Мыслители 18 века. Екатерина 2

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Несмотря на громадное количество нормативно-правовых актов, созданных за предшествующие годы, ситуация в правовой сфере была сложной. На территории Российской империи действовали противоречащие друг другу указы, уставы и манифесты. Более того — кроме Соборного Уложения, в России не было единого свода законов. Екатерина II, осознавая необходимость в законотворческой деятельности, не только объявила о созыве комиссии, но и написала для этой Комиссии свой «Наказ». В нём были изложены современные, прогрессивные принципы политики и правовой системы. Этим «Наказом» императрица направляла деятельность депутатов в нужное русло.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….3

Глава I. Организация государственной власти …………………………..11

§1. Общая характеристика «Наказа»………………………………………11

§2. Реформы в области государственной политики………………………13

§3. Судебная власть…………………………………………………………15
§4. Органы государственной власти……………………………………….17

Глава II. О законах………………………………………………………….20

§1. Характеристика законов………………………………………………………………………20

§2. Источники законов……………………………………………………...23

Глава III. Самодержавная власть…………………………………………...26

Глава IV. Человек и общество………………………………………………29

§1. Закон и наказание………………………………………………………..30

§2. О жизни человека………………………………………………………..33

Заключение…………………………………………………………………..35

Список использованной литературы и источников……………………….39

Файлы: 1 файл

Текст курсовой работы.docx

— 71.71 Кб (Скачать)

  Небезынтересно  отметить, что в “Наказе” употребляется  термин “гражданское общество”, но его  понимание сводится к установлению такого порядка, при котором одни правят и повелевают, а другие повинуются (ст. 250).

  Термина “правового государства” в сочинении  Екатерины II нет, но некоторые образующие его признаки и черты или, может  быть, лучше сказать - то, что формально  приближается к таковым, в нем  обозначены.

  Императрица уделила  большое внимание проблеме преступлений и наказаний. Так как  эта проблема касается каждого человека в государстве. А своим законодательством  она хотела не только дать предписания  и указания, разработать новые  законы. Но и уделить большое внимание человеку. Поставить его под защиту.

  В статьях «Наказа», рассматривающих  проблему преступлений и наказаний  можно усмотреть приближение  к чертам правового государства. Преступление есть нарушения закона, и преступник не должен уйти от ответственности; он должен быть наказан, но в строгом  соответствии с законом - таков лейтмотив  статей о преступлениях и наказаниях. В статье 200 говорится: чтобы наказание  не воспринималось как насилие одного или многих людей над человечком, совершившим преступление, надлежит, чтобы оно точно соответствовало  законам. В этой связи подчеркивается следующие обстоятельства:

  а) Преступление должно быть доказано и  приговоры судей известны народу, чтобы каждый гражданин мог сказать, что он живет под защитой законов (ст. 49).

  б) Пока преступление не доказано, действует  презумпция невиновности человека, обвиняемого  в совершении преступления. Статья 194 говорит следующее: «Человека  нельзя считать виноватым до судейского приговора, и законы не могут лишить его защиты прежде, нежели будет доказано, что он их нарушил».

  в) Наказание должно соответствовать  преступлению: «Если подвергаются равному  наказанию тот, кто убивает животное; тот, кто убивает человека, и тот, кто подделывает важный документ, то очень скоро люди перестанут различать  преступления» (ст. 227).

  Представляют  интерес формулировки “Наказа” относительно особо тяжких преступлений. К ним  относятся преступления против государя, государства и общества в целом  и называются они преступлениями “в оскорблении Величества” (ст. 229, 465).Причем состав преступления определяется только действием, но не мыслью и не словом. “Слова не вменяются никогда  в преступление” (ст. 480), за мысль  не наказывают. Статья 477 повествует о  том, как одному человеку приснилось, что он умертвил царя. Сей царь приказал казнить этого человека, говоря, что не приснилось бы ему это ночью, если бы он не думал об этом днем, наяву. Екатерина II расценивает такую казнь  как «великое тиранство».

  К числу самых тяжких преступлений «Наказ» относит также посягательства “на жизнь и вольности гражданина” (ст. 231). При этом следует разъяснение, что имеются в виду «не только смертоубийства, учиненные людьми из народа, но и того же рода насилия, содеянные  особами любого привилегированного сословия».23 

Рассуждая о человеке в государстве Екатерина II ссылалась на Христианский закон, говорила, что этот закон учит народ друг другу делать добро.

В наказе она так же подразумевала равенство  всех граждан, а это равенство  состоит в том, чтобы оно было подтверждено законом.

 Прослеживается, что Екатерина надеялась или  была убеждена в том, что  у русского народа преобладают  моральные качества. И что не  только законы будут сдерживать  человека от преступлений, но  и любовь к отечеству. 

 Ссылаясь  на другие страны Екатерина II указывала, что в них люди сдерживаются только суровыми казнями. А такого для своей страны она не хотела.

 По  мнению Екатерины наказание должно быть справедливым. И нельзя одинаково наказывать вора и вора и убийцу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§2. О  жизни человека

Глава в «Наказе» которые касаются человека и общества это «О размножении народа в государстве» (глава 12) В этой главе она говорит, что надлежит вести правильный образ жизни. Чтобы быть здоровым иметь много детей. Так же считает Моисеевы заповеди примером для семьи.

Если  государство будет хорошо процветать, то и человек будет жить хорошо.

Она считает что не нужно удручать народ. Надо чтоб народ не боялся законов, а просто уважал. А где народ удручен и живет во страхе, то он не будет размножаться.

А так  же в этой главе она часто приводит примеры других стран.

13 глава  «Наказа» повествует нам «О  рукоделии и торговле» что  тоже касается и затрагивает  жизнь народа.

 Уже  в начале главы прослеживается  взгляд Екатерины на частную  собственность. «Не может земледельство процветать тут, где никто не имеет ничего собственного.»24

Говоря  это она сразу ссылается на Монтескье «Сие основано на правиле весьма простом: "Всякий человек имеет более попечения о своем собственном, нежели о том, что другому принадлежит; и никакого не прилагает старания о том, в чем опасаться может, что другой у него отымет»

Императрица считает, что все народы ленивые, а чтобы убрать в них леность  нужно правильное законодательство.

Земледелие  считается главным и первым трудом и за него нужно поощрять.

Можно сказать что Екатерина затронула все стороны жизни человека. В «Наказе» говориться и даются наставления «о воспитании» Императрица учит народ воздерживаться от бранных слов, наставляет родителей учить детей слову Божьему.

Екатерина  показала, что в «Наказе» отражены не только политические идеи, но она  затрагивала и частную жизнь  человека. Ведь по ее мнению, да и вообще от народа зависит будет ли процветать государство или нет, а от государства будет зависит уровень жизни народа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

  Разные  разговоры вокруг «Наказа» заставили  Сенат запретить распространение  этого документа в обществе - документа, который Екатерина II в момент его  написания хотела видеть дешевым  по цене, и изданным массовым тиражом. Тем не менее “Наказ” за последующие 30 лет переиздавался восемь раз - так сказать, для внутреннего  пользования. Заложенными в нем  идеями руководствовались в некоторых  случаях законодательной и административной практики. А материалы Комиссии послужили  пособием для ряда важных реформ административного  и судебного устройства в России в последующие годы.

  История «Наказа» интересна еще и тем, что живо иллюстрирует реальные возможности  человека, облеченного, казалось бы, неограниченной властью, проводить реформы, продвигать свои идеи. Объективные условия деятельности Екатерины II не позволили ее патриотизму  и гуманности раскрыться во всей их полноте, но ее попытки их проявить не пропали бесследно для истории  России.

  Завершая  обзор важнейших этапов реформирования системы государственного управления России второй половины XVIII в. при Екатерине II, необходимо отметить, что в условиях внутриполитической стабильности, которая при этом не означала застоя, правительством были предприняты реформы государственного аппарата.

  В условиях абсолютизма монархия в  стремлении осуществить свою «цивилизаторскую»  миссию, заключавшуюся в дальнейшей централизации государства, постепенно реформировала аппарат управления, вводя во все его звенья сверху донизу разделение труда. При этом в  государстве складывалась иерархия «учреждений и должностей», предусматривавшая  подчинение низших звеньев администрации  высшим, а всей армии чиновников – абсолютному монарху, находившемуся наверху пирамиды власти.

  Оценивая  деятельность Екатерины II, необходимо заметить, что она была одним из самых удачливых русских реформаторов, а ее реформы носили прогрессивный  характер.

  Таковы  были главнейшие факты законодательной  деятельности императрицы Екатерины. В противоположность Петру Великому Екатерина выступила на поле деятельности с широким преобразовательным планом, в основание которого легли отвлеченные  принципы. Она не успела выполнить  своего плана целиком и не провела  последовательно своих идей. Мысли  Наказа не перешли в практику ,законодательство не было перестроено на новых основаниях, отношения сословий остались по существу ,прежними и развивались в том направлении, какое было дано в предшествующее время. Развитие крепостного права и сословность самоуправления прямо противоречили тем отвлеченным теориям, каким поклонялась императрица, но соответствовали влиятельному сословию -дворянству. Екатерина всегда уступала действительности во всех её важных делах. Это ещё раз доказало бессилие личности изменить общий ход событий .Как исторический деятель, Екатерина осталась верна тем началам русской жизни ,какие ей были завещаны ,временами предыдущими, она продолжала свою деятельность в том же направлении, в котором работали её предшественники, хотя иногда не желала действовать как они.

"Наказ"  много пострадал от цензуры,  или критики, какой он подвергся  до выхода в свет. По рассказу  Екатерины, когда труд ее достаточно  подвинулся, она стала показывать  его по частям разным лицам,  по вкусу каждого. Н. Панин  отозвался о "Наказе", что  это аксиомы, способные опрокинуть  стены. Под влиянием ли выслушанных  замечаний, или по собственному  раздумью она зачеркнула, разорвала  и сожгла добрую половину написанного  - так извещала она Даламбера в начале 1767 г., прибавив: "И бог знает, что станется с остальным". А с остальным сталось вот что. Когда съехались в Москву депутаты Комиссии, Екатерина призвала "несколько персон, вельми разномыслящих", для предварительного обсуждения "Наказа". "Тут при каждой статье родились прения; я дала им волю чернить и вымарать все, что они хотели; они более половины того, что написано было мною, помарали, и остался "Наказ уложения", яко напечатан". Если это был, как можно думать, вторичный приступ сокращения, то в печатном "Наказе" мы читаем не более четверти первоначально написанного. Это, разумеется, должно было много повредить стройности произведения. Бессвязностью особенно страдает XI глава - о крепостном состоянии; причина в том, что из первоначальной редакции главы выпущено в печатном издании до 20 статей о видах крепостной неволи, о мерах против злоупотреблений господской властью, о способах освобождения крепостных людей. Вот чего как нельзя больше пугались цензоры-депутаты из дворян. Несмотря на возражения и сокращения, Екатерина осталась очень довольна своим произведением как своей политической исповедью. Она писала еще до появления его в печати, что сказала в нем все, опорожнила весь свой мешок и во всю жизнь не скажет более ни слова, что все видевшие ее работу единодушно говорят, что это верх совершенства, но ей кажется, что еще надобно почистить.

Можно проследить цель создания «Наказа». Цель именно для Екатерины. Она стремилась закрепить свою власть, и это скорее всего было основной целью. Особенно в это время было много переворотов и она старалась себя обезопасить. Так же в это время была опасность народных возмущений и она стремилась предотвратить их.

«Наказ» был основой для нормативных  актов таких как, Жалованная грамота  дворянству 1785 года и Жалованная грамота  городам 17865года. И был в качестве наставления для Уложенной комиссии. Но нового уложения эта комиссия так  и не создала. Сказались войны  и пугачевский бунт. Сыграла свою негативную роль и несогласованность действий представителей разных сословий: проявление корпоративных, сословных интересов затрудняло совместную кодификационную работу. Однако «Наказ» был не только наставлением для депутатов. Это был тщательно разработанный философский труд человека, досконально знающего историю и все достижения современной правовой мысли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников и литературы 

  1. Андреевский И. О. О наместниках, воеводах и губернаторах. Спб., 1864.
  2. Брикнер А.Г. История Екатерины II . СПб., 1885.
  3. Буганов В.И. «История России. Конец XVII-XIX век», М., 1995г.
  4. Владимирский-Буданов М.Ф.Обзор истории русского права. М.,2005
  5. Дружинин Н.М. Просвещенный абсолютизм в России// Абсолютизм в России. М.,1964
  6. Законодательство Екатерины II в 2 т./ Под ред. О.И. Чистякова, Т.Е Новицкой. М., 2000-2001
  7. Императрица Екатерина II. "О величии России". М., ЭКСМО, 2003
  8. Императрица Екатерина II «Наказ», данный Комиссии о сочинении проекта нового Уложения.М.,2008
  9. Каменский А. Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. М., 1997.
  10. Карамзин Н.М. записка о древней и новой России. М., 1991
  11. Коркунов Н.М. Русское государственное право// Российская политическая наука. Т.1. М.,2008
  12. Н.И. Костомаров – «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей».
  13. Ключевский В.О. Императрица Екатерина II // Исторические портреты. М., 1990.
  14. Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах, том V. - М. 1989.
  15. Латкин В.Н. Учебник истории русского права периода империи. М., 2004
  16. Лохвицкий А. В. Губерния и ее земские государственные учреждения. Спб., 1864
  17. Мигунова Т.Л. Идеи «Наказа» Екатерины II и особенности правосознания российского общества во второй половине XVIII века. История государства и права.2008
  18. Мысли из особой тетради // Императрица Екатерина II. О величии России».- М.: «ЭКСМО», 2003.
  19. Омельченко О. А. "Законная монархия" Екатерины Второй. М., 1993.
  20. Павленко Н.И. Екатерина Великая. М., 1999
  21. Соловьев С.М. Об истории новой России. М.,1993

Информация о работе Мыслители 18 века. Екатерина 2