Наскальная летопись

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 13:40, реферат

Краткое описание

Цель: Изучение наскальных рисунков
Предмет: Скальный массив, расположенные на правом берегу реки Ангары, напротив поселка Манзя.
Объект: Комплекс петроглифов, расположенный напротив п. Манзя, на правом берегу реки Ангары.
Задача: 1.Изучить скальные массивы, на которых расположены петроглифы, находящиеся напротив п. Манзя. 2.Узнать в какой временной период наносились эти изображения, что они означают, кто был их автором.

Оглавление

Введение.
Глава 1.Классификация изображений по сюжету.
Зооморфные фигуры
Знаковые символы
Редко встречающиеся фигуры
Антропоморфные фигуры и личины
Линии
Глава 2. Классификация изображений по стилю.
1.Классификация антропоморфных изображений.
2.Классификация зооморфных изображений.
Глава 3. Датировка петроглифов.
Эпоха бронзы.
Эпоха неолита.

Файлы: 1 файл

Исследовательский реферат Безруких Анастасии.doc

— 73.00 Кб (Скачать)
 
 

     Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования "Красноярский государственный медицинский университет  имени профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого" Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

       Кафедра философии и социально-  гуманитарных наук 
 
 
 
 

                        Реферат

Тема : Наскальная летопись

                                                                                             
 
 
 

                    Выполнила :

                  Безруких  Анастасия Вячеславовна, студентка  лечебного факультета

                  121 группы

                  Проверила: Штарк Елена Владимировна

                
         

                                                    

                                                     

                                                          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                 г. Красноярск, 2011 год         

     Оглавление.

        

     Введение.                             

       Глава 1.Классификация изображений  по сюжету.                 

  1. Зооморфные фигуры                                                                                   
  2. Знаковые символы          
  3. Редко встречающиеся фигуры        
  4. Антропоморфные фигуры и личины       
  5. Линии            
  6. Глава 2. Классификация  изображений по стилю.     

    1.Классификация  антропоморфных изображений.                 

    2.Классификация  зооморфных изображений.      

    Глава 3. Датировка петроглифов.        

  1. Эпоха бронзы.                     
  2. Эпоха неолита.                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      

     Цель: Изучение наскальных рисунков

     Предмет: Скальный массив, расположенные на правом берегу реки Ангары, напротив поселка  Манзя.

     Объект: Комплекс петроглифов, расположенный  напротив п. Манзя, на правом берегу реки Ангары.

     Задача: 1.Изучить скальные массивы, на которых расположены петроглифы, находящиеся напротив п. Манзя. 2.Узнать в какой временной период наносились эти изображения, что они означают, кто был их автором.

     Методы: Исследовательский, поисковый метод, изучение научно-популярной литературы, наблюдение, методы анализа и  метод систематизации.

     Гипотеза: Все наскальные рисунки отображают духовную и материальную жизнь людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             Вступление. 

     В Богучанском районе есть деревня  Каменка, это родина моей прабабушки. И вот мой отец решил показать ее место рождения. Приближаясь к деревне на лодке, я увидела утес, который одной стороной резко обрывается в речку Каменка, а другой стороной уступам обращен в Ангару. И вот с трудом забравшись, я прогуливаюсь по нему. Неожиданно для себя я наталкиваюсь на  огромный камень, лежавший в самом центре утеса. Это был необычный, на мой взгляд, камень, на нем были, как мне показалось, следы человеческой деятельности. Это были углубления,  их расположение напоминало мне человеческое лицо. Заинтересовавшись его происхождением, я осмотрела утес полностью и обнаружила изображения, которые располагались на крутых склонах утеса. Эти изображения были едва заметны и к тому же повреждены надписями, сделанными современным человеком, наверняка, не подразумевающего, что он уничтожат культурные ценности России.

       Откуда же взялись эти изображения?  Что они означают? Кто был их  автором? На все эти вопросы  я хотела бы получить ответы. Для меня эта тема представляет  большой интерес, а еще я хотела бы рассказать какую ценность для нас представляет эти уникальные памятники, что на мой взгляд поможет сохранить их. В связи с экономическим развитием Нижнего Приангарья, данные памятники могут служить местом привлечения туристов, что может принести дополнительный доход нашему государству.

     Изучение  памятников на данный момент нам необходимо. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Я посетила скальный массив, напротив  поселка Манзя на правом берегу  реки Ангары. В моей работе  это именуется, как писаницы  Манзя I, II. А так же Ивашкин ключ, находящийся вниз по течению реки Ангары, в 12 км от поселка Манзя (Писаница Манзя –III). Там я увидела наскальные изображения и сфотографировала их. Рассмотрев их и обратившись к научной литературе*, я пришла к выводу, что их можно классифицировать по сюжету. Можно выделить антропоморфные (наделенные человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных), зооморфные (изображения животных), знаковые символы, трудноопределимые, редковстречающиеся на территории памятника изображения-рыбы, всадника, птиц. 
 

     1.Зооморфные

        

            Я считаю, что  люди, жившие в Нижнем Приангарье  занимались охотой. Об этом свидетельствует  петроглифы, в виде животных, людей,  охотящихся на них. Изображения  обнаружены на писаницах Манзя  – I, II  .Так же рисунки были найдены на отдаленных от этих писаниц. Следовательно, занятие охотой было одним из основных способов добычи пищи в нашей местности. Все  изображения животных на видных местах и около таких мест совершались культовые обряды. Они обеспечивали роду благополучие и удачную охоту. Древний человек не мог представить себе мир иначе, чем в образе могущественного лося. Он для него олицетворял всю окружающую природу, а также верхний мир (небо, звезды, солнце) и подземный мир – царство мертвых. Заход и восход солнца осмыслялись как непривычные циклы охоты мифического охотника за «небесным лосем», во время которой тот погибает, а затем вновь рождается и появляется в «верхнем мире» в образе солнца.

     С образом лося был связан и культ  родовых предков. Неслучайно на  скалах  часто находят изображения лося, выделенное на общем фоне красной охрой. Такие склады превращались в своеобразные родовые храмы-святилища, где совершались ритуально-магические действия. 
 
 

_____________________________________________________

     *А.П. Окладников ,«Петроглифы Ангары», 1966 год, с 41 
 
 

     2. Знаковые символы

     На  многих плоскостях были обнаружены солярные и крестовидные знаки, а так же примитивное изображение солнечного диска, которые означали вечность круговращения  Земли. МНЗ-I, II 
 
 

     3. Редко встречающиеся изображения. 

     На  двух  плоскостях я увидела изображения  лодки, это свидетельствует о  том, что местные жители помимо охоты, еще занимались рыболовством. С течением времени в хозяйстве племен оно  стало играть главную роль. Так  же лодка могла использоваться как средство передвижения. На подножие горы было выявлено изображение рыбы. Ее изображению  поклонялись и  совершать какие-либо обряды, которые предвещали хороший улов рыбы. 
 

     4. Антропоморфные фигуры и личины 

           Антропоморфные фигуры - наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных. Большой интерес у меня вызвали неоконтуреные личины и антропоморфные фигуры в масках-личинах ромбической формы с элементами свастики. Я предполагаю, что люди верили в шаманизм, духов. Поскольку они были наедине с природой люди верили, что своими обрядами смогут добиться каких – либо условий. Об этом свидетельствует изображения «шамана» ( писаница Манзя-1.) в рогатом головном уборе.

         

                                                                                                                                                                      

     5.Линии 

     На  многих плоскостях я увидела отдельные  линии, возможно, они были частью какого-либо изображения, но  в результате осыпания горных пород, рисунки были повреждены и полностью рассмотреть мне их не удалось.  Из источников литературы я узнала, что в прошлом изображения могли преднамеренно уничтожаться  представителями других культур. При этом могли преследоваться следующие цели:

     1)дефицит  удобных плоскостей для рисунков  на особо почитаемых, священных,  культовых местах.

     2) ритуальность факта осквернения  и уничтожения объектов поклонения предшественников, насаждение собственных приоритетов, в духовной культуре через изобразительное искусство. 
 

       Классификация антропоморфных изображений  по стилю 

     Так же эти изображения можно классифицировать по стилю. Исследователи подразделяют их на три группы: линейные, контурные, силуэтные.

     В археологической литературе приняты  следующие определения данных понятий: силуэтный рисунок имеет сплошную заливку контура, безразлично, идет ли речь о пятне охры или углубления в скале. Контурный рисунок очерчен линией, а внутри заполнен. Линейный - состоит из одних только линий. На многих плоскостях были выявлены изображения смешанного характера: например, туловище животного передано контуром, голова силуэтно, а ноги показаны в виде линий. Иногда встречались изображение с изображением ребер, в скелетном стиле, иногда заштрихованные в клетку, иногда  в виде точки в виде яблок. По своему виду, изображения делятся на схематичные, реалистичные и нереалистические.  

    Антропоморфные  изображения делятся по стилю:

    1. Линейные
    2. контурные
    3. силуэтные
    4. неоконтуренные личины

    Исходя  из материалов писаниц можно провести деление антропоморфных изображений  по позам:

    1. фасовое и профильное        
    2. статичное и динамичное.       
 

     Так же можно выделить простые и сложные  изображения.

Простые изображения - изображения, не загруженные  дополнительными деталями. У сложных  присутствуют: головные уборы, маски-личины, поперечные линии. 

     Линейные  антропоморфные фигуры, в основном простые, статичные, показаны в фас. У них как правило, голова имеет вид небольшого круглого пятна или выражена выступом над линией рук. Конечности обычно прямые, широко расставлены по обе стороны туловища.

     Сложные антропоморфные фигуры в равной степени  встречаются как в динамичные так и в статичных позах, направление движения ног показаны поворотом ступней.

Головные  уборы имеют вид одного, двух или  более вертикальных отростков. В  одном случае он имеет вид крестовидной фигуры.

Информация о работе Наскальная летопись