Мыслители 18 века. Екатерина 2

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Несмотря на громадное количество нормативно-правовых актов, созданных за предшествующие годы, ситуация в правовой сфере была сложной. На территории Российской империи действовали противоречащие друг другу указы, уставы и манифесты. Более того — кроме Соборного Уложения, в России не было единого свода законов. Екатерина II, осознавая необходимость в законотворческой деятельности, не только объявила о созыве комиссии, но и написала для этой Комиссии свой «Наказ». В нём были изложены современные, прогрессивные принципы политики и правовой системы. Этим «Наказом» императрица направляла деятельность депутатов в нужное русло.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….3

Глава I. Организация государственной власти …………………………..11

§1. Общая характеристика «Наказа»………………………………………11

§2. Реформы в области государственной политики………………………13

§3. Судебная власть…………………………………………………………15
§4. Органы государственной власти……………………………………….17

Глава II. О законах………………………………………………………….20

§1. Характеристика законов………………………………………………………………………20

§2. Источники законов……………………………………………………...23

Глава III. Самодержавная власть…………………………………………...26

Глава IV. Человек и общество………………………………………………29

§1. Закон и наказание………………………………………………………..30

§2. О жизни человека………………………………………………………..33

Заключение…………………………………………………………………..35

Список использованной литературы и источников……………………….39

Файлы: 1 файл

Текст курсовой работы.docx

— 71.71 Кб (Скачать)

Так же существует ряд коллективных монографий. В них широкий спектр политико-правовых проблем, связанных со становлением абсолютизма, и правлением Екатерины.12

Следует отметить статьи к отдельным разделам книги «Законодательство Екатерины  II», авторы статей глубоко анализируют законы и деятельность императрицы.13

Вместе  с тем, не смотря на значительное количество исследований по данной теме, в отечественной  историко-правовой науке отсутствуют  работы, содержащие системный анализ законотворчества Екатерины II и представляющие их полное освещение. 

Объект  исследования - социально-политические взгляды Екатерины

Предмет исследования-  политико-правовые взгляды Екатерины

Цель  исследования: Главная цель работы - раскрыть сущность политико-правового учения Екатерины.

Задачи  исследования:

  1. Рассмотреть организацию государственной власти, изложенную в «Наказе»;
  2. Изучить законодательную деятельность Екатерины II;
  3. Отследить взгляды Екатерины II на идеал самодержавной власти;
  4. Изучить мнение Екатерины II на идеал общества и человека в нем;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Организация государственной  власти.

  §1. Общая характеристика «Наказа»

  «Наказ» Екатерины II- это сочинение в котором, отображена концепция просвещённого абсолютизма, изложенная Екатериной II в качестве наставления для кодификационной (Уложенной) комиссии. В «Наказе», первоначально состоящем из 506 статей, были сформулированы основные принципы политики и правовой системы.

  «Наказ» Екатерины II стал основой для таких  нормативных актов, как Жалованная грамота дворянству 1785 года, Жалованная грамота городам 1785 года, Устав благочиния 1782 года.

  Нового  Уложения Комиссия так и не создала: сказались и войны, которые вела Россия в 1770-е годы, и Пугачёвский  бунт. Сыграла свою негативную роль и несогласованность действий представителей разных сословий: проявление корпоративных, сословных интересов затрудняло совместную кодификационную работу.

  Однако  «Наказ» был не только наставлением для депутатов. Это был тщательно  разработанный труд человека, досконально  знающего историю и все достижения современной правовой мысли.

  «Наказ» является не только важным правовым документом XVIII столетия, но и типичным философским трудом эпохи «просвещённой монархии».

Ко времени  вступления на престол Екатерина II была хорошо знакома с либеральными идеями европейской философской, политической и экономической мысли. Еще в  молодые годы она читала произведения французских просветителей - Вольтера, Руссо, Дидро, Д'Аламбера - и считала себя их ученицей. Но заслуга Екатерины заключается не в том, что она  знакомила русское общество и идеями просвещения и либерализма, которые были направлены против феодальных монархий. Она старалась легализовать идеологию просвещения, сделать ее доступной для всех, и заставить служить самодержавию. У Екатерины сложилось определенное представление о том, что необходимо делать для процветания государства. Эти представления повлияли на формирование политической программы императрицы, которую она пыталась реализовать в различных областях, в том числе в области государственного управления. Екатерина II постоянно говорила о том, что в своей работе над «Наказом» она руководствовалась идеями Монтескье. Она руководствовалась идеями сделать благо для всех подданных но на самом деле она сделала довольными только лишь дворянство, а ее «Наказ» стал классическим образцом использования идей Просвещения для оправдания самодержавно-крепостнического строя. В отличии от других мыслителей этого времени Екатерина отказывается от концепции общественного договора в обосновании начал государственности. И эта доктрина, получила широкое распространение в Европе.

В «Наказе» декларировался принцип частной  собственности, охрана прав личности, устранение вмешательства государства  в частную жизнь граждан, необходимость  свободного суда и современного права. Но эти принципы распространялись далеко не на все сословия. Во внутренней политике Екатерина в основном отстаивала интересы дворянства. И предоставила именно  им ряд льгот. 
 
 
 
 

§2. Реформы  в области государственной политики

Как представляла себе Екатерина задачи просвещенного  монарха, каковым себя искренне считала, видно из ее черновой записки:

«1. Нужно  просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в  государстве, поддерживать общество и  заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве  хорошую и точную полицию. 4. Нужно  способствовать расцвету государства  и сделать его изобильным. 5. Нужно  сделать государство грозным  в самом себе и внушающим уважение соседям».14

Реформы в области государственной политики  исходили из следующих целей: 
а) сохранить самодержавие, крепостничество, вотчинно-поместную собственность, сословность и другие фундаментальные основы абсолютистско-монархического государственного управления; 
б) возвысить дворянство, сделать управление достаточно сильным для реализации его интересов во внутренней и внешней политике, а также геополитических интересов дворянской империи;

в) уберечь  институты российского традиционализма  от влияния европейских революционных  идей и политического опыта; 
г) усилить свою личную власть, подчинить себе всю систему государственного управления

  Екатерина II, говоря о природе государственного устройства России провозгласила Россию европейской державой .И обозначила этому доказательства, приведя в  пример Петра Великого, сказав о  том, что перемены, которые он предпринял получили успех потому что нравы которые были в то время, не соответствовали с климатом. А когда Петр ввел новые европейские нравы в европейском народе, то получилось так удобно, что Петр сам не ожидал.

Важнейшим новшеством екатерининской реформы  было введение выборного начала, забытого в России со времен земских соборов. Однако выборность сочеталась с соблюдением  сословных принципов и обеспечением преимуществ господствующему сословию. Это шло вразрез со взглядами просветителей, которым раннее следовала Екатерина, но больше соответствовало российской действительности, т.к. в тогдашних условиях выборное самоуправление, не опирающееся на сословия в стране просто было невозможно.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§3 Судебная власть 

Вступив на императорский престол, Екатерина торжественно провозгласила свою приверженность к порядку и к законности. Сохранение правосудия она объявила в числе главных задач своего правления. Сферу же правосудия Екатерина II  характеризовала следующими чертами: «1.Неисчислимое множество законов и приказов. 2.Частые изменения,какие делают в одних и тех же законах. 3.небрежное отношение судей и судов к поддержанию законов. 4.Непринужденность, с которой скрывают от сведения общества ошибки судей и других чиновников на коронной службе».15

Суд в  екатерининской России носил сословный  характер, для дворян – губернский земский суд, для горожан –  губернский магистрат, для свободных  крестьян – верхняя расправа. Суды возглавляли государственные судьи, участвовали выборные заседатели от своего класса. На местах существовали соответствующие местные суды –  уездный дворянский, городской магистрат  и нижняя расправа для крестьян.  
Екатерина провозгласила: "Государев наместник не есть судья". Суд должен был обрести независимость и подчиняться только закону. Если бы это стало реальностью, то в России уже в 18 веке началось бы формирование правового государства. Но всесильное российское чиновничество никогда не соблюдало независимости судей и судов. На практике губернаторы по своему благоразумению отстраняли и назначали первых и "перетряхивали" вторые. В результате суд в России не воспринимался как место, где следует искать справедливость. В Европе человек взывал к суду и закону. В России - к государственной власти. Это свидетельствует о слабости российского общества и необычайной силе государства.

Высшими судебно-административными органами объявлялись Сенат, коллегии иностранных  дел, военная, Адмиралтейство. Екатерина считала, что Сенат присвоил себе слишком много полномочий и в 1763 г. по проекту Н. И. Панина реформировала его, разделив на 6 департаментов (4 в Петербурге и 2 в Москве) . Каждый департамент при этом выступал как самостоятельное подразделение со своим кругом дел и своей канцелярией, что разрушало единство Сената и ослабляло его. В этих условиях необычайно возрастала роль личной канцелярии императрицы. Подготовка законодательных актов после 1768 г. сосредоточилась в Совете при высочайшем дворе, создание же его еще раз показало стабильность высших советов при особе монарха как института русского абсолютизма. Екатерина отняла полномочия у Сената, какими он по льзовался при Елизавете. Сенат по сути был бюрократический орган, который смотрел за соблюдением законов и был полностью подчинен императрице. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§4. Органы государственной власти

Законодательным органом власти во второй половине XVII века была сама императрица, которая  вела законотворческую деятельность посредством  издания указов. Генерал-прокурор курировавший Сенат имел секретную инструкцию препятствовать законодательной деятельности Сената. Сам Сенат был разделен на шесть департаментов, четыре из которых находились в столице, Санкт-Петербурге, два в Москве. В результате стараниями Екатерины Сенат превратился из высшего государственного органа в административно-судебный, исполнительный.  
      Исполнительные центральные органы. К концу правления Екатерины большинство коллегий прекратило свою существование, а их функции были спущены из центра на губернский уровень. Были оставлены лишь те коллегии, дела которых нельзя было передать органам местного управления: Иностранная, Военная, Морская и Коммерц-коллегия.  
      Местные органы государственной власти. В 1775 году Екатерина Великая провела реформу губернского управления. Вместо существовавшего деления губерния-провинция-уезд было введено деление только на губернию и уезды, но число самих губерний резко увеличено и доведено до 40, позже до 51. Губернии стали равными по численности населения 300-400 тысяч человек, штат чиновников также выравнивался, в то время как раньше он и в густонаселенной губернии и маленькой был одинаковым. Произошла унификация государственного губернского управления и приведены к общероссийским стандартам управления управление в Прибалтике и на Украине. Губернаторы и городничие, представители государственных органов власти назначались из центра Сенатом.

В целом  органы самоуправления этого периода  по-прежнему не обладали достаточной  самостоятельностью; в условиях абсолютизма  и централизации они являлись не чем иным, как придатком правительственной  администрации, служа целям укрепления самодержавия. Функции и компетенция органов местного государственного управления и общественного самоуправления не были четко разграничены, что, разумеется, не могло способствовать укреплению самоуправленческих институтов. Тем не менее формы самоуправления, возникшие в России в изученный период, безусловно, явились предшественниками более поздних форм, созданных реформаторами второй половины XIX века. Именно в этом и состоит их историческое и общественное значение.     

 Церковь. Во второй половине XVII века государство забирает себе хозяйственные функции церкви, основу самостоятельности, и пытается перевести ее служителей в разряд государственных служащих. Этот процесс начался еще при Петре Великом, когда во главе церкви встал государственный прокурор, Петр III пытался переодеть служителей в светские одежды, Екатерина Великая отобрала у церкви землю и крестьян, лишив экономической базы, император Павел I рассматривал себя как главу церкви и, заботясь о «своих» подчиненных повысил почти вдвое государственные денежные ассигнования на церковь. Таким образом, в XVII веке церковь все больше становится зависима от государственной власти и выполняет часть государственных функций в области идеологии.

Смысл просвещенного абсолютизма состоит  в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного  развития). Мысль о государстве  с просвещенным монархом, способным  преобразовать общественную жизнь  на новых, разумных началах, получила в 18-м веке широкое распространение. Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения  вынуждены были встать на путь реформ. 
Развитие и воплощение начал просвещенного абсолютизма в России приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя политика второй половины 18-го века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Мыслители 18 века. Екатерина 2