Николай 2 и Григорий Распутин

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Объектом данного исследования будет царская семья, как последняя из династии Романовых и Григорий Распутин, как человек усиливший падение монархии или же, наоборот, оберегающий её.

Предметом исследования выступают отношения внутри последней правящей династии и ё отношении к самому Григорию Распутину.

Целью данной работы является рассмотрение и изучение проблемы влияния Григория Распутина на царскую семью в период крушения российской монархии.

Файлы: 1 файл

курсач пережогиной.docx

— 82.27 Кб (Скачать)

     В своём странствии Распутин познакомился с сектой хлыстов.24 Главные составляющие хлыстовства: эмоциональное откровение, достижимое путем изнурительных радений, и бесконечная и непрерывная многократность божественных воплощений. Посредством поста, целомудрия, самоистязания, неустанных молитв и долгих радений пытались хлысты возжечь в себе искру Божества и получить благодать. Веря, что храм Божий находится в душе человека, хлысты отрицали церкви и не исполняли православных обрядов. Освобождение от грехов путем греха – вот основная идея хлыстовства. Хлысты учат не бояться греха, ведь следом за ним идет покаяние, несущее грешнику спасение. Народ русский переделал эту догму в широко известную поговорку: «Не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасешься». Простодушное и искреннее учение хлыстов, эта самобытная смесь язычества и православия, чем-то сродни буддизму, утверждающему, что каждый из нас способен достичь наивысшего просветления, надо только избавиться от своих страстей. Русскому крестьянству, изнуренному непосильным трудом, хлысты преподнесли бесценный дар – возможность стать «христом» или «богородицей». Именно в это время окружающие видят в нём человека, полного святости.

     А между тем человек полной святости на самом деле имел самую что ни на есть крестьянскую внешность. Был он высок, широкоплеч, худощав, но в то же время крепок телом. Лицо его было грубым, с неправильными, далекими от классических эталонов чертами. Бросался в глаза широкий рябой нос, под которым росли вечно неухоженные, «мягкие» на крестьянский манер усы, сливавшиеся с темно-русой растрепанной бородой. Узкие бледные губы его нечасто растягивались в улыбке, но если уж он улыбался, то искренне, от души. В эти редкие мгновения его смуглое от ветра и солнца лицо светлело, а морщины, избороздившие его, частично исчезали. Даже крупные неровные зубы не могли испортить впечатления от улыбки.  Длинные каштановые волосы свои Распутин, по тогдашней народной моде, делил пробором надвое и нечасто проходился по ним гребнем, отчего они выглядели немного растрепанными. Из особых примет Распутин имел темное пятно на своем высоком лбу – память о давнем ранении, и небольшой нарост на правом глазу. Одежду он предпочитал крестьянскую – ходил в грубой, не всегда опрятной холщовой крестьянской рубахе, подвязанной простым кожаным ремешком, в широких домотканых портах и высоких сапогах. Мужик как мужик, каких на Руси миллионы. Если бы не пронизывающий взгляд из-под кустистых бровей. Взгляд, казалось, берущий свое начало из неведомых глубин и проникающий во все вокруг до самой сути. Из воспоминаний Мориса Палеолога, французского посла в России: «… всё его выражение лица сосредотачивается в глазах, в голубых, как лен, глазах со странным блеском, с глубиною, с притягательностью. Взгляд пронзительный. Когда его речь оживляется, можно подумать, что его зрачки источают магнетическую силу».25

     Именно  своим взглядом он мог оказывать  особое влияние на людей. В последствии  выяснится, что   он обладал гипнотическим даром и владел искусством сильного влияния на определенного сорта людей. Все люди, знавшие Распутина, подчеркивали необычную силу взгляда «старца».  Гипнозу Распутина могли противостоять люди сильные, волевые. Два российских премьера оставили следующие описания своих встреч с Распутиным, произошедших по просьбе императрицы Александры. Петр Столыпин: «Он бегал по мне своими белесоватыми глазами и произносил какие-то загадочные бессвязные изречения из Священного Писания, как-то необычно разводил руками, и я чувствовал, что во мне пробуждается непреодолимое отвращение к этой гадине, сидящей напротив меня. Но я понимал, что в этом человеке большая сила гипноза и что производил он довольно сильное, правда, отталкивающее впечатление. Я собрал свою волю в кулак...».26

     Следующий факт свидетельствует о том, что экстрасенсом Распутин был. С.П. Белецкий, бывший директором Департамента полиции, пишет: "Когда я был директором департамента полиции, то в конце 1913 г., наблюдая за перепиской лиц, приближавшихся к Распутину, я имел в своих руках несколько писем одного из петроградских магнетизеров к своей даме сердца, жившей в Самаре, которые свидетельствовали о больших надеждах, возлагаемых этим гипнотизером лично для своего материального благополучия на Распутина, бравшего у него уроки гипноза и подававшего, по словам этого лица, большие надежды в силу наличия у Распутина сильной воли и умения ее в себе сконцентрировать. Ввиду этого я, собрав более подробные сведения о гипнотизере, принадлежавшем к типу аферистов, спугнул его, и он быстро выехал из Петрограда. Продолжал ли после этого Распутин брать уроки гипноза у кого-либо другого, я не знаю..."27

    А вот знаменитое "исцеление" Распутиным А. Вырубовой после железнодорожной катастрофы, в деталях описанное С.П. Белецким, где больная Вырубова после встречи с Григорием моментально пошла на поправку. В этом случае с Вырубовой мы видим не исцеление, как все думали, а экстрасенсорное воздействие и внутреннее напряжение Распутина в момент действия через него бесовских сил. Здесь было типично "кашпировское": "Поглядь на меня", но не было ни слова молитвы, даже имитации молитвы. Ко всему прочему, не было и никакого исцеления. Вырубова лишь пришла в сознание, и только, она на всю жизнь осталась хромой.28

     Таким образом, можно сделать вывод  о значении семьи в формировании характера Григория Распутина: отец, в будние дни работающий на земле, а в выходные дни пьянствующий не особо уделял внимание растущему мальчику, а также не учил и грамоте. Возможно, поэтому деревенские мальчишки уже тогда считали Григория странным. Не хотел он работать как все, а хотел научиться «святости», так как уже в юности казалось, что он имеет необычную силу, проявляемую в своём взгляде, которым заманивал девушек. С тех пор блудства Григорий не чурался. А после  странствий и вступления в секту хлыстов,  он становится ярым «учителем». Проповедует заповеди хлыстовского движения и видит в себе силу для спасения кого-либо или чего-либо. По возвращении в деревню он собирает толпы народа, которым рассказывал про себя и про Бога. Мужики и бабы не умевшие не читать, не писать, не сумевшие с ним поспорить, тут же разнесли молву о том, что в их деревне живёт «старец». А сеансы гипноза, которым он научился в секте, сделали из него человека, лечившего любые болячки и уберегавшего от каких-либо невзгод. То есть из простого деревенского мужика, Распутин превратился в «старца».

    А в чем же разгадка тайны Распутина? Как могло в нем соединиться несоединимое - поистине сатанинское буйство и молитва? Очевидно, противоборство этих двух начал происходило в его душе годами, но в итоге темное все же одолело. Вот что писал в своих воспоминаниях митрополит Евлогий (Георгиевский): «Сибирский странник, искавший Бога в подвиге, и вместе с этим человек распущенный и порочный, натура демонической силы, - он сочетал в своей душе и жизни трагедию: ревностные религиозные подвиги и страшные подъемы перемежались у него с падением в бездну греха»29. Еще более резкую оценку противоречивой натуре Распутина дал бывший воспитатель Великого князя П. Жильяр: «Судьба хотела, чтобы тот, которого видели в ореоле святого, был бы в действительности существом недостойным и развратным... нечестивое влияние этого человека было одною из главных причин смерти тех, кто верил, что найдет в нем спасение».30

  1. Знакомство с царской семьей
 

     Еще до появления его при дворе  были распространены самые фантастические слухи об этом таинственном человеке, основанием которых служили письма Великой княгини Анастасии.

     Он  прибыл в Петербург не по железной дороге, а пешком. Он остановился  в монастырской гостинице, как гость архимандрита Феофана. Духовник царской семьи испытывал глубокую симпатию к этому сибирскому мужику и видел в «старце Григория» носителя новой и истинной силы веры. С Феофан поспешил представить его генеральше Лопухиной, в салоне которой и началось  знакомство отца Григория с петербургским обществом.

     В это время его уже все почтительно  называли «старцем». Так называли его  не возраст, а за опыт и за веру. Его  необычайная яркая личность и  феноменальные способности очень  скоро обратили на себя всеобщее внимание. Слух о «святом старце», который  пророчествует и излечивает болящих, быстро достиг самого высшего общества. К сибирскому «старцу» потянулись люди, не находившие полного утешения в  государственной церкви. Они посещали Григория Ефимовича, слушали его  рассказы, наставления. На посетителя особое впечатление производили  глаза странника, как будто заглядывающие  в самую душу собеседника.

     Вскоре  после его появления в столице  великая княгиня Анастасия представила  его царице. «Как завороженная сидит  ее величество под пронизывающим, пригвождающим  взором Распутина, слушает его вкрадчивую, пересыпанную мистическими вывертами, мужскую речь».31  

     Граф  Владимир Коковцов так передал содержание их дальнейшей беседы: «Распутин сал  говорить, что государыне и государю особенно трудно жить, потому что им никогда нельзя узнать правду, так  как кругом них всё больше льстецы  и себялюбы, которые не могут сказать, что нужно для того, чтобы народу было легче. Царю нужно быть ближе  к народу, чаще видеть его и больше верить ему,  потому что он не обманет того, кого почитает почти равным самому Богу, и всегда скажет свою настоящую правду, не то, что министры, которым нет никакого дела до народных слёз и до его нужды. Эти мысли глубоко запали в душу императрицы»32.

Затем следует представление Николаю  II, первое приглашение во дворец, где он быстро овладевает вниманием семьи и входит в роль святого человека.33

     Знакомство  же с Николаем II прошло при посредничестве великого князя Петра Николаевича и его жены Милицы Николаевны 1 ноября 1905 года, о чем мы читаем в дневнике Императора Николая II: «Пили чай с Милицей Николаевной и Станой. Познакомились с человеком Божьим - Григорием из Тобольской губернии»34

     Сохранилась телеграмма, посланная Распутиным царю в 1906 году: “Царь - батюшка, приехав  в сей город из Сибири, я желал  бы поднести тебе икону Святого Праведника Симеона Верхотурского Чудотворца... с верой, что Святой Угодник будет  хранить тебя во все дни живота твоего и споспешествует тебе в служении твоём на пользу и радость твоих  верноподданных сынов”. И царь принял мужика после его телеграммы. Почти точную дату этой встречи позволит установить взволнованное письмо обычно сдержанного Николая к премьеру Столыпину: “16 октября 1906 года... Несколько дней назад я принял крестьянина из Тобольской губернии... который принес мне икону Святого Симеона Верхотурского... Он произвел на Ее Величество и на меня замечательно сильное впечатление... и вместо пяти минут разговор с ним длился более часа” .35

     Следует отметить, что, когда Распутин узнал, кем были его новые знакомые, он, понимая какие перспективы перед ним открывались, сообщил им, что обладает способностью излечивать все болезни, может предсказывать будущее и отвести предстоящее несчастье. Узнав, что «старец» может лечить гемофилию, болезнь которой был подвержен цесаревич, они решили привезти Распутина в дом, чтобы представить царской чете и таким образом оказать им большую услугу. 36

     Еще до Распутина в царском дворце успело побывать огромное количество знахарей, колдунов, юродивых, которые  брались помочь царской семье. Долгое время Николай II ждал наследника, но рождались только девочки, и, в конце концов, отчаявшись, он прибегнул к помощи всех этих «мистиков». И он и Александра Федоровна в точности выполняли все их указания, но так ничего и не добились. Когда же, наконец, появился долгожданный наследник, у него обнаружилась гемофилия, которая передавалась по мужской линии в семье императрицы Александры Федоровны. Вот в это время и появился их «спаситель» в лице Григория Распутина.37

     «Наследник  жив, покуда жив я!»38 - Такой ультиматум ставил он своим «августейшим патронам», как бы перестраховываясь, на случай смены безмерного уважения и благоволения к нему на немилость.

     Вполне  естественно, что после этих слов Александра Федоровна, повинуясь своим  материнским инстинктам, в буквальном смысле молилась на «старца».

     Распутин  никогда бы не приобрел такого влияния  на царскую чету и прежде всего  на Александру Федоровну, если бы не обладал  способностью успокаивать ее, помогая  наследнику бороться с болезнью, перед  которой оказывалась бессильной медицина. Для убитой горем матери Распутин был спасителем Алексея. Целительные  способности Распутина - отдельная  тема, но есть свидетельства о его  необыкновенном даре.39

     Также приятное впечатление на царскую  чету  произвело то, что Распутину же была чужда та льстивость и ложь, которые были присущи столичному высшему обществу в начале XX века. Григорий Ефимович говорил всегда искренне, или, по крайней мере, хотел, что бы люди поверили в его искренность и прямолинейность. Он всегда подчеркивал свою простоту и неотесанность и в разговоре, и в поведении, и в мыслях, которые он высказывал царю. Быть может, это и сыграло немаловажную роль в складывании первого впечатления самодержца о старце.

     Всех, кто был в то время приближен  к Семье, царица знакомит с 
таинственным "старцем". Из показаний Николая Павловича Саблина, капитана первого ранга, старшего офицера императорской яхты "Штандарт", одного из самых близких к царю и царице людей (в их переписке он часто встречается под инициалами Н. П. ): "Кажется, в 1908 году во время плавания на "Штандарте" Государыня... сказала, что есть люди, которые вследствие аскетического образа жизни имеют особую силу, и заявила, что есть такой человек, а именно Распутин, и предложила мне с ним познакомиться".40

     Таким образом, первое впечатление царской  семьи было положительное. Мало того, что до личной встречи с Григорием, они уже видели в нём «старца». После личной встречи мнение закрепилось.

     Ведь  особенно произвело приятное впечатление  то, что Распутину удалось предотвратить  приступ гемофилии царского наследника. Теперь они относятся к нему как  к спасителю царской династии. Ведь молодой Алексей Николаевич – продолжатель дела отца, дедов, прадедов; носитель великой фамилии Романовых. То есть, получается, случится что-нибудь с наследником – случится что-то мрачное и с Россией. Не уберечь  Алексея, равно тому, что не избежать и краха Империи. И даже если отбросить  все 

Информация о работе Николай 2 и Григорий Распутин