Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:15, курсовая работа
Объектом данного исследования будет царская семья, как последняя из династии Романовых и Григорий Распутин, как человек усиливший падение монархии или же, наоборот, оберегающий её.
Предметом исследования выступают отношения внутри последней правящей династии и ё отношении к самому Григорию Распутину.
Целью данной работы является рассмотрение и изучение проблемы влияния Григория Распутина на царскую семью в период крушения российской монархии.
То
же касается и крестьянского вопроса.
Все попытки Распутина
В апреле 1915 года Распутин «не советовал» созывать Государственную думу, но она созывается. Когда же в ноябре того же года он напротив убеждал Николая созвать думу, говоря что «теперь все желают работать» ее созыв отложился на февраль.72
О непосредственном влиянии Распутина Морис Палеолог, французский посол в России, говорит следующее: «Имеет ли Распутин такую же власть над императором, как и над императрицей? Нет, и разница ощутительна», особенно тогда, когда «старец» вмешивается в политику. Тогда Николай II облекается в молчание и осторожность, он избегает затруднительных вопросов; он откладывает решительные ответы, во всяком случае, он подчиняется после большой внутренней борьбы, в которой его прирождённый ум часто одерживает верх» 73.
На самом же деле гораздо большее влияние оказывала сама императрица на своего мужа, нежели Распутин.
Дочь П.А. Столыпина, М.П.Бок, вспоминает, как на ее вопрос о Распутине отец "болезненно сморщился и сказал с глубокой печалью в голосе: "Ничего сделать нельзя. Я каждый раз, как к этому представляется случай, предостерегаю Государя. Но вот что он мне недавно ответил: "Я с вами согласен, Петр Аркадьевич, но пусть будет лучше десять Распутиных, чем одна истерика Императрицы"74.
То же сказал Николай II священномученику митрополиту Владимиру в ответ на его обличения Распутина и указание на необходимость убрать его от Двора и Семьи: "Выслушав Владыку, Государь заметил, что, быть может, он и прав во многих отношениях, но что Царица никогда с этим не согласится"75.
Вот и получается следующая картина: «Император царствует, но управляет императрица… Под указку Распутина…» - это слова Сазонова в день отставки.76 Не может согласиться с влиянием Распутина через императрицу дворцовый комендант Воейков: «Можно думать, что государыня под влиянием Распутина распоряжалась всеми назначениями и разрешала важные государственные вопросы. На самом же деле это было далеко не так, если судить по результатам, число лиц, кандидатуры которых поддерживала императрица, было прямо ничтожно». Молва, «будто бы Распутин проводит назначения через Царское Село», так же беспочвенна: «фактически всё сводилось к его личным отношениям с министрами, ничего общего с императрицей не имевшим»77.
Приведем некоторые мнения о посредничестве императрицы между государём и Распутиным. Так, решающим считал влияние императрицы адмирал Бубнов. Того же мнения придерживался и Врангель (отец белого генерала П. Н. Врангеля): «Государством правила его (царя) жена, а ею правил Распутин. Распутин внушал, царица приказывала, царь слушался».
Подтверждением схемы, предложенной Аврехом, является также реплика известного либерального историка и кадетского политика А. Кизеветтера: «… в полной мере… подтверждают (письма), что Александра играла решающую роль в установлении курса внутренней политики и в деле правительственных назначений»78. Вот некоторые из этих писем: «Держи эту бумагу перед собой… Вели ему (Протопопову) больше слушаться нашего Друга».79
«Мой милый, я, может быть, недостаточна умна, о у меня сильно развито чувство, а оно часто помогает больше, чем ум. Не сменяй никого до нашей встречи, давай спокойно всё обсудим вместе»80.
На материалах этой переписки очень хорошо обосновывается гипотеза об опосредованном воздействии и Распутина на государственные дела, которое оказывалось сначала на царицу, а через неё – на царя.
По мнению Платонова, выходит следующее: император сильный характером, своевольный человек, который относится к Распутину как к другу, но при этом, не забывает, кем является сам, то есть не позволяет Распутину собой манипулировать. Но так как его жена Александра Фёдоровна очень привязана к семейному “другу”, то император очень мягко и тактично старается уйти от, иногда “навящевых”, советов Распутина.81
Многие видели это пагубное для Императора и для России влияние и пытались оградить царскую семью от Распутина. Так, например, преподобномученица Великая Княгиня Елизавета Федоровна прекрасно знала свою сестру, не раз говорила с ней о Распутине, пытаясь оградить царскую семью от влияния блудника и хлыста. Л. Миллер, трудолюбивая исследовательница обстоятельств жизни св. Княгини Елисаветы Федоровны, пишет в своей книге "Царская Семья - жертва темной силы": "Елизавета Федоровна поехала в Царское Село по просьбе своих друзей. Поехала она туда тогда, когда там находился Император. Об этом визите рассказано во многих книгах. Остановимся на брошюре графини Александры Олсуфьевой... Графиня пишет, что Елизавета Федоровна всегда уклонялась от политики. Только дважды она сделала попытку вмешаться в дела государства. Первый раз - это было, когда она написала письмо Императору, где в подобающих выражениях, говорила, что боится той опасности, которая нависла над Царской Семьей и над Россией. Вскоре после этого, в декабре 1916 года, Елизавета Феодоровна поехала в Петроград, чтобы опять говорить о том же. "Если бы ее совет был принят, - пишет графиня, - то, возможно, что пошатнувшаяся Монархия была бы спасена. Она стояла за то, чтобы было полное согласие между Императором и Думой в соответствии с конституционным законом, опубликованным в октябре 1905 г., и за ответственное министерство. Она также настаивала на том, чтобы выслали в Сибирь рокового Распутина". Когда Великая княгиня Елизавета Феодоровна приехала в Царское Село, чтобы поговорить с Императором, то Государыня не допустила ее: "Императрица умоляла ее не говорить с Императором по поводу ее письма - по причине того, что он уезжает на следующий день на фронт и его нельзя тревожить разными политическими вопросами, но что она сама готова ее выслушать. Когда Великая княгиня коснулась наболевшего вопроса о Распутине, Императрицу нельзя было разубедить в ее веровании в его святость несмотря на то, что Великая княгиня рассказала ей о его скандальном образе жизни, которую он умел успешно скрывать от глаз ее Величества. Последняя так ошибалась в его личности, что все, что она могла сказать в ответ на увещевания сестры, было: "Мы знаем, что святых злословили и раньше". Тогда Великая княгиня предсказала будущее: "Помни, - сказала она, - судьбу Людовика XVI"82
По свидетельству князя Ф. Юсупова, с матерью которого Вел. Кн. Елизавета была очень дружна, сразу после этого разговора святая Елизавета Федоровна приехала к ним: "Сидели как на иголках, гадали, чем кончится. Пришла она к нам дрожащая, в слезах: "Сестра выгнала меня как собаку! - воскликнула она. - Бедный Ники, бедная Россия!"83
Но чего пытался добиться Распутин своим огромным влиянием на царскую семью? Это показывает нам Н. Евреинов: « … сибирскому авантюристу нужно было захватить бразды правления в свои руки по той, простой причине, что они находились в слишком ненадежных руках неудачливого монарха, который не знал ни своего народа, ни его ближайших правителей так, как их знал по-своему прозорливый Распутин, с трепетом внимавший нараставшим волнам великой революции».84
Он дрожал за трон, в страхе народного гнева, - дрожал потому, что свил себе слишком тёплое гнездо в самом укромном местечке этого трона.85
Отдалить революцию, грозившую прикончить его “славные дни Аранжуэца”, не дать ей разыграться и пасть на его собственную голову – было в прямых интересах Распутина…- Отсюда, в сущности, и начинается самодержавие Распутина под маской самодержца Николая II…
Таким
образом, сказать, что Распутин ведал абсолютно
всеми делами в государстве, было бы все
равно, что солгать. Да, влияние его на
всю царскую семью было огромно, да, по
его указке назначались почти все министры
и высокопоставленные чиновники с 1902 года
по 1916, но слушал его далеко не всегда,
и поэтому ему приходилось прибегать к
каким-то другим мерам, помимо немногосложных
телеграмм и разговоров. Но у Николая II
было своё видение на решение государственных
дел. Единственный человек, у которого
во власти находился император – это была
его жена, императрица Александра Фёдоровна.
Заключение
В данной работе была полностью изучена проблема влияния Григория Распутина на царскую семью. Было показано, что именно императрица служила посредником во взаимоотношениях императора Николая II и Григория Распутина. Именно царица изначально подвергалась сильному влиянию Григория, а затем уже сама умела влиять на мужа, императора Николая II.
Существует, по крайней мере, три мифа о Распутине.
«Исчадие ада, корыстный человек, доведший со своим окружением Россию до краха»- таким предстаёт Распутин в первом мифе.
«Демон», «второй кардинал Ришелье», вечно пьяный и блудливый мужик с таинственной русской душой- любимый миф зарубежных авторов.
«Талантливый русский мужик, спасавший Россию и царский трон и убитый масонами»- миф современности.
Кем же был Распутин на самом деле? «Хитрость и простодушие, подозрительность и детская доверчивость, суровые подвиги аскетизма и бесшабашный разгул, и над всем этим фанатическая преданность Царю и презрение к своему собрату-мужику- всё это уживалось в его натуре, и, право, нужен или умысел, или недомыслие, чтобы приписывать Распутину преступления там, где сказывалось лишь проявление его мужицкой натуры» - вот, по-моему слова, наиболее точно характеризующие личность Распутина.
Распутин не был святым , и в этом заключалась трагедия Царской семьи и России. Для тех, кто был им исцелен, он навсегда остался святым. Таким он был в глазах А. А. Вырубовой, предсказав ей несчастный брак, а затем исцелив; таким был и в глазах Их Величеств, считавшихся с его благотворным влиянием на болезнь наследника цесаревича. У свидетелей его пьяных оргий, видевших его однажды в кабаке отплясывающего «камаринскую» складывалось совершенно противоположное впечатление. Что же думали те, кто видел и то, и другое? Таких людей почти не было, потому что обе стороны исключали возможность присутствия в Распутине обеих крайностей. И только мы,, оценивающие эту личность спустя более 80 лет, можем занять в отношении её справедливую позицию «золотой середины», учитывая оба взгляда. С одной стороны, Распутин - простой мужик. Для него нет различия между Петербургом и деревней - везде он ведёт себя одинаково, игнорируя законы общества и элементарные правила приличия. С другой стороны, есть в его личности что-то интригующее, таинственное. Его странная религиозность, сочетающая жажду удовольствий с непреклонной верой, его физическая сила, наконец, «неистребимость» никаким ядом - все это невольно внушает трепет. Нет ли в этих чертах чего-то родного, близкого каждой русской душе? Наверное, в любом уголке России найдется подобный 'Распутин', и каждый русский унаследовал какие-то его черты. Возможно, из-за этих качеств русские остаются непонятыми, «дикими» для других наций, и это ставит особняком нашу страну в мировом сообществе.
Распутина обвиняют во влиянии на политику и царя. Если бы он действительно обладал таковым, то его смерть должна была бы изменить ситуацию, однако этого не произошло, а страсти еще больше накалились и «выплеснулись» в революцию… Если имя Распутина так значительно в истории, почему тогда не замечаются нынешние новые 'распутины', влияние которых в тысячу раз пагубнее и существеннее? Именно они являются разрушителями, а не простой русский мужик, для которого на первом месте всегда были не политические интриги, а вкусная еда да бабы.
Личность Распутина, рожденная временем, таинственно пришла, таинственно и исчезла, закрыв еще одну страницу истории России.
Григорий Распутин пользовался безмерным доверием и покровительством со стороны Царской четы. Нельзя сказать, что царь всегда послушно выполнял все, что говорил Распутин, но влияние его на царя было велико и по части назначений все зависело только лишь от решения «старца», а назначение министров в высших чиновников не такое уж и маловажное дело, тем более что все министры, им назначенные, были подчинены ему и никогда не проводили собственной политики.
Мы
никогда не узнаем, каким образом
ему удалось оказывать такое
влияние на всю царскую семью,
но можно сделать некие
Во-первых, духовность императрицы, глубокая вера и доверие своему духовнику, имевшему в глазах ее не только личный, но и церковный авторитет. Не вызывал сомнения у императрицы Распутин еще и потому, что составлял именно то явление русской жизни, какое особенно привлекало императрицу, видевшую в его лице воплощение образов, с которыми она впервые ознакомилась в русской духовной литературе.
Во-вторых, характер Императора, его доверие жене и религиозность.
В-третьих, церковные авторитеты искали способ потрясти сознание верующих, испорченное западным влиянием. В их глазах Распутин и был тем добрым гением, способным соединить верующих с небесами, а народ - с царем. Однако, для большинства людей Распутин не был «старцем». Это подтверждал его образ жизни, позволявший ему проживать в столице, посещать своих многочисленных знакомых, тогда как настоящие старцы живут в монастырях, уединяясь. Люди не знали, что о нем думать, так как многие его действия были для них необъяснимы - исцеления больных, загадочные предсказания, влияние на болезнь цесаревича.
Вот
почему Петербург поначалу занял
в отношении Распутина среднюю
позицию, не имея полного представления
о нем и предпочитая относиться
к нему с доверием, чтобы «не
согрешить» перед Богом, чем открыто
порицать. Многие просто боялись Распутина
и не отрицали его влияния на окружающих,
но за неимением объяснений опасались
осуждать его.
Список
использованных источников
и литературы