Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:15, курсовая работа
Объектом данного исследования будет царская семья, как последняя из династии Романовых и Григорий Распутин, как человек усиливший падение монархии или же, наоборот, оберегающий её.
Предметом исследования выступают отношения внутри последней правящей династии и ё отношении к самому Григорию Распутину.
Целью данной работы является рассмотрение и изучение проблемы влияния Григория Распутина на царскую семью в период крушения российской монархии.
разговоры о будущем страны, а представить чувства Александры Фёдоровны, которая отбросив все сомнения и повинуясь своим материнским инстинктам, чуть ли не молилась на Распутина… Да любая мать начала безоговорочно доверять бы Распутину.
Простота, непринуждённость – всё это только смягчало общение Григория с царской четой. Для них он был простым добрым мужиком с кристально чистой душою и без каких-либо корыстных целей.
Вся придворная элита отзывается о Распутине как о старце, царица видит в нём целителя и спасителя. Вокруг все и говорят, что о «божественной силе» Григория.
Конец
XIX – начало XX века характеризовались
глубоким духовным кризисом вследствие
отказа от российских духовных ценностей,
традиций и идеалов, перехода значительной
части образованного общества на основы
существования по западной шкале координат.
Царь, являвшийся по своему положению
верховным хранителем народных традиций
и основ, ощущал трагический исход этого
кризиса и очень нуждался в людях, которые
были бы близки к нему духовно. В этом и
заключалась главная причина сближения
царской четы и Григория Распутина. Тяга
царя и царицы к Распутину носила глубоко
духовный характер, в нём они видели старца,
продолжающего традиции Святой Руси, умудренного
духовным опытом, духовно настроенного,
способного дать добрый совет. И вместе
с тем они видели в нём настоящего русского
крестьянина – представителя самого многочисленного
сословия в России, с развитым чувством
здравого смысла, народного понимания
полезности своей житейской интуиции,
твёрдо знавшего, что хорошо, а что плохо,
где свои, а где чужие.
3. Влияние Григория Распутина на Царскую семью
Историю жизни Распутина невозможно понять без знания тех особых взаимоотношений, которые сложились между ним и царской семьёй. В течении десяти лет Григорий Распутин был для царской семьи одним из самых близких людей. И царь, и царица, и царские дети, безусловно, любили его и верили ему.
“…Было раз так, - рассказывал об этом времени отец Феофан Иеромонаху Илиодору. – Государь, государыня с наследником на руках, я и он (Распутин) сидели в столовой во дворце. Сидели и беседовали о политическом положении России. Старец Григорий вдруг как вскочит из-за стола, как стукнет кулаком по столу. И смотрит прямо на царя. Государь вздрогнул, я испугался, государыня встала, наследник заплакал, а старец и спрашивает государя: “Ну что? Где ёкнуло? Здеся, али туто?” – при этом он сначала указал себе пальцем на лоб, а потом на сердце. “Здесь; сердце забилось!” – “То-то же”, - продолжал старец: - “Коли что будешь делать для России, спрашивай не ума, а сердца. Сердце-то вернее ума…”. Государь сказал: ”Хорошо”, а государыня, поцеловав его руку, произнесла: “Спасибо, спасибо учитель”41.
Вообще, Григорий Распутин имел намного большее влияние на императрицу, нежели на императора.
Письма царицы супругу наполнены глубочайшей верой в Григория Распутина42:
“Да, одни молитвы и беззаветная вера в Божью милость, - пишет она, - дают человеку силу все переносить. И наш Друг помогает нести твой тяжелый крест и великую ответственность” (24 сентября 1914 г.).43
“Нет, слушай нашего Друга, верь ему, его сердцу дороги интересы России и твои. Бог недаром его нам послал, только мы должны обращать больше внимания на его слова - они не говорятся на ветер. Как важно для нас иметь не только его молитвы, но и советы!” (10 июня 1915 г.)44
“Ах, милый, я так горячо молю Бога, чтоб он просветил тебя, что в нем наше спасение: не будь его здесь, не знаю, что было бы с нами. Он спасает нас своими молитвами, мудрыми советами. Он - наша опора и помощь” (10 ноября 1916 г.). 45
Письма царицы супругу наполнены глубочайшей верой в Григория Распутина. Ему удалось подчинить себе императрицу.
Что касается огромного влияние на царя, то М. Касвинов пишет: «Если сопоставить даты царицыных писем, содержащих наставления Распутина, с датами императорских указов тех дней, можно увидеть, каким обширным было его влияние на ход государственных дел»46.
Ещё один случай: самом начале Первой Мировой Войны верховным главнокомандующим российской армии был великий князь Николай Николаевич. Однажды Распутин приехал к царю и поведал ему, что у него был сон, из которого следует, что через три дня Николай Николаевич пришлет известие о том, что в армии не хватает продовольствия, но верить ему не стоит, потому что этим известием он лишь пытается посеять панику и страх и тем самым заставить Николая II отречься от престола в его пользу.
В итоге этой встречи великий князь Николая Николаевич был сослан на Кавказ, а царь взял на себя командование всеми военными действиями.47
Есть основания полагать, что именно перед ссылкой князя Николая на Кавказ, Распутин и император виделись, где специальной «настоечкой» угощал он императора. Подтверждения, пусть даже и косвенные можно найти в воспоминаниях его личного секретаря. Перед тем как рассказать об обмане, который готовил Николай Николаевич, Распутин налил себе и царю мадеры своего любимого напитка, и велел царю пить из своего стакана, а сам пил из царского. После этого он смешал остатки вина из обоих стаканов и велел Николаю выпить его. И только после всех этих «мистических» приготовлений он поведал ему о своём видении. Через несколько дней после этого, великому князю был подан поезд, который должен был доставить его на Кавказ.48
Безусловно,
царь прислушивался к советам
Григория. Из царской переписки видно,
что царь с вниманием выслушивал
предложения Распутина и
«Правда ли, что Григорий Ефимович - святой человек?» - с таким вопросом обратился однажды к Николаю II его собственный сын незадолго до убийства Распутина, назвав последнего по имени и отчеству, в то время, как в интимном царственном кругу его обычно звали "отцом Григорием", "другом", "старцем", или просто "Он" - местоимением, уснащающим переписку Романовых в различных падежах, но с неизменно прописной буквой. Вопрос был задан, за "высочайшим" столом, к которому приглашался обыкновенно и протоиерей о. А. Васильев, бывший настоятель царскосельского Феодоровского собора, - священник, к которому был очень привязан наследник, как к своему воспитателю и учителю "закона божьего".
Николай II, вместо ответа наследнику, попросил тут же дать соответствующее ему разъяснение о. А. Васильева, чье отношение к Распутину, после целого ряда газетных разоблачений личности знаменитого "старца", скандальных слухов о нем, думских запросов о его влиянии на политику и пр. - считалось при дворе крайне подозрительным. Рассказывая об этом случае С. П. Белецкому (б. директору департамента полиции), о. А. Васильев вспоминал, "как пытливо на него смотрела императрица, не спуская с него своего взгляда во время его ответа"50.
Хорошо понимая щекотливое положение, в которое его поставили как вопрос наследника, так и предложение его "августейшего родителя", о. А. Васильев не дал в свою очередь прямого ответа, а объяснил Алексею, "какие требования предъявляет завет спасителя и священное писание к каждому, кто искренно желает угодить богу". Государь, после этого, встал из-за стола, и разговор на этом оборвался51.
Почему же, спрашивается, царь "встал из-за стола" и тем демонстративно оборвал разговор? По той простой причине, что Распутин был давно уже в глазах его святым и, следовательно, рассуждение о его святости, далекое от ее апологии, было не чем иным, как лишь суетным мудрствованием, неуместным и даже оскорбительным в отношении высочайше-чтимого "друга" и спасителя царской семьи.
«Вот, посмотрите, - говорил однажды Николай II одному из своих адъютантов Д. - Когда у меня забота, сомнение, неприятность, мне достаточно пять минут поговорить с Григорием, чтобы тотчас почувствовать себя укрепленным и успокоенным. Он всегда умеет сказать мне то, что мне нужно услышать. И действие его слов длится целые недели...»52.
В
пять минут смочь "укрепить" и
"успокоить" своим простецким
"мужицким" разговором самого "самодержца
всея России", когда у него "сомнение"
и "неприятности", когда "зарвавшийся
неприятель" вторгся в пределы
"святой Руси", кругом угроза "крамолы",
а на руках больной, кровоточивый
наследник колеблющегося
Влияние Григория на императора прослеживается даже в политике России. При безграничном доверии царя Распутину было совсем не трудно фактически перенять борозды правления государством из слабых рук безвольного государя в свои. Мнение Распутина о том или ином человеке не оставалось без влияния, особенно, когда государь по своему убеждению или по каким-либо другим причинам колебался при выборе или назначении какого-нибудь лица54. Все эти назначения проходили в большинстве случаев спонтанно. Арон Симанович в своих воспоминаниях описывал одно из них, при коем сам присутствовал: «Часто случалось, что царь телефонировал Распутину, требуя немедленно указать кандидата для какого-либо освобождающегося поста министра. В таких случаях Распутин просил царя обождать несколько минут. Возвращаясь к нам, он требовал назвать необходимого кандидата.55
«Нам нужен министр, - восклицал он взволнованно. Недалеко от телефонного аппарата происходила тогда конференция, на которой иногда участвовали даже племянницы Распутина, между тем царь ждал у телефонной трубки…»56
Но,
вот какой наблюдается
Не надо считать Николая послушным исполнителем указов Распутина. То, что он советовался с Григорием, вовсе не означало, что он исполнял все его советы. При решении абсолютного большинства вопросов Николай не ставил в известность ни Распутина, ни даже Императрицу. О многих его решениях они узнавали уже из газет или других источников. В одном из писем к своей супруге Николай достаточно твердо и даже жестко говорит: “Только прошу тебя не вмешивать нашего Друга. Ответственность несу я и поэтому желаю быть свободным в своем выборе”.58 Историк С.С. Ольденбург специально проследил, как выполнялись политические советы Распутина. Оказалось следующее59:
Распутин не советует Государю ехать в Галицию до окончания войны: поездка состоялась60.
Р. не советует созывать Г.Думу: Дума созывается.61
Р. советует “начать наступление около Риги”. Нечего и говорить, что никакого наступления не происходит. 62
Р., наоборот, убеждает созвать Г. Думу: “Теперь все желают работать, нужно оказать им немного доверия”. — Созыв Думы откладывается на февраль. 63
Р. умоляет “остановить бесполезное кровопролитие” — атаки на Ковельском направлении; в этом он сходился с весьма широкими кругами, включая деятелей “блока”; на военных операциях эти “мольбы”, опять-таки, не отразились никак. 64
Р. “предлагает” в министры финансов гр. Татищева, в военные министры — ген. Иванова, в министерство путей сообщения — инж. Валуева; Государь просто игнорирует эти “предложения”. Он даже не отвечает на них Государыне. Ген. Н.И. Иванов, кстати, около того же времени увольняется с должности командующего юго-западным фронтом... 65
Р. просит: не назначать Самарина не назначать Маркова . Такое же игнорирование со стороны Государя. 66
Р. предлагает в товарищи министра к Протопопову кн. Оболенского и “недолюбливает” Курлова; фактически назначается именно Курлов. 67
Мы знаем, что у Григория Ефимовича были свои позиции практически во всех политических вопросах. Но одни далеко не всегда совпадали с позициями государя и тот, несмотря на то, что Распутин в его глазах был «человеком божьим», не собирался их менять. Вопреки советам и даже мольбам «старца», вопреки письмам царицы Николай II делал по-своему. Бывали также случаи, когда он просто не посвящал ни свою супругу, ни «чудотворца» в свои планы, и о том или ином его действии они узнавали уже из газет.68 Так же Е.Д. Черменский находит версию о значении воли Распутина при принятии государственных решений несостоятельной. Черменский утверждает, что пожелания Распутина просто полностью совпадали с мнением Николая II, и назначения министров производились только в соответствии с собственными решениями царя, принимавшимися самостоятельно. Эхом этих решений, возникающим в письменных источниках порой раньше, чем породивший его голос, служил Распутин. Сам он не мог играть ту огромную роль, которая ему отводится, хотя бы вследствие своей «феноменальной необразованности»69.