Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:13, курсовая работа
Несмотря на громадное количество нормативно-правовых актов, созданных за предшествующие годы, ситуация в правовой сфере была сложной. На территории Российской империи действовали противоречащие друг другу указы, уставы и манифесты. Более того — кроме Соборного Уложения, в России не было единого свода законов. Екатерина II, осознавая необходимость в законотворческой деятельности, не только объявила о созыве комиссии, но и написала для этой Комиссии свой «Наказ». В нём были изложены современные, прогрессивные принципы политики и правовой системы. Этим «Наказом» императрица направляла деятельность депутатов в нужное русло.
Введение…………………………………………………………….3
Глава I. Организация государственной власти …………………………..11
§1. Общая характеристика «Наказа»………………………………………11
§2. Реформы в области государственной политики………………………13
§3. Судебная власть…………………………………………………………15
§4. Органы государственной власти……………………………………….17
Глава II. О законах………………………………………………………….20
§1. Характеристика законов………………………………………………………………………20
§2. Источники законов……………………………………………………...23
Глава III. Самодержавная власть…………………………………………...26
Глава IV. Человек и общество………………………………………………29
§1. Закон и наказание………………………………………………………..30
§2. О жизни человека………………………………………………………..33
Заключение…………………………………………………………………..35
Список использованной литературы и источников……………………….39
Глава II. О законах
§1. Характеристика законов
Политика
просвещённого абсолютизма
Императрица стремилась создать новое законодательные нормы, которые содействовали бы установлению законности и порядка в государстве. Она желала создать новое законодательство, а не приводить старое в систему.
Законы Екатерина обозначила как основной источник, через которые выливается власть государства, и как основание державы.
Екатерина имела намерение издать законы конституционного характера, закрепляющие основополагающие принципы существовавшего в России самодержавного правления. Тексты таких законов она предполагала писать собственной рукой. Именно стремление императрицы установить основополагающие принципы для российского самодержавного правления.
По замыслу Екатерины все законы необходимо разделить на три части: указы, законы и временные учреждения. «Первой части будет заглавие: законы. Вторая приймет название: учреждения временныя. Третьей дастся имя: указы.
Под словом
законы разумеются все те установления,
которые ни в какое время не
могут перемениться, и таковых
числу быть не можно великому. Под
названием временный учреждения
разуметься тот порядок, которым
все дела должны отправляемы быть, и
разные о том наказы и уставы.
Имя указы заключает в себе все то, что для каких-нибудь делается приключений, и что только есть случайное, или на чью особу относящееся, и может со временем перемениться». 16
Суть законов Екатерина излагает в ст. 43 «Наказа». Она включила в текст «Наказа» целый ряд рекомендаций относительно того, как писать законы. Вот некоторые из них.
«Для нерушимаго сохранения законов надлежало бы чтоб они были так хороши, и так наполнены всеми способами к достижению самого большого для людей блага, чтобы всяк несомненно был уверен, что он ради собственной своей пользы стараться должен сохранить нерушимыми сие законы»
«Законы
не должны быть тонкостями, от остроумия
происходящими наполнены, они сделаны
для людей посредственного
«Надлежит,
чтобы в законах видно было
везде чистосердечие: они даются
для наказания пороков и
«Слог законов должен быть краток, прост; выражение прямое всегда лучше можно разуметь, нежели околичное выражение».
«Когда слог законов надут и высокопарен, то они инако не почитаются, как только сочинением, изъявляющим высокомерием и гордость».
«Законы делаются для всех людей, все люди должны по оным поступать, следовательно, надобно, чтобы все люди оные и разуметь могли».
«Надлежит убегать выражений витиеватых, гордых или пышных, и не прибавлять в составлении закона ни одного слов лишнего, чтоб легко можно было понять вещь законом установляемую».
«Так же надобно беречься, чтобы между законами не были такие, которые не достигают до намеренного конца; которые изобильны словами, недостаточны смыслом; которые по внутреннему своему содержанию маловажны, а по наружному слогу надменны»17
Екатерина
II хотела «чтобы
Возникла необходимость в реализации в российском обществе идеи приоритета закона. По мнению Екатерины II законность предполагала состояние защищенности человека от произвола других людей.
Такие общественные явления, как равенство, вольность, безопасность, были связаны с соблюдением закона.
Но законы в «Наказе» выступали только в качестве инструмента обеспечения исключительно государственных или общественных интересов.
Гражданские законы представлялись в «Наказе» лучшим средством исправления пороков, воспитания граждан. Глубинный, философский смысл законности как общественного явления императрица Екатерина видела в поддержании такого общественного порядка, при котором обуздываются дурные свойства людской природы и поощряются добрые людские качества.
В тексты многих своих законов Екатерина II включала возвышенные цели, и стремление к народному счастью, к благоденствию подданных, к законности при осуществлении управления.
§2. Источники законов
Заявляя о необходимости бороться с правонарушениями посредством воспитания и поощрения доброты в людях, Екатерина II вместе с тем декларировала и применение с этой целью различных наказаний. При этом она не считала смертную казнь эффективным средством предупреждения преступлений.
Идею о бессмыленности применения смертной казни в качестве средства борьбы против беззакония и даже некоторые выражения Екатерина II позаимствовала из произведений Ч. Беккарина « О преступлениях и наказаниях».
Екатерина показала в «Наказе» отличное знание законов других народов с точки зрения законов и обычаев, ссылаясь на примеры китайцев, японцев, греков, римлян, испанцев: «Многая вещи господствуют над человеком: вера, климат, законы, правила принятыя в основание от правительства, примеры дел прешедших, нравы, обычаи. От сих вещей раждается общее в народе умствование с оными сообразуемое. На пример: Природа и климат царствуют почти одни во всех диких народах. Обычаи управляют Китайцами. Законы владычествуют мучительски над Япониею. Нравы некогда устроивали жизнь Лакедемонян. Правила принятия в основание от властей и древние нравы обладали Римом. Разные характеры народов составлены из добродетелей и пороков,из хороших и худых качеств. То составление благополучным назвать можно, от котораго произтекает много великих благ, о коих часто догадаться не льзя, чтоб они от той поизходили причины. Я здесь привожу во свидетельство сего разные примеры действия различнаго. Во все времена прославляемо было доброе сердце Ишпанцев; история описывает нам их верность во хранении вверенаго им залога; они часто претерпевали смерть для соблюдения онаго в тайне. Сия верность, которую они прежде имели, есть у них и теперь.18
В своей законотворческой деятельности императрица стремилась более приспособляться к обстоятельствам, а не к теоретическим догматам, приспосабливаться к реальным, а не вымышленным людям. Вступив на престол, она торжественно провозгласила свою приверженность к порядку и законности.
Составляя
тот или иной нормативный акт,
императрица не просто
Нужно отметить стремление Екатерины добиться базирования права на систематизированном законодательстве.
В период ее правления были подготовлены нормативные документы по основным отраслям права. Составляя тот или иной нормативный акт, российская императрица не просто формулировала правовую норму, но часто выражала свою нравственную позицию. Мысли западноевропейских просветителей о назначении и сущности законов, о способах борьбы с правонарушениями носили во многом сугубо умозрительный характер. На самом деле строгое следование букве закона столь же вредно для общества, как и пренебрежение этой буквой. Законы, по мнению Екатерины, главным образом должны воспитывать в людях добронравие, но и прежде всего, исполняться. Свойственная веку Просвещения вера во всемогущество человеческого разума заставляла царицу полагать, что все препятствия к этому могут быть устранены путем принятия хороших законов. Российское законодательство была крайне запутанным. Формально все еще продолжало действовать Соборное Уложение 1649 г., но за прошедшие с тех пор более 100 лет было издано множество законов и указов, зачастую не согласующихся друг с другом.
Хотя
при Петре I, а затем при его
преемниках предпринимались попытки
создать новый свод законов, но всякий
раз по тем или иным причинам этого
сделать не удавалось.
Екатерина взялась за эту грандиозную
задачу создав новое Уложение – Наказ,
в котором впервые в истории России были
сформулированы принципы правовой политики
и правовой системы.
Глава III. Самодержавная власть
Довольно противоречивы многие мысли Екатерины о самодержавии; она постоянно хочет доказать, что, хотя монарх не ограничен ничем внешним, он ограничен своей совестью; но если монарх признал себя, вопреки всем естественным законам, неограниченным, то уже у него нет совести, и он ограничивает себя тем, чего у него нет. Потом Екатерина старается доказать, что ни монарх, ни благородные не должны заниматься торговлею. «Что монарх не должен заниматься торговлею, это ясно, ибо ему не нужно бы было даже торговать, чтоб завладеть всем в своем государстве, ежели бы он этого хотел». 19
Целью самодержавия Екатерина объявила благо всех подданных. Девизом были слова: «Блаженство каждого и всех». Свобода граждан, или, как ее называла императрица, вольность, «есть право делать то, что законы дозволяют».20Таким образом, равенство людей понималось, как право каждого сословия обладать дарованными ему правами.
Вообщем, Екатерина, говоря о самодержавии реализует утопическую идею о сильной, централизованной государственной власти, которая будет обеспечивать стабильность развития державы. Но эта власть достаточно гибкая, способная гумманизировать общественные отношения, и ограничивает себя посредством следования моральному императиву.
Монархия, по мнению императрицы, имела свое продолжение не в сословиях, а в бюрократии. И такая власть существовала в России.
В своем «Наказе» Екатерина II завершила юридическое и идеологическое оформление бюрократической монархии.
Самодержавная власть должна ограничиваться. Такой взгляд был у Монтескье, и его переняла Екатерина. Ограничения власти не дадут ей перерасти в деспотию. Ограничением этой власти служили прерогативы сословий. В идеи самодержавной власти развитой в «Наказе», ограничением этой власти имелись ввиду пределы, установленные ею самой. Об этом прямо говорилось в статье 512 « Правда, есть случаи, где власть должна и может действовать безо всякой опасности для государства в полном своем течении. Но есть случаи и такие, где она должна действовать пределами, себе ею ж положенными».21
Главным
среди таких ограничителей
Так же самодержавная власть ограничивалась в «Наказе» тем, что самодержец устранялся от непосредственного управления всеми государственными делами. Государь объявлялся источником «всякой государственной и гражданской власти»21. Он по смыслу статьи 510 «Наказа», довольствовался только главным надзиранием за деятельностью правительственных органов.
Принцип
законности выступал в «Наказе» в
качестве важнейшего свойства представленной
в нем конструкции
Глава IV. Человек и общество
§1. Закон и наказание
В «Наказе»
императрица рассматривала правовой
статуса жителей Российской империи,
и вообще положение человека. Екатерина
высказывает следующие
Всех подданных Российского государства
Екатерина II называет “гражданами” и
вполне определенно выступает за их равенство
перед законам, независимо от чинов, званий
и богатства. Вместе с тем в “разъясняющей”
XX главе она предупреждает против такого
понимания равенства, когда “каждый хочет
быть равным тому, который законом учрежден
быть над ним начальником”.
Понимая, что “европейские государства отличаются от азиатских свободою в отношениях подданных к правительствам”, Екатерина II стремится определить меру этой свободы, или “вольности”, в государстве самодержавном. Она соглашается с тем, что “вольность есть право все то делать, что законы дозволяют и, ежели бы какой гражданин мог делать законами запрещаемое, там бы уже больше вольности не было; ибо и другие имели бы равным образом сию власть”.
Она конкретизировала, что “государственная вольность в гражданине есть спокойствие духа, происходящее от мнения, что всяк из них собственною наслаждается безопасностью; и чтобы люди имели сию вольность, надлежит быть закону таким, чтоб один гражданин не мог бояться другого, а боялись бы все одних законов”.22