Место и роль России в мировой истории. Факторы самобытности исторического пути России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 22:19, реферат

Краткое описание

История России – неотъемлемая часть всемирной истории. В мировом цивилизационном развитии Россия занимает особое место. Расположенная территориально в Европе и Азии, она естественно подвергалась влиянию соседних как западных, так и восточных стран. Исторический процесс взаимосвязан и взаимообусловлен. В процессе формирования российской государственности по-разному испытывалось воздействие как восточного, так и западного типов цивилизаций. Но нельзя отрицать и того, что история России носит самостоятельный характер.

Оглавление

Введение.…………………………………………………………………3
Глава I……………………………………………………………………6
Глава II……………………………………………………………......…9
Глава III………………………………………………………………...15
Заключение…………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………...24

Файлы: 1 файл

Место и роль России в мировой истории.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

обязанности неправославного населения и  т.п. Фактически основное бремя

государственного  строительства несло население  центральных русских губерний. В  советский период была продолжена та же политика: развитие

союзных республик происходило во многом за счет РСФСР. 
 

Религиозный (конфессиональный) фактор

     Важность конфессионального фактора  определяется системообразующей  ролью религии в процессе формирования  менталитета, т. е. системы духовных  ценностей и нравственных ориентиров, миропонимания и

социальной  психологии народа.

     Особая роль в формировании  и развитии российской цивилизации

принадлежит Русской православной церкви, оказавшей  значительное воздействие на образ  жизни народа. Приняв в 988 г. христианство (в право-

славном варианте), русский народ получил  богатейшую литературу на славянском языке, практически адекватную той, которая составляла круг христианского  чтения в самой культурной стране того времени – Византии, по отношению к которой Западная Европа (продукт ассимиляции варварами

осколков  Римской империи) была задворками. (Хотя формальное разделение христианской церкви на православную и католическую произошло

только  в 1054 г., различия (догматические, обрядовые  и др.) возникли ещё

в IX веке. Например, для Востока в целом было характерно мистико-созерцательное отношение к вере, для Запада – рационалистическое.

Именно  на Западе, где на основе кровнородственной  общины рано про-

явился  культ индивидуализма и иерархии, римская церковь изначально акцентировала внимание на структурно-иерархических проблемах. В римской церкви восторжествовал принцип полного размежевания мирян и

священства, а многоступенчатая структура священства претендовала на

исключительное  право общения с Богом, на материальные и политические

привилегии, вплоть до признания власти папы выше императорской. Для

православной  государственности характерно иное взаимоотношение светской и церковной  властей – не верховенство одной  из них, а симфония

властей.)

    Православие было принято в  России потому, что оно больше других религий соответствовало духовным запросам и складывавшемуся хозяйственному укладу. Российская цивилизация, насчитывающая более 1000 лет, строилась на иных основаниях, нежели Запад. Впоследствии абсолютное большинство её населения в повседневной жизни никогда не руководствовалось идейным багажом Великой французской революции и протестантской этики в качестве мотивации к труду и богатству. Например, такая ценность, как Свобода. В европейской традиции главный акцент делается на уточнение того, от каких факторов зависит свобода, например, от вмешательства государства в какие-то сферы жизни общества и человека. А в

православной  традиции главным вопросом всегда было то, для чего нужна

человеку  свобода, что предполагает поиск  нравственного ориентира для ее

использования. Заметим, что взгляды русских  философов и писателей

XIX в., оказавшие  такое сильное влияние на весь  мир, порождены были

прежде  всего православным сознанием с  его приматом нравственных категорий  перед беспредельным рационализмом европейской цивилизации.

    Немаловажно и то, что в России  православными являются помимо

славянских  народов большинство верующих коми, карелов, марийцев,

мордвы, осетин, чувашей, хакасов, якутов и других. Это позволяет православию, последователи  которого ныне составляют почти ¾ верующего населения, выступать одной из цивилизационных основ огромной конфессиональной полиэтнической общности, сближая культуру, быт, помогая ощущать солидарность друг с другом разных народов. Устойчивость российской цивилизации – вопреки всем историческим перипетиям – поддерживает приверженность большинства населения своей концепции бытия, своих традиционных ценностных представлений. Это способствует известной общественной сплоченности, во многом нейтрализующей существующие противоречия. 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Последнее десятилетие развития общественной мысли привело к оформлению различных концептуальных моделей (применительно к российской истории). Разнообразие точек зрения можно свести к двум основным подходам. В первом случае, образ России противопоставляется идеалу цивилизации, Россия лишается цивилизационной целостности (или полноценности) и превращается в «конгломерат цивилизаций», «неоднородное сегментарное общество», «расколотое общество».  Во втором, идеям цивилизационной недоразвитости и «межцивилизационности» России противостоит концепция, в рамках которой Россия рассматривается как локальная цивилизация. Среди сторонников цивилизационного подхода, разделяющих представление о самобытности России существует несколько точек зрения. Одни видят в ней центр православной или же славянской цивилизации, тем самым «втягивая» в её цивилизационную орбиту государства с преимущественно славянским населением. В истории XX века концепция находит некоторое подтверждение: все славянские государства после Второй мировой войны вошли в сферу влияния СССР. Другие, видимо, учитывая многонациональный состав населения России, действующий на протяжении всей её истории особый механизм межэтнического взаимодействия, выделяют особую российскую цивилизацию. 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Данилевский  Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991.

2. Коржихина  Т.П., Сенин А.С. История российской  государственности.

    М.: Интерпракс, 1995. С. 16 – 27. (Глава  1. Геополитические факторы

    становления и развития российской  государственности).

3. Киселев  А. «У всякого народа есть  родина, но только у нас –  Россия»

    (Георгий Федотов) // Высшее образование  в России. 2003. № 4. С. 139

    – 151.

4. Кузьмин  А.Г. Мародеры на дорогах истории.  М.: «Русская панорама»,

    2005.

5. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М.: РОССПЭН, 1998.

6. Нарочницкая  Н.А. За что и с кем мы  воевали. М.: «Минувшее», 2005.

7. Нарочницкая  Н.А. Россия и русские в мировой  истории. М.: Между-

    нар. отношения, 2005.

8. Отечественная  история: Учебное пособие для  технических вузов / Под

    ред. Е.В. Бодровой, Т.Г. Поповой.  Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ИПР

    ВПО МАДИ (ГТУ), МГИЭМ, МГАПИ, 2005. С. 35 – 42.

9. Перевезенцев  С.В.      Россия      или     Запад?    // Православный образовательный портал «Слово»http://www.portal-slovo.ru/rus/history/49/61/1476/$detail_annotation/

10. Проскурякова  Н.А. Концепции цивилизации и  модернизации в отечественной  историографии // Вопросы истории. 2005. № 7. С. 153 – 165.

11. Российская цивилизация: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред.

    М.П. Мчедлова. М.: Академический Проект, 2003.

12. Россия  в мировой истории: Учебник  для вузов. 2-е изд., испр. и доп. /

    Под общ. ред. В.С. Порохни.  М.: Логос, 2003. С. 19 – 21.

13. Россия и мир: Учебная книга по истории. В 2-х частях. Часть 1 / Под

    общ. ред. проф. А.А. Данилова. М.: ВЛАДОС, 1994. С. 6 – 21. (Введение. Факторы  самобытности русской истории.)

Информация о работе Место и роль России в мировой истории. Факторы самобытности исторического пути России