Образование Древнерусского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:16, реферат

Краткое описание

Образование Древнерусского государства - предмет споров для ученых-историков на протяжении нескольких столетий. Даже хронология данного события в разных работах имеет значительный разброс, не говоря уже о разности приводимых факторов и причин для возникновения государственности на Руси. В данной работе мы постараемся доказать, что в первой половине XI века на Руси существовало государство со всеми характерными признаками: общей территорией и населением, аппаратом управления, наделенным гражданской и военной властью, сложившимся законодательством и налогообложением, общепринятой идеологией.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….……………..………..…2
Глава 1. Происхождение восточных славян….......…………………………..…………….....2
Глава 2. Предпосылки образования Древнерусского государства………………..………...4
2.1. Социально-экономические предпосылки………………………………………..….5
2.2. Социально-политические предпосылки ………………………..…………………..7
2.3. Духовные предпосылки ……………………………………………………………..8
2.4. Внешнеполитические предпосылки ………………………………………………..9
Глава 3. «Норманнская» теория……...…...………………………………………….....……13
Заключение…………………………………………………………………………….……..19
Литература ……..……………………………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

Образование Древнерусского гос-ва.docx

— 64.10 Кб (Скачать)

В связи с этим укрепляется  материальная обособленность отдельных  производителей. Именно институт частной  собственности является очень чётким выражением этой материальной обособленности отдельных производителей. Из сельской общины, где ремесло зародилось и  отделилось от земледелия, оно начинает сосредотачиваться в городах. Город - явление абсолютно не характерное  для первобытнообщинного строя. Города появляются лишь в новых исторических условиях, в условиях классового общества, общества феодального.

Итак, в VII-XI вв. ремесло у восточных славян окончательно отделилось от земледелия. В это время впервые появляются специалисты в отдельных видах ремесла - кузнецы, литейщики, ювелиры, гончары. Ремесленники обычно концентрировались в племенных центрах - градах или на городищах - погостах, которые из военных укреплений постепенно превращались в центры ремесла и торговли - города. Одновременно города становились оборонительными центрами и местом пребывания носителей власти.

Древнейшие города образовывались на важнейших торговых путях или  их пересечении. Одним из них был  «путь из варяг в греки». Через  Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками суда достигали  бассейна Днепра. Из одной реки в  другую корабли перетаскивали по специальным путям - волокам. Попав  в Днепр, корабли доходили до Чёрного  моря и дальше до Византии. Вдоль  этого пути возникли такие крупные  города, как Новгород, Полтава и  Киев. Вторым торговым путём, также проходившим по территории славян, был волжский торговый путь, связавший Русь со странами Востока.

Таким образом, развитие земледелия, ремесла и торговли приводило  к классово-имущественной дифференциации. Это способствовало выделению военно-управленческого аппарата, который решал вопросы, связанные с торговлей, распределением земель, ведением военных действий. Тем самым создавались условия для образования государства.

2.2. Социально-политические предпосылки

Однако имущественное и социальное неравенство возникало не только в общине. В это время, в VII-IX вв. у славян выделяется родоплеменная  и военно-дружинная знать. В эпоху  господства родовых отношений высшим органом племени является народное собрание - собрание всех членов этого  племени. Народное собрание обеспечивало социальное и экономическое равенство  членов племенного сообщества. На нём  избирались и переизбирались старейшины племени, князья, которые были носителями административной и военной власти племени. Эти должности занимали наиболее авторитетные члены племени.

Однако в период родовой демократии, в период разложения родового строя  роль и значение народного собрания начинает падать. Старейшины уже начинают решать самостоятельно ряд вопросов, бывших ранее в ведении народного  собрания, они сами готовят их в  собственных интересах для последующего обсуждения. Их должности из переизбираемых постепенно становятся наследственными. Вокруг племенного князя, происходившего уже из одного наиболее знатного и богатого рода, чья власть превратилась в наследственную, формируется дружина. Однако эта дружина уже коренным образом отличается от племенного войска периода родового строя с его сугубо оборонительными функциями. Эта дружина не подчиняется уже народному собранию, она превращается в орган давления, который начинает господствовать над соплеменниками.

Большое значение для образования  государства имели союзы племен. В начале существования таких  союзов племен, формой организации  управления была военная демократия. Однако при этом еще долгое время  сохранялась первобытные демократические  учреждения - народные собрания и совет старейшин. Но народное собрание превращалось в собрание воинов, которому военный предводитель, окруженный и поддерживаемый дружиной, навязывал свою волю, приобретая все большее влияние и власть за счет других старейшин. Таким образом, шел процесс преобразования органов общественного самоуправления в государственные органы. Военная демократия постепенно перестала в военно-иерархическое правление-княжение.

Органы общественного  самоуправления превращались в органы господства и угнетения, направленные против народа. Завершалось тем самым  оформление государственного строя, важнейшим  признаком которого было появление  особой, не совпадающей непосредственно  с населением, отделенной от него публичной  власти, располагающей специальным  аппаратом управления и распространяющейся на определенную территорию. Военный  предводитель крупного союза племен превращался в правителя - князя. Главенство князей приобретало характер осуществления властных классовых  функций. Приближенные князя становились  его советниками и наместниками. Дружина превращалась в военную  силу, которая подавляла сопротивление  эксплуатируемых масс и вела захватнические и оборонительные войны. Указанный  процесс преобразования органов  общественного самоуправления в  государственные органы не был актом  единовременным для всех союзов восточнославянских племен. В VIII вв. условиях борьбы с кочевниками в Среднем Приднепровье произошло объединение нескольких союзов племен или княжений в "союз союзов" под названием "Русь", столицей которого стал Киев.

"Союзы союзов". "Союзы союзов", объединявшие по несколько союзов племен-княжений, являлись новыми образованьями и отражали более высокий этап в процессе восточнославянской консолидации. Примерно на рубеже VIII-IX вв. приднепровский союз союзов племен "Русь" перерастает еще более мощное объединение с названием "Русская земля", включавшее значительное число союзов славянских племен. Летопись их перечисляет: Русь, Поляне, Древляне, Полочане, Дреговичи, Север. Это уже почти половина восточных славян. Правила в этом государственном объединении, по своей вероятности, династия Кия, представителями которой в середине IX в. были, по сообщению летописи, князья Дир и Аскольд.

Усиление роли дружины  в управлении над обществом связано  с большим значением военных  действий для Руси. В результате роль дружины возрастает и дружина  выступает как орган давления и принуждения, что способствует формированию государства.

2.3. Духовные предпосылки.

Становлению власти князя  способствовала и эволюция языческих представлений славян той эпохи. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров, росли его престиж и одновременно происходило отчуждение от свободных общинников. Таким образом, в результате военных успехов, выполнения им сложных управленческих функций, отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра резиденции князя и дружины, он наделялся сверхъестественными силами и способностями, в нем начинали видеть залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все это приводило к сакрализации княжеской власти, создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям.

Язычество - комплекс первобытных воззрений, верований и обрядов - имело свою историю. Поначалу славяне, очевидно, одушевляли различные стихии, поклонялись духам лесов, водных источников, солнца, грозы и пр. Постепенно стала проявляться тенденция к единобожию: огромное значение приобрели Род - земледельческое божество, управлявшее дождями, земными водами, подземным огнем и пр. - и тесно связанные с ним богини плодородия - роженицы. По мере становления государственных отношений на первый план вышел культ Перуна - княжеско-дружинного бога войны (первоначально почитался как бог грозы). Свое художественное выражение язычество нашло в народном фольклоре: сказках, заговорах и заклинаниях, пословицах и поговорках, обрядовых песнях и пр., хранящих следы магических представлений. В X-XI вв. складывается былинный эпос, связанный со становлением Киевского государства, защитой его от врагов.

Важнейшей чертой государственности  является особая идеология, объявляемая, как правило, официально и поддерживаемая и охраняемая государством. В большинстве случаев такой идеологией становится та или иная форма религии. Однако, как правило, она не остается неизменной на протяжении всего периода существования государства: с течением времени, по тем или иным причинам она перестает его устраивать, в результате чего происходит смена государственной идеологии.

Подобное развитие событий  характеризует и историю Древнерусского государства, где господствовавшее в момент его образования язычество  в конце Х в. было сменено христианской (православной) религией. Естественно  встает вопрос, почему и при каких  обстоятельствах произошла эта  смена.

Языческая религия восточных  славян к VIII-IX вв. приобрела сравнительно развитые формы. Языческие боги (Перун, Даждьбог, Стрибог, Ярило и др.) имели  общеславянский характер, хотя единой иерархической системы, по-видимому, еще не сложилось. Культ поклонения предполагал жертвоприношения поставленным на холмах "идолам" - каменным или  деревянным статуям богов. Руководство  религиозными отправлениями осуществляли жрецы - волхвы, колдуны, кудесники. Иными словами, перед нами сравнительно развитая система язычества, хотя и не достигшая высших ступеней развития, характеризующаяся выделением главных богов, общих для всего народа, со своей сложившейся иерархией.

Первые признаки несоответствия религиозной языческой идеологии  новым реалиям возникают еще  в начале Х в., когда среди русских  появляются первые христиане, однако сам  выбор православия в качестве замены язычества не был неизбежен. Перед русскими князьями оказались  весьма широкие возможности выбора, как минимум из четырех мировых  религий: ислам (Волжская Болгария), иудаизм (Хазарский каганат), католичество (Священная  Римская империя) и православие (Византия). Периферийное положение Волжской Болгарии и давние враждебные отношения с  хазарами во многом предопределяли выбор  в пользу христианства. Что касается разновидностей последнего, то здесь  чаша весов не могла не склониться на сторону православия, более знакомого  верхушке древнерусского общества, к  тому же, признававшего приоритет  светской власти над духовной. Важным являлось и то обстоятельство, что  ослабевшая Византийская империя не могла претендовать на установление той или иной формы зависимости  Руси от нее в случае принятия православия  при ее содействии.

Правящая верхушка старалась  укрепить свою власть, используя языческие представления, а затем религию. Это было необходимо для обоснования своего правления и для эффективного управления.

2.4. Внешнеполитические предпосылки

Соседство одних народов  с другими имеет в истории  огромное значение: взаимное расположение или нерасположение друг к другу, общность интересов или их противоречие, религиозное единство или, напротив, антагонизм религий - это во многом и есть тот скрытый механизм, который  заставляет колесо истории вертеться  так, а не иначе.

Кроме западных и южных  славян, на землях которых в VI-VIII вв. также шел процесс образования  государственности, соседями восточных  славян были предки современных балтийских народов: литы, латгалы, пруссы, ятвяги, и др., заселившие эти земли еще в те древние времена, когда с них сходил ледник. На северо-востоке жили финские племена: эсты, сумь, карелы, чудь заволочская и др. Это были мирные народы, и со славянами у них складывались вполне добрососедские отношения, чего нельзя сказать о морских разбойниках - варягах, сделавших разбой средства существования своего народа. Взаимоотношения наших предков с варягами - очень важный и крайне спорный вопрос в исторической науке, но то, что эти взаимоотношениях сыграли в истории государства огромнейшую роль - бесспорно.

В V-VII вв. в Европе шел  процесс расселения германских племен и образования «варварских» королевств (Франкского, Вестготского и других), который сопровождался грабительскими походами на соседние территории. Так  сведения о славянах появляются в  готских письменных источниках. Вождь  готов Германарих, прославленный  в песнях и сказаниях, объединил  не только готские племена, но и подчинил соседние финские и славянские.

Существенное влияние  на развитие славян оказывал также  и Хазарский каганат - сильное, могучее, богатое государство, располагавшееся  в низовьях Волги и по берегам  Каспия. Нашествия хазар - существенная опасность несколько столетий угрожавшая славянам. Соседство с Великой степью часто угрожало самому существованию славян, так разорительны и беспощадны были бесчисленные набеги кочевников: киммерийцев (VII в. до н.э.); скифов (VI-IV вв. до н.э.); гуннов (IV в. н.э.); аваров (VI в. н.э.); хазар (сер. VII в. н.э.). Однако это же соседство с кочевниками заставляло славян объединяться для совместной обороны, строить укрепления, развивать ремесла, особенно кузнечное, чтобы делать оружие

И, наконец, огромное влияние  на судьбы не только славян, но и многих других народов тогдашней Европы оказывало самое развитое и сильное  государство эпохи раннего Средневековья - великая Византия. Возникшая в IV в. н.э. на территории Восточной Римской  империи, она унаследовала многие достижения античной культуры и, безусловно, стояла на более высокой ступени исторического  развития, во многом определяя ход  истории.

Изучение проблемы образования  государства у восточных славян в течение длительного времени  было неотделимо от рассказа «Повести временных лет», обычно именуемого «легендой о призвании варяжских князей» (или «норманнской» теорией). В ней говорится о событиях начала 60-х гг. IX в., когда среди ряда северных славянских племен возникли острые разногласия («встал род на род»). Разрешить этот конфликт оказалось возможно лишь с помощью обращения к одному из варяжских князей (конунгов) Рюрику, представителю племени, известного летописцу как «русь», который согласился «княжить и володеть» в Новгороде. Вслед за этим два его боярина Аскольд и Дир обосновались в Киеве, что означало овладение варягами основными восточнославянскими центрами. По сообщению летописи это произошло в 862 г. Через двадцать лет новгородские и киевские земли были объединены князем Олегом. Но к этой теории мы вернемся позже, здесь, прежде всего, встает вопрос о реальных взаимоотношениях славян с их соседями.

Эти отношения были весьма напряженными. Славяне подвергались натиску с двух сторон: с севера на них оказывали давление скандинавские  племена, с юга же им приходилось  противостоять нападениям степных  кочевников. Но если последние были для славян не просто враждебны, а  еще и чужды по образу жизни, то с варягами у них обнаруживались и общие интересы: их связывало  единое стремление к совершению грабительских  походов на богатые владения Византии. Тем самым, создавались условия  для заключения между ними своеобразного соглашения, которое бы установило определенный баланс сил в этой части Европы: славяно-варяжское объединение с целью совместного натиска на Византию и противостояния кочевникам. Конечно, "соглашение" это было весьма условным, оно, во многом было "заключено" под давлением, но все же обоюдная заинтересованность славян и варягов друг в друге была несомненной. К тому же, как видно даже из летописного рассказа, славянское общество все больше погружалось в пучину конфликтов, урегулировать которые самостоятельно становилось все более сложно. Возникла потребность во внешнем арбитре, не могущем быть заподозренным в симпатиях к той или иной конфликтующей стороне.

Информация о работе Образование Древнерусского государства