Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 13:36, реферат
Целью данной работы является выявление особенностей национальных костюмов народов.
Задачи данной работы: проанализировать одежду каждого народа и выявить ее специфику.
Введение……………………………………………………......3
Глава 1. Коренные народы Урала: их формирование
и специфика………………………………………………….…4
1.1 Расселение народов Урала ………………………………..4
1.2 Коми пермяки Прикамья ………………………………….5
1.3 Коми – зыряне………………………………………….…..6
1.4 Удмурты…………………………………………….…..….8
1.5 Манси ……………………………………....……………………..…...9
1.6 Ханты…………………………………………………………………10
1.7 Самодийцы………………………………………………..11
1.8 Мари…………………………………………………….…12
1.9 Башкиры………………………………………………...…13
Глава 2: одежда народов Урала ……………………..………14
2.1. Одежда Коми-Пермяков ………………………………....14
2.2 Одежда Коми – зырян …………………………….……..15
2.3 Одежда Удмуртов……………………………….………..16
2.4 Одежда Манси…………………………………………….17
2.5 Одежда Ханты…………………………………………….18
2.6 Одежда Самодийцев…………………………….………..18
2.7 Одежда Марийцев……………………………...…………18
2.8 Одежда Башкир…………………………………..……….19
Заключение……………………………..……………………..20
Список литературы………………………..………………….21
Министерство образования и науки Российской Федерации
Уральский
Государственный
Гуманитарный факультет
Кафедра
…………………………………………
Реферат на тему:
«Одежда коренных народов Урала»
Исполнитель:
Студент:
Кычаков А. С. ГФ-10
Руководитель:
…………………………………………
Екатеринбург
2012
Содержание.
Введение……………………………………………………..
....3
Глава 1. Коренные народы Урала: их формирование
и специфика………………………………………………….…
1.1 Расселение народов Урала ………………………………..4
1.2 Коми пермяки Прикамья ………………………………….5
1.3 Коми – зыряне………………………………………….…..6
1.4
Удмурты…………………………………………….…..….
1.5
Манси ……………………………………....……………………..….
1.6
Ханты…………………………………………………………………
1.7
Самодийцы………………………………………………..
1.8 Мари…………………………………………………….…12
1.9
Башкиры………………………………………………...…
Глава 2: одежда народов Урала ……………………..………14
2.1. Одежда Коми-Пермяков ………………………………....14
2.2 Одежда Коми – зырян …………………………….……..15
2.3
Одежда Удмуртов……………………………….……
2.4
Одежда Манси…………………………………………….
2.5
Одежда Ханты…………………………………………….
2.6
Одежда Самодийцев…………………………….…
2.7
Одежда Марийцев……………………………...…
2.8
Одежда Башкир…………………………………..……
Заключение……………………………..
Список
литературы………………………..………………….
Введение:
Костюм — частица народной души. Огромное историческое и художественное значение народного костюма, который в своих классических, веками сложившихся формах, сконцентрировал многовековой опыт народа, несомненно. Традиционная одежда, обувь, головные уборы, украшения и декоративное убранство костюма, создававшиеся на протяжении многих веков, являются неотъемлемой частью материальной культуры народа. С глубокой древности костюм отвечал не только материальным, но и духовным потребностям человека, выполняя необходимые бытовые, социальные и обрядовые функции. Его высокий художественный уровень, эмоциональная насыщенность ярко отражают мировоззрение, эстетические предпочтения, саму психологию народа. Традиционный костюм — самобытное явление, которое занимает значительное место не только в национальной, но и в мировой культуре.
Развитие костюма каждого народа всегда происходит в тесной связи с культурным опытом соседних народов. Традиционная одежда раскрывает глубокие корни истории взаимодействия народов, населяющих Урал. Уникальное географическое расположение Урала создало условия для складывания на его территории различных культурно-хозяйственных комплексов и заселения его представителями общностей, различающихся по вере, языку, эстетическим предпочтениям и этическим нормам. Народы Урала пребывали в постоянном общении как друг с другом, так и с цивилизациями Запада и Востока. Это сыграло значительную роль в развитии художественных традиций уральцев.
Целью данной работы является выявление особенностей национальных костюмов народов.
Задачи
данной работы: проанализировать одежду
каждого народа и выявить ее специфику.
Глава
1. Коренные народы Урала:
их формирование и специфика
1.1 Расселение народов Урала
На
протяжении многих веков Урал оставался
перекрёстком путей многих народов.
Его географическое положение на
стыке Европы и Азии во многом предопределило
полиэтнический состав населения и
многообразную и сложную
Начальный этап формирования народов Среднего Урала приходится на эпоху великого переселения народов (1У-1Х вв.). По Каме, севернее впадения р.Чусовой, шел процесс консолидации племен романовской культуры ( IX - XV вв. ) в комипермяцкую народность, составившую основную часть населения Перми Великой с центром в г. Чердынь.
По
притокам Чусовой — Сылве, Ирени
известны городища, селища, могильники
финно-угорского населения
По средней левобережной Каме во II-VII вв. распространяется бахмутинская культура с угорским и тюркским населением. В бассейн Тулвы, в верховья Буя и Таныпа с конца XII в. проникает сначала башкирское племя гайна, а затем другие тюрки — печенеги, кипчаки и волжские булгары. При продвижении на север они ассимилировали древнее утро-тюркское население.
Население
южных районов Пермской области
в X — начале XIII в. зависело от тюркского
государства Волжская Булгария, занимавшего
обширную территорию Среднего Поволжья
и Нижней Камы. После завоевания монголо-татарами
Волжской Булгарии в 1236 г. тулвинские башкиры
и утро-тюрки были включены в состав вновь
созданного государства Золотая Орда,
а после его распада — в Казанское ханство.
В восточной части Урала по бассейнам
рек Тавда ( включая Лозьву, Сосьву, Лялю,
Пелым ), Тура, Ница, Пышма и в верховьях
Чусовой из племен юдинской культуры в
Х-Х III вв. формировалась угорская народность
манси, известная в ранних письменных
памятниках под названиями югра, вогулы,
вогуличи. По мере продвижения на эти земли
сибирских тюрок часть манси расселялась
на новые, в том числе на западно-уральские
земли.
В X - XV вв. на Урале шли процессы этнической
консолидации и ассимиляции. Для приобретения
формирующимися народностями зрелых форм
потребовалось еще длительное время —
XVI - XVII вв. В XV в. с приходом русских формируется
новая этнокультурная карта Урала.
1.2
Коми-Пермяки Прикамья
Археологическая культура коми – перьмяков – родановская (9-15вв.) – получила своё название по одноименному городищу. Роданово городище – один из наиболее крупных и интересных памятников. Сейчас на территории лесного Прикамья обнаружено свыше 300 подобных поселений. В этот период укреплённые городища стали не только ремесленными, хозяйственными, но и административными центрами. Хозяйство родоновцев было комплексным, но различалось при этом соотношением отраслей в зависимости от природных условий. В южных районах было развито пашенное земледелие (здесь много археологических находок жерновов для растирания зерна, кос - горбуш, ям – хранилища зерна), скотоводство (в основном разведение коров), меньше – охота и рыболовство. На поселениях имелись большие и малые срубные дома. В северных районах в большей степени было развито подсечное земледелие, так же промысловая охота и рыболовство. Среди найденных костей диких животных около половины принадлежит бобру. Обработка металла достигла у родановцев ремесленного уровня. Общественное устройство автохтонов Прикамья характеризовалась переходом от родовой общины к соседской.
Традиционные
занятия коми-пермяков – земледелие
и скотоводство. В сев. районах
большое значение имели охота
и рыболовство. Повсеместно до сер.
20 в. было развито домашнее ткачество,
местами – гончарное дело и
др. ремесла и промыслы. В советское
время развивалась лесозаготовительная
и обрабатывающая промышленность. Большое
значение продолжают иметь сбор и заготовка
ягод и грибов. Коми-пермяки устраивали
свои поселения у рек, ключей, на крупных
трактах. В советское время появились
лесные посёлки. Преобладала беспорядочная
и рядовая планировка поселений, которая
с кон. 19 в. заменяется уличной. Усадьба
коми-пермяков имела различные способы
соединения жилища и хозяйственных построек:
часто встречается двухрядная и однорядная
связь, встречаются и другие варианты.
Жилая часть состояла из двух (изба, сени)
или трёх частей (изба – керку, сени –
посoдз, клеть – чом, заменявшаяся второй
жилой избой). Продолжением двора были
амбар и ледник – погрoб. Подальше от жилья
и ближе к водному источнику строились
бани. Жилой дом двухъярусный. Внизу находилось
подполье, служившее местом хранения продуктов.
Интерьер избы северорусского варианта.
Печь находится в углу от входа, устьем
к передней стене, передний угол расположен
напротив входа по диагонали от печи. Вход
в подполье находился рядом с входом в
избу у печи, в поздних вариантах переносится
за печь.
Традиционный
женский костюм состоял из рубахи-становины,
сарафана (дубасы, сушины, ситцевые сарафаны),
передника – запона, поясов –
йы, покром. Девушки на голове носили
налобные повязки. Известно несколько
головных уборов для замужних женщин.
На юге преобладала шамшура, до сер. 20 века
надевали косинки; на севере кокошник,
который в сер. 20 в. был заменен моршнем.
1.3
Коми – зыряне
Происхождение коми – зырян в настоящее время связывают с ванвиздинской (5 – 10 вв.) и последующей вымской культурами. Ванвиздинские памятники распространены от Средней Печёры до верховье р. Камы, от гор Урала до Северной Двины. Это неукреплённые поселения и грунтовые могильники. На поселениях раскопаны наземные жилища, хозяйственные постройки и производственные площадки, в том числе и металогические: скопление шлака, тигли, литейные формы). Основные занятии населения: охота, рыболовства и животноводства. Центр формирования культуры коми – зырян была долина р. Выми. При сложении коми – зырянского этноса большое влияние оказали прибалтийские финны и славяне. Памятники вымской культуры (поселения и могильники) располагаются возле современных посёлков коми(топографическое положение тех и других совпадает). Жители строили наземные жилища. В погребальном обряде фиксируется связь с рекой и культ огня. В памятниках встречается много металлических украшений – бубенчиков, пронизок и т. Д. Большое число поселений на р. Выми могло быть связано с обслуживанием торгового пути из Руси в Сибирь. В могильниках найдены вещи русского и западноевропейского происхождения (германские, чешские, датские монеты, русские украшения и керамика) .
Традиционное хозяйство коми было тесно связано с экологическими условиями среды обитания. В условиях северного климата и лесных малоплодородных почв появление оседлого населения стало возможным лишь благодаря выработанному им специфическому хозяйственному комплексу, включающему в себя как производящие, так и присваивающие отрасли. Для традиционого хозяйства коми не была характерна замкнутая система жизнеобеспечения. В той или иной мере товарная продукция (прежде всего охоты) всегда использовалась для сбалансирования его отраслей. Расширение товарных связей позволило перейти к освоению территории, мало пригодной для земледелия, но дававшей возможности для восполнения недостатка сельскохозяйственной продукции за счет других отраслей. Наличие значительной резервной территории, пригодной к освоению, позволило сохранить традиционный хозяйственный комплекс без особых деформаций вплоть до начала ХХ в. Хотя в наиболее плотно заселенных районах южной части Коми края он находился к этому времени уже в состоянии глубокого кризиса. Наибольшая трансформация традиционной системы природопользования наблюдалась у самой северной группы коми, ижемцев. Приспособление к новым, наименее пригодным для традиционного хозяйственного комплекса экологическим условиям выразилась у них в заимствовании у аборигенного тундрового населения (ненцев) целой хозяйственной отрасли - оленеводства.