Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:13, курсовая работа
Несмотря на громадное количество нормативно-правовых актов, созданных за предшествующие годы, ситуация в правовой сфере была сложной. На территории Российской империи действовали противоречащие друг другу указы, уставы и манифесты. Более того — кроме Соборного Уложения, в России не было единого свода законов. Екатерина II, осознавая необходимость в законотворческой деятельности, не только объявила о созыве комиссии, но и написала для этой Комиссии свой «Наказ». В нём были изложены современные, прогрессивные принципы политики и правовой системы. Этим «Наказом» императрица направляла деятельность депутатов в нужное русло.
Введение…………………………………………………………….3
Глава I. Организация государственной власти …………………………..11
§1. Общая характеристика «Наказа»………………………………………11
§2. Реформы в области государственной политики………………………13
§3. Судебная власть…………………………………………………………15
§4. Органы государственной власти……………………………………….17
Глава II. О законах………………………………………………………….20
§1. Характеристика законов………………………………………………………………………20
§2. Источники законов……………………………………………………...23
Глава III. Самодержавная власть…………………………………………...26
Глава IV. Человек и общество………………………………………………29
§1. Закон и наказание………………………………………………………..30
§2. О жизни человека………………………………………………………..33
Заключение…………………………………………………………………..35
Список использованной литературы и источников……………………….39
Так же существует ряд коллективных монографий. В них широкий спектр политико-правовых проблем, связанных со становлением абсолютизма, и правлением Екатерины.12
Следует
отметить статьи к отдельным разделам
книги «Законодательство
Вместе
с тем, не смотря на значительное количество
исследований по данной теме, в отечественной
историко-правовой науке отсутствуют
работы, содержащие системный анализ
законотворчества Екатерины II и представляющие
их полное освещение.
Объект исследования - социально-политические взгляды Екатерины
Предмет исследования- политико-правовые взгляды Екатерины
Цель исследования: Главная цель работы - раскрыть сущность политико-правового учения Екатерины.
Задачи исследования:
Глава I. Организация государственной власти.
§1. Общая характеристика «Наказа»
«Наказ» Екатерины II- это сочинение в котором, отображена концепция просвещённого абсолютизма, изложенная Екатериной II в качестве наставления для кодификационной (Уложенной) комиссии. В «Наказе», первоначально состоящем из 506 статей, были сформулированы основные принципы политики и правовой системы.
«Наказ» Екатерины II стал основой для таких нормативных актов, как Жалованная грамота дворянству 1785 года, Жалованная грамота городам 1785 года, Устав благочиния 1782 года.
Нового Уложения Комиссия так и не создала: сказались и войны, которые вела Россия в 1770-е годы, и Пугачёвский бунт. Сыграла свою негативную роль и несогласованность действий представителей разных сословий: проявление корпоративных, сословных интересов затрудняло совместную кодификационную работу.
Однако «Наказ» был не только наставлением для депутатов. Это был тщательно разработанный труд человека, досконально знающего историю и все достижения современной правовой мысли.
«Наказ» является не только важным правовым документом XVIII столетия, но и типичным философским трудом эпохи «просвещённой монархии».
Ко времени вступления на престол Екатерина II была хорошо знакома с либеральными идеями европейской философской, политической и экономической мысли. Еще в молодые годы она читала произведения французских просветителей - Вольтера, Руссо, Дидро, Д'Аламбера - и считала себя их ученицей. Но заслуга Екатерины заключается не в том, что она знакомила русское общество и идеями просвещения и либерализма, которые были направлены против феодальных монархий. Она старалась легализовать идеологию просвещения, сделать ее доступной для всех, и заставить служить самодержавию. У Екатерины сложилось определенное представление о том, что необходимо делать для процветания государства. Эти представления повлияли на формирование политической программы императрицы, которую она пыталась реализовать в различных областях, в том числе в области государственного управления. Екатерина II постоянно говорила о том, что в своей работе над «Наказом» она руководствовалась идеями Монтескье. Она руководствовалась идеями сделать благо для всех подданных но на самом деле она сделала довольными только лишь дворянство, а ее «Наказ» стал классическим образцом использования идей Просвещения для оправдания самодержавно-крепостнического строя. В отличии от других мыслителей этого времени Екатерина отказывается от концепции общественного договора в обосновании начал государственности. И эта доктрина, получила широкое распространение в Европе.
В «Наказе»
декларировался принцип частной
собственности, охрана прав личности,
устранение вмешательства государства
в частную жизнь граждан, необходимость
свободного суда и современного права.
Но эти принципы распространялись далеко
не на все сословия. Во внутренней политике
Екатерина в основном отстаивала интересы
дворянства. И предоставила именно
им ряд льгот.
§2. Реформы
в области государственной
Как представляла себе Екатерина задачи просвещенного монарха, каковым себя искренне считала, видно из ее черновой записки:
«1. Нужно
просвещать нацию, которой должен управлять.
2. Нужно ввести добрый порядок в
государстве, поддерживать общество и
заставить его соблюдать
Реформы
в области государственной
а) сохранить самодержавие, крепостничество,
вотчинно-поместную собственность, сословность
и другие фундаментальные основы абсолютистско-монархического
государственного управления;
б) возвысить дворянство, сделать управление
достаточно сильным для реализации его
интересов во внутренней и внешней политике,
а также геополитических интересов дворянской
империи;
в) уберечь
институты российского
г) усилить свою личную власть, подчинить
себе всю систему государственного управления
Екатерина II, говоря о природе государственного устройства России провозгласила Россию европейской державой .И обозначила этому доказательства, приведя в пример Петра Великого, сказав о том, что перемены, которые он предпринял получили успех потому что нравы которые были в то время, не соответствовали с климатом. А когда Петр ввел новые европейские нравы в европейском народе, то получилось так удобно, что Петр сам не ожидал.
Важнейшим
новшеством екатерининской реформы
было введение выборного начала, забытого
в России со времен земских соборов.
Однако выборность сочеталась с соблюдением
сословных принципов и
§3 Судебная власть
Вступив на императорский престол, Екатерина торжественно провозгласила свою приверженность к порядку и к законности. Сохранение правосудия она объявила в числе главных задач своего правления. Сферу же правосудия Екатерина II характеризовала следующими чертами: «1.Неисчислимое множество законов и приказов. 2.Частые изменения,какие делают в одних и тех же законах. 3.небрежное отношение судей и судов к поддержанию законов. 4.Непринужденность, с которой скрывают от сведения общества ошибки судей и других чиновников на коронной службе».15
Суд в
екатерининской России носил сословный
характер, для дворян – губернский
земский суд, для горожан –
губернский магистрат, для свободных
крестьян – верхняя расправа. Суды
возглавляли государственные
Екатерина провозгласила: "Государев
наместник не есть судья". Суд должен
был обрести независимость и подчиняться
только закону. Если бы это стало реальностью,
то в России уже в 18 веке началось бы формирование
правового государства. Но всесильное
российское чиновничество никогда не
соблюдало независимости судей и судов.
На практике губернаторы по своему благоразумению
отстраняли и назначали первых и "перетряхивали"
вторые. В результате суд в России не воспринимался
как место, где следует искать справедливость.
В Европе человек взывал к суду и закону.
В России - к государственной власти. Это
свидетельствует о слабости российского
общества и необычайной силе государства.
Высшими
судебно-административными
§4. Органы государственной власти
Законодательным
органом власти во второй половине
XVII века была сама императрица, которая
вела законотворческую деятельность посредством
издания указов. Генерал-прокурор курировавший
Сенат имел секретную инструкцию препятствовать
законодательной деятельности Сената.
Сам Сенат был разделен на шесть департаментов,
четыре из которых находились в столице,
Санкт-Петербурге, два в Москве. В результате
стараниями Екатерины Сенат превратился
из высшего государственного органа в
административно-судебный, исполнительный.
Исполнительные центральные органы.
К концу правления Екатерины большинство
коллегий прекратило свою существование,
а их функции были спущены из центра на
губернский уровень. Были оставлены лишь
те коллегии, дела которых нельзя было
передать органам местного управления:
Иностранная, Военная, Морская и Коммерц-коллегия.
Местные органы государственной власти.
В 1775 году Екатерина Великая провела реформу
губернского управления. Вместо существовавшего
деления губерния-провинция-уезд было
введено деление только на губернию и
уезды, но число самих губерний резко увеличено
и доведено до 40, позже до 51. Губернии стали
равными по численности населения 300-400
тысяч человек, штат чиновников также
выравнивался, в то время как раньше он
и в густонаселенной губернии и маленькой
был одинаковым. Произошла унификация
государственного губернского управления
и приведены к общероссийским стандартам
управления управление в Прибалтике и
на Украине. Губернаторы и городничие,
представители государственных органов
власти назначались из центра Сенатом.
В целом
органы самоуправления этого периода
по-прежнему не обладали достаточной
самостоятельностью; в условиях абсолютизма
и централизации они являлись
не чем иным, как придатком
Церковь. Во второй половине XVII века государство забирает себе хозяйственные функции церкви, основу самостоятельности, и пытается перевести ее служителей в разряд государственных служащих. Этот процесс начался еще при Петре Великом, когда во главе церкви встал государственный прокурор, Петр III пытался переодеть служителей в светские одежды, Екатерина Великая отобрала у церкви землю и крестьян, лишив экономической базы, император Павел I рассматривал себя как главу церкви и, заботясь о «своих» подчиненных повысил почти вдвое государственные денежные ассигнования на церковь. Таким образом, в XVII веке церковь все больше становится зависима от государственной власти и выполняет часть государственных функций в области идеологии.
Смысл
просвещенного абсолютизма
Развитие и воплощение начал просвещенного
абсолютизма в России приобрело характер
целостной государственно-политической
реформы, в ходе которой сформировался
новый государственный и правовой облик
абсолютной монархии. При этом для социально-правовой
политики было характерно сословное размежевание:
дворянство, мещанство и крестьянство.
Внутренняя и внешняя политика второй
половины 18-го века, подготовленная мероприятиями
предшествующих царствований, отмечена
важными законодательными актами, выдающимися
военными событиями и значительными территориальными
присоединениями.