Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:13, курсовая работа
Несмотря на громадное количество нормативно-правовых актов, созданных за предшествующие годы, ситуация в правовой сфере была сложной. На территории Российской империи действовали противоречащие друг другу указы, уставы и манифесты. Более того — кроме Соборного Уложения, в России не было единого свода законов. Екатерина II, осознавая необходимость в законотворческой деятельности, не только объявила о созыве комиссии, но и написала для этой Комиссии свой «Наказ». В нём были изложены современные, прогрессивные принципы политики и правовой системы. Этим «Наказом» императрица направляла деятельность депутатов в нужное русло.
Введение…………………………………………………………….3
Глава I. Организация государственной власти …………………………..11
§1. Общая характеристика «Наказа»………………………………………11
§2. Реформы в области государственной политики………………………13
§3. Судебная власть…………………………………………………………15
§4. Органы государственной власти……………………………………….17
Глава II. О законах………………………………………………………….20
§1. Характеристика законов………………………………………………………………………20
§2. Источники законов……………………………………………………...23
Глава III. Самодержавная власть…………………………………………...26
Глава IV. Человек и общество………………………………………………29
§1. Закон и наказание………………………………………………………..30
§2. О жизни человека………………………………………………………..33
Заключение…………………………………………………………………..35
Список использованной литературы и источников……………………….39
Небезынтересно отметить, что в “Наказе” употребляется термин “гражданское общество”, но его понимание сводится к установлению такого порядка, при котором одни правят и повелевают, а другие повинуются (ст. 250).
Термина “правового государства” в сочинении Екатерины II нет, но некоторые образующие его признаки и черты или, может быть, лучше сказать - то, что формально приближается к таковым, в нем обозначены.
Императрица уделила большое внимание проблеме преступлений и наказаний. Так как эта проблема касается каждого человека в государстве. А своим законодательством она хотела не только дать предписания и указания, разработать новые законы. Но и уделить большое внимание человеку. Поставить его под защиту.
В
статьях «Наказа», рассматривающих
проблему преступлений и наказаний
можно усмотреть приближение
к чертам правового государства.
Преступление есть нарушения закона,
и преступник не должен уйти от ответственности;
он должен быть наказан, но в строгом
соответствии с законом - таков лейтмотив
статей о преступлениях и наказаниях.
В статье 200 говорится: чтобы наказание
не воспринималось как насилие одного
или многих людей над человечком,
совершившим преступление, надлежит,
чтобы оно точно
а) Преступление должно быть доказано и приговоры судей известны народу, чтобы каждый гражданин мог сказать, что он живет под защитой законов (ст. 49).
б) Пока преступление не доказано, действует презумпция невиновности человека, обвиняемого в совершении преступления. Статья 194 говорит следующее: «Человека нельзя считать виноватым до судейского приговора, и законы не могут лишить его защиты прежде, нежели будет доказано, что он их нарушил».
в) Наказание должно соответствовать преступлению: «Если подвергаются равному наказанию тот, кто убивает животное; тот, кто убивает человека, и тот, кто подделывает важный документ, то очень скоро люди перестанут различать преступления» (ст. 227).
Представляют интерес формулировки “Наказа” относительно особо тяжких преступлений. К ним относятся преступления против государя, государства и общества в целом и называются они преступлениями “в оскорблении Величества” (ст. 229, 465).Причем состав преступления определяется только действием, но не мыслью и не словом. “Слова не вменяются никогда в преступление” (ст. 480), за мысль не наказывают. Статья 477 повествует о том, как одному человеку приснилось, что он умертвил царя. Сей царь приказал казнить этого человека, говоря, что не приснилось бы ему это ночью, если бы он не думал об этом днем, наяву. Екатерина II расценивает такую казнь как «великое тиранство».
К
числу самых тяжких преступлений
«Наказ» относит также
Рассуждая о человеке в государстве Екатерина II ссылалась на Христианский закон, говорила, что этот закон учит народ друг другу делать добро.
В наказе она так же подразумевала равенство всех граждан, а это равенство состоит в том, чтобы оно было подтверждено законом.
Прослеживается,
что Екатерина надеялась или
была убеждена в том, что
у русского народа преобладают
моральные качества. И что не
только законы будут
Ссылаясь на другие страны Екатерина II указывала, что в них люди сдерживаются только суровыми казнями. А такого для своей страны она не хотела.
По
мнению Екатерины наказание должно
быть справедливым. И нельзя одинаково
наказывать вора и вора и убийцу.
§2. О жизни человека
Глава в «Наказе» которые касаются человека и общества это «О размножении народа в государстве» (глава 12) В этой главе она говорит, что надлежит вести правильный образ жизни. Чтобы быть здоровым иметь много детей. Так же считает Моисеевы заповеди примером для семьи.
Если государство будет хорошо процветать, то и человек будет жить хорошо.
Она считает что не нужно удручать народ. Надо чтоб народ не боялся законов, а просто уважал. А где народ удручен и живет во страхе, то он не будет размножаться.
А так же в этой главе она часто приводит примеры других стран.
13 глава «Наказа» повествует нам «О рукоделии и торговле» что тоже касается и затрагивает жизнь народа.
Уже в начале главы прослеживается взгляд Екатерины на частную собственность. «Не может земледельство процветать тут, где никто не имеет ничего собственного.»24
Говоря это она сразу ссылается на Монтескье «Сие основано на правиле весьма простом: "Всякий человек имеет более попечения о своем собственном, нежели о том, что другому принадлежит; и никакого не прилагает старания о том, в чем опасаться может, что другой у него отымет»
Императрица считает, что все народы ленивые, а чтобы убрать в них леность нужно правильное законодательство.
Земледелие считается главным и первым трудом и за него нужно поощрять.
Можно сказать что Екатерина затронула все стороны жизни человека. В «Наказе» говориться и даются наставления «о воспитании» Императрица учит народ воздерживаться от бранных слов, наставляет родителей учить детей слову Божьему.
Екатерина
показала, что в «Наказе» отражены
не только политические идеи, но она
затрагивала и частную жизнь
человека. Ведь по ее мнению, да и вообще
от народа зависит будет ли процветать
государство или нет, а от государства
будет зависит уровень жизни народа.
Заключение
Разные
разговоры вокруг «Наказа» заставили
Сенат запретить
История
«Наказа» интересна еще и тем,
что живо иллюстрирует реальные возможности
человека, облеченного, казалось бы, неограниченной
властью, проводить реформы, продвигать
свои идеи. Объективные условия
Завершая обзор важнейших этапов реформирования системы государственного управления России второй половины XVIII в. при Екатерине II, необходимо отметить, что в условиях внутриполитической стабильности, которая при этом не означала застоя, правительством были предприняты реформы государственного аппарата.
В
условиях абсолютизма монархия в
стремлении осуществить свою «цивилизаторскую»
миссию, заключавшуюся в дальнейшей
централизации государства, постепенно
реформировала аппарат
Оценивая
деятельность Екатерины II, необходимо
заметить, что она была одним из
самых удачливых русских
Таковы
были главнейшие факты законодательной
деятельности императрицы Екатерины.
В противоположность Петру
"Наказ"
много пострадал от цензуры,
или критики, какой он
Можно проследить цель создания «Наказа». Цель именно для Екатерины. Она стремилась закрепить свою власть, и это скорее всего было основной целью. Особенно в это время было много переворотов и она старалась себя обезопасить. Так же в это время была опасность народных возмущений и она стремилась предотвратить их.
«Наказ»
был основой для нормативных
актов таких как, Жалованная грамота
дворянству 1785 года и Жалованная грамота
городам 17865года. И был в качестве
наставления для Уложенной
Список
использованных источников
и литературы