Одежда коренных народов Урала

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 13:36, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является выявление особенностей национальных костюмов народов.
Задачи данной работы: проанализировать одежду каждого народа и выявить ее специфику.

Оглавление

Введение……………………………………………………......3
Глава 1. Коренные народы Урала: их формирование
и специфика………………………………………………….…4
1.1 Расселение народов Урала ………………………………..4
1.2 Коми пермяки Прикамья ………………………………….5
1.3 Коми – зыряне………………………………………….…..6
1.4 Удмурты…………………………………………….…..….8
1.5 Манси ……………………………………....……………………..…...9
1.6 Ханты…………………………………………………………………10
1.7 Самодийцы………………………………………………..11
1.8 Мари…………………………………………………….…12
1.9 Башкиры………………………………………………...…13
Глава 2: одежда народов Урала ……………………..………14
2.1. Одежда Коми-Пермяков ………………………………....14
2.2 Одежда Коми – зырян …………………………….……..15
2.3 Одежда Удмуртов……………………………….………..16
2.4 Одежда Манси…………………………………………….17
2.5 Одежда Ханты…………………………………………….18
2.6 Одежда Самодийцев…………………………….………..18
2.7 Одежда Марийцев……………………………...…………18
2.8 Одежда Башкир…………………………………..……….19
Заключение……………………………..……………………..20
Список литературы………………………..………………….21

Файлы: 1 файл

Одежда коренных народов Урала.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Уральский Государственный Лесотехнический  университет

Гуманитарный  факультет

Кафедра ………………………………………… 
 
 

Реферат на тему:

«Одежда коренных народов Урала»

                                                   

Исполнитель:

Студент: 

Кычаков А. С. ГФ-10

      Руководитель:

………………………………………… 
 
 
 
 
 

Екатеринбург

2012

       Содержание. 

Введение……………………………………………………......3

    Глава 1. Коренные народы  Урала:  их  формирование

    и специфика………………………………………………….…4

       1.1 Расселение народов Урала ………………………………..4

       1.2 Коми пермяки Прикамья ………………………………….5

       1.3 Коми – зыряне………………………………………….…..6

       1.4 Удмурты…………………………………………….…..….8

       1.5 Манси ……………………………………....……………………..…...9

       1.6 Ханты…………………………………………………………………10

       1.7 Самодийцы………………………………………………..11

       1.8 Мари…………………………………………………….…12

       1.9 Башкиры………………………………………………...…13

       Глава 2: одежда народов Урала ……………………..………14

       2.1. Одежда Коми-Пермяков ………………………………....14

       2.2  Одежда Коми – зырян …………………………….……..15

       2.3 Одежда Удмуртов……………………………….………..16

       2.4 Одежда Манси…………………………………………….17

       2.5 Одежда Ханты…………………………………………….18

       2.6 Одежда Самодийцев…………………………….………..18

       2.7 Одежда Марийцев……………………………...…………18

       2.8 Одежда Башкир…………………………………..……….19

       Заключение……………………………..……………………..20

       Список  литературы………………………..………………….21

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение:

      Костюм  — частица народной души. Огромное историческое и художественное значение народного костюма, который в  своих классических, веками сложившихся  формах, сконцентрировал многовековой опыт народа, несомненно. Традиционная одежда, обувь, головные уборы, украшения и декоративное убранство костюма, создававшиеся на протяжении многих веков, являются неотъемлемой частью материальной культуры народа. С глубокой древности костюм отвечал не только материальным, но и духовным потребностям человека, выполняя необходимые бытовые, социальные и обрядовые функции. Его высокий художественный уровень, эмоциональная насыщенность ярко отражают мировоззрение, эстетические предпочтения, саму психологию народа. Традиционный костюм — самобытное явление, которое занимает значительное место не только в национальной, но и в мировой культуре.

      Развитие  костюма каждого народа всегда происходит в тесной связи с культурным опытом соседних народов. Традиционная одежда раскрывает глубокие корни истории взаимодействия народов, населяющих Урал. Уникальное географическое расположение Урала создало условия для складывания на его территории различных культурно-хозяйственных комплексов и заселения его представителями общностей, различающихся по вере, языку, эстетическим предпочтениям и этическим нормам. Народы Урала пребывали в постоянном общении как друг с другом, так и с цивилизациями Запада и Востока. Это сыграло значительную роль в развитии художественных традиций уральцев.

      Целью данной работы является выявление особенностей национальных костюмов народов.

      Задачи  данной работы: проанализировать одежду каждого народа и выявить ее специфику. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 1. Коренные народы Урала: их формирование и специфика 

      1.1 Расселение народов  Урала

      На  протяжении многих веков Урал оставался  перекрёстком путей многих народов. Его географическое положение на стыке Европы и Азии во многом предопределило полиэтнический состав населения и  многообразную и сложную этническую историю. Исследователи считают, что древние уральцы принадлежат к урало-алтайской этнолингвической общности, и предполагают, что в середине 4 тыс. до н. э древнеуральское население разделились на две ветвь: восточную (предположительно - предков самодийцев) и западную (финно-угорская общность). Во 2 тыс. до н. э. финно-угорская общность распалась на финно-пермскую (предки коми - перьмяков и удмуртов) и угорскую (предки ханты и манси) ветви. Именно эти народы относятся к аборигенному населению Урала.

      Начальный этап формирования народов Среднего Урала приходится на эпоху великого переселения народов (1У-1Х вв.). По Каме, севернее впадения р.Чусовой, шел процесс консолидации племен романовской культуры ( IX - XV вв. ) в комипермяцкую народность, составившую основную часть населения Перми Великой с центром в г. Чердынь.

      По  притокам Чусовой — Сылве, Ирени  известны городища, селища, могильники финно-угорского населения неволинской  культуры ( IIV - IX вв. ). В IX - XV вв. в Сылвенско-Иренском поречье проживают племена сылвенской культуры, население которой включило в себя неволинцев и тюрок — предков башкир с берегов Уфы и кипчаков из Зауралья. У смешанного сылвенско-иренского населения преобладающим компонентом являлся угро-тюркский. Письменные источники XVII в. называют его остяками и иштеками.

      По  средней левобережной Каме во II-VII вв. распространяется бахмутинская культура с угорским и тюркским населением. В бассейн Тулвы, в верховья Буя  и Таныпа с конца XII в. проникает  сначала башкирское племя гайна, а затем другие тюрки — печенеги, кипчаки и волжские булгары. При продвижении на север они ассимилировали древнее утро-тюркское население. 

      Население южных районов Пермской области  в X — начале XIII в. зависело от тюркского  государства Волжская Булгария, занимавшего  обширную территорию Среднего Поволжья и Нижней Камы. После завоевания монголо-татарами Волжской Булгарии в 1236 г. тулвинские башкиры и утро-тюрки были включены в состав вновь созданного государства Золотая Орда, а после его распада — в Казанское ханство.  
В восточной части Урала по бассейнам рек Тавда ( включая Лозьву, Сосьву, Лялю, Пелым ), Тура, Ница, Пышма и в верховьях Чусовой из племен юдинской культуры в Х-Х III вв. формировалась угорская народность манси, известная в ранних письменных памятниках под названиями югра, вогулы, вогуличи. По мере продвижения на эти земли сибирских тюрок часть манси расселялась на новые, в том числе на западно-уральские земли.  
В X - XV вв. на Урале шли процессы этнической консолидации и ассимиляции. Для приобретения формирующимися народностями зрелых форм потребовалось еще длительное время — XVI - XVII вв. В XV в. с приходом русских формируется новая этнокультурная карта Урала. 
 
 
 
 
 
 

      1.2 Коми-Пермяки Прикамья 

      Археологическая культура коми – перьмяков –  родановская (9-15вв.) – получила своё название по одноименному городищу. Роданово городище – один из наиболее крупных и интересных памятников. Сейчас на территории лесного Прикамья обнаружено свыше 300 подобных поселений. В этот период укреплённые городища стали не только ремесленными, хозяйственными, но и административными центрами. Хозяйство родоновцев было комплексным, но различалось при этом соотношением отраслей в зависимости от природных условий. В южных районах было развито пашенное земледелие (здесь много археологических находок жерновов для растирания зерна, кос - горбуш, ям – хранилища зерна), скотоводство (в основном разведение коров), меньше – охота и рыболовство. На поселениях имелись большие и малые срубные дома. В северных районах в большей степени было развито подсечное земледелие, так же промысловая охота и рыболовство. Среди найденных костей диких животных около половины принадлежит бобру. Обработка металла достигла у родановцев ремесленного уровня. Общественное устройство автохтонов Прикамья характеризовалась переходом от родовой общины к соседской.

      Традиционные  занятия коми-пермяков – земледелие и скотоводство. В сев. районах  большое значение имели охота  и рыболовство. Повсеместно до сер. 20 в. было развито домашнее ткачество, местами – гончарное дело и  др. ремесла и промыслы. В советское время развивалась лесозаготовительная и обрабатывающая промышленность. Большое значение продолжают иметь сбор и заготовка ягод и грибов. Коми-пермяки устраивали свои поселения у рек, ключей, на крупных трактах. В советское время появились лесные посёлки. Преобладала беспорядочная и рядовая планировка поселений, которая с кон. 19 в. заменяется уличной. Усадьба коми-пермяков имела различные способы соединения жилища и хозяйственных построек: часто встречается двухрядная и однорядная связь, встречаются и другие варианты. Жилая часть состояла из двух (изба, сени) или трёх частей (изба – керку, сени – посoдз, клеть – чом, заменявшаяся второй жилой избой). Продолжением двора были амбар и ледник – погрoб. Подальше от жилья и ближе к водному источнику строились бани. Жилой дом двухъярусный. Внизу находилось подполье, служившее местом хранения продуктов.  
Интерьер избы северорусского варианта. Печь находится в углу от входа, устьем к передней стене, передний угол расположен напротив входа по диагонали от печи. Вход в подполье находился рядом с входом в избу у печи, в поздних вариантах переносится за печь. 

      Традиционный  женский костюм состоял из рубахи-становины, сарафана (дубасы, сушины, ситцевые сарафаны), передника – запона, поясов –  йы, покром. Девушки на голове носили налобные повязки. Известно несколько головных уборов для замужних женщин. На юге преобладала шамшура, до сер. 20 века надевали косинки; на севере кокошник, который в сер. 20 в. был заменен моршнем.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.3 Коми – зыряне 

      Происхождение коми – зырян в настоящее время связывают с ванвиздинской (5 – 10 вв.) и последующей вымской культурами. Ванвиздинские памятники распространены от Средней Печёры до верховье р. Камы, от гор Урала до Северной Двины. Это неукреплённые поселения и грунтовые могильники. На поселениях раскопаны наземные жилища, хозяйственные постройки и производственные площадки, в том числе и металогические: скопление шлака, тигли, литейные формы). Основные занятии населения: охота, рыболовства и животноводства. Центр формирования культуры коми – зырян была долина р. Выми. При сложении коми – зырянского этноса большое влияние оказали прибалтийские финны и славяне. Памятники вымской культуры (поселения и могильники) располагаются возле современных посёлков коми(топографическое положение тех и других совпадает). Жители строили наземные жилища. В погребальном обряде фиксируется связь с рекой и культ огня. В памятниках встречается много металлических украшений – бубенчиков, пронизок и т. Д. Большое число поселений на р. Выми могло быть связано с обслуживанием торгового пути из Руси в Сибирь. В могильниках найдены вещи русского и западноевропейского происхождения (германские, чешские, датские монеты, русские украшения и керамика) .

      Традиционное  хозяйство коми было тесно связано  с экологическими условиями среды обитания. В условиях северного климата и лесных малоплодородных почв появление оседлого населения стало возможным лишь благодаря выработанному им специфическому хозяйственному комплексу, включающему в себя как производящие, так и присваивающие отрасли. Для традиционого хозяйства коми не была характерна замкнутая система жизнеобеспечения. В той или иной мере товарная продукция (прежде всего охоты) всегда использовалась для сбалансирования его отраслей. Расширение товарных связей позволило перейти к освоению территории, мало пригодной для земледелия, но дававшей возможности для восполнения недостатка сельскохозяйственной продукции за счет других отраслей. Наличие значительной резервной территории, пригодной к освоению, позволило сохранить традиционный хозяйственный комплекс без особых деформаций вплоть до начала ХХ в. Хотя в наиболее плотно заселенных районах южной части Коми края он находился к этому времени уже в состоянии глубокого кризиса. Наибольшая трансформация традиционной системы природопользования наблюдалась у самой северной группы коми, ижемцев. Приспособление к новым, наименее пригодным для традиционного хозяйственного комплекса экологическим условиям выразилась у них в заимствовании у аборигенного тундрового населения (ненцев) целой хозяйственной отрасли - оленеводства.

Информация о работе Одежда коренных народов Урала