, закрывающие уши и шею, шляпы. Шапки из меха зверя носили и женщины. Широкое распространение имели сапоги, кожаные ботинки, ичиги, бахилы, а в Приуралье - и лапти.
Преобладала мясная и молочная пища, употребляли продукты охоты, рыбной ловли, мёд, ягоды и травы. Традиционные блюда - мелконарезанная конина или баранина с бульоном (бишбармак, куллама), вяленая колбаса из конского мяса и жира (казы), различные виды творога, сыр (корот), каши из пшена, ячменной, полбяной и пшеничной крупы, толокно. Популярна лапша на мясном или молочном бульоне, крупяные супы. Хлеб (лепёшки) употребляли пресный, в 18-19 веках распространился кислый хлеб, в пищевой рацион вошли картофель, овощи. Напитки слабоалкогольные: кумыс (из кобыльего молока), буза (из проросших зёрен ячменя, полбы), бал (сравнительно крепкий напиток из мёда и сахара); пили также разбавленное кислое молоко - айран.
Глава 2: одежда народов Урала.
2.1 Одежда Коми-Пермяков
Традиционная женская одежда — холщовая рубаха, белая или чаще цветная, с прямыми вставками или поликами на плечах, с длинными рукавами и круглым воротом в сборку; поверх рубахи косоклинный сарафан (дубас) из набойки или синего холста, который подпоясывался плетёным пояском с бахромой на концах; поверх сарафана цветной или белый фартук (запон).
Традиционные женские головные уборы — самшура (чепец с твёрдым дном, обшитый кумачом и украшенный вышивкой и полосками позумента) в южных районах и кокошник (чепец с твёрдым полуовальным очельем, вышитым мелкими пуговицами, блёстками и бисером) — в северных. На улице самшуру и кокошник покрывали платком.
Мужская одежда состояла из рубахи и штанов (вешъян). Рубаха длинная из белого холста или пестряди, ворот, рукава и подол украшались ткаными красными полосками, вместо пуговиц к вороту пришивались завязки. Рубаху носили поверх штанов, подпоясывая её узким плетёным пояском. Штаны — из грубого сурового холста или синей в белую полоску пестряди. Головные уборы: валеные шерстяные колпаки, позднее фуражки.
Верхняя одежда мужчин и женщин почти одинакова. Летняя — шабур (кафтан из синего или небелёного холста, отрезной в талии). Более тёплая одежда — пониток (длиннее шабура, из полушерстяной ткани домашней выделки со сборами и фалдами на спине). Зимняя — шуба из овчин.
Традиционная
обувь — лапти (нинком), сплетённые
из липового лыка и берёсты. В северных
районах кожаные коты типа галош с узорными
шерстяными носками. Специальные высокие
сапоги — бродни с мягкой подошвой надевали,
идя в лес или на рыбную ловлю. Зимой носили
валяную обувь: валенки и ишим — валяные
головки с суконным голенищем.
2.2
Одежда Коми – Зырян
Традиционную
одежду (паськoм) и обувь (кoмкот) изготавляли
из холста (дoра), сукна (ной), шерсти (вурун),
меха (ку) и кожи (кучик).
У женщин коми бытовал сарафанный комплекс
одежды. Он состоял из рубахи (дoром) и косоклинного
или прямого сарафана (сарапан), надевавшегося
поверх ее. Сарафан подпоясывался тканым
и плетеным узорным поясом (вoнь). Верх
рубахи (сос) — из пестряди, кумача, цветной
ткани, низ (мыг) — из белого холста. Украшением
рубахи служили вставки из ткани другого
цвета или вышитый узор (пельпона кoрoма)
на плечах, цветная кайма по вороту и оборки
на рукавах. Поверх сарафана обязательно
надевался передник (водздoра). Головные
уборы женщин разнообразны. Девушки носили
повязки (лента), обручи с лентами (головедец),
платки, шали, замужние женщины - мягкие
уборы (руска, сорока) и твердые сборники
(зборник), кокошники (юртыр, треюк, ошувка).
Деталью свадебной одежды невесты служил
юрной - очелье без дна, обтянутое красным
сукном.
Мужская
одежда - рубаха-косоворотка и штаны,
заправленные в сапоги или узорные
чулки (сера чувки). Головные уборы мужчин
- шапки, шляпы и картузы.
Верхней рабочей одеждой служили холщовые
балахоны (дубник, шабур). Весной и осенью
носили зипуны (сукман, дукос). Зимой надевали
овчинные шубы (пась, кузъпась), полушубки
(дженид пасъ), Коми-ижемцы заимствовали
ненецкий комплекс одежды. Охотники коми
во время промысла использовали плечевую
накидку (лузан, лаз).
Обувью летом и осенью служили кожаные коты (кoтi, уледи). Их надевали на холщовые портянки или шерстяные чулки. Зимой носили валенки или обувь в виде валяных головок с суконными голенищами (тюни, упаки). На севере получили распространение меховые пимы (пiм) и тобоки (тoбoк), заимствованные у ненцев. Специальная обувь была у охотников и рыбаков.
Современная
одежда коми общеевропейского образца.
Народный костюм вышел из употребления
почти у всех групп, только у коми-ижемцев
сохраняется традиционная одежда из оленьих
шкур. У городского населения в 1980-е гг.
вошли в моду так называемые “пимы” из
оленьего камуса (кыс).
2.3
Одежда Удмуртов
Удмуртская
одежда шилась в основном из холста,
сукна и овчины, до начала 20 в. почти
вся она была домашнего производства.
В ней выделяется два варианта
– северный и южный, которые в
свою очередь состояли из локальных
костюмных комплексов. Северноудмуртский
женский костюм состоял из белой туникообразной
холщовой рубахи со съемным вышитым нагрудником,
поверх рубахи одевался холщовый белый
халат с поясом и передник без грудки.
Одежда южноудмуртских женщин включала
рубаху, поверх которой надевали сшитый
в талию камзол или безрукавку и передник
с высокой грудкой, под рубахой носились
штаны. Поверх этой одежды женщины носили
шерстяные и полушерстяные кафтаны и овчинные
шубы. Обувью были плетеные лапти, башмаки
или валенки. Девичьи и женские головные
уборы отличались большим разнообразием,
они отражали возрастное и семейное положение
– платки, шапочки, повязки и др. Многочисленны
были украшения из бисера, бусин, монет
и т.п. Мужская одежда состояла из рубахи-косоворотки
туникообразного кроя с невысоким стоячим
воротником, ее носили с плетеным или кожаным
поясом, пестрядинных штанов на кожаном
или шерстяном поясе, головными уборами
были валяная шляпа или овчинная шапка,
а обувью – лапти, сапоги, валенки. Мужчины
носили кожаную сумку (тылдурсы) с огнивом,
трутом и другими вещами. Верхней мужской
одеждой были белый холщовый халат или
отрезной по талии суконный зипун, а также
овчинная шуба.
2.4 Одежда
Манси
Согласно
наблюдениям путешественников и
исследователей XVIII-XIX вв., одежда уральских
манси за длительное время приобрела черты северору
Мужской костюм состоял из коротких меховых штанов, заправленных в чулки, нижней и верхней плечевой одежды - рубахи из льна, или крапивы, малицы из снятой под осень оленьей шкуры, повернутой мехом внутрь, с капюшоном; парки глухого покроя мехом наружу, которую надевали поверх малицы. Дорожной одеждой служила шуба - гусь, по покрою аналогичная парке, но более длинная и сшитая из зимних оленьих шкур. Носили также гусь из разноцветного сукна с пришивными рукавами.
Для ходьбы на лыжах манси надевали сапоги - уледи, сшитые из выделанных шкур, и няры из шкур мехом наружу. Уледи и няры носили с длинными чулками из сукна или мягкой кожи - ровдуги. Летней обувью повсеместно служили кожаные поршни с высокими голенищами из ровдуги. Нижняя часть поршня делалась из куска кожи, со сборками на носке и пятке.
Мужчины носили на голове шапки из овечьих или собачьих шкур, но часто обходились только капюшонами.
Женский костюм также своеобразен, как и мужской. С конца XVIII в., как отмечают многие авторы воспоминаний о встречах с уральскими манси, женщины носили длинные рубахи из хлопчатобумажных тканей. Их шили со сборками у ворота, манжетами на рукавах, по подолу пришивали яркую ленту. Позднее стали носить платье - суп, схожее по покрою с русским: на кокетке, с вшитыми и зауженными рукавами, отложным или стоячим воротником, со складками, заложенными на месте пришивания кокетки к полотнищам, образующим стан. По нагрудному разрезу пришивалась полоска ткани, которую украшали бисером. Бисером украшался и воротник рубахи.
Поверх рубахи надевали распашные шубы из оленьего меха - сахи. Самой нарядной считалась шуба белого цвета. Подол и полосы выделялись полосками меха, отличающегося от основной расцветки. Такие шубы обязательно украшались мозаичным орнаментом. В каждой местности был свой орнамент. Например, у сосьвинских манси он связывался с изображением лягушки, а у лозьвинских - соболя.
Женщины носили также распашные кафтаны - нуй сахи - из синего, зеленого, красного сукна. Их украшали узкими полосками разноцветной ткани.
Женской обувью были няры, которые носили с чулками, связанными из овечьей или собачьей шерсти. Праздничные чулки обязательно орнаментировали. Кожаная поверхность няр расшивалась бисером. Повседневно носили поршин, которые от мужских отличались только меньшими размерами.
Женщины манси не носили меховых шапок, поскольку мех был предметом приношения богам и духам.