Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:15, курсовая работа
Объектом данного исследования будет царская семья, как последняя из династии Романовых и Григорий Распутин, как человек усиливший падение монархии или же, наоборот, оберегающий её.
Предметом исследования выступают отношения внутри последней правящей династии и ё отношении к самому Григорию Распутину.
Целью данной работы является рассмотрение и изучение проблемы влияния Григория Распутина на царскую семью в период крушения российской монархии.
Введение
История знает немало темно-загадочных
личностей, чьи имена окутаны густым флером
глубоких тайн и разноречивых домыслов.
В начале, теперь уже прошлого века, когда
наступила заключительная фаза российской
монархии, когда политическое, государственное
и моральное разложение приняло нормы
трагической вакханалии среди мрака и
хаоса, окутавших страну, такой скандальной
фигурой был «старец» Григорий Распутин.
В те годы «друг», как его называли члены
царской семьи, для многих казался каким-то
мифическим существом, мессией: слухи
о его «чудесах», «сатанинских глазах»,
«колдовских чарах» передавались в народе
из уст в уста, имя его произносили шепотом;
теневая сторона его жизни была мало кому
ведома, поскольку высочайшим повелением
запрещалось распространять о нем в печати
факты разоблачительного характера. Этот
занавес умолчания был прорван только
после смерти «старца». О нем наперебой,
пытаясь как бы наверстать упущенное,
стали писать статьи, книги, брошюры. Понятно,
что далеко не все они представляют исторический
интерес: среди них много таких, которые
иначе как плодом авторского воображения
не назовешь. Однако есть и другие – принадлежащие
перу людей, близко знавших Григория Распутина,
постоянно общавшихся с ним. Именно в этих
воспоминаниях можно найти ответы на вопросы
о том, каким образом «последний мужик»,
конокрад из далекого села Покровское
Тобольской губернии совершил сказочное
самопревращение в фаворита царской семьи,
занял почетное место у подножия романовского
трона; в чем секрет его фантастического
успеха и почему все, кто так или иначе
соприкасался с ним, имели о Распутине
столь полярные мнения: божий человек,
святой, праведник, чудотворец – для одних,
авантюрист, развратник, лицемер и шарлатан
– для других.
Объектом данного исследования будет царская семья, как последняя из династии Романовых и Григорий Распутин, как человек усиливший падение монархии или же, наоборот, оберегающий её.
Предметом исследования выступают отношения внутри последней правящей династии и ё отношении к самому Григорию Распутину.
Целью данной работы является рассмотрение и изучение проблемы влияния Григория Распутина на царскую семью в период крушения российской монархии.
В соответствии с поставленной целью, в работе решаются следующие исследовательские задачи:
В первой задаче рассматривается личность Григория Распутина, какие факторы повлияли на формирование этой личности. Говорится о его причастности к секте хлыстов и навыки, извлечённые из этой среды.
Во второй задаче прослеживается приезд в столицу, знакомство со светским обществом и первая встреча с царской семьёй. Показываются те причины, по которым император и императрица оставляют Григория Распутина при дворе.
В третьем разделе изучен феномен влияния Григория Распутина на царскую семью. Также объясняется, почему Григорий стал влиять на власть императора и императрицу. И какую роль имело мнение жены Александры для Николая II.
Степень теоретической изученности проблем, касающихся взаимоотношений Григория Распутина и царской семьи довольно велика, поэтому теме, рассматриваемой в данной работе, не редко уделяется достаточное внимание в научной литературе.
Среди современных историков подробно вопрос о влиянии Григория Распутина на императора Николая II и императрицу Александру Фёдоровну рассматривается подробно в работе Э.С. Радзинского1. Он показывает жизнь Григория до Петербурга, рассказывает о причастности Григория к секте хлыстов, о знакомстве Григория с императором и императрицей и дальнейшее его влияние на царскую чету.
Что касается отечественных историков, то в работе Н. Евреинова2 основная мысль, заключенная в этой книги, это то, что Распутин относился к так называемой секте “хлыстов”. А непосредственно к Распутину автор относится как к человеку с ненормальной психикой, а именно как к человеку с “двойным сознанием”, в общем говоря Евреинов утверждает, что у Распутин подвергся раздвоению личности. И этим он объясняет совместительство в Распутине праведника и грешника.
В следующей работе Платонова3, автор в отличие от Евреинова в основном использовал письма царской четы, либо работы самого Распутина, а если использовал другие источники, которые писали о Распутине не лестно, то находил малейшую зацепку, и писал, что автор ставил перед собой задачу только оклеветать Распутина и нарисовать его чудовищем. Платонов всюду старается оправдать Распутина, а там, где это не возможно, он ссылается на время написания книги (так как это в основном время советской власти) и удовлетворяется лишь одним источником – немногочисленные книги самого Распутина.
В статье Иоффе4 идёт содержание только размышления автора и никого вывода. А как иначе объяснить хотя бы эти два высказывания Иоффе, противоречившие друг другу: “…Распутин был просто использован силами, боровшимися за влияние и власть, - крайне правыми и либеральной оппозицией. Они-то и превратили его в политическую фигуру, сыгравшую в судьбе российской монархии поистине роковую роль…”5 и “…Способен ли был Распутин сыграть такую роль? Несмотря на свою малограмотность, он был далеко не заурядным человеком и отличался острым умом, находчивостью, наблюдательностью и способностью иногда удивительно метко выражаться. Что касается его внешней грубости и простоты обращения, то они, несомненно, были искусственными и имели целью подчеркнуть его крестьянское происхождение…”6. То есть, получается Распутин достаточно умный, наблюдательный, не заурядный человек, который позволил собой манипулировать. Я воспринимаю данную статью, как предложение автора задуматься над данным вопросом и определить для себя кем же был Распутин, так же призвать общественность к данной проблематике.
А. Симанович7 подробно рассказывает нам о жизни Григория Распутина, как до приезда в Петербург, так и после. А о взаимоотношениях в царской семье рассказывает нам М. Палеолог8.
Что касается зарубежной литературы, то Л. Миллер9 придерживается точки зрения, что царская семья – жертва тёмной силы Распутина. Что именно Григорий негативно влиял на царскую семью, что впоследствии привело к крушению императорской династии.
Главными источниками данной проблемы являются “Житие опытного странника”10 и “Мои мысли и размышления”11 Григория Распутина. Каждый может воспринимать по-своему, верить или нет выбор каждого, но прочитать, на мой взгляд, стоит в любом случае. Очень интересные мысли и размышления, интересная речь, читая сложно подумать, что человек писал не от чистого сердца, как это утверждают многие исследователи.
Переписка Николая II и Григория Распутина может помочь нам в восприятии денной проблемы12. А переписка Николая II и императрицы Александры Фёдоровны13 помогает увидеть влияние Григория Распутина на императрицу, а затем влияние императрицы на самого императора.
Из дневника Николая II14 можно проследить его отношение к Григорию Распутину.
Воспоминания, мемуары различных придворных и служащих помогают дать чёткую характеристику Григорию Распутину и его отношению к царской семье.
Методологическую базу данного исследования составляют логические методы – анализ, обобщение и сравнение. Из исторических методов исследования используется сравнительный, типологический и ретроспективный.
По своей структуре данная работа состоит
из введения, трёх разделов, заключения
и списка использованной литературы и
источников.
9 января 1869 года в селе Покровское, Тобольской губернии в крестьянской семье Ефима Яковлевича Распутина и его жены Анны Васильевны, родился сын Григорий. Он был младшим сыном в зажиточной, по тем временам, крестьянской семье15. Как единственный помощник отца, он рано стал трудиться: пас скот, работал извозчиком, ловил рыбу, помогал собирать урожай. Отец Распутина, как показывают свидетели, допрошенные в Чрезвычайной комиссии, много пил, но потом совладал с собой, обзавелся хозяйством - владел земельным наделом, зимой занимался извозом, а летом, как все крестьяне Покровского, промышлял рыбной ловлей и подрабатывал грузчиком на пароходах и баржах16. В Покровском школы не было, и Григорий вплоть до начала своего странничества был неграмотен.
Григорий рос мальчиком болезненным, тщедушным, совершенно не отличавшимся тем крепким здоровьем, которое молва традиционно приписывает сибирякам. В автобиографическом сочинении, названном «Житие опытного странника», Григорий Распутин писал: «Вся жизнь моя была болезни»17. Но несмотря на его «болезни», он уже тогда завораживал странным гипнотическим взглядом. И была в Григории какая-то нежная мечтательность, вызывавшая насмешки грубых сверстников и притягивавшая девушек (по показаниям односельчан, его не раз заставали с молодыми девками и не раз били).18
Вот как он сам описывает свою юность в интервью газете «Новое время»: «В пятнадцать лет, в моем селе, в летнюю пору, когда солнышко тепло грело, а птицы пели райские песни, я ходил по дорожке и не смел идти по середине ее… Я мечтал о боге… Душа моя рвалась в даль… Не раз, мечтая так, я плакал и сам не знал, откуда слезы и зачем они. Постарше, с товарищами беседовал я о боге, о природе, о птицах… Я верил в хорошее, доброе… и часто сиживал я со стариками, слушал их рассказы о житии святых, о великих подвигах, о больших делах, о царе Грозном и многомилостивом… Так прошла моя юность… В каком-то созерцании, в каком-то сне… И потом, когда жизнь коснулась, дотронулась до меня, я бежал куда-нибудь в угол и тайно молился… Неудовлетворен я был… На многое ответа не находил… И грустно было… И стал я попивать…»19
Пьянство было нормой крестьянской жизни, первым способом проведения досуга и излюбленным методом избавления от усталости и горьких дум. Пьянство, без преувеличения, было патриархальным правилом земледельцев. Некоторые односельчане характеризовали Григория как буйного и агрессивного во хмелю. Часто обвиняли его в воровстве. Так, покровский крестьянин Картавцев рассказывал: «Я поймал Григория на краже у меня остожья… Разрубив остожье, он сложил все на телегу и хотел увезти. Но я поймал его и хотел заставить везти краденое в волость… Он хотел бежать и желал было ударить меня топором. Но я в свою очередь ударил его колом, и так сильно, что у него из носа и рта потекла кровь ручьем… Сначала я думал, что убил его, но он стал шевелиться… И я повез его в волостное правление. Он не хотел идти… но я ударил его несколько раз кулаком по лицу, после чего он сам пошел в волость… После побоев сделался он каким-то странным и глуповатым». Затем Картавцев рассказал, что в отместку Распутин украл у него лошадей.20
В положенное время, восемнадцати лет от роду, Григорий женился на крестьянке Прасковье Федоровне из соседнего села Дубровного. Жена была на несколько лет старше мужа. Согласно данным переписи 1897 года семью Распутиных составляли «хозяин Ефим Яковлевич Распутин, 55 лет, жена его Анна Васильевна… сын Григорий, 28 лет, жена его Прасковья Федоровна, 30 лет». Примечательно, что Григорий не стремился по обычаю того времени, женившись, отделяться от отца и жить своим, самостоятельным, хозяйством. Однако и от крестьянского труда не уклонялся. «Много в обозах ходил, много ямщичал и рыбу ловил и пашню пахал, действительно это все хорошо для крестьянина», – пишет Распутин в своем «Житии опытного странника».21 Работящая и хозяйственная Прасковья родила Григорию семерых детей, из которых трое первых умерли, трое последующих (сын Дмитрий, родившийся в 1894 году, дочь Матрена и дочь Варвара, появившиеся на свет соответственно в 1897-м и 1900 годах) выжили, а последняя девочка тоже умерла.
Жена не смогла удержать мужа дома. С двадцати восьми лет Григорий Распутин начал уходить в странствия по святым местам.22 Он не был лентяем, пускавшимся в странствия для того, чтобы избежать тягот крестьянского труда. Не был и юродивым, блаженным в полном смысле этого слова. В свои двадцать восемь лет Григорий был зрелым семейным человеком, которого на путь странничества могла привести лишь веская, крупная, серьезная причина. Не обошлось и без знаковой встречи, о которой нам стало известно благодаря Матрене Распутиной. В одной из своих книг она пишет, что отец ее время от времени подрабатывал ямщиком, развозя седоков на своих лошадях по тракту (занимались жители Покровской и таким промыслом). 23 Как-то раз Григорий вез из Покровского в Тюмень студента Духовной академии Мелетия Зборовского. Разумеется, разговор между ними зашел о Боге, и произвел тот разговор настоящий переворот в душе Григория. Рассказав седоку о своих видениях, Григорий спросил у него совета и услышал в ответ: «Тебя Господь позвал». Ну раз Господь позвал – ослушаться нельзя, грех это великий. Григорий и ушел странствовать. Если начать сопоставлять все сведения о первой половине жизни Григория Распутина, то легко можно запутаться в противоречиях. Да и надо ли копаться в мелких, совершенно несущественных деталях? Какая разница – кто именно или что именно подвигло Григория Распутина на странствия? Важен сам результат. Важно, что Григорий оставил дом свой, семью свою, чтобы отправиться на поиски «ангельского хлеба души человеческой».