Николай 2 и Григорий Распутин

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Объектом данного исследования будет царская семья, как последняя из династии Романовых и Григорий Распутин, как человек усиливший падение монархии или же, наоборот, оберегающий её.

Предметом исследования выступают отношения внутри последней правящей династии и ё отношении к самому Григорию Распутину.

Целью данной работы является рассмотрение и изучение проблемы влияния Григория Распутина на царскую семью в период крушения российской монархии.

Файлы: 1 файл

курсач пережогиной.docx

— 82.27 Кб (Скачать)

разговоры о  будущем страны, а представить  чувства Александры Фёдоровны, которая  отбросив все сомнения и повинуясь  своим материнским инстинктам, чуть ли не молилась на Распутина… Да любая мать начала безоговорочно доверять бы Распутину.

     Простота, непринуждённость – всё это только смягчало общение Григория с царской  четой. Для них он был простым  добрым мужиком с кристально чистой душою и без каких-либо корыстных  целей.

     Вся придворная элита отзывается о Распутине  как о старце, царица видит в  нём целителя и спасителя. Вокруг все и говорят, что о «божественной  силе» Григория.

     Конец XIX – начало XX века характеризовались глубоким духовным кризисом вследствие отказа от российских духовных ценностей, традиций и идеалов, перехода значительной части образованного общества на основы существования по западной шкале координат. Царь, являвшийся по своему положению верховным хранителем народных традиций и основ, ощущал трагический исход этого кризиса и очень нуждался в людях, которые были бы близки к нему духовно. В этом и заключалась главная причина сближения царской четы и Григория Распутина. Тяга царя и царицы к Распутину носила глубоко духовный характер, в нём они видели старца, продолжающего традиции Святой Руси, умудренного духовным опытом, духовно настроенного, способного дать добрый совет. И вместе с тем они видели в нём настоящего русского крестьянина – представителя самого многочисленного сословия в России, с развитым чувством здравого смысла, народного понимания полезности своей житейской интуиции, твёрдо знавшего, что хорошо, а что плохо, где свои, а где чужие. 
 
 
 
 
 

    3. Влияние Григория Распутина на Царскую семью

     Историю жизни Распутина невозможно понять без знания тех особых взаимоотношений, которые сложились между ним  и царской семьёй. В течении  десяти лет Григорий Распутин был  для царской  семьи одним из самых близких людей. И царь, и  царица, и царские дети, безусловно, любили его и верили ему.

     “…Было  раз так, - рассказывал об этом времени  отец Феофан  Иеромонаху Илиодору. –  Государь, государыня с наследником  на руках, я и он (Распутин) сидели в столовой во дворце. Сидели и беседовали о политическом положении России. Старец Григорий вдруг как вскочит  из-за стола, как стукнет кулаком  по столу. И смотрит прямо на царя. Государь вздрогнул, я испугался, государыня встала, наследник заплакал, а старец и спрашивает государя: “Ну что? Где ёкнуло? Здеся, али туто?”  – при этом он сначала указал себе пальцем на лоб, а потом на сердце. “Здесь; сердце забилось!”  – “То-то же”, - продолжал старец: - “Коли что будешь делать для  России, спрашивай не ума, а сердца. Сердце-то вернее ума…”. Государь сказал: ”Хорошо”, а государыня, поцеловав  его руку, произнесла: “Спасибо, спасибо  учитель”41.

     Вообще, Григорий Распутин имел намного большее  влияние на императрицу, нежели на императора.

     Письма  царицы супругу наполнены глубочайшей верой в Григория Распутина42:

     “Да, одни молитвы и беззаветная вера в Божью милость, - пишет она, - дают человеку силу все переносить. И наш Друг помогает нести твой тяжелый крест и великую ответственность” (24 сентября 1914 г.).43

     “Нет, слушай нашего Друга, верь ему, его сердцу дороги интересы России и твои. Бог  недаром его нам послал, только мы должны обращать больше внимания на его слова - они не говорятся на ветер. Как важно для нас иметь не только его молитвы, но и советы!” (10 июня 1915 г.)44

     “Ах, милый, я так горячо молю Бога, чтоб он просветил тебя, что в нем  наше спасение: не будь его здесь, не знаю, что было бы с нами. Он спасает  нас своими молитвами, мудрыми советами. Он - наша опора и помощь” (10 ноября 1916 г.). 45

     Письма  царицы супругу наполнены глубочайшей  верой в Григория Распутина. Ему  удалось подчинить себе императрицу.

     Что касается огромного влияние на царя, то  М. Касвинов  пишет: «Если сопоставить даты царицыных писем, содержащих наставления Распутина, с датами императорских указов тех дней, можно увидеть, каким обширным было его влияние на ход государственных дел»46.

     Ещё один случай: самом начале Первой Мировой Войны верховным главнокомандующим российской армии был великий князь Николай Николаевич. Однажды Распутин приехал к царю и поведал ему, что у него был сон, из которого следует, что через три дня Николай Николаевич пришлет известие о том, что в армии не хватает продовольствия, но верить ему не стоит, потому что этим известием он лишь пытается посеять панику и страх и тем самым заставить Николая II отречься от престола в его пользу.

     В итоге этой встречи великий князь  Николая Николаевич был сослан на Кавказ, а царь взял на себя командование всеми военными действиями.47

     Есть  основания полагать, что именно перед  ссылкой князя Николая на Кавказ, Распутин и император виделись, где  специальной «настоечкой»  угощал он императора. Подтверждения, пусть  даже и косвенные можно найти  в воспоминаниях его личного  секретаря. Перед тем как рассказать об обмане, который готовил Николай  Николаевич, Распутин налил себе и  царю мадеры своего любимого напитка,  и велел царю пить из своего стакана, а сам пил из царского. После этого он смешал остатки вина из обоих стаканов и велел Николаю выпить его. И только после всех этих «мистических» приготовлений он поведал ему о своём видении. Через несколько дней после этого, великому князю был подан поезд, который должен был доставить его на Кавказ.48

     Безусловно, царь прислушивался к советам  Григория. Из царской переписки видно, что царь с вниманием выслушивал предложения Распутина и нередко  принимал их. Особенно это касалось кандидатур на посты руководителей  Святейшего Синода и передвижения епископов  в различные епархии, хотя на последнем  этапе своей жизни Григорий принимает  участие и в подборе кандидатур на посты министров и губернаторов. Во всех случаях он высказывал только свое мнение. Влияние его на царя было чисто духовным. А царь ждал от Григория высших духовных откровений, как бы санкций Божественной власти.49

     «Правда ли, что Григорий Ефимович - святой человек?» - с таким вопросом обратился однажды к Николаю II его собственный сын незадолго до убийства Распутина, назвав последнего по имени и отчеству, в то время, как в интимном царственном кругу его обычно звали "отцом Григорием", "другом", "старцем", или просто "Он" - местоимением, уснащающим переписку Романовых в различных падежах, но с неизменно прописной буквой. Вопрос был задан, за "высочайшим" столом, к которому приглашался обыкновенно и протоиерей о. А. Васильев, бывший настоятель царскосельского Феодоровского собора, - священник, к которому был очень привязан наследник, как к своему воспитателю и учителю "закона божьего".

     Николай II, вместо ответа наследнику, попросил тут же дать соответствующее ему  разъяснение о. А. Васильева, чье  отношение к Распутину, после  целого ряда газетных разоблачений личности знаменитого "старца", скандальных  слухов о нем, думских запросов о  его влиянии на политику и пр. - считалось при дворе крайне подозрительным. Рассказывая об этом случае С. П. Белецкому (б. директору департамента полиции), о. А. Васильев вспоминал, "как пытливо на него смотрела императрица, не спуская с него своего взгляда во время его ответа"50.

     Хорошо  понимая щекотливое положение, в  которое его поставили как  вопрос наследника, так и предложение  его "августейшего родителя", о. А. Васильев не дал в свою очередь  прямого ответа, а объяснил Алексею, "какие требования предъявляет  завет спасителя и священное  писание к каждому, кто искренно желает угодить богу". Государь, после этого, встал из-за стола, и разговор на этом оборвался51.

     Почему  же, спрашивается, царь "встал из-за стола" и тем демонстративно оборвал  разговор? По той простой причине, что Распутин был давно уже в глазах его святым и, следовательно, рассуждение о его святости, далекое от ее апологии, было не чем иным, как лишь суетным мудрствованием, неуместным и даже оскорбительным в отношении высочайше-чтимого "друга" и спасителя царской семьи.

     «Вот, посмотрите, - говорил однажды Николай II одному из своих адъютантов Д. - Когда у меня забота, сомнение, неприятность, мне достаточно пять минут поговорить с Григорием, чтобы тотчас почувствовать себя укрепленным и успокоенным. Он всегда умеет сказать мне то, что мне нужно услышать. И действие его слов длится целые недели...»52.

     В пять минут смочь "укрепить" и "успокоить" своим простецким "мужицким" разговором самого "самодержца всея России", когда у него "сомнение" и "неприятности", когда "зарвавшийся  неприятель" вторгся в пределы "святой Руси", кругом угроза "крамолы", а на руках больной, кровоточивый наследник колеблющегося престола, - для этого поистине надо быть или "святым", "чудотворцем", или чем-то вроде этого.53

     Влияние Григория на императора прослеживается даже в политике России.  При безграничном доверии царя Распутину было совсем не трудно фактически перенять борозды правления государством из слабых рук безвольного государя в свои. Мнение Распутина о том или ином человеке не оставалось без влияния, особенно, когда государь по своему убеждению или по каким-либо другим причинам колебался при выборе или назначении какого-нибудь лица54. Все эти назначения проходили в большинстве случаев спонтанно. Арон Симанович в своих воспоминаниях описывал одно из них, при коем сам присутствовал: «Часто случалось, что царь телефонировал Распутину, требуя немедленно указать кандидата для какого-либо освобождающегося поста министра. В таких случаях Распутин просил царя обождать несколько минут. Возвращаясь к нам, он требовал назвать необходимого кандидата.55

     «Нам нужен министр, - восклицал он взволнованно. Недалеко от телефонного аппарата происходила тогда конференция, на которой иногда участвовали даже племянницы Распутина, между тем царь ждал у телефонной трубки…»56

     Но, вот какой наблюдается парадокс: царь, веривший в то, что Распутин послан ему небом, дабы защищать его  и всю царскую семью и помогать ему самому  советами от лица господа  Бога, должен был бы безмолвно вслушиваться в каждое его слово, принимать  его речь как истину, как пророчество, ибо устами его говорит сам  Бог, внимал его советам лишь в  делах назначений или в делах  меньшего масштаба. В серьёзных же вещах он почти все и всегда делал по-своему.57

     Не  надо считать Николая послушным  исполнителем указов Распутина. То, что  он советовался с Григорием, вовсе  не означало, что он исполнял все  его советы. При решении абсолютного  большинства вопросов Николай не ставил в известность ни Распутина, ни даже Императрицу. О многих его решениях они узнавали уже из газет или других источников. В одном из писем к своей супруге Николай достаточно твердо и даже жестко говорит: “Только прошу тебя не вмешивать нашего Друга. Ответственность несу я и поэтому желаю быть свободным в своем выборе”.58 Историк С.С. Ольденбург специально проследил, как выполнялись политические советы Распутина. Оказалось следующее59:

     Распутин  не советует Государю ехать в Галицию  до окончания войны: поездка состоялась60.

     Р. не советует созывать Г.Думу: Дума созывается.61

     Р. советует “начать наступление около  Риги”. Нечего и говорить, что никакого наступления не происходит. 62

     Р., наоборот, убеждает созвать Г. Думу: “Теперь все желают работать, нужно оказать им немного доверия”. — Созыв Думы откладывается на февраль. 63

     Р. умоляет  “остановить бесполезное кровопролитие” — атаки на Ковельском направлении; в этом он сходился с весьма широкими кругами, включая деятелей “блока”; на военных операциях эти “мольбы”, опять-таки, не отразились никак. 64

     Р. “предлагает” в министры финансов гр. Татищева, в военные министры — ген. Иванова, в министерство путей сообщения — инж. Валуева; Государь просто игнорирует эти “предложения”. Он даже не отвечает на них Государыне. Ген. Н.И. Иванов, кстати, около того же времени увольняется с должности командующего юго-западным фронтом... 65

     Р. просит: не назначать Самарина не назначать Маркова . Такое же игнорирование со стороны Государя. 66

     Р. предлагает в товарищи министра к  Протопопову кн. Оболенского и  “недолюбливает” Курлова; фактически назначается именно Курлов. 67

     Мы  знаем, что у Григория Ефимовича  были свои позиции практически во всех политических вопросах. Но одни далеко не всегда совпадали с позициями  государя и тот, несмотря на то, что  Распутин в его глазах был «человеком божьим», не собирался их менять. Вопреки  советам и даже мольбам «старца», вопреки письмам царицы Николай  II делал по-своему. Бывали также случаи, когда он просто не посвящал ни свою супругу, ни «чудотворца» в свои планы, и о том или ином его действии они узнавали уже из газет.68 Так же Е.Д. Черменский находит версию о значении воли Распутина при принятии государственных решений несостоятельной. Черменский утверждает, что пожелания Распутина просто полностью совпадали с мнением Николая II, и назначения министров производились только в соответствии с собственными решениями царя, принимавшимися самостоятельно. Эхом этих решений, возникающим в письменных источниках порой раньше, чем породивший его голос, служил Распутин. Сам он не мог играть ту огромную роль, которая ему отводится, хотя бы вследствие своей «феноменальной необразованности»69.

Информация о работе Николай 2 и Григорий Распутин