Мифология древних славян

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

А ведь многие обычаи как раз оттуда, из наших языческих времён. Там, в этом загадочном и необыкновенно интересном мире, коренится наше мировоззрение. Неужели же справедливо, что мы во всех подробностях изучаем египетских, греческих, римских Богов, а своих даже не знаем.
Важная черта образа жизни и мысли древних славян - представление о неразрывном единстве-родстве живущих с предками-праотцами и богами как условии гармонии миров: земного и небесного. Хрупкость такого равновесия ощущалась людьми и олицетворялась ими в битве Правды и Кривды.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................
3
1. УРОВНИ СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ.................................................
6
2. ПАНТЕОН БОГОВ........................................................................................
8
2.1. ГЛАВНЫЕ БОГИ........................................................................................
8
2.2. БОГИ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКОЙ ЭПОХИ....................................................
8
2.3. БОГИ ВОЙНЫ............................................................................................
13
3. ДОМАШНИЕ БОЖЕСТВА..........................................................................
15
3.1. НЕЧИСТАЯ СИЛА....................................................................................
15
3.2. БОЖЕСТВА – ЧУДОВИЩА.....................................................................
23
4. ОТРАЖЕНИЕ СЛАВЯНСКИХ БОГОВ В СКАЗКАХ...............................
25
4.1. ВЛАСТИТЕЛИ ИНОГО МИРА................................................................
25
4.2. СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ..........................................................................
27
4.3. ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ............................................................................
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................
30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 58.22 Кб (Скачать)
4.2. СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ

 

Сказки  о животных родились из поклонения различным животным славянских племён. Медведь – самый сильный лесной зверь. У русских медведь – «дедушка», «старик». Верили, что медведь может помочь человеку, вывести заблудившегося из леса. Во времена сложения сказки как художественного явления медведю сообщили черты государя – владыки округа, обладателя власти над всеми. Из животных и птиц «положительными героями» сказочники сделали кота и петуха. Кот верен в дружбе и трижды спасает петуха от смерти. Воинственный петух готов прийти на помощь всякому обиженному.

 

4.3. ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ

 

Ни одна волшебная сказка не обходится без  вмешательства в жизнь человека чуда.

Многие  волшебные сказки говорят о запрете  оставлять дом, покидать жилище, вкушать  какую-либо еду или питье, прикасаться  к чему-либо. Характерно начало многих волшебных сказок. Родители уходят из дома и наказывают дочке: «Будь  умница, береги братца, не ходи со двора». Забыла дочка наказ. Налетели гуси-лебеди и унесли мальчика на крыльях («Гуси-лебеди»). Сестрица Аленушка не велит брату  Иванушке пить на дороге из копытного  следа, полного водицы, а братец не послушался – и стал козленком («Сестрица  Аленушка и братец Иванушка»). Княжна нарушила наказ мужа, вышла в сад, стала купаться – и обратила ее злая колдунья в белую утицу («Белая уточка») и т.д. Запреты оказываются  нарушенными, и проступки никогда  не остаются без последствий. Вольный  или невольный нарушитель табу мог  избежать гибельного действия враждебных сил, если предпринимал охранительные  действия. Человек придумал спасительную магию, наделил силой «оберегов» множество предметов. Логика защиты лежит в основе многих действий сказочных персонажей. Брошенный через плечо гребешок вырастал в частый лес, полотенце расстилалось рекой и спасало человека от погони чудовища. Эти и подобные им мотивы, поэтически разработанные в сказках, берут начало в обрядовой магии, в вере в спасительную силу предметов-оберегов. Предметы и вещества творят чудеса. Например, вода – частая принадлежность ряда древних обрядов – в сказках возвращает зрение, прежний облик и благополучие, дарует молодость, исцеляет от болезней, оживляет, делает героя сильнее страшных чудовищ. Есть в сказках и вода, которая может обратить человека в зверя, птицу.

Связь сказочного вымысла с магическим действием  обнаруживается и тогда, когда речь заходит о волшебном слове: после  его произнесения все подчиняется  воле человека. По единому слову  возводятся золотые дворцы, строятся хрустальные мосты, мостятся дороги, воздвигаются города, ткутся огромные ковры. Существуют и сюжеты, которые  сопряжены с поиском заветного  слова, которое защитит от беды, накликанной  неосторожно вырвавшимся черным словом.

Весь  мифологический рассказ, прообраз поздней  волшебной сказки, пронизывала наставительная мысль о том, что не должен делать человек и что ему делать, если он вольно или невольно нарушил бытовое  установление.

И в нездешнем  мире человек находил себе помощников. Это звери-тотемы и предки, недавно  умершие родственники. В сказке о  Хаврошечке такой помощницей становится корова, в сказке о «Сивке-бурке» – чудесный конь, который и в  других сказках неизменно оказывает  помощь герою. Сокол, орел и ворон  становятся мужьями трех царевен, и  зятья помогают своему шурину добыть невесту-красавицу, а когда она  пропадает, помогают найти ее («Марья Моревна»). Медведь, заяц, собака, щука и другие звери, птицы, рыбы постоянно  выручают героя из беды. Мотив помощи, оказываемый герою, соединяется  и с действиями Яги. Она принимает  на себя роль дарительницы какого-либо чудесного предмета, дает совет-наставление, как вести себя. Иван от нее получает клубок, который катится и ведет к цели. Яга или безымянная старуха может подарить чудесного коня, на котором герой в мгновение ока покроет тысячеверстные расстояния, достигнет неведомого Тридевятого царства. Яга одаривает Ивана полотенцем, которым стоит лишь махнуть – и встанет диковинный мост. Однако в ряде сказок Яга наделена чертами людоедки, похитительницы детей («Терешечка», «Гуси-лебеди»), чертами злой и коварной воительницы, беспощадной к своим жертвам («Медведко, Усиня, Горыня и Дубыня богатыри»).

Носителями  зловещих действий сказочное повествование  сделало разных чудовищ, в том  числе Кощея. В образе есть интересная черта, которая говорит о многом. Смерть Кощея скрыта в яйце, а яйцо – в гнезде, а гнездо – на Дубе, а дуб – на острове, расположенном в безбрежном море. В яйце как бы материализовано начало жизни, это то звено, которое делает возможной непрерывную жизнь. Только раздавив яйцо, можно положить конец жизни. Сказка не мирилась со злом и устраняла бессмертие Кощея понятным и наивным способом – раздавив зародыш.

 Сказочный  вымысел заключает в себе достаточно  сложный состав представлений,  вероятно, пришедший на смену  более простым формам традиционной  магии и мифов. Все в сказках необыкновенно: люди, земля, горы, реки, деревья; даже вещи, предметы, орудия труда. Топор сам рубит лес, дубина сама бьет врагов, мельница мелет без человека и пр. Из сумы выскакивают здоровенные парни, готовые оказать любую услугу. Взмывает в поднебесье ковер-самолет. В небольшом сундучке помещается целый город с домами, улицами, жителями. Исчезни эти чудеса – вряд ли оборот событий в сказке принял бы желаемое течение. Мешала логика обыденного. Чудесные предметы и чудесный воображаемый мир был нужен для того, чтобы в придуманном повествовании виновникам страданий было воздано по заслугам. Сказочники не желали оставить ни одну обиду неотмщенной.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Всякое явление в природе, делалось понятным и доступным человеку, только через сближение со своими ощущениями и действиями.

Иной образ мышления, который  мог бы указать ему в природе  те бездушные стихии, какие мы видим  в ней, был не возможен, а был  покорным орудием в руках человека. Но такой язык, как известно, создается  медленными усилиями развития, цивилизации; в ту отдаленную эпоху всякое слово  отличалось материальным, живописующим характером. Мы и сейчас выражаемся: солнце восходит или садится, буря воет, ветер свистит, гром ударяет, пустыня  молчит: мы и сейчас говорим о  силах природы как о чем-то свободно действующем и только благодаря  современным научным сведениям  мы не придаем этим старинным, освященным привычкою выражениям буквального  смысла.

Также можно сделать вывод, что суеверия древних славян до сих пор живы, несмотря на то, что мы живём в XXI веке - веке интенсивно развивающихся компьютерных и информационных технологий, если нам перебежит дорогу чёрная кошка, мы стараемся не переходить дорогу, а некоторые люди даже три раза плюют через плечо. Ещё считается, что нельзя переступать через ноги младенцев, иначе они не вырастут. Многие из нас боятся смотреть в разбитое зеркало – так как это признак несчастья.

Наверное, поэтому, то во что верили славяне, до сих пор живо в подсознании  русских людей.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

    1. Грицанов А.А., Филиппович А.В. « Язычество»- Минск : Книжный Дом, 2006. - 384 с.
    2.     Рыбаков Б.А. «Язычество древних славян». М.: Наука, 1981., -      607 с.
    3. Шеппинг Д. «Мифы славянского язычества» - М.: АСТ, 2008. - 304 с.
    4.    Интернет – ресурсы:
      • http://allbest.ru
      • http://godsbay.ru/slavs
      • http://referat.kulichki.net
      • http://slavyans.narod.ru
      • http://slawianie.narod.ru

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Мифология древних славян