Народно-освободительная борьба в период присоединения Казахстана к России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 09:32, реферат

Краткое описание

Крестьянское движение в Казахстане периода присоединения Казахстана к России рассматриваются исследователями как одно из звеньев в истории национально-освободительной борьбы народов Российской империи. Однако о характере, особенностях борьбы казахского народа против колониальной политики России до сих пор среди ученых нет единого мнения.

Файлы: 1 файл

восстания.docx

— 57.76 Кб (Скачать)

Нарастал конфликт хана и султанов, не желавших мириться с потерей влияния в степи, с родовым старшиной. В начале августа они захватили в плен Срыма Датова5, заключили в оковы и решили держать до тех пор, пока в жуз не будет возвращен из Уфы хан Нуралы. Известие о пленении батыра Срыма, пользовавшего большим влиянием в казахских общинах, вызвало беспокойство у Оренбургской администрации. Игельстром надеялся в проведении реформы на С. Датова, поэтому предпринял энергичные усилия для его освобождения. Осенью 1786 г. С. Датов был освобожден. Но в этот период усилилась та часть родовых старшин, которая выступила за сохранение ханской власти в Младшем жузе. Они провозгласили ханом Каипа. В сентябре 1786 г. состоялся съезд старшин. Было дано согласие на создание только пограничного суда, в состав которого были избраны шесть родовых казахских старшин, которые не являлись представителями влиятельных родов.

Решающей силой  стали представители царской  власти. Председателем пограничного суда был премьер-майор С. Петращевич, членами секунд-майор И. Капустин, купцы Сеитова Посада С. Салеев и М. Мирдабаев, башкирский походный старшина А. Ак-Кулянов и мишарский походный старшина X. Абдусалямов.

Среди избранных  в расправы были влиятельные казахские  старшины Тленчи, Жаныбек, Тлеп. Таким образом, на административных должностях султаны были замещены родовыми старшинами. Но выборы проводили только в трех родах Младшего жуза. Пограничный суд не был связан через расправы со всеми родами Младшего жуза, и это мешало ему влиять на политическую обстановку в жузе, ограничить влияние султанов. Султаны выразили резкий протест против организации расправ в степи6.

Открытием пограничного суда старшины воспользовались, поставив вопрос о земле, расширении зимних пастбищ за счет междуречья Урала и Волги и частновладельческой земли на побережье Каспийского моря. Генерал-губернатор отменил плату за пользование только пустопорожними землями, за пользование частновладельческими землями плата не отменялась. Кроме того, для перехода необходимо было получать «открытые листы» и оставлять аманатов.

Зимой 1786—1787 гг. начался  массовый переход казахов в междуречье Урала и Волги.

Осенью 1786 г. старшины поставили также вопрос о возвращении в жуз бежавших рабов. Это требование родовых старшин свидетельствовало о сужении подлинно общенародных целей — укрепления казахской государственности и решения земельного вопроса. О. А. Игельстром частично выполнил требования старшин, но поставил условие прекратить пограничные набеги. В этом случае казахские старшины требовали прекращения насилия над казахами со стороны прилинейной администрации и Уральского казачества.

Генерал-губернатор Игельстром сознавал, что новую систему  управления не удается распространить на весь жуз. В части родов и  после создания расправ сохранялась  ханская власть в лице не признанного  царским правительством хана Каипа7. Создание расправ сыграло свою роль в отстранении султанов от управления жузом. Но реальная власть перешла не к расправам, а к главным старшинам, поэтому О. А. Игельстром сделал существенное добавление к своей реформе, определив полномочия главных старшин. Это снимало аналогии в управлении Младшим жузом по Уложению 1775 г.

Главные старшины должны были исполнять все предписания  генерал-губернатора, пограничной экспедиции и расправ. Одновременно контролируя работу расправ и родовых старшин, генерал-губернатор рассчитывал использовать главных старшин для полного отказа их от восстановления в жузе ханской власти. Это вызвало протест султанов против царского правительства, ограничивавшего их привилегии.

В Младшем жузе продолжалась внутренняя борьба султанов и старшин по вопросу об организации  государственной власти в жузе. Оставался  невыясненным вопрос о замене исторически  сложившейся ханской власти, которая  обеспечивала относительное политическое единство жуза и сложившуюся вассальную систему: хан, султан, родовая знать.

Став главным  старшиной в Младшем жузе С. Датов  фактически сохранил традиционную систему  вассального подчинения, ее формы и методы. Особое значение он придавал съездам старшин, созванных им в 1785—1786, 1787 гг. С. Датов хорошо сознавал, что устойчивость и независимость государственной власти в жузах зависит не только от внутренней организации, но и от внешнеполитического окружения8 Он был за укрепление политических и экономических связей с Россией, но одновременно не доверял царскому правительству. Так, возглавив движение народных масс, он отказывался от встреч с генерал-губернатором. Вступив в переписку и переговоры с царской администрацией, пытался нейтрализовать ее, облегчить тем самым борьбу родовых старшин с султаном и ханом. Сорвав реформы Игельстрома, Датов понимал, что это означает разрыв с царскими властями и продолжение восстания. Понимал он и то, что успех восстания возможен лишь при объединении сил народов Казахстана и Средней Азии, а также родовых старшин. С. Датов вел переговоры с Хивой об .оказании помощи казахам оружием, конницей, продовольствием, а в случае поражения — предоставить кочевья в пределах Хивинского ханст ва, при этом он ссылался на исторические права казахов на эти земли, требовал, чтобы каракалпаки вернули казахам захваченные ранее скот и имущество.

В октябре 1789 г. Игельстром представил новый проект управления жузом, в котором учел пожелания правительства: восстановление ханской власти и .раздробление Младшего жуза на шесть частей — расправ. Создавалось главное правление во главе с ханом. С. Датову была предложена должность прокурора. По новому проекту правительство отказывалось от ущемления прав хана и султана в Младшем жузе9. Но и этот проект не был претворен в жизнь. Правительство настаивало, чтобы генерал-губернатор Игельстром начал переговоры с султаном Эралы, т. е^ возобновилась политика, опиравшаяся на хана и султанов. Теперь правительство пыталось ограничить права казахов в использовании пастбища в междуречье Урала и Волги, что привело к усилению противостояния в этом районе. Набеги казахов на укрепление Уральской линии  участились   после назначения генерал-губернатором А. А. Пеутлинга, выступавшего против новой политики в регионе.

В 1790 г. 2000 сподвижников С. Датова сосредоточились на реке Уиле, готовясь напасть на Илецкую Защиту. Особенно активные действия казахских  отрядов были в 1796 г. после тяжелого зимнего джута, который привел к  массовой гибели скота.

Весной 1797 г. царское  правительство направило против повстанцев карательные отряды. В марте был убит хан Есим. В Младшем жузе обострилась борьба за избрание нового хана. Генерал-губернатор Игельстром предложил экспедиции пограничных дел поручить управление жузом Ханскому совету, местопребыванием которого была определена долина р. Малая Хобда10. Ханский совет начал действовать в августе 1797 г. Его председателем стал султан Айчувак, членами Сары Шоннай-бий, Султанбек-бий, Шакшай-бий и Кошукбай-бий, Битик-мурза. Представителей из семьи покойного хана Нуралы в ханском совете не было. Включением в совет муфтия М. Хусаинова предполагали укрепить к совету благожелательное отношение старшин.

Но генерал-губернатор Игельстром ошибся. Султаны избрали  ханом султана Каратая, не созывая  народного съезда. Это означало выступление  султанов против ханского совета, в  котором влияние оставалось на стороне  родовых старшин. С. Датов не был  избран в ханский совет и откочевал  на р. Сырдарью. Здесь он нашел поддержку  у старшин поколения алимулы  и выдвинул перед ханским советом  требования по умиротворению обстановки в Младшем жузе, прекращению межродовой барымты, столкновений с уральскими казаками, об обмене пленными. Решено было восстановить в Младшем жузе старшинное управление, но в октябре 1797 г. генерал-губернатор добился избрания ханом Айчу-вака. Эта кандидатура удовлетворяла и султанов, и родовых старшин. Хан был глубоким стариком, и не мог играть решающую роль в жизни жуза". Примирение султанов и родовых старшин в Младшем жузе ликвидировало почву, на которой С. Датову удавалось сплачивать вокруг себя родовых старшин и вести борьбу как с султанской группировкой, так и с царской администрацией. Понимая это, он откочевывал в пределы Хивинского ханства. По народным преданиям, С. Датов был отравлен в 1802 г. ставленниками казахских султанов'2.

Главной движущей силой восстания были шаруа, стремившиеся избавиться от феодального и колониального  гнета, произвола ханов, султанов и царской администрации. Они стремились вернуть себе отнятые у них в междуречье Урала и Волги земли. К восстанию примкнули бии и старшины, преследуя свои классовые интересы — укрепить положение в жузе, заставить хана и султанов поделить с ними власть. С. Датов, поддерживал борьбу народных масс за земли, стремился создать новые формы казахской государственности, ликвидировав ханскую власть и заменив ее народными съездами, а в промежутках передать власть в руки главных старшин.

Причин поражения  восстания было много. Общинная родовая  собственность на землю мешала родовой  знати распоряжаться кочевьями, ее тесные связи с царской администрацией. Отсюда различное отношение народных масс и родовых старшин к вооруженным формам борьбы. Восстание в условиях патриархально-родового быта только частично приобрело законченные классовые формы. Во главе восстания оставались на всем его продолжении родовые старшины. С. Датов не был до конца последовательным, предавая и крестьян, и родовых старшин. Постепенно на сторону царской администрации перешли и другие бии и старшины, участвовавшие в восстании.

Восстание 1783—1797 гг. было крупным выступлением казахстанских шаруа, направленным против феодальной и колониальной эксплуатации, подорвавшим основы ханской власти в Младшем жузе, что приблизило ее окончательную ликвидацию.

§ 3. Восстание под предводительством  Исатая Тайманова и Махамбета  Утемисова

В национально-освободительной  борьбе казахского народа важное место занимает восстание под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова. В 1801 г. в междуречье Волги и Урала переселилось 5 тыс. казахских хозяйств во главе с ханом Букеем,   что  положило  начало  образованию Внутренней (Букеевской) орды. К концу 30-х гг. в ней насчитывалось уже около 20 тыс. хозяйств и 80 тыс. человек. Земля и пастбища распределялись неравномерно. За короткое время 2/3 земли перешли в частное владение к казахским феодалам и русским помещикам Юсуповым иБезбородко. Хан Джангир закрепил за собой 400 тыс. десятин земли. Особенно преуспел в этом не имевший султанского титула родственник хана Караул-ходжа Бабажанов. За арендованную у помещиков землю он рассчитывался, а затем по своему усмотрению собирал арендную плату с тех казахских аулов, которым разрешал пасти скот на арендованной земле, собирал штрафы, поборы, различные налоги, прикрываясь близостью к хану.

Уральская войсковая  канцелярия изъяла в пользу казачества земли, расположенные по Большому и  Малому Узеню и вокруг Камыш-Самарских  озер. К острому земельному кризису  прибавилось и другое немаловажное обстоятельство: управление Внутренней Орды и Младшего жуза царское правительство приспосабливало к собственным интересам. Были созданы дистанции, введены должности дистаночных начальников.

Землями по р. Урал владело Уральское казачье войско. Переходить через реку и прикочевывать к прибрежной полосе казахам было строго запрещено.

Первая волна  выступлений во Внутренней Орде пришла в 1827—1829 гг. Казахские аулы возвращались за Урал. Старшина Серкеш Жаксыбаев  объяснял атаману Уральского войска Бородину, «что причиною перехода за Урал служат несносные потери и притеснения со стороны хана; подать с народа собирается по нескольку раз в год в несоизмеримом со справедливостью и положением платящих размере»'\^0стрый земельный кризис, налоговый гнет, различные урезки земли, феодальные распри привели в 1836 г. к восстанию. Возглавили его батыры Исатай Тайманов и Махамбст УтемисовЛ

Исатай Тайманов и Махамбет Утемисов оба были из рода берш отделения джаик. Е. П. Ковалевский  писал об Исатае: что его «имя гремело везде», среди казахов  и русских, от Волги до Урала.

Родился Исатай в 1791 г. Большое влияние на его формирование оказал дядя Жабай Бегалин-te 1808 г. род Исатая откочевал во Внутреннюю Орду.[В 21 год он был назначен старшиной джаикова отделения, приобрел навыки степной жизни, родовых взаимоотношений и административной службь^

Ближайшим сподвижником Исатая Тайманова был поэт Махамбет Утемисов. Воспитала его мать Косуан. Он владел татарским и русским языками. Бывал в Хиве, жил в Оренбурге. М. Утемисов был знаком с русским писателем и этнографом В. И. Далем, который служил в эти годы чиновником по особым поручениям при Оренбургском генерал-губернаторе. Тесные отношения поддерживал М. Утемисов с ученым-путешественником Г. С. Карелиным, служившим во Внутренней Орде и Оренбурге.

ub феврале 1836 года  началась открытая борьба казахского  народа против хана Джангира. Поводом послужил вызов Исатая  Тайманова в Ставку. Он отказался  явиться, снял 'свои аулы с зимовок  и собрал большой лагерь повстанцев. 4 апреля 1836 г. к зимовке Манат  подошёл ханский отряд во главе  с Караул-ходжой БабажановыщИз  лагеря восставших прибыло около  200 вооруженных джигитов во главе с И. Таймановым. В руках у него было знамя. Рядом были сподвижники М. Утемисов, У. Тюлсгенов, Т. Усин, У. Усынов и др. Чтобы избежать кровопролития, И. Тайманов предложил решить исход дела единоборством. Но ни Караул-ходжа Бабажанов, ни другие из его окружения не приняли вызов. После недельного противостояния Исатай Тайманов отказался ждать ответа. Отряд повстанцев вернулся к себе в лагерь. Имя Исатая Тайманова как руководителя восстания укрепилось в аулах разных родов.

Тогда хан и его  окружение пошли на клевету. Во время  барымты кем-то был убит старик-пастух. Организованное ханом следствие  пыталось доказать причастность Исатая и его сподвижников к этому убийству.

Исатай Тайманов хорошо понимал, что Караул-ходжа  действовал с согласия хана Джангира, но соблюдал все правила восточного этикета. На Караул-ходжу решено было подать жалобу хану.

Подачу жалоб  и петиций в 1836 и 1837 гг. Исатай Тайманов использовал для разоблачения политики Джангира и его окружения перед крестьянами-шаруа. Подача жалобы-петиции сопровождалась шествием. Первое такое шествие в 1836 г. собрало большое количество людей. Хан Джангир был встревожен: выслал навстречу депутацию. Исатай при большом скоплении людей в урочище Талубай под расписку подал прошение. От имени хана было обещано все вопросы рассмотреть в течение 12 дней, однако ничего не было сделано. Тактика поведения Исатая Тайманова себя оправдала: в глазах крестьян хан был посрамлен. Пограничная комиссия доносила об этом: «Когда это сборище было в пути и как об этом узнал он, хан, то немедленно сделал распоряжение и уничтожил оное посредственными своими способами, не беспокоя начальство. И хотя (хан) полагает, что теперь предприятия Тайманова на этот раз прекратились, но он с сообщником своим Махамбетом Утсмисовым, показав единожды столь неблагопристойный пример вооруженного собрания, не перестанут рассеивать в народе замыслы, может быть, более беспокойные и неблагонамеренные на будущее время»14.

Информация о работе Народно-освободительная борьба в период присоединения Казахстана к России