Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:58, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является сравнительный анализ политико-правовых учений французских просветителей Ж.-Ж. Руссо и Ш. Монтескье в вопросах о народном суверенитете и географическом детерминизме.
Для осуществления поставленной цели я поставила перед собой следующие задачи:
Проанализировать научные труды Ж.-Ж. Руссо «Об общественном договоре» и Ш.Монтескье «О духе законов»;
Ознакомиться с воззрениями французских просветителей по вопросам о народном суверенитете, выявить базисы, на которых он строится;
В вопросе о географическом детерминизме найти взаимозависимость между обществом и географической средой;
Показать актуальность проблем эпохи Просвещения в свете концепций современного взаимовоздействия государства и права.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Народный суверенитет……………………………………………….5
Общественный договор Руссо………………………………………………6
Общая воля как носитель народного суверенитета……………………..8
Политическая свобода по Монтескье…………………………………….13
Глава II. Географический детерминизм…………………………………….17
Заключение…………………………………………………………………..33
Список литературы…………………………………………………………….35
Самые умеренные по климату части Персии, Турции, Московского государства и Польши не смогли оправиться от опустошений больших и малых татарских орд. Бесплодие земли делает людей изобретательными, воздержанными, закаленными в труде, мужественными, способными к войне; ведь они должны сами добывать себе то, в чем им отказывает почва. Плодородие страны приносит им вместе с довольством изнеженность и некоторое нежелание рисковать жизнью.
Было замечено, что немецкие войска, набранные в местах, где крестьяне богаты, как в Саксонии, уступают по качеству прочим. Военные законы могут восполнить этот недостаток посредством более строгой дисциплины.
Особо Монтескье выделяет категорию островитян. Островитяне более склонны к свободе, чем жители континента. Острова бывают обыкновенно небольших размеров; там труднее употреблять одну часть населения для угнетения другой; от больших империй они отделены морем, и тирания не может получить от них поддержку; море преграждает путь завоевателям; островитянам не угрожает опасность быть покоренными, и им легче сохранять свои законы.
Страны, которые стали обитаемы благодаря труду человека и существование которых поддерживается этим же трудом, стремятся к умеренному правлению. Есть три главные страны этого рода: две прекрасные провинции Китая (Цзаннань и Чжзузян), Египет и Голландия.
Древние императоры Китая не были завоевателями. Первое дело, которое они совершили для увеличения территории своей страны, более всего доказало их мудрость. Благодаря им выступили из вод две самые прекрасные провинции империи; они созданы людьми, и они-то своим беспримерным плодородием и внушили Европе представление о благоденствии этой обширной страны. Но необходимость постоянно заботиться об охране столь значительной части империи от разрушения требовала скорее благоразумия народа, чем изнеженности, скорее законного правления монарха, чем тиранической власти деспота. Эта страна нуждалась в умеренной власти, какая некогда была в Египте, какая есть в настоящее время в Голландии, которую природа создала для того, чтобы она заботилась о себе самой и не предавалась беспечности или прихотям.
Таким образом, несмотря на климат Китая, по природе своей располагающий к рабскому повиновению, несмотря на ужасы, связанные с чрезмерной обширностью империи, первые законодатели Китая были вынуждены издать очень хорошие законы, а правительство часто оказывалось вынужденным соблюдать их.
Посредством труда и хороших законов люди сделали землю более удобной для обитания. Реки протекают там, где прежде были лишь озера да болота. Это благо, которое не создано природой, но ею поддерживается. Сделавшись властителями Азии, персы дозволяли всякому, кто проведет воду на земли, еще не пользовавшиеся орошением, владеть ими в течение пяти поколений; и люди не останавливались ни перед какими издержками для проведения воды из бесчисленных ручьев, стекающих с гор Тавра. Теперь они находят эту воду в своих полях и садах, не зная, откуда она течет.
Подобно тому как есть народы-разрушители, причиняющие зло, которое переживает их самих, есть и народы трудолюбивые, творящие добрые дела, которые не погибают вместе с ними.
Общее соотношение законов: Законы очень тесно связаны с теми способами, которыми различные народы добывают себе средства к жизни. Народ, занимающийся торговлей и мореплаванием, нуждается в более обширном своде законов, чем народ, который довольствуется возделыванием своих земель; последний в более обширном, чем народ, живущий скотоводством; и скотоводческий в свою очередь — в более обширном, чем народ, который живет охотой.
В главе двенадцатой «О международном праве у народов, не занимающихся земледелием» Монтескье пишет: «Так как эти народы не занимают определенного пространства с точно обозначенными границами, то у них всегда будет много причин для раздоров. Они будут спорить из-за невозделанных земель, как у нас спорят из-за наследств. Они будут вести частые войны друг с другом за места для охоты или рыбной ловли, за корм для скота, за похищение их рабов и, не имея определенной территории, должны будут тем чаще разрешать свои столкновения путем международного права, чем реже можно будет разрешать их посредством гражданского права». Раздел земель — вот главная причина, увеличивающая объем гражданского свода законов народов. У народов, не имеющих этого раздела, гражданских законов очень мало. Учреждения этих народов скорее можно назвать обычаями, чем законами.
У таких народов старики, помнящие дела минувших лет, пользуются большим авторитетом; там люди приобретают почет не богатством, а силой рук и разумными советами.
Эти народы ведут кочевой образ жизни и рассеяны по лесам и пастбищам. Брак у них не так прочен, как у нас, где он скрепляется общим жилищем и где женщина принадлежит к дому; поэтому им легче менять жен, обзаводиться несколькими женами, а иногда и иметь с женщинами беспорядочные сношения наподобие животных.
Пастушеские народы не могут разлучаться со своими стадами, которые дают им пропитание, а потому не могут разлучаться и со своими женами, которые ухаживают за этими стадами. Все это должно быть неразлучно, тем более, что в противном случае их жены, дети и стада сделались бы добычей неприятеля, так как они обыкновенно живут на больших равнинах, где имеется мало мест, защищенных природой. Законы их должны установить правила дележа добычи и, подобно нашим салическим законам, обратить особое внимание на воровство.
В главах с пятнадцатой по семнадцатую Монтескье размышляет «О народах, которым известно употребление денег; о гражданских законах у народов, которым неизвестно употребление денег; о политических законах у народов, не знающих употребления денег». 17
«Аристипп, потерпев кораблекрушение, достиг вплавь ближайшего берега и, увидав там начерченные на песке геометрические фигуры, очень обрадовался, заключив, что он попал в страну, населенную греками, а не варварами.
Если какой-нибудь случай забросит вас к неизвестному вам народу, то, увидев монету, можете быть уверены, что вы находитесь в стране с благоустроенными гражданскими порядками. Возделывание земель требует употребления денег. Оно требует большого искусства и знаний; вслед за искусствами и знаниями всегда идут потребности, и все это приводит к установлению денежных единиц. Благодаря потопам и пожарам мы узнали, что земля содержит металлы, которые легко вошли в употребление после того, как были открыты».
У народа, не знающего употребления денег, существуют лишь те несправедливости, которые порождаются насилием; слабые люди объединяются между собой, чтобы защищаться от насилия. Подобные объединения носят чисто политический характер. Но у народа, употребляющего деньги, люди подвергаются несправедливостям, которые порождаются хитростью. Несправедливости такого рода могут совершаться самыми разнообразными способами; отсюда возникает необходимость в хороших гражданских законах, которые рождаются вместе с новыми способами делать зло.
В странах, где нет денег, похититель похищает только вещи, а вещи всегда различны. В странах, где есть деньги, похититель похищает денежные знаки, а они всегда сходны. В первых странах ничего нельзя утаить, потому что похититель всегда носит с собой улику своей вины, но в других странах дело обстоит иначе.
У народов, не возделывающих землю, свобода более всего поддерживается тем обстоятельством, что они не знают денег. Продукты охоты, рыбной ловли или скотоводства не могут быть ни накоплены в достаточно большом количестве, ни сохраняться достаточно долго для того, чтобы дать возможность человеку подкупать других; между тем как богатство в форме денежных знаков можно накапливать в любом количестве и раздавать кому угодно.
У
народов, не употребляющих денег, потребности
не велики, и удовлетворяются они легко,
причем все делится поровну. Таким образом,
равенство у них вынужденное, почему их
вожди и не являются деспотами.
Заключение.
В данной курсовой работе я рассмотрела вопросы народного суверенитета и географического детерминизма в свете теорий Жан Жака Руссо и Шарля Монтескье путем сравнительного анализа. В результате видно, что взгляды французских просветителей сходятся в некоторых вопросах по данным проблемам, и в то же время у каждого из этих гениев имеется свое субъективное особенное мнение, выделяющееся из ряда взглядов и теорий других ученых-мыслителей.
Литература, посвященная творчеству Руссо, огромна. Но оценки, даваемые ему, как правило, однообразны: либо Руссо - теоретик демократии и народного суверенитета, либо он - теоретик тоталитаризма. Истина в данном случае отнюдь не лежит между этими крайностями. Действительно, с точки зрения политического опыта ХХ в., многие мысли Руссо созвучны идеологии тоталитаризма. Желая сделать человека свободным и счастливым, он полностью подчинил его государству. Но желал ли или, точнее, предполагал ли Руссо возможность установления тоталитарных режимов? Конечно, нет. Руссо вообще был плохим предсказателем. Рассуждая о правильном устройстве государства, он смотрел не в будущее, а в идеализированное, придуманное им прошлое. Его идеал - небольшая патриархальная сельская община с простотой быта и недифференцированностью интересов. Поэтому-то ему кажется, что определить общий интерес, существующий объективно и объединяющий всех людей, так просто, и так просто управлять ими. В усложнении же социальной дифференциации, растущем разнообразии интересов «частных ассоциаций», т. е. в становящемся гражданском обществе, он видит не будущее человечества, а извращение правильной жизни.
Монтескье
универсальный мыслитель. «Своим» его
числят филологи и социологи, политологи
и философы, историки также желают видеть
Монтескье коллегой. Мы же с полным основанием
может заявить, что Монтескье - крупнейший
юрист-государствовед. Он довел до конца
разработку концепции разделения властей
и вообще форм государства и - здесь его
преимущество неоспоримо - создал социологическую
теорию позитивного права.
Список литературы.
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Уральская
Государственная Юридическая
Институт Прокуратуры
Кафедра
истории государства и права
Курсовая работа
По предмету: История политических и правовых учений
На тему:
Идея
народного суверенитета и географический
детерминизм в политико-правовых учениях
французских просветителей Ш.Монтескье
и Ж.-Ж.Руссо.