Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:14, курсовая работа
Важной составляющей всей системы государственного регулирования экономики является валютное регулирование, то есть, государственная регламентация валютных отношений, издание нормативных актов, оперативное руководство и валютный контроль со стороны соответствующих государственных органов, заключение международных валютных соглашений.
Необходимость государственного регулирования валютных отношений определяется потребностью в:
защите и обеспечении устойчивости национальной валюты, достижении ее конвертируемости;
приостановке бегства капитала за границу;
обеспечении поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическим сделкам;
Содержание
Введение 4
Глава 1. Место и роль валютного регулирования в экономике 6
1.1 Сущность, цель и принципы валютного регулирования 6
1.2 Объекты и субъекты валютного регулирования 10
1.3 Механизм валютного регулирования 12
Глава 2. Характеристика основных подходов к валютному
регулированию в мировой практике 17
2.1 Валютное регулирование в США 17
2.2 Валютное регулирование во Франции 19
2.3 Валютное регулирование в Японии 23
Глава 3. Особенности валютного регулирования в РФ 29
Заключение 32
Список использованной литературы 35
Первый этап - зарождение системы государственного валютного регулирования.
Необходимость регулирования валютных отношений возникла вследствие I Мировой войны, истощившей национальные экономики, ввергнув мировые державы в состояние разрухи. Системы денежного обращения этих стран, и без того находившиеся в состоянии перманентного кризиса, были нарушены. Поэтому Франция с августа 1914 г. ввела принудительный курс банкнот и отменила их размен на золото9.
После
Великой депрессии и
Но данные меры оказывались неэффективными, так как носили половинчатый, рекомендательный характер. Правительство было вынужденно принять закон, запрещающий операции с золотом и его ввоз-вывоз без разрешения Банка Франции, и провести ряд девальваций в 1936-1938 гг. Эти действия и обязательство не восстанавливать валютный контроль дали возможность вернуть значительное количество «блуждающих капиталов»10.
Таким образом, перед началом II Мировой войны Франция использовала несколько способов регулирования валютных отношений: прекращение обмена банкнот на золото, девальвацию золотого содержания, ряд рекомендаций Центробанка, запрет на операции с золотом и его вывоз. Все ограничения носили краткосрочный и нерешительный характер, а равновесие на денежном и валютном рынках достигалось в основном за счет девальвации.
Второй этап (1945-1958 гг.) - жесткая система государственного валютного регулирования.
После II Мировой войны в валютном регулировании Франции происходят качественные изменения. Оно приобретает постоянный характер, но реализуется преимущественно в форме валютных ограничений. Система валютных ограничений во Франции в этот период начинается с декрета от 15 июля 1947 г. и отдельных распоряжений, издаваемых Министерством финансов и экономики или входящим в это министерство Валютным бюро.
25
марта 1957 г. в Риме главы
шести государств (ФРГ, Бельгии,
Франции, Италии, Люксембурга, Нидерландов)
подписали договор «Об
Валютное регулирование во Франции отныне приобретает более конкретный характер, часто проявляющийся в довольно жестких формах. Это было следствием усиливающейся конкуренции между ведущими мировыми державами и быстро растущего лидерства США. Благодаря принятым мерам Франции удалось стабилизировать денежное обращение и установить пока еще хрупкую, относительную устойчивость национальной валюты.
Третий
этап (1958-1985 гг.) - переходный период от
жесткой системы валютного
28
декабря 1966 г. во Франции был
принят закон, призванный
В 1967 г. обратимость франка по текущим операциям была распространена и на резидентов. Одновременно устанавливался свободный ввоз-вывоз золота как резидентами, так и нерезидентами. Сохранялся лишь контроль над прямыми иностранными инвестициями во Франции и французскими инвестициями за границей, над эмиссией иностранных ценных бумаг на французском рынке, получением местными предприятиями займов за границей (на сумму свыше 2 млн. франков, причем банки могли предоставлять и получать кредиты за границей без ограничений).
На фоне очевидных успехов совершенно неожиданным оказался разразившийся в 1968-1969 гг. второй валютный кризис во Франции. Непосредственным толчком к нему послужили события в мае-июне 1968 г. (студенческие волнения, всеобщая забастовка), а также спекуляция в пользу западногерманской марки в ожидании ее ревальвации. Однако эти факторы смогли вызвать валютный кризис только лишь вследствие действий структурного порядка.
Неустойчивость
экономической стратегии
Четвертый этап (1985-1990 гг.) - либерализация в области государственного валютного регулирования.
Франция предпочла поэтапную отмену валютного регулирования.
Во-первых, национальным компаниям с мая 1987 г. было разрешено распоряжаться валютными счетами как во Франции, так и за рубежом. До этого экспортирующим предприятиям жестко предписывалось ввозить в страну иностранную валюту и в срок не более трех месяцев обменивать ее на франки. Снятие валютного контроля позволило компаниям более гибко и децентрализованно управлять накоплением денежных ресурсов12.
Во-вторых,
для покрытия растущих валютных рисков
по импортным операциям
В-третьих, предприятия получили право свободной эмиссии займов за рубежом. В результате этого банки практически утратили возможность жестко контролировать осуществление валютных операций юридическими лицами.
В-четвертых, экспорт и импорт золота были приравнены к режиму торговых операций, отменены предварительные разрешения на их осуществление со стороны Банка Франции.
В-пятых, полностью отменены ограничения на вывоз валюты из страны для туристов, которые обязаны лишь заявить о вывозимой сумме, если она превышает 50 тыс. франков. При этом установлен льготный фискальный режим при создании коммерческой сети за рубежом.
В-шестых, было снято предписание французским компаниям, осуществляющим прямые инвестиции за границей, финансировать значительную часть их в иностранной валюте.
Таким образом, в 80-х годах во Франции зарубежные капиталовложения стали окончательно рассматриваться как важнейшее средство «международного видения и мышления» французских предпринимателей, как база для интенсификации товарного экспорта.
Пятый этап (с 1990 г. по настоящее время) - противодействие легализации доходов, полученных незаконным путем.
Иена – национальная денежная единица Японии. Формальные обязательства по статье VIII (раздела 2,3 и 4) Устава МВФ приняты страной 1 апреля 1964 г. Финансовые органы не устанавливают ограничений на проведение валютных операций. Валютный курс определяется на основе спроса и предложения на валютных рынках. При необходимости центральный банк страны проводит валютные интервенции. Основной валютой интервенции выступает доллар США13.
Уполномоченные японские банки свободно осуществляют валютные операции со своими клиентами, с банками-нерезидентами и между собой. Срочные сделки могут заключается с любыми валютами, котируемыми на Токийском валютном рынке и на других ведущих международных валютных рынках. Отсутствуют какие-либо официально установленные курсы на форвардном рынке. Срочные сделки заключаются на основе свободных рыночных ставок. Покупка или продажа иностранной валюты производится без налогов и субсидий.
Контроль за валютными и внешнеторговыми операциями осуществляют в основном Министерство финансов, Министерство внешней торговли и промышленности (МИТИ) и Банк Японии как агент правительства. Основную роль в проведении расчетов играют уполномоченные банки. Контроль за экспортно-импортными операциями возложен на МИТИ.
Платежи во все страны и поступления из-за границы осуществляются в любой валюте, включая иену. Нерезидентам открываются счета в иенах в любых уполномоченных банках Японии. Отсутствуют ограничения по операциям, проводимым по таким счетам и остатки свободно конвертируются. Однако во избежание резких колебаний курса иены могут быть ограничены выплаты процентов по указанным счетам.
Импорт товаров в Японии осуществляется свободно за исключением ввоза запрещенных товаров или импорта из некоторых стран. В Японии ограничен ввоз товаров 77 наименований, подпадающих под систему импортных ограничений и связанных с монополией государственной торговли, национальной безопасностью, здравоохранением и т.п. Для ввоза этих товаров в Японию импортеры получают сертификат импортной квоты, что позволяет им приобрести импортную лицензию у уполномоченного валютного банка автоматически при предоставлении заявления. Для импорта ряда товаров из некоторых государств, в частности, из Югославии, Ирака и Ливии, требуется предварительное разрешение МИТИ. А для платежей в эти страны необходимо согласие Минфина. Соответствующее одобрение МИТИ требуется при расчетах по открытым счетам или если платежи производятся спустя два года после получения импортной декларации или отгрузки.
Ограничения по экспорту вводятся в соответствии с Законом об экспортных и импортных операциях и Распоряжением о контроле за экспортом, изданным в соответствии с Законом о контроле над иностранной валютой и внешней торговлей. Такие ограничения могут вводиться в целом для всех стран или в отношении определенных государств и включают в себя ограничения по объему экспорта, по экспортным ценам и т.п. В конце 1993 г. добровольные ограничения были введены на экспорт из Японии в США и ЕС ряда текстильных товаров, на экспорт в США легковых автомобилей и грузовых автомобилей в страны ЕС. Кроме того, контролируется экспорт в страны ЕС некоторых марок и видеомагнитофонов14.
На конец 1993 г. в Японии в соответствии с Законом об экспортных и импортных операциях действовали 27 экспортных картелей. Товары 228 наименований подлежали лицензированию в соответствии с Законом о контроле над иностранной валютой и внешней торговлей, для контроля за их экспертом в некоторые страны, в связи с нехваткой на внутреннем рынке (например, никель) или затем, чтобы определить введение импортных ограничений другими странами на ввоз ими некоторых видов текстильной продукции. Требуется одобрение МИТИ для экспорта товаров на переработку или на экспорт тех товаров, расчеты по которым осуществляются по формам, указанным выше.
Индивидуальному лицензированию подлежат некоторые сырьевые товары, вывозимые для дальнейшей их переработки за рубежом или реимпорт. На экспорт в Югославию, Ирак и Ливию требуется разрешение МИТИ.
Поступления по невидимым операциям в основном осуществляются без лицензии. Резиденты и нерезиденты могут свободно ввозить валюту любой страны на неограниченную сумму. Платежи по невидимым операциям производятся в основном без ограничений. Но юридически и физическим лицам, кроме государственных учреждений, необходимо получить одобрение Банка Японии для перевода за границу даров и пожертвований (кроме государственных учреждений) нерезидентам (за исключением родственников за рубежом) на сумму свыше 5 млн. иен. Переводы родственникам за границу, а также другие виды переводов и платежей по невидимым операциям (например, покупка валюты для зарубежной поездки) производятся без ограничений. Но требуется одобрение Банка Японии на вывоз национальной валюты на сумму свыше 5 млн. иен15.
Операции, связанные с движением капитала, в основном осуществляются свободно. Но иногда требуется выполнить ряд условий:
Во-первых, получить предварительное разрешение;
Во-вторых, подать предварительное уведомление с определенным периодом ожидания, в течение которого Минфин или МИТИ могут потребовать отложить сделку или изменить отдельные детали контракта; в-третьих, например предварительное уведомление без периода ожидания.
Движение валют и внешние расчеты по торговым сделкам и инвестициям в Японии регулируются базовым Законом «О контроле за иностранной валютой и внешней торговлей», а также многочисленными постановлениями правительства и ведомственными актами. Этот закон регулирует: