Наскальная летопись

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 13:40, реферат

Краткое описание

Цель: Изучение наскальных рисунков
Предмет: Скальный массив, расположенные на правом берегу реки Ангары, напротив поселка Манзя.
Объект: Комплекс петроглифов, расположенный напротив п. Манзя, на правом берегу реки Ангары.
Задача: 1.Изучить скальные массивы, на которых расположены петроглифы, находящиеся напротив п. Манзя. 2.Узнать в какой временной период наносились эти изображения, что они означают, кто был их автором.

Оглавление

Введение.
Глава 1.Классификация изображений по сюжету.
Зооморфные фигуры
Знаковые символы
Редко встречающиеся фигуры
Антропоморфные фигуры и личины
Линии
Глава 2. Классификация изображений по стилю.
1.Классификация антропоморфных изображений.
2.Классификация зооморфных изображений.
Глава 3. Датировка петроглифов.
Эпоха бронзы.
Эпоха неолита.

Файлы: 1 файл

Исследовательский реферат Безруких Анастасии.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

 В  двух случаях туловище имеет   ряд горизонтальных линий. В  одном случае по обе стороны туловища показаны два округлых пятна. 

     Контурные антропоморфные фигуры на территории памятника встречаются всего  в трех случаях. У данного типа изображений туловище имеет вид  под треугольного контура, в двух случаях заполненного поперечными  линиями («скелетный» стиль).  

     Антропоморфные  личины занимают особое место в данном ряду антропоморфных     изображений. Выявлено семь самостоятельных изображений  личин на четырех плоскостях. Личины неоконтурены, простые. 
 

      Классификация зооморфных изображений по стилю 

      Зооморфные  изображения подразделяются по стилю:

      1. Линейные
      2. Контурные
      3. Силуэтные

      Линейные  знаки

  1. Кресты 

   На  писанице встречаются крестовидные знаки двух типов: прямые и косые, имеющие вид диагонально сходящихся линий. Свастики - делятся на левосторонние и правосторонние и различаются по оформлению поворота линий знаков. Существует промежуточный вариант – равносторонние свастики со встречным углом поворота линий. Встречаются также другие знаки линейного характера, к ним можно отнести решетковидное изображение, разные пересекающиеся линии и другие знаки.

         Объемные знаки, в  отличие от линейных знаков, на территории памятника встречаются реже, имеют  вид округлых контуров или пятен  с отходящими от него лучами или  без таковых.  
 
 
 

           Датировка петроглифов. 

      Узнать  время нанесения этих изображений  самостоятельно мне не удалось, и  поэтому я обратилась к научной литературе.  

                  Эпоха неолита

     Наиболее  древней является фигура «шагающего лося» на писанице Манзя –II. Изображение реалистично выполнено контурно, отличается крупными размерами, динамичностью образа. Исходя из результатов сравнительного анализа, с известковыми анализа, с известковыми датированными рисунками таежных писаниц Западной, Восточной и Южной писаниц Сибири, предметами малкой пластики по стилистическими и иконографическими особенностями данное изображение лося относится к эпохе неолита. Относительно более ранними являются перекрываемые линии контура другой, плохо сохранившейся, трудноопределимой фигуры. 
 

                  Эпоха бронзы 

      Традиционно принято считать что «скелетный» стиль в наскальном искусстве Сибири зародился в эпоху позднего неолита и получил свое широкое распространение в эпоху бронзы, в рудиментарном виде сохраняясь в эпоху раннего железа.

      В свое время А.П. Окладников в книге  «Петроглифы Ангары» относил к этой эпохе изображения лосей в «скелетном» стиле и личины с трехрогим головным убором. Из книги Окладникова я узнала, что при раскопках в Минусинской котловине выявили целый пласт гравировок II тысячелетия до н. э., содержащих такие личины и контурные рисунков быков, заштрихованных в клетку или поперечными полосами, стало ясно, что «скелетный» стиль и личины свойственны уже развитому бронзовому веку. Учитывая это, в книге «Петроглифы Ангары» А.П. Окладников зачислил все изображения лосей «скелетного» стиля в неолитическую группу, а личины отнес к эпохе бронзы.

      К настоящему времени, мнения исследователей расходятся. К точке зрения А.П. Окладникова  о том, что изображения были выполнены  в эпоху неолита присоединились А.И. Мартынов,  

______________________________________________________

*Заика А.Л. «Наскальное искусство среднего Енисея» Сборник «Тайны среднего Енисея» 1996 год с25, 39), Заика А.Л. «Писаницы Нижней Ангары. Сборник «Археология, палеоэкология и этнография Сибири и Дальнего Востока.1996 год с 25, 29.    

Н.Л. Подольский и Я.А. Шер. Изображения лосей, выполнены в «скелетном» стиле, датирует эпохой бронзы С.В. Студзицкая, она считает, что «начальную стадию такой манеры можно проследить на писаницах Прибайкалья в глазовское время…»(Студзицкая, 1981год, с.42 Сборник «Петроглифы Сибири и Дальнего Востока») 

         По  мнению В.И. Молодина, изображения лосей,

         изображения подобного типа в Западной Сибири датируются периодом развитой бронзы т.е. II тыс. до н.э.

      На  территории изучаемого мною памятника выявлена только одна фигура копытного животного, выполнена в «скелетном» стиле, на писанице Манзя-1

Кроме вышеуказанной  фигуры, на территории памятника выявлены антропоморфные фигуры, выполненные в «скелетном»  стиле (Манзя –II , Манзя - III.)

      По  замечанию В.И. Молодина, в отличие  от предметов мелкой пластики, «наиболее  приемлемыми в сравнении петроглифов  с реалиями из археологических комплексов могут быть рисунки из антропоморфных и зооморфных изображений на керамике» 

      К эпохе раннего металла (2 тыс. лет до н.э.) Формозов А.А. отнес группу животных Западной Сибири. Еще более молодой возраст таких изображений предложил Леонтьев Н.В., он так же предположил, что эти изображения характерны для окуневского искусства.

        

     Проанализировав собранный материал, приходим к выводу, что все наскальные рисунки отображают духовную и материальную жизнь людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Библиография 
 

   1. Дроздов  Н.И. «Красноярье: Пять веков  истории» 2005 год   изд. «Платина» с 27.

    2.Заика А.Л.  «Наскальное искусство среднего Енисея» Сборник «Тайны среднего Енисея» 1996 год, Железногорск, с25, 39.

    3.Заика А.Л.  «Писаницы Нижней Ангары» Сборник  «Археология, палеоэкология и  этнография Сибири и Дальнего  Востока» Иркутск 1996 год, с  25, 29.

    4.Заика А.Л.  «История изучения петроглифов Нижней Ангары. Сборник древностей Приенисейской Сибири. Выпуск № 4 КГПУ 2005 год. Красноярск с 127-147.

    5.Окладников  А.П. «Петроглифы Ангары» Москва, Ленинград.1996 изд. «Наука» с 23-31.

    6. «Енисейская  энциклопедия» Красноярск 1998 год изд. «Русская энциклопедия» с768.

      
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

Информация о работе Наскальная летопись