Образование Древнерусского государства и его расцвет. Деятельность великих князей Киевских (князь Олег, князь Игорь, княгиня Ольга, Владим

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 19:00, реферат

Краткое описание

Основной народ, живший на территории Русской земли, назывался славянами. Они делились на племена: кривичи, радимичи, поляне, древляне, лутичи, тиверцы, хорваты, бужане, вятичи, северяне, полочане и дреговичи. По вероисповеданию они были язычниками, поклонялись богам солнца, дождя, молний. Совершали обряды, молились истуканам из дерева. Кроме славян на русской земле жили и другие народы, тоже язычники, но среди этой массы большинство составляли финны. Их племена: чудь, ижора, корела, ямь, пермь, весь, мордва, мурома, черемиса, меря. Самые старинные города финнов: Ростов (Ростов Великий), Муром, Белоозеро. Селились люди по берегам рек, около дремучих лесов, т.к. промышляли охотой на диких зверей и рыболовством, если позволяли условия и возможности, особо сметливые занимались скотоводством и хлебопашеством.

Оглавление

1. Славяне
2. Образование государства
3. Князь Рюрик
4. Князь Олег
5. Князь Игорь и княгиня Ольга
6. Святослав
7. Владимир и его братья
8. Святой Владимир I
9. Дети Владимира
10. Владимир Мономах

Файлы: 1 файл

реферат по истории.docx

— 57.60 Кб (Скачать)

Другой  изгой - Всеслав, сын Брячислава, князь полоцкий. Он потому был изгой, что хоть род его шел от старшего из сыновей Владимира святого, но по тогдашнему обычаю он никогда не мог быть великим князем киевским, потому что отец его не княжил в этом городе. Он был такой храбрый, ловкий и хитрый, что его считали колдуном. Всеслав напал на Новгород, ограбил все, что мог. Ярославичи пошли на него, полонили, привели в Киев и посадили в тюрьму. В это время подвинулся к Русской земле народ половцы, такие же грабители, как и печенеги; Ярославичи вышли против них, но половцы победили князей и стали грабить Русскую землю. Киевляне просили Изяслава, чтобы он их снова повел на половцев, но Изяслав не согласился. Киевляне рассердились на него, освободили Всеслава и сделали его своим князем. Изяслав убежал к своему родственнику, польскому королю, и с его помощью опять овладел Киевом, а Всеслав ушел в свою полоцкую землю. Изяслав сперва его выгнал оттуда; когда же Всеслав снова захватил Полоцк, то Изяслав стал с ним переговариваться; но Святослав черниговский обиделся этим: показалось ему, что великий князь с Всеславом против него что-нибудь недоброе замышляют; вот он и подговорил Всеволода переяславского, напали они на Изяслава и выгнали из Киева. Святослав стал там княжить, а Изяслав убежал сперва в Польшу, потом в немецкую землю к императору, потом к папе, везде просил помощи, но нигде не получил. Когда же Святослав умер, то Всеволод опять уступил Изяславу великое княжество Киевское. Но тут они обидели детей Святослава, не дали им уделов. Олег Святославович напал на них. Изяслав и Всеволод победили, но в битве Изяслава убили, и стал великим князем Всеволод. От этих смут народу больше всего доставалось. Известное дело: князь, который знал, что недолго будет владеть каким-нибудь городом, не заботился о нем.

Был один князь, которого любили все русские, да и нельзя было не любить. Это Владимир, сын Всеволода, по прозванью Мономах. Когда отец его был великим  князем, Мономах всех больше оборонял Русскую землю, двенадцать раз побил  половцев, не любил отдыхать и нежиться, всегда был готов встретить неприятеля, больше провел ночей в поле, чем  дома. Другие князья иногда из-за пустого ссорились, а Мономах только тогда воевал, если Русской земле был урон, свою же обиду всегда был готов простить, только бы не проливать христианской крови. И всем он был лучше их, не предавался никакому невоздержанию, свято хранил клятвы, любил дружину и народ. Когда Всеволод умер, то киевляне хотели Мономаха посадить у себя великим князем, но он сказал, что это будет неправильно, потому что сын Изяслава, Святополк, старше его. Киевляне согласились. И стал у них княжить Святополк второй. Святополк не походил на Владимира. При нем в Киеве поселилось много жидов, которые брали большой рост, а князь позволял им. Случился недостаток в соли. Незадолго перед этим святые Антоний и Феодосии основали Киево-Печерскую лавру. Монахи этой лавры накупили соли и стали продавать ее как можно дешевле, чтобы народу помочь. А Святополк запретил это, сам скупил соль и стал продавать дорогую ценою. Бояр, которые побогаче, тоже он часто грабил без всякого повода. Были в то время два князя изгои: Василько, сын Ростислава, и Давид Игоревич. Княжили они по соседству. Василько очень прославился своими победами над поляками и задумал сделать на них еще поход, а потом напасть на половцев. К удалому князю тогда отовсюду сходились удальцы; так и Василько, хотя владел небольшим уделом, но собрал храбрую дружину. Бояре Давида стали ему говорить, что Василько уговорился с Владимиром Мономахом напасть на Святополка и Давида и завладеть - Мономаху Киевом, а Васильку - городом Владимиром, уделом Давида. Давид поверил, приехал в Киев и пересказал все Святополку. Поверил и Святополк, хотя знал на опыте, какой правдивый человек Мономах. Послал великий князь сказать Васильку, который приехал тогда в Киев Богу молиться, чтобы он остался попировать на именинах у великого князя. Василько отвечал, что пора ему к своему войску, которое уже выступает в поход. Давид тогда сказал Святополку: "Видишь, он уже и теперь тебя не слушается". Святополк просил Василька хоть заехать к нему. Василько приехал. Святополк стал его уговаривать остаться на именины, а Давид сидел, как немой. Потом оба они вышли. Василька схватили, и Святополк выдал его Давиду, чтобы сделать, что тот захочет. Увезли Василька из Киева в Белгород, ввели в избу и посадили; увидел он, что овчар Святополка точит нож и догадался обо всем. Вошли два конюха и бросились на него. Он, однако, так сильно оборонялся, что они не могли с ним сладить; позвали еще людей, одолели князя, повалили на пол, прижали доской ему грудь так сильно, что она затрещала, и вырезали ножом глаза. Потом повезли его дальше. Одна добрая женщина переменила на нем кровавую рубашку. Он опомнился, ощупал себя и сказал: "Зачем сняли с меня эту рубашку: я в ней бы встал и на Страшный суд перед Господом Богом".

Мономах, когда услыхал об этом, заплакал и сказал: "Такого зла никогда  не было на Русской земле!" Другие князья тоже опечалились, прогневались на Святополка и Давида и под начальством  Мономаха пошли на них. Святополк  хотел бежать из Киева, но киевляне не пустили его, послали к Мономаху мачеху его, жену князя Всеволода, и  митрополита Николая сказать: "Если станете воевать друг с другом, то поганые возьмут Русскую землю; отцы ваши обороняли и другие земли добывали, а вы хотите ее сгубить". Владимир умилостивился, простил Святополка, и только было решено, что киевский князь накажет Давида Игоревича, но Святополк и того не сумел сделать. Казнили бояр, сговоривших Василька, а самому Давиду вместо Владимира дали другой удел.

Хотя  Святополк был великим князем, но его гораздо меньше почитали и  слушались, чем Мономаха. Вздумал  он посадить в Новгороде своего сына князем вместо сына Мономаха, Мстислава, а новгородцы в глаза ему сказали, что не хотят этого и оставили у себя Мстислава Владимировича. Это был храбрый князь. Его было хотел обидеть дядя его и крестный отец Олег Святославич, но Мстислав победил его, а потом помирил со своим отцом. Пока шли все эти усобицы, половцы страшно грабили Русскую землю, а князья русские поодиночке не могли с ними справиться. Наконец, Владимиру Мономаху удалось помирить всех князей, и пошли они на половцев, побили их у Днепра, ниже порогов, убили 20 ханов; половцы не унялись. Особенно разбойничал их хан Боняк. Пошли русские князья дальше к ним в степь к реке Дон. И собралось там половцев великое множество. Русские князья, помолясь Богу, пошли на бой и одолели врагов, но через четыре дня собралось половцев еще больше. Начался лютый бой, точно гром гремел, много падало с обеих сторон. Наконец ударил полк Мономаха, и половцы побежали. Русские взяли множество пленников и всякого скота. Половцы унялись на время, пока жил Мономах. И еще больше полюбил его за это народ. Когда умер Святополк, то хотя Олег Святославич был старше Мономаха, однако киевляне и слышать не хотели, чтобы у них был великим князем кто иной, а не Владимир Всеволодович, и сейчас же послали звать его к себе. Он сперва было не поехал, но в Киеве народ принялся грабить евреев, а потом послали сказать Владимиру: "Если не придешь, много зла будет, и княгиню Святополкову, и бояр, и монастыри ограбят". Тогда Мономах вступил в Киев и стал великим князем. При нем никто не смел своевольничать. Не только русские князья, но и чужеземные государи почитали его. Греческий император Алексей прислал ему в подарок крест животворящего древа, царский венец, сердоликовую чашу, которая прежде принадлежала римскому кесарю Августу, золотые цепи и другие драгоценности. Эти подарки привез в Русскую землю митрополит Неофит и провозгласил великого князя Владимира царем. В Москве, в Оружейной палате до сих пор хранятся золотая шапка, цепь, бармы, держава и скипетр Мономаха. Все это из золота и украшено дорогими каменьями. Владимир Всеволодович был по матери из греческого царского рода, оттого и греческое прозвище имел - Мономах. По-русски это значит единоборец, то есть тот, кто с врагом один на один бился. Мономах прибавил к Русской Правде закон о процентах, то есть указал больше какого процента нельзя брать, когда деньги в заем дают. Перед смертью он написал своим детям очень умное поучение, где наставлял их на всякое добро и приказывал жить в мире и согласии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. А. Ишимова «История России»
  2. Н. Ермильченко «История Москвы»
  3. Н.С.Владимирская « Московский Кремль»

Информация о работе Образование Древнерусского государства и его расцвет. Деятельность великих князей Киевских (князь Олег, князь Игорь, княгиня Ольга, Владим