Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 22:19, реферат
История России – неотъемлемая часть всемирной истории. В мировом цивилизационном развитии Россия занимает особое место. Расположенная территориально в Европе и Азии, она естественно подвергалась влиянию соседних как западных, так и восточных стран. Исторический процесс взаимосвязан и взаимообусловлен. В процессе формирования российской государственности по-разному испытывалось воздействие как восточного, так и западного типов цивилизаций. Но нельзя отрицать и того, что история России носит самостоятельный характер.
Введение.…………………………………………………………………3
Глава I……………………………………………………………………6
Глава II……………………………………………………………......…9
Глава III………………………………………………………………...15
Заключение…………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………...24
обязанности неправославного населения и т.п. Фактически основное бремя
государственного строительства несло население центральных русских губерний. В советский период была продолжена та же политика: развитие
союзных
республик происходило во многом за счет
РСФСР.
Религиозный (конфессиональный) фактор
Важность конфессионального
социальной психологии народа.
Особая роль в формировании
и развитии российской
принадлежит Русской православной церкви, оказавшей значительное воздействие на образ жизни народа. Приняв в 988 г. христианство (в право-
славном варианте), русский народ получил богатейшую литературу на славянском языке, практически адекватную той, которая составляла круг христианского чтения в самой культурной стране того времени – Византии, по отношению к которой Западная Европа (продукт ассимиляции варварами
осколков Римской империи) была задворками. (Хотя формальное разделение христианской церкви на православную и католическую произошло
только в 1054 г., различия (догматические, обрядовые и др.) возникли ещё
в IX веке. Например, для Востока в целом было характерно мистико-созерцательное отношение к вере, для Запада – рационалистическое.
Именно на Западе, где на основе кровнородственной общины рано про-
явился культ индивидуализма и иерархии, римская церковь изначально акцентировала внимание на структурно-иерархических проблемах. В римской церкви восторжествовал принцип полного размежевания мирян и
священства, а многоступенчатая структура священства претендовала на
исключительное право общения с Богом, на материальные и политические
привилегии, вплоть до признания власти папы выше императорской. Для
православной государственности характерно иное взаимоотношение светской и церковной властей – не верховенство одной из них, а симфония
властей.)
Православие было принято в России потому, что оно больше других религий соответствовало духовным запросам и складывавшемуся хозяйственному укладу. Российская цивилизация, насчитывающая более 1000 лет, строилась на иных основаниях, нежели Запад. Впоследствии абсолютное большинство её населения в повседневной жизни никогда не руководствовалось идейным багажом Великой французской революции и протестантской этики в качестве мотивации к труду и богатству. Например, такая ценность, как Свобода. В европейской традиции главный акцент делается на уточнение того, от каких факторов зависит свобода, например, от вмешательства государства в какие-то сферы жизни общества и человека. А в
православной традиции главным вопросом всегда было то, для чего нужна
человеку свобода, что предполагает поиск нравственного ориентира для ее
использования. Заметим, что взгляды русских философов и писателей
XIX в., оказавшие такое сильное влияние на весь мир, порождены были
прежде
всего православным сознанием с
его приматом нравственных категорий
перед беспредельным
Немаловажно и то, что в России православными являются помимо
славянских народов большинство верующих коми, карелов, марийцев,
мордвы,
осетин, чувашей, хакасов, якутов и других.
Это позволяет православию, последователи
которого ныне составляют почти ¾ верующего
населения, выступать одной из цивилизационных
основ огромной конфессиональной полиэтнической
общности, сближая культуру, быт, помогая
ощущать солидарность друг с другом разных
народов. Устойчивость российской цивилизации
– вопреки всем историческим перипетиям
– поддерживает приверженность большинства
населения своей концепции бытия, своих
традиционных ценностных представлений.
Это способствует известной общественной
сплоченности, во многом нейтрализующей
существующие противоречия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Последнее
десятилетие развития общественной
мысли привело к оформлению различных
концептуальных моделей (применительно
к российской истории). Разнообразие точек
зрения можно свести к двум основным подходам.
В первом случае, образ России противопоставляется
идеалу цивилизации, Россия лишается цивилизационной
целостности (или полноценности) и превращается
в «конгломерат цивилизаций», «неоднородное
сегментарное общество», «расколотое
общество». Во втором, идеям цивилизационной
недоразвитости и «межцивилизационности»
России противостоит концепция, в рамках
которой Россия рассматривается как локальная
цивилизация. Среди сторонников цивилизационного
подхода, разделяющих представление о
самобытности России существует несколько
точек зрения. Одни видят в ней центр православной
или же славянской цивилизации, тем самым
«втягивая» в её цивилизационную орбиту
государства с преимущественно славянским
населением. В истории XX века концепция
находит некоторое подтверждение: все
славянские государства после Второй
мировой войны вошли в сферу влияния СССР.
Другие, видимо, учитывая многонациональный
состав населения России, действующий
на протяжении всей её истории особый
механизм межэтнического взаимодействия,
выделяют особую российскую цивилизацию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991.
2. Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственности.
М.: Интерпракс, 1995. С. 16 – 27. (Глава 1. Геополитические факторы
становления и развития
3. Киселев А. «У всякого народа есть родина, но только у нас – Россия»
(Георгий Федотов) // Высшее образование в России. 2003. № 4. С. 139
– 151.
4. Кузьмин
А.Г. Мародеры на дорогах
2005.
5. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М.: РОССПЭН, 1998.
6. Нарочницкая Н.А. За что и с кем мы воевали. М.: «Минувшее», 2005.
7. Нарочницкая
Н.А. Россия и русские в
нар. отношения, 2005.
8. Отечественная история: Учебное пособие для технических вузов / Под
ред. Е.В. Бодровой, Т.Г. Поповой. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ИПР
ВПО МАДИ (ГТУ), МГИЭМ, МГАПИ, 2005. С. 35 – 42.
9. Перевезенцев
С.В. Россия
или Запад? // Православный
образовательный портал «Слово»http://www.portal-
10. Проскурякова Н.А. Концепции цивилизации и модернизации в отечественной историографии // Вопросы истории. 2005. № 7. С. 153 – 165.
11. Российская цивилизация: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред.
М.П. Мчедлова. М.: Академический Проект, 2003.
12. Россия в мировой истории: Учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. /
Под общ. ред. В.С. Порохни. М.: Логос, 2003. С. 19 – 21.
13. Россия и мир: Учебная книга по истории. В 2-х частях. Часть 1 / Под
общ. ред. проф. А.А. Данилова. М.: ВЛАДОС, 1994. С. 6 – 21. (Введение. Факторы самобытности русской истории.)